Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Агрессия у детей и подростков

Долгие годы в педагогике и психологии об агрессии у детей говорить было просто не принято. Нельзя сказать, что этот термин не упоминали авторы различных работ, но делали они это как бы мимоходом, перечисляя нарушения поведения у детей в тех или иных ситуациях. Агрессия воспринималась, с одной стороны - как «пережиток прошлого», а с другой стороны - как издержки воспитания в конкретной семье.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Агрессия у детей и подростков':


Агрессия у детей и подростков
Введение
Долгие годы в педагогике и психологии об агрессии у детей говорить было просто не принято. Нельзя сказать, что этот термин не упоминали авторы различных работ, но делали они это как бы мимоходом, перечисляя нарушения поведения у детей в тех или иных ситуациях. Агрессия воспринималась, с одной стороны - как «пережиток прошлого», а с другой стороны - как издержки воспитания в конкретной семье. Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества. Становится ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития человеческого общества, но имеет некоторые свои специфические закономерности, которые нам малоизвестны. Как правило, взрослые стремятся подавить у ребенка желание ударить, отобрать, сказать что-то обидное другому человеку. В такие моменты мы забываем о своей ответственности за будущее наших детей, поскольку, загоняя внутрь непонятные детские проблемы, стоящие за их агрессивными проявлениями, мы не столько способствуем искоренению агрессии, сколько создаем условия, ухудшающие психологическое самочувствие ребенка и всю систему его отношения с миром.
Углубляясь в изучении проблемы агрессивности, специалисты обнаружили, что к сегодняшнему дню психологической литературы об этом явлении достаточно много. Однако по причине отсутствуя фундаментальных исследований в этой области, уровень и глубина представлений о детской агрессии остаются прежними, отражающими только внешние аспекты этого феномена.
В этом реферате, опираясь на полученные к сегодняшнему дню в науке результаты, я хочу понять, что мы можем сделать для ребенка, чтобы он мог научиться конструктивным отношениям с миром. У нас есть возможность помочь ребенку, который в детстве ведет себя агрессивно, сделать правильный выбор. Первый шаг к этому - научиться понимать его проблемы, второй - содействовать их разрешению. Представления о проблемах детской агрессии и способах помощи агрессивному ребенку будут вам в этом стремлении полезны и интересны
Цель: Познакомиться с детской и подростковой агрессией, а также о способах помощи агрессивного ребенку
Задачи: понять, как у ребенка формируются социальные эмоции, что такое агрессия и какая она бывает, изучить агрессивное поведение как проявление психологической защиты, стоит ли наказывать ребенка
Глава 1. Формирование у ребенка социальных эмоций
ребенок агрессия поведение
Дети очень эмоциональны и при этом их эмоции довольно быстро приходят на смену друг другу. Взрослому, как правило, не составляет большого труда отвлечь внимание плачущего ребенка, рассмешить грустного. Возможно, именно в силу привыкания родители становятся менее чувствительны и восприимчивы к переживаниям растущего ребенка и обращаются за консультацией к психологу, когда неблагополучие ребенка зашло слишком далеко. Хотелось бы добавить к этому, что многие родители считают предметом особой заботы развитие у ребенка, начиная чуть ли не с младенчества, интеллектуальных и каких-либо специальных способностей и крайне мало уделяют внимания эмоциональному состоянию своих детей. По крайней мере до тех пор, пока, как говорят, «гром не грянет». Не за один день развиваются депрессия, нежелание учиться, тревожность.
Эмоциональная сфера личности ребенка является одним из самых важных показателей уровня го социальной адаптации. Изучение развития человеческих эмоций имеет очень большое психолого-педагогическое значение. Воспитание подрастающего поколения предполагает не только развитие интеллекта у детей, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего нравственным нормам, принятым в обществе. Становление эмоциональной составляющей личности тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит глубокая перестройка органических потребностей. Если положительные эмоции у новорожденного возникают, когда он накормлен, ему уютно и тепло, он здоров, то уже у двухмесячного младенца появляются социальные эмоции - реакция на появление матери, комплекс оживления в его присутствии, ребенку становится небезразлично, кто его берет на руки и кормит.
Постепенно в процессе развития ребенок усваивает создаваемые обществом материальные и духовные ценности, которые, при правильном воспитании, становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. Ребенок учится сопереживать другому, и, даже когда он сам благополучен, у него не возникает радости, если болен или страдает его друг или кто-то из близких.
Эмоция представляет собой особую форму отражения человеком действительности. С ее помощью осуществляется психическое управление активностью. Окружающие взрослые, оценивающие поступки ребенка с точки зрения определенных социальных норм и требований, вызывают у ребенка те или иные эмоциональные состояния и тем самым оказывают существенное влияние не только на способы, но и на общую направленность, а также на динамику детской деятельности.
Также это относится и к усвоению ребенком таких понятий, как «что такое хорошо» и «что такое плохо». Осуждая или, наоборот, положительно оценивая конкретный поступок ребенка, мы даем ребенку возможность приобрести реальный опят в виде определенной гаммы переживаний в связи с соблюдением или нарушением той или иной нравственной формы. Эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний. Уже в 5-7-летние дети достаточно четко различают события, способные вызывать у окружающих переживания горя, радости и т.д., знают, что агрессия-это плохо и она осуждается взрослыми. При совершении проступка у ребенка возникает чувство вины, ему известны чувства, которые вызывает у человека дружба.
На протяжении дошкольного возраста происходит существенное изменение эмоциональных процессов, осуществляющих регуляцию всех видов деятельности. Большая роль в этих изменениях принадлежит появлению продуктивных видов деятельности.
Во-первых, происходит изменение содержания эмоций. Она выражается в первую очередь в возникновении особых форм сопереживания, сочувствуя другим людям, ради которых производятся действия. Например, ребенка стимулирует к хорошей работе понимание того, что маме будет приятно увидеть его результат.
Во-вторых, по мере усложнения деятельности и отдаления ее от начальных моментов, от конечных результатов меняется место эмоций во временной структуре деятельности. Эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи. Так, дети интеллектуально пассивные склоны избегать интеллектуальной деятельности, зная по собственному опыту, что сложение и вычитание яблок или конфет на занятии не приведет к увеличению количества таковых в карманах. Возникающие у ребенка при этих воспоминаниях отрицательные эмоции не столько стимулируют, сколько угнетают его умственную активность и снижают результаты работы.
Эмоциональное предвосхищение возникает в результате особой внутренней ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка,формирующегося на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью. В этой деятельности складывается своеобразная функциональная система, в которой органически сочетаются как собственно аффективные, так и особые познавательные процессы. Развиваясь в этой системе, эмоции интеллектуализируются, становятся умными, обобщенными, предвосхищающими; а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективный характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования. Это исключительно важно для того, чтобы усвоенные ребенком нравственные категории «добра и зла» и представления о том, что такое «хорошо и что такое плохо», стали реальными регуляторами его поведения.
Процесс интериоризации («присвоения, переноса внутрь») социальных требований, нравственных форм и правил поведения весьма сложен. Важнейшую роль в этом процессе играет авторитетный для ребенка взрослый. Характер его взаимоотношений с окружающими, его поведение, его аффективные реакции на происходящее задают ребенку не только эталон способов действия, но и учат определенному эмоциональному отношению к людям, служат образцом для аффективного подражания. Если взрослый, так сказать, «на словах» пытается объяснить ребенку, что обижать маленьких плохо, и при этом его аргументы не подкреплены эмоциональными переживаниями (сочувствие, жалость и т.д.) или эти переживания неадекватны словам (злость, агрессия, раздражение), вряд ли ребенок услышит и тем более правильно поймет, о чем именно идет речь и насколько это важно для его будущей жизни.
Влияние образа эмоционально-личностного отношения взрослого к социальным событиям и объектам на мотивационно-эмоциональную сферу личности ребенка возрастает, если взрослый не просто демонстрирует его пассивно созерцающему ребенку, а организует в соответствии с образцом детскую деятельность. Она должна быть направлена на достижение результатов, полезных для окружающих, на реализацию гуманного отношения к людям, на оказании помощи сверстникам и взрослым. Важно не просто научиться жалеть, важно научиться в помощи и поддержке, и оказывать ее. Особенно важное значение для формирования просоциальных мотивов и эмоциональных переживаний у детей имеет такой стиль руководства взрослого, при котором ребенокстановится полноценным участником совместной деятельности, получает возможность проявить известную инициативу и самостоятельность в достижении общей цели
Подводя итог сказанному, можно увидеть определенную последовательность формирования социальных эмоций у детей. При соблюдении описанных выше условий ребенок, подражая взрослому, первоначально чисто внешне, практически взаимодействует с окружающими, реализует те формы поведения, которые культивируются и санкционируются обществом. На этой основе у детей постепенно вырабатывается внутреннее эмоционально-чувствиненное отношение к людям, зарождаются эмпатийные переживания. Они играют важную роль в дальнейшем развитии просоциальных мотивов поведения. Так приобретается практический нравственный опыт. Впоследствии он становится основным источником чувств ребенка, и только этот опят может придать его эмоциональным предвосхищениям истинное просоциальное содержание и действительную силу, побуждающую ребенка к осмысленному нравственному поступку.
Глава 2. Агрессия
Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающими и общеупотребительными.
Агрессия это сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). По форме ее подразделяют на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную. А.Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуется цели, несвязанные с причинением вреда. В случаи инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.
Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессии. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, унижение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно встретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе; наемное убийство)
Э.Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, а также ряд других специалистов нередко прибегают к агрессивным действиям, имеющим целью выполнение профессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессии, при который ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессии включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию(фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции. В современной литературе последний вид поведения принято называть напористым, ассертивным, а не агрессивным.
Злокачественную агрессию Э. Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Он описывает виды деструктивности в более широком социальном и культурном контексте, чем в большинстве современных монографий. Кроме мстительности и специфического характера, Э. Фромм выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культурами, идеологическими движениями, а также оргиями, которые растормаживают подавленные влечения. Последний вид агрессии приводит к служению идеалу разрушения и к хронической ненависти.
А. Басс т и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:
.Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)
. Раздражение (вспыльчивость, грубость)
. Вербальная агрессия ( угрозы, крики, ругань)
.Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье)
. Негативизм (оппозиционное поведение)
Ю.Б. Можгинский выделяет 2 вида патологической агрессии - психотическую и трансформативную. В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшать вероятность более опасных действий.
В этологическом подходе положение о врожденной природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врожденные сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения. Согласно инстинктивистским теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. В психоанализе и этиологии не придается большого значения ситуативным переменным. Акцент делается на характерном для личности уровне агрессивности. Согласно К.Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, так же как у других живых существ.
В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколей. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т.е. у кого наименее вероятно наличие общих генов. Теория социального научения агрессии А. Банудура постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. Бандура выделял 3 вида поощрений и наказаний:
.Подкрепление собственного поведения окружающими
.Отношение к самому себе
.Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека
Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения.
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы, применение оружия. Скрытые формы выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Агрессия может быть направлена:
.На окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников)
.Только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов)
.На животных
.На себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, кусание ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте)
.На внешние физические объекты
.На символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков)
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Ведущая задача специалиста - определить индивидуальную направленность агрессивного поведения - его доминирующие мотивы. Мотивы могут осознаваться ребенком или подростком, но чаще агрессивное поведение побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа, включающего следующие моменты:
.Ситуация, в которой впервые имело место агрессивное поведение
.Ситуации, в которых агрессивное поведение проявляется в настоящее время
.Люди, в присутствии которых проявляется агрессивное поведение
.Что обычно предшествует агрессивному поведению
.Последующие события
.Реакция окружающих
.Что исключает данное поведение
.Отношение к агрессивному поведению самой личности
Растормаживают поведенческий самоконтроль любые стимуляторы, а также виды деятельности, вызывающие возбуждение на фоне измененного состояния сознания. Это могут быть препараты и деятельность, меняющие восприятие действительности и повышающие уровень активности.
Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызывать две взаимоисключающие эмоции - страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования - бегство (уклонение) или нападение. Выбор...

Похожие материалы:

Методический материал: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Реферат: Воспитание лидерских качеств у детей и подростков в условиях хореографического коллектива

Лекция: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ

Реферат: Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков

Статья: Современные рекомендации по стандартам ультразвуковой оценки объема щитовидной железы у детей и подростков