Курсовая работа: Анализ использования методик по развитию интереса к своей семье старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» были сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Анализ использования методик по развитию интереса к своей семье старшего дошкольного возраста':


Содержание
Введение
1.Основы проблемы формирования интереса к своей семье детей старшего дошкольного возраста
.1 Ретроспективный анализ проблемы развития интересов детей
.2Психолого-педагогические основы современной теории интереса
1.3 Особенности формирования интереса к своей семье в старшем дошкольном возрасте
2.Анализ использования методик по развитию интереса к своей семье старшего дошкольного возраста
.1 Общая характеристика учреждения
2.2 Основные методы, применяемые для развития интереса детей к своей семье
3.Предложения по совершенствованию методики развития интереса к своей семье детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Приложения
Список источников

Введение
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» были сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка.[4]
Поэтому рассмотрение темы «Развитие интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста» является актуальным.
Цель работы - показать особенности развития интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели планируется путем задач:
1.Отметить основы проблемы формирования интереса к своей семье детей старшего дошкольного возраста,
2.Провести анализ использования методик по развитию интереса к своей семье старшего дошкольного возраста,
.Предложить по совершенствованию методики развития интереса к своей семье детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
Основными источниками для проведения исследования являлись материалы научных и учебных изданий по рассматриваемой теме.
В качестве методов исследования были применены системный подход, анализ, синтез, сравнение, табличный, графический, опрос, наблюдение и пр.
.Основы проблемы формирования интереса к своей семье детей старшего дошкольного возраста
.1 Ретроспективный анализ проблемы развития интересов детей
интерес дети семья развитие
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их» [11, С.45].
Проблема интереса в труде «Мысли о воспитании» (1693) английского философа и педагога Дж. Локка получила несколько двойственное разрешение. С одной стороны, он рассматривал интерес как умение устраивать свои дела, в связи с теорией воспитания джентльмена, с другой - неоднократно указывал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию самостоятельности мышления. Мыслитель дает характеристику любознательности, в основе которой лежит любопытство. «Любопытство у детей, - пишет Дж. Локк, - есть не что иное, как влечение к знанию, оно должно быть поэтому поощряемо не только как хороший симптом, но и как великое орудие, данное природой для устранения невежества, с которым они родились и которое при отсутствии деятельной пытливости сделало бы их тупыми и бесполезными созданиями». Дж. Локк также называет приемы для активизации у детей познавательных процессов: беседы, игры, поощрения. Он советует родителям серьезно относиться к вопросам детей и никогда не оставлять их без ответа.[12, с.5]
Высокая оценка влияния интереса на действия личности характерна и для высказываний И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ж.-Ж. Руссо [23].
В трактовке И.Г.Песталоцци интерес выступает связующим звеном между чувственным восприятием окружающего мира и мышлением, что содействует более глубокому осознанию ребенком своих возможностей. Однако нативистское понимание природы интереса как саморазвивающегося начала не позволило И.Г. Песталоцци проникнуть в структуру этого феномена, раскрыть источники его формирования, определить роль интереса в становлении личности человека.
В работах А. Дистервега и Ж.-Ж. Руссо интерес называется необходимым условием любой «живой» деятельности, который можно возбудить новизной, разнообразием материала, другими педагогическими приемами.
Показав несостоятельность схоластических методов обучения, в своем романе «Эмиль или о воспитании» Ж - Ж. Руссо писал о непосредственном интересе детей как единственном двигателе в обучении, обеспечивающим точность и прочность усвоения. Мыслитель подчеркивал необходимость изучения детских интересов, так как именно на основе правильно понятого личного интереса ребенка формируются «добрые чувства», «добрые суждения» и «добрая воля». [12, с.5]
В XIX веке проблема интереса получила свое рассмотрение в научно - философской педагогической теории И. - Ф. Гербарта. Исследуя природу интереса, он выделил в нем деятельное, волевое начало, которое позволяет перейти от созерцания к практическому действию. Именно волевое начало интереса побуждает человека к осуществлению деятельности. В более поздних работах И. - Ф. Гербарт уточняет и несколько изменяет понимание сущности интереса. Он относит интерес не к волевой, а к умственной сфере и рассматривает его как умственную деятельность, вызываемую обучением. При этом И. - Ф. Гербарт признает развитие разностороннего интереса ребенка в качестве главной задачи воспитания, т.е. начинает рассматривать интерес как педагогическую цель, в то время как до него интерес в педагогической практике рассматривался как условие воспитания и обучения. Ученый утверждает, что преподавание должно не только стимулировать наилучшее усвоение нового материала, но и побуждать к дальнейшим занятиям, чтобы полученное знание пробуждало интерес к последующему обучению [12, с.5]
В XIX веке в США возникает субъективно-идеалистическое направление в философии и педагогике - инструментализм, или прагматизм, рассматривающее идеальный опыт личности как единый критерий познания. В рамках прагматизма была выдвинута идея педоцентризма - стремление положить в основу педагогической деятельности спонтанные интересы и потребности детей. Представитель данного направления педагог - теоретик Дж.Дьюи рассматривал интерес как условие, обеспечивающее приспособление ребенка к среде и подготовку к жизни. Отрицая перспективные цели воспитания, Дж. Дьюи говорит лишь о «непосредственных целях», связанных с удовлетворением потребностей и интересов детей, поэтому традиционные планы и методы обучения заменялись игровой и трудовой деятельностью, основанными на спонтанных интересах и личном опыте детей [9].
