Курсовая работа: Акцентуации характера в подростковом возрасте

Актуальность темы исследования. В современном обществе человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.

Дата добавления на сайт: 25 августа 2024


Скачать работу 'Акцентуации характера в подростковом возрасте':


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность 030301 Психология
Специализация - Клиническая психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
Акцентуации характера в подростковом возрасте
Хайруллина Айгуль Рамилевна
УФА 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
.1 Сущность акцентуации характера
1.2 Типы акцентуаций характера у подростков
ГЛАВА 2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
.1 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте
.2 Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
3.1 Объект и методики исследования
.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние.
Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [6,c.57‒59]. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезкой выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.
У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрость.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.
Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности подростков, (14-15 лет).
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.
Цель данной работы: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
‒ изучить теоретические аспекты проблемы при акцентуациях характера у подростков;
‒ провести диагностику акцентуаций характера у подростков (выборочно);
‒ разработка рекомендаций подросткам и их родителям для оптимизации взаимодействия.
Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для определения психологической характеристики темперамента).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
.1 Сущность акцентуации характера
Подростковый возраст наиболее уязвим в отношении стрессовых ситуаций, и многими авторами данный период назван не иначе, как «вторым рождением». Известно, что ряд факторов экономического, политического, а также социального плана приводит к социальной напряженности, тем самым создавая все больше стрессовых ситуаций, способствуя заострению у людей, и тем более, у подростков, некоторых черт характера. Социальная личность, подросток, готова вступить в жизнь, и наибольшее число конфликтов приходится именно на этот этап. Известно, что подростковый возраст считается кризисным, и на него приходится огромное количество вопросов. Это страх одиночества, гормональный дисбаланс, новые социальные роли, и многое другое [7,c.98‒102].
Акцентуация характера у подростков приобретает все большую устойчивость в структуре характеров подростков, и это вызывает опасения. Например, если раньше определенные состояния считались аномалией, то сейчас они расцениваются специалистами, как норма. Установлено, что почти девяносто процентов подростков имеют акцентуации характера. В связи с этим ученые считают, что более детальное изучение проблемы в настоящее время особенно актуально. Основой кризиса, возникающего в подростковом периоде, является процесс перестройки нейроэндокринной системы. Кризис проходит в острой форме, он довольно длителен, что имеет отношение к воздействию на подростка ряда факторов соматического характера, а также психического и социального[7,c.99].
В психологии, на протяжении всей ее истории, предпринимались некоторые попытки представить типологию характеров. Ранее других эту работу проводил немецкий психиатр Кречмер, далее тему развивал Бехтерев. Позднее типологию характера подросткового возраста изучали и классифицировали и другие ученые. Было предложено множество наименований, но наибольшее распространение получил термин, предложенный Карлом Леонгардом, являющимся психологом и психиатром из Германии. Он использовал обозначение «акцентуированная личность». Это название дает понять, что о том, что имеются в виду крайние варианты нормы, и зачатки патологии не подразумеваются.
Под акцентуацией характера подразумевается вариант психического здоровья, являющийся нормой, для которого характерна особенная выраженность, заостренность, в том числе и непропорциональность определенных черт характера общему складу личности, что ведет к определенной дисгармонии. Для акцентуации характера типична уязвимость не ко всем подряд психотравмирующим воздействиям, а лишь к некоторым, которые адресованы в области наименьшего сопротивления этого типа характера. К другим воздействиям у человека проявляется устойчивость.
С учетом степени их выраженности акцентуации делятся на два вида. Крайним вариантом нормы считается явная акцентуация характера. При этом черты характера имеют явную выраженность на протяжении жизни. Обычным вариантом нормы специалисты считают скрытую акцентуацию характера. В основном, этот тип проявляет себя при возникновении психологических травм. Под влиянием самых различных обстоятельств эти виды акцентуации сменяют друг друга. Важная роль принадлежит особенностям семейного воспитания, физическому здоровью, социальному окружению, имеет значение и профессиональная деятельность [3,c.11‒13].
Акцентуации характера содействуют развитию психогенных расстройств, которые обусловлены патологическими нарушениями поведения, это психозы, неврозы. В то же время следует всегда принимать во внимание, что недопустимо производить отождествление акцентуации характера с психическими патологиями. Не существует жесткой границы, которая разделяет людей на средних, нормальных, и акцентуированных личностей. Доказано, что в коллективе необходимо выявлять акцентуированных личностей для того, чтобы найти к ним правильный подход, поручить им обязанности, с которыми они могут справиться лучше других, так как имеют психологическую предрасположенность к определенной деятельности.
.2 Типы акцентуаций характера у подростков
Типологический подход к описанию личности использован А. Е. Личко при диагностике типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Им было выявлено 11 типов акцентуаций [17,c.171‒175].
. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.
. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.
. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.
. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.
. Сенситивный тип. Основные черты ‒ повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т.п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.
. Психастенический тип. Основные особенности - повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, немалократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу [17,c.171‒175].
. Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, необычность в выборе занятий и увлечений.
. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность, аффект, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.
. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа - безграничный эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.
. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей, их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Они часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, начинают принимать алкоголь, употребляют наркотики и т. п
. Конформный тип. Главная черта этого типа ‒ постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.
Изменения акцентуаций характера с возрастом. Как доказали исследования в области патохарактерологической реакции, проведенные Личко, в основном с возрастом у подростков с возрастом происходит вполне удовлетворительная социальная адаптация. В то же время, окончательный прогноз может зависеть от вида акцентуации, так как она протекает в явном или скрытом виде. [13,c.152]. Играют свою роль и социальные условия. Также существуют данные, согласно которым, мальчики и девочки имеют различную степень развития более, чем половины из имеющихся десяти акцентуаций. Девочки наделены повышенной эмоциональностью, они экзальтированнее, более демонстративны в поведении. Мальчикам свойственна неустойчивость и более высокая тревожность. При проведении более качественного анализа становится очевидно, что большую часть акцентуаций можно отнести к области темперамента, и лишь две из них - неуравновешенная и демонстративная, причисляются к характерным проявлениям. То есть, основой межполовых различий являются акцентуации, обусловленные темпераментом, тип характера в данном случае играет меньшую роль. Степень распространенности у подростков акцентуаций показывает, что в группе девочек они представлены более широко. Если среди девочек чаще наблюдаются такие типы акцентуаций, как экзальтированный, эмотивный, циклотимный и гипертимный, то мальчики отличаются преобладанием циклотимного, гипертимного, экзальтированного типа акцентуации. Общей названа связь темперамента подростка с акцентуациями, и в данном случае, пол не имеет значения [7,c.89‒91].
ГЛАВА 2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
.1 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте
Большинство типов акцентуаций характера (за исключением паранойяльного и отчасти сенситивного) именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными. Что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми [12,c.78‒80].
Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» - они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.
Целесообразно выделить также острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или труднопереносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен [12,c.79]. Тяжелые или длительные психические травмы могут при акцентуациях характера быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и т. п.).
Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения - делинквентность, алкоголизация, сиуцидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.
Наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера, выделенные А.Е. Личко:[21,c.190‒192]
) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);
) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;
) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений - девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;
) трансформация типов акцентуаций характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды;
5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влиянии среды.
Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.
Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При затруднительном контакте можно использовать особый прием (Личко А.Е., Богдановская Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., 1973): врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает и которые получены от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т.п., и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается избежать [21,c.194‒195].
Далее следует перейти к собиранию сведений о жизни вообще.
Опрос подростка лучше проводить в виде свободной непринужденной беседы. Нежелательно в его присутствии делать записи - это настораживает многих подростков и затрудняет контакт. Лучше, чтобы подросток не чувствовал, что беседа ведется по какой-то заранее уготовленной схеме. Переход от темы к теме надо стараться сделать естественным и плавным. Например, переходя от увлечений подростка к его отношению с родителями, можно начать с вопроса, как родители относились к тому или иному увлечению.
Опрос родителей и сведения от других лиц. Опрашивать родителей лучше порознь и начинать с матери, которая обычно может дать гораздо больше сведений, чем отец. Если воспитанием подростка занимался...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Акцентуации характера в юношеском возрасте

Курсовая работа: Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)

Лекция: Социальная и школьная дизадаптация в детско-подростковом возрасте

Курсовая работа: Акцентуации характера подростков

Курсовая работа: Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте