Курсовая работа: Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы
.1 Понятие акцентуации характера
.2 Концепции акцентуаций характера
.3 Дифференциация акцентуаций характера и психопатий
.4 Этиология и патогенез акцентуаций характера
Глава 2. Методики диагностики акцентуаций характера
.1 Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард-Х. Смишек)
.2 Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) (Ю. А. Парфенов)
Заключение
Список источников
Приложения
Дата добавления на сайт: 03 августа 2024
Скачать работу 'Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)':
Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы
.1Понятие акцентуации характера
.2Концепции акцентуаций характера
.3Дифференциация акцентуаций характера и психопатий
.4Этиология и патогенез акцентуаций характера
Глава 2. Методики диагностики акцентуаций характера
.1 Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард-Х. Смишек)
.2 Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) (Ю. А. Парфенов)
Заключение
Список источников
Приложения
акцентуация характер личность психопатия
Введение
Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Первая попытка классификации характеров, принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанных на этических принципах. Древнегреческий философ, естествоиспытатель, Теофраст описал типологию характеров, распространенных в афинском обществе.
В древнем Вавилоне в третьем тысячелетии до нашей эры существовала астрологическая теория характеров, мотивируя психологические различия между людьми влиянием зодиакальных созвездий. Эта система, развитая впоследствии Птолемеем, существовала несколько тысячелетий, пытаясь объяснить отклонения в поведении и характере человека влиянием светил, проходящих по двенадцати зодиакальным созвездиям. Считалось, что положение планет на небесной сфере в момент рождения человека накладывало определённый отпечаток на его личность, определяло черты его темперамента и характера, подталкивающие на те или иные поступки. Возможно, поэтому "характер" в переводе с греческого означает "печать, чеканка". Положительные и отрицательные черты характера рассматривались либо как результат хорошей или плохой конфигурации планет, либо удачного или нет места их положения в гороскопе.
С развитием психологии проблема характера и поведения была переведена на научную основу, по-прежнему важным остаётся вопрос о первопричинах тех отклонений в характере и поведении, что грозят депрессиями, неврозами и нервными срывами, а в тяжёлых случаях приводят к психопатиям. Данная работа посвящена проблемам акцентуаций характера.
Понятие акцентуация характера ввел К. Леонгард в 1976 г., оно означает чрезмерную выраженность отдельно взятых черт характера, а также их разнообразных сочетаний. Акцентуация характера представляет собой варианты нормы, являющиеся крайними, и граничащими с психопатиями. Под акцентуацией характера подразумевается вариант психического здоровья, являющийся нормой, для которого характерна особенная выраженность, заостренность, в том числе и непропорциональность определенных черт характера общему складу личности, что ведет к определенной дисгармонии. Для акцентуации характера типична уязвимость не ко всем подряд психотравмирующим воздействиям, а лишь к некоторым, которые адресованы в области наименьшего сопротивления этого типа характера. К другим воздействиям у человека проявляется устойчивость.
В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А.Е. Личко исследовал проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.
Цель курсовой работы - изучение отличительных особенностей акцентуаций характера и патологических изменений поведения личности, типов акцентуаций, причин и механизмов развития.
Объектом исследования является характер человека в его крайних проявлениях.
Предметом исследования является изучение проявлений, причин и механизмов развития акцентуированных черт характера личности.
В основе курсовой работы лежит гипотеза о том, что личности, обладающие акцентуированными чертами характера, не являются патологическими. При большой выраженности данные черты накладывают отпечаток на личность, делая её колоритной, яркой. Лишь при воздействии неблагоприятных факторов и при крайне неблагоприятных обстоятельствах акцентуированные черты могут приобрести патологический характер, разрушая саму структуру личности и приводя её к социальной дезадаптации.
Задачи:
. Изучить понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития акцентуаций характера.
. Предложить методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологические изменения в поведении личности.
Методы исследования: в работе исследовались теоретические методы исследования в соответствии с целью и задачами.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы
.1Понятие акцентуации характера
Представления об акцентуации характера было бы не полным без рассмотрения свойств и черт характера.
С.Р. Немов определяет характер как совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства [12]. К. К. Платонов дает такое определение: характер - это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки[14]. Л.Д. Столяренко конкретизирует данные определения, подчеркнув, что характер человека - это "сплав врождённых свойств высшей нервной деятельности с приобретёнными в течение жизни индивидуальными чертами" [17].
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.выделяют следующие свойства характера: общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера [13]:
)самоуверенность - неуверенность;
)согласие, дружелюбие - враждебность;
)сознательность - импульсивность;
)эмоциональная стабильность - тревожность;
)интеллектуальная гибкость - ригидность.
Такие черты, как экстраверсия - интроверсия, сопоставляются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстра-вертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интроверти-рованность.
Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность - замкнутость, доминантность (лидерство) - подчиненность, оптимизм - уныние, совестливость - бессовестность, смелость - осторожность, впечатлительность - «толстокожесть», доверчивость - подозрительность, мечтательность - практицизм, тревожная ранимость - спокойная безмятежность, деликатность - грубость, самостоятельность - конформизм (зависимость от группы), самоконтроль - импульсивность, страстная увлеченность - апатичная вялость, миролюбивость - агрессивность, деятельная активность - пассивность, гибкость - ригидность, демонстративность - скромность, честолюбие - непритязательность, оригинальность - стереотипность.
При бесконечном разнообразии индивидуальных характеров люди, живущие и развивающиеся в одинаковых общественных условиях, имеют много общего в чертах характера. Каждая историческая эпоха, каждый социальный класс либо группа формирует определённые, типичные для своих представителей черты характера. В.А. Крутецкий пишет, что с одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера [6].
Е.А.Личко, К.Леонгард по степени, силе выраженности черт характера выделяют:
. Социальную "норму" - нейтральность, средняя выраженность черт.
. Направленность - если одни черты преобладают над другими.
. Акцентуация - яркая, "акцентная", чрезмерная выраженность отдельных черт[4]. Акцентуации могут стать благоприятной почвой для развития депрессий и психогений (неврозов и реактивных состояний) - обратимых патологических нарушений поведения, обратимых расстройств психики, возникающих под влиянием психологических травм.
. Психопатии - патологическая гипертрофия отдельных черт характера, приводящая к практически необратимой социальной дезадаптации и угрозе распада личности, по мнению Б.М. Петрова[5].
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. К. Леонгард (1968) пишет, что акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. П.А. Алмазов и Б.Н. Грищенко Сходятся во мнении, что акцентуация - это, в сущности те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние[1].
Таким образом, акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией[9].
Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
.2 Концепции акцентуаций характера
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции «акцентуированных личностей», которая послужила теоретической основой для создания личностного опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом - Г. Шмишеком. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. Б.Юстицкис подчеркивает, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям[20]. Точно так же, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.
Существует две классификации типов - первая предложена К.Leonhard(1968), а вторая Личко А. Е., 1977. Сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицкиим (1977), приводится ниже[19].
Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда
Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности - ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выражена в большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных, «заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная. Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом». Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности, скорее всего акцентуация есть крайний вариант нормы.
Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности», опубликованной в 1989 году. Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.
Выраженность акцентуаций может быть различной - от легкой до крайнего ее выражения - психопатии. Хотя вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, можно все же с уверенностью говорить о более ярком проявлении акцентуированных черт в подростковом возрасте. В дальнейшем, вероятно, происходит сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций вплоть до социальной опасности. Согласно концепции К. Леонгарда об акцентуированных личностях, черты каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности. Основные типы акцентуаций по К. Леонгарду[7]:
демонстративный;
педантичный;
застревающий, ригидный;
неуравновешенный, возбудимый;
гипертимный;
дистимичный;
тревожный, боязливый;
циклотимный;
экзальтированный;
эмотивный, лабильный.
Подробное описание типов акцентуаций
Гипертимный тип
С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если им позволяют делать все, что они хотят. Когда родители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязывая неинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действия как покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно - вспышками гнева и раздражения. Как правило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными - там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнение домашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом и семью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могут совершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будет жить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у него нет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкие асоциальные действия совершаются им не потому, что сознательно желает нарушить закон, а потому что не думает об этом. Обычно подростки - гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействие со стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками может возникнуть из-за того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения, они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, поначалу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе они тоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, как правило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт. Сверстников может тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением. После окончания школы и изменения статуса в связи с поступлением в вуз, началом трудовой деятельности ломается их жизненный стереотип, но основные черты личности, как правило, остаются неизменными. Во взрослом периоде жизни гипертимы по-прежнему легко адаптируются в обществе, легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны, свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу, вынашивать планы мести. Эмоции их просты и естественны, они понятны окружающим....
Похожие материалы:
Дипломная работа: Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривацииКонтрольная работа: Особенности развития детей, которые утратили родительскую опеку
Курсовая работа: Психологические особенности развития приемных детей
Курсовая работа: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Курсовая работа: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОРОВ КРОВИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