В последней четверти XIX века появляется новое направление в педагогике, получившее название «Новое воспитание» и отразившее потребность общества через систему образования готовить будущее поколение, представители которого будут активными деятелями общественной жизни. Бельгийский педагог и психолог О.Декроли рассматривал в качестве наилучшего условия такой подготовки практическое введение детей в жизнь. О. Декроли в основу своего метода положил идеи Д.Дьюи. Он считал, что в основе построения педагогического процесса лежат интересы детей, которые порождаются инстинктами, в связи с чем сущность педагогического процесса он видит в удовлетворении этих интересов. Поэтому его систему часто называют «методом центров интересов», где «основным педагогическим принципом является принцип антропоцентризма, в соответствии с которым центром обучения является не учебный материал, а ребенок с его потребностями, интересами, способностями, стремлением к творческой самодеятельности и активности, и где обучение должно строиться без жесткой регламентации по принципу свободных занятий». Характерной особенностью метода «центров интересов» была замена классно - урочной системы обучения индивидуальной работой детей, что нашло широкое отражение в работе дошкольных учреждений многих стран.
Проведенный анализ идей зарубежных исследователей показывает, что в начале XX века в западную теорию педагогики проникают идеи утилитаризма, прагматизма, которые стремились противопоставить догматизму и формализму в обучении и воспитании активные методы работы с детьми, приблизить школу к жизни, но одновременно обесценивающие систему знаний. Идеалистические подходы к проблеме развития познавательных интересов детей привели к неясности и теоретической путанице. Тем не менее, многие размышления зарубежных педагогов, заявленные на эмпирическом уровне, создали основу для современных научных исследований, а именно: целей развития у детей познавательных интересов, содержания и принципов организации данного процесса.
Однако анализ педагогических воззрений на проблему интереса не будет полным без рассмотрения работ отечественных педагогов, посвященных данному вопросу.
В России, начиная со второй половины XVIII века, к решению проблемы интереса обращались И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Радищев, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики.
Н.И.Новиков первым обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям. [12, с.7-12]
Более глубокая попытка осмыслить проблему с позиций натурфилософии была предпринята В.Ф.Одоевским. Он утверждал, что в человеке заложено стремление к познанию. Однако, психологические обоснования интереса В.Ф.Одоевский искал, исходя из теории врожденных идей. Он впервые отграничил любопытство от любознательности. Любознательность, по его мнению, одна из потребностей человека, вырастающая из осознания объектом врожденных идей (предзнаний) и сравнения их в волевых процессах (желаниях). В.Ф.Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В XIX веке в изучении проблемы интереса можно условно выделить два взаимовлияющих направления: социально-политическое и педагогическое.
Представители социально-политической позиции (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов) рассматривали интерес не только как стимул к познавательной активности, но и как стимул к социальной активности. Выступая против развлекательности в обучении, они призывали развивать у детей материалистическое мировоззрение, критическое видение действительности и считали, что интерес должен проявляться не только к ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам.
Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов не разводили интерес к учению и интерес к жизни. Эти два интереса слиты, и на их основе можно формировать активное отношение к действительности. В интересе публицисты - демократы видели нечто большее, чем средство против школьной рутины, они утверждали его социальную роль в развитии и становлении личности. [12, с.12-20]
С несколько иной точки зрения к изучению проблемы интереса подошли представители педагогического направления. Д.И. Писарев и К.Д. Ушинский признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга и ответственности.
В работах Д.И. Писарева раскрывается психологическая природа интереса: связь с эмоциональными проявлениями, активной работой мысли; способы, формы и стадии развития. В специальном исследовании, посвященном интересу, он вычленяет два вида интереса: пассивный, выражающий занимательность, и активный, проявляющийся в активном труде. Д.И. Писарев описал некоторые возрастные проявления детских интересов, их направленность и содержание.
В педагогической теории К.Д. Ушинского процесс развития интереса возведен в ранг главных целей воспитания. Великий педагог понимал интерес как внутреннее стремление личности к познанию, рассматривал активизирующую роль интереса в обучении, наполнил теорию интереса конкретными рекомендациями по пробуждению внимания ребенка к прекрасному и нравственному, интереса к учебному содержанию; выделил в условиях его развития роль наглядности. Кроме этого К.Д.Ушинский доказывал необходимость построения система воспитания на идее народности, поэтому интерес он рассматривал в целостном процессе нравственного становления личности, который не может быть отделен от потребностей и особенностей страны и народа.
Наиболее полно теорию интереса представил П.Ф.Каптерев. Он трактовал интерес как стремление к определенной деятельности, и отмечал, что в состоянии интереса ребенок более или менее, но всегда активен. В подготовительный период развития интереса, в дошкольном возрасте, ребенок все пробует, всем занимается, обнаруживая любопытство, на основе чего позже развиваются разнообразные интересы детей. [12, с.12-20]
Первоосновой развития интересов П.Ф.Каптерев считал врожденные органические свойства человека: хорошее зрение, тонкий слух, острое обоняние и общая врожденная впечатлительность к внешним проявлениям. П.Ф.Каптерев в своих работах указывал на значение развития любознательности у дошкольников и говорил, что в пятилетнем возрасте дети особенно любознательны, проявляют большой интерес к явлениям природы, событиям жизни детей и взрослых.
Таким образом, русская педагогическая мысль с научно - практической трактовкой интереса предложила в противовес западным идеям прагматизма и утилитаризма идею рассмотрения интереса не только как средства активизации воспитания и обучения или способа подготовки ребенка к жизни, но и как важного новообразования личности, показателя ее самоценности и условия самореализации в творческом плане. [12, с.12-20]
.2 Психолого-педагогические основы современной теории интереса
Психологи признают интерес сложным и значимым для личности образованием. Общая теория интереса, разрабатываемая отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев), раскрывает материалистический подход к данной проблеме.
Понимание интереса как сложного психического образования в работах психологов представлено в зависимости от того, какой из составляющих компонентов выделяется как основополагающий. В этой связи можно выделить три направления в понимании интереса.
Первое из них можно охарактеризовать как интеллектуальное. Согласно этому направлению, всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, т.е. с интеллектуальной деятельностью человека. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит познанию, отсюда следует, что психологическую основу интереса составляет интеллектуальная сторона психики. На это указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. [13, 20, 22].
Второе направление - эмоциональное. Интерес у человека вызывает то, что особо привлекает к себе и вызывает положительные эмоции. Это составляет эмоциональную характеристику отношения человека к предмету. И наоборот, то, что вызывает отрицательное отношение у человека, не вызывает к нему интереса. В данном случае сущность интереса усматривается в эмоциональной сфере психики человека, так как именно ее элементы (положительные эмоции) вызывают у него возникновение и сохранение интереса. В таком контексте рассматривают интерес А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Е.П. Щербаков и др. Данные подход представляет для нас интерес с позиции особенностей дошкольного возраста. Дошкольники эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают, поэтому основой развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является именно эмоциональная сфера [10,26].
Представители третьего направления трактуют интерес с позиции волевой активности личности (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, М.Ф. Беляев). Согласно их мнению, интерес является стимулом активности, он не пассивен и выражается в стремлении человека к интересующему его предмету. Познавательный акт, который происходит под влиянием интереса от начального этапа (постановки цели, познавательной задачи) до завершения необходимым результатом, представляет собой своеобразное шаговое движение, сопровождаемое волевой направленностью, преодолением малых и больших трудностей и препятствий [1, 7, 2].
Психология подчеркивает, что посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. При этом ценно положение, что предметом интереса для человека является, однако, далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее в потребность убедиться в истине (Л.М.Маневцова, П.Г.Сирбиладзе, А.И.Сорокина) [17,24]. В связи с этим правомерно рассмотреть взаимообусловленность и взаимосвязь интереса с другим личностным образованием, таким как потребность, имеющей характер стимула человеческой активности.
Активное отношение ребенка к миру вещей и явлений проявляется рано. Уже на первом году жизни малыш тянется к предмету, захватывает его, производит с ним ряд действий. Это чувственное познание и составляет начальную, еще не осознаваемую ступень интереса к предмету (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков). Это связано с тем, что ребенок открыт для восприятия окружающего, неотделим, слит с внешней средой (А.А. Мелик - Пашаева). Ориентировка в окружающей действительности - есть самый начальный акт познавательной деятельности ребенка, и этот акт обусловлен не только первичной потребностью, какая имеет место и у животного, действующего на основе инстинкта самосохранения. Это уже начальная форма духовной потребности человека. Затем под влиянием общения со взрослым, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира ребенком постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, эмоции, т.е. любопытство.[3,5.13]
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание. Как утверждает Б.Г.Ананьев, с устранением этих внешних признаков исчезает и избирательная направленность внимания. На стадии...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Рецептивная музыкотерапия как средство коррекции агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста

Реферат: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста