Курсовая работа: Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека

Акмеологические технологии разрабатываются в рамках модели предмета акмеологии, отражающей переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному. Данная модель включает интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности, алгоритмов и способов его развития, образа будущего состояния, ожидания контрольных механизмов и функционирования обратных связей.

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека':


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека»»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Технологии психологического консультирования как разновидность акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека
1.1 Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования и особенности запросов клиентов
.2 Стратегии психолого-акмеологического консультирования и основные приемы консультативной работы
.3 Схема сеанса индивидуального психолого-акмеологического консультирования
ГЛАВА 2. Тренинг как разновидность акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека
2.1 Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности и особенности поведения руководителя аутопсихологического тренинга
.2 Формирование тренинговой группы и основные этапы тренинга
2.3 Технологии ресурсосбережения как технологии, относящиеся ко всем типам аутопсихологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Акмеологические технологии разрабатываются в рамках модели предмета акмеологии, отражающей переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному. Данная модель включает интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности, алгоритмов и способов его развития, образа будущего состояния, ожидания контрольных механизмов и функционирования обратных связей.
Акмеологическая технология - совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. [10]
Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.
Акмеологическое воздействие - это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное, прежде всего, на развитие личности или группы. Акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития - объекта воздействия - и имеющее гуманистическую направленность. [10]
Акмеолога интересует то, что наилучшим образом способствует прогрессивному личностному развитию, независимо от того, является это «биологическим» или «социальным».
Поэтому, если у конкретной личности имеются акцентуации, которые не компенсируются (или их не следует компенсировать), они не имеют социально негативной направленности и сознательно контролируются личностью, акмеологи будут искать тот вид профессиональной деятельности, в котором данная акцентуация будет являться профессионально важным качеством. Умеренно выраженная акцентуация, имеющая социально позитивную направленность, в большинстве случае становится психологическим, профессионально важным качеством, помогающим добиться успеха в деятельности, именно такие акцентуации являются главными детерминантами профессиональных достижений.
Главное, чтобы такой человек нашел свое место в огромном профессиональном мире, и очень важно помочь человеку на ранних этапах его жизненного пути найти это место. Поэтому, огромное значение имеет акмеологическое сопровождение личностного и профессионального развития человека, что определяет актуальность выбранной темы - акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека. Учитывая важность проблемы, мы поставили цель работы:
представить тренинг и технологии психологического консультирования как разновидности акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека.
Объектом данного исследования является литература, связанная с заявленной проблематикой.
Предметом исследования - тренинг и технологии психологического консультирования как разновидности акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение задач исследования: 1) теоретический анализ литературы, освещающей состояние проблемы исследования;
) установление специфических особенностей тренинга и технологии психологического консультирования как разновидностей акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение:
тренинги и психологическое консультирование способствуют прогрессивному личностно-профессиональному развитию личности до уровня высокого профессионализма.
Проверка гипотезы и реализация поставленных задач осуществлялась при использовании следующих методов исследования:
теоретический анализ психологической и акмеологической литературы по проблемам технологий сопровождения личностно-профессионального развития человека;
методы наблюдения, беседы и другие.
При написании работы придерживались следующей структуры.
Во введении обосновываются цель, предмет, гипотеза исследования.
Глава первая посвящена теоретическому анализу психолого-акмеологической литературы по проблеме технологии психоконсультирования как разновидности акмеологических технологий личностно-профессионального развития человека. Также в главу вошли параграфы о понятии и структуре психологического консультирования, об особенностях акмеологического консультирования.
Глава вторая посвящена теоретическому анализу психолого-акмеологической литературы по проблеме тренинга как разновидности акмеологических технологий личностно-профессионального развития человека. В главу вошли параграфы о понятии и структуре тренинга, об особенностях проведения акмеологического тренинга.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы.
ГЛАВА 1. Технологии психологического консультирования как разновидность акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека
.1 Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования и особенности запросов клиентов
Сущностные характеристики индивидуальных форм психолого-акмеологического консультирования служащих, руководителей, топ-менеджеров, отличается от других видов психологической помощи клиентам (семейное, возрастно-психологическое консультирование, помощь в решении личностных проблем и проч.), что может быть представлено через прояснение следующих его особенностей [13].
. На уровне первичного запроса проблемы, которые клиент ставит перед консультантом, крайне редко носят личностный характер.
. Предметом психологического анализа в процессе консультирования клиента-руководителя часто становятся проблемы достижений, или, иначе говоря, вершинные, а не глубинные проблемы. Хотя анализ самой природы трудностей клиента тесно связан с поиском путей выхода из затруднений, все же чрезмерная сосредоточенность консультанта на углубленном изучении того, «почему все стало так плохо», а также сконцентрированность психолога преимущественно на объяснении причин неудовлетворительного состояния служебной, управленческой, организационной деятельности клиента оказывается менее предпочтительной по сравнению с поисками оптимального пути движения к желаемому результату.
. Позиция клиента-руководителя, клиента-менеджера, служащего, занимаемой им по отношению к консультанту-психологу будет тяготеть к «начальнически-родительской позиции», к общению с консультантом «сверху-вниз», как наиболее привычной. В других областях психологического консультирования клиент с одинаковой вероятностью может склоняться к принятию позиций в общении с консультантом «наравных», «сверху-вниз», «снизу-вверх», образно отражаемых в понятиях «взрослая позиция», «начальнически-родительская позиция», «детская подчиненная позиция». (Эти термины и понятия являются базовыми в походе к консультативной работе, известном как трансакционный анализ).
. Противоречивость отношения клиента к процессу консультирования. Клиент-руководитель - это человек, как правило, многого добившийся в своей профессиональной жизни, сделавший успешную карьеру. Это, во многом человек успеха, как он сам себя воспринимает. Противоречивость отношения такого клиента к консультированию является следствием того, что, с одной стороны он привык чувствовать себя успешным, привык опираться на свои способности анализировать, принимать решения, брать на себя ответственность, а с другой - сам факт обращения за психологической помощью может восприниматься им как утрата этих способностей. Кроме того, привлечение психолога-консультанта к решению управленческих проблем неизбежно, с точки зрения клиента-руководителя, связано со снижением его информационной безопасности. Ведь любая из тем, обсуждаемых с консультантом-психологом, предполагает ее закрытость. Сюда относятся проблемы собственного имиджа, нюансы в управлении и манипулировании подчиненными, анализ и интерпретация мотивов поведения членов своей команды, разработка вариантов взаимодействия с оппонентами, подготовка к переговорам. Все эти запросы, конечно же, объединяются одной проблемой - доверия людям, имеющей для руководителя не только личностный смысл, но и профессиональное значение. Психолог, консультирующий руководителя по названным вопросам, нередко самим фактом своего существования может порождать у клиента чувство неполноценности, выражающееся в форме неприятия, отторжения, даже агрессии по отношению к консультанту.
. Специфические причины возникновения недоверия у клиента к консультанту. Оно может порождаться такими соображениями клиента как: «Если ты такой умный, что же ты сам не стремишься управлять, занимать ответственный служебный пост, а только советуешь?». Этот невысказанный вопрос нередко исподволь, «незримо» влияет на общий процесс консультирования. Его непроясненность может существенно снижать эффективность многих полезных усилий консультантов.
. Повышенное в сравнении со всеми другими категориями клиентов внимание управленцев к возможной утечке информации, использующейся, вскрытой в процессе консультирования. Эта проблема не имеет общего решения. По мнению самых разных исследователей проблем консультирования лидеров, руководителей, без ангажированности психолога клиентом, без превращения его в личного сотрудника, в доверенное лицо клиента никакая работа вообще невозможна.
С другой стороны, ангажированность психолога делает его не просто полностью зависимым от клиента материально, морально, культурно, но лишает его возможности отстраненного взгляда на клиента, на корпоративную культуру организационной нормозадающей группы, на индивидуальную психологическую культуру ее участников.
. Клиенты принципиально не ориентированы на психотерапию, коммуникативный тренинг в его каноническом, «чистом» виде. Вера психолога в то, что тренинговая группа, деловая игра или, наконец, индивидуальная терапия является универсальным средством решения человеческих проблем, здесь только мешает.
На уровне первичного запроса психотерапия и психокоррекция воспринимаются клиентами как инструменты манипулятивного воздействия, которые можно направить и использовать с целью приведения своего значимого окружения к удовлетворяющему клиента состоянию. Таким образом, клиент ждет от консультанта манипуляции по отношению к другим и диалога по отношению к себе. Нежелание самому против своей воли становиться жертвой манипулятивного воздействия консультанта привносит в первичный запрос клиента элемент противоречия, нередко принимающего форму конфликта с консультантом.
Были проведены исследования содержания представлений клиентов о предстоящей психологической помощи. В результате которых было установлено, что клиент ждет от психолога-консультанта готовности манипулятивно воздействовать непосредственно на обратившегося за помощью клиента и предполагает также, что психолог-консультант воспринимает клиента как человека неполноценного, хотя и утверждает, что работает с психически здоровыми людьми. Такое ожидание является барьером на пути проведения полноценного консультирования. Особенно серьезным этот барьер становится, если в роли клиента выступает ответственный работник сферы управления, руководитель, государственный служащий. Вопреки ожиданиям клиента, профессионально действующий психолог-консультант, как показывают исследования, не готов к формулированию однозначных рекомендаций, к постановке диагнозов и проведению психологического манипулятивного воздействия. Консультант, прежде всего, стремится к диалогу с клиентом, к прояснению причин его проблем, значения для клиента заявленных им затруднений, смысла, который эти затруднения несут с точки зрения клиента. В результате, между клиентом и консультантом возникает напряженное поле конфликта, вызванного несоответствием ожидаемого клиентом и реально происходящего в процессе консультирования. Наличие такого несоответствия есть необходимый, но недостаточный показатель качества психологического индивидуального консультационного процесса. Таким образом, через конфликт ожиданий консультант выходит на диалог с клиентом, в ходе которого обеспечиваются возможности для прояснения и переформулирования клиентского запроса.
Анализ первичных запросов клиентов на управленческое консультирование позволяет выделить три особенности начального состояния клиентов [13]:
. Склонность клиента-служащего акцентировать свое внимание на внешних причинах затруднений, не зависящих от него самого.
. Недооценка собственных возможностей влиять на не удовлетворяющую ситуацию.
3. Не вполне ясное, порой отсутствующее, либо упрощенное представление клиента-служащего, руководителя о желаемом состоянии его организации, при котором не будет имеющихся сегодня затруднений. Иными словами, клиент очень хорошо знает, как ему сегодня «плохо», что мешает и почему, какова структура помех. Клиент является непревзойденным «специалистом» по части описания, детализации, анализа имеющихся у него проблем, он мастерски умеет доказывать безвыходность, тупиковость, уникальность своей ситуации. Здесь у клиента нет равных, и консультант, соревнующийся с ним в подобном анализе и описании, обречен на провал.
.2 Стратегии психолого-акмеологического консультирования и основные приемы консультативной работы
акмеологический консультирование тренинг личностный
Глубоко сосредоточившись на имеющихся проблемах, клиент-служащий, клиент-руководитель, как правило, почти не задумывается, что бы он делал, как бы он работал, если непреодолимая проблема исчезнет. Если не использовать эту особенность клиентской позиции, то для консультанта и клиента реальной становится перспектива увязнуть в «проблемном месиве». Чем больше консультант на начальном этапе процесса стремится вникать во все новые подробности проблемной ситуации клиента, тем больше он невольно способствует дальнейшему погружению клиента в мир его привычных тупиков, представляющихся от этого еще более безнадежными. Подобные процессы сопровождаются тем, что клиент, нередко даже со своеобразным торжеством все более убедительно доказывает консультанту неразрешимость стоящих перед ним затруднений. Консультанту в этой ситуации помогает простое соображение, что если клиент пригласил консультанта, значит у него есть надежда на улучшение ситуации. Трудно предположить, что руководитель, служащий, ответственный работник оплачивает услуги консультанта только лишь для того, чтобы доказать ему неразрешимость своих трудностей. Поэтому, предпочтительным программным направлением развития консультативного процесса будет отнюдь не разработка «месива проблем» клиента, а совместное с клиентом построение образа желаемого будущего состояния, как его (клиента), так и его организации.[13]
Для продуктивного движения по обозначенному направлению консультативного процесса необходима система средств и методов, приемов и психотехнических способов работы с клиентом. Центральным критерием пригодности конкретного средства, метода, психотехники при построении образа желаемого будущего клиента и его организации полезно избрать потенциал конкретизации содержания, обсуждаемого с клиентом (группой клиентов), заложенный в той или иной технике, процедуре консультирования. Если не руководствоваться этим критерием, то практически любые психотехнические процедуры теряют всякий смысл. В предельном случае вопрос консультанта о том, что тревожит, беспокоит клиента, мешает ему в служебной, управленческой деятельности, меняется на вопрос о том, как бы клиенту хотелось работать, как он себе это представляет, что будет происходить с ним, с его деятельностью в организации, а также с его организацией, когда все сегодняшние проблемы будут решены.
Конкретизируя образ желаемого будущего состояния клиента, наполняя его точными подробностями, функциональными деталями, бытовыми мелочами, консультант вовлекает клиента не просто в беспочвенное фантазирование. Двигаясь по этой стратегической линии, консультант совместно с клиентом проясняет, что же нужно клиенту на самом деле.
Непроясненный и недостаточно конкретизированный образ желаемого будущего, как правило, несет в себе скрытые противоречия. Это может превращать его из стимула в тормоз деятельности руководителя и его нормозадающей группы высших служащих, ответственных работников организации. Эти противоречия могут быть у самого руководителя, внутри нормозадающей группы, и между руководителем и его ближайшим окружением.
На уровне руководителя, как и на уровне нормозадающей группы нередки одновременно присутствующие и разнонаправленные стремления к реорганизациям, нововведениям с одной стороны, и к сохранению стабильности, с другой. Появление в процессе консультирования понимания, что во имя нововведений придется пожертвовать стабильностью, является важным шагом к превращению образа желаемого будущего в действенный стимул развития. То же касается противоречия между необходимостью выполнять важную и неотложную работу одновременно. [13]
Как только руководитель, ответственный работник, служащий начинает осознавать, что он неоправданно часто подменяет действительно важные дела текучкой неотложной работы, тем самым, растрачивая свои усилия непродуктивно, так следом обнаруживается новое противоречие, касающееся делегирования функций распределения работы и прояснения истинных причин того, почему руководитель, служащий распределяет и координирует работу между своими подчиненными так, а не иначе. На этом шаге цепочка противоречий приводит руководителя к необходимости сопоставить сложившиеся, привычные и реальные оценки продуктивности и качества служебной деятельности своих подчиненных.
Здесь проясняются проблемы поощрения и наказания, эффективность сложившихся методов стимулирования и контроля, которые в конечном итоге замыкаются на реально действующие способы анализа, прогнозирования деятельности и принятия управленческих, служебных решений.
На уровне...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Кризисы психического развития человека

Реферат: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ ОБ ИСТЕРИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА

Реферат: Эмбриональный период развития человека

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека