Курсовая работа: Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады

В настоящее время многие специалисты отмечают, что эффективность воздействия средств и методов PR на аудиторию снижается. Это создает предпосылки для более глубокого изучения механизмов воздействия на психологию как аудитории, так и отдельного индивидуума с целью разработки более эффективных приемов и методов связей с общественностью.

Дата добавления на сайт: 25 августа 2024


Скачать работу 'Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады':


Содержание
Введение
Глава 1. Формирование образа музыканта при помощи теории архетипов
.1 Понятие образа и его неотъемлемая часть в построении имиджа музыканта
.2 Теория архетипов Юнга и ее значение в формировании образа
.3 Ключевые аспекты формирования образа поп-музыканта за рубежом
Глава 2. Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады
.1 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа американской певицы Рианны
.2 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа американской певицы Селены Гомез
.3 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа британской певицы Джесси Джей
Заключение
Список источников
Введение
Актуальность темы исследования
В настоящее время многие специалисты отмечают, что эффективность воздействия средств и методов PR на аудиторию снижается. Это создает предпосылки для более глубокого изучения механизмов воздействия на психологию как аудитории, так и отдельного индивидуума с целью разработки более эффективных приемов и методов связей с общественностью. Результатом этих исследований стала теория и практика использования в PR методики исследования архетипических образов, заложенных в подсознании человека, с помощью которых формируется образ бренда или личности. Это позволяет донести PR-информацию до аудитории, минуя сознательный контроль, что существенно повышает эффективность воздействия.
На современном этапе развития PR-деятельности формирование образа бренда с помощью архетипической теории используется передовыми исследовательскими и PR-агентствами во всем мире, а соответствие индивидуальности бренда определенному архетипу признано ключевой составляющей успешности компаний, политиков и деятелей культуры мирового уровня. В контексте интенсивного развития PR-индустрии в современной России особенно важно оперативно разрабатывать и применять методику использования архетипических образов в качестве фактора оптимизации работы агентств по связям с общественностью.
Степень исследованности проблемы
В последнее время, как в России, так и за рубежом, растет интерес к изучению различных аспектов связей с общественностью, в частности, формирования образа звезды музыкальной индустрии через призму устоявшихся архетипических образов. Помимо этого, социально-экономической сущности PR, анализу технологий и принципов проведения PR-кампаний и множеству других аспектов PR-практики с использованием базовых архетипов и других форм коллективного бессознательного посвящено немало работ в области социологи и психологии, политологии, менеджмента и маркетинга, в том числе зарубежных ученых: К.Г. Юнга, А.Х. Маслоу, С.С. Аверинцева, Г.М. Андреевой, Д.А. Аакера, С. Коптева, Н. Кларка, А.П. Огурцова, А.Я. Флиера и других ученых.
Интересно отметить, что в зарубежной и особенно американской научной литературе формирование образа бренда в целом рассматривается как один и важнейших аспектов деятельности в сфере PR, а сами связи с общественностью - как неотъемлемая часть эффективного управления любой организационной формы деятельности в сфере бизнеса - менеджмента, маркетинга и является одной из актуальных тем. Между тем, в отечественной научной литературе лишь в последние годы появился ряд оригинальных работ, в которых PR-практика применения устоявшихся в коллективном сознании образов анализируется достаточно глубоко. Хотя авторы преимущественно уделяют внимание проблеме имиджа власти и предвыборным технологиям, пиару в бизнес сфере, вопросы использования теории архетипических образов и символов в PR-кампаниях остаются малоизученными.
Научная новизна исследования состоит в уточнении роли женских образов в музыкальной индустрии в актуальных явлениях, связанных с PR-технологиями, а также в изучении воздействия архетипической символики в PR-технологиях на аудиторию.
Объект исследования - PR-деятельность.
Предмет исследования - образы звезд музыкальной индустрии.
Цель работы:
Руководствуясь отечественными и зарубежными источниками информации, а также эмпирической базой данных работы, определить роль использования архетипических образов в разных аспектах PR-деятельности, в частности при создании имиджа бренда.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1.рассмотреть понятие образ и его значение в формировании имиджа деятеля музыкальной индустрии;
2.рассмотреть основные положения теории архетипов;
.изучить базовые архетипы;
.выявить особенности и проблемы использования архетипов в PR-технологиях;
.изучить ключевые аспекты формирования образа;
.проанализировать практический опыт применения теории архетипов и ключевые аспекты формирования зарубежных звезд.
Практическая значимость
Результаты исследования особенностей использования базовых архетипов в построении образов таких звёзд зарубежной музыкальной индустрии как американские певицы Рианна и Селена Гомез, а также британская - Джесси Джей могут быть использованы в практике PR, при разработке образа публичной личности шоу-бизнеса, построенного на использовании архетипического образа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе рассмотрены смысловые значения понятий образ и имидж, а также основные положения теории архетипов, изучены базовые архетипы и определено их пространство, а также выявлены особенности формирования образов при помощи использования архетипов в PR-технологиях, а также ключевых аспектов формирования этих образов. Данный теоретический материал может быть использован на практике при разработке имиджа брендовых товаров и услуг по связям с общественностью.
Эмпирическую базу исследования составили статьи на таких сайтах, как historybrands.jimdo.com, brandreport.ru, wiki.wildberries.ru, а также inmood.ru, www.apelzin.ru, www.allure.ru, www.bombardo.ru на которых мы проследили историю формировани таких женских образов, как Рианна, Селена Гомез, Джесси Джей, сайт mironovacolor.org помог нам узнать символику цветов брендов для понимания их значения в построении имиджа брендов через призму архетипических образов. Такие порталы как yablor.ru/blogs, starexpert.ru и wiki.wildberries.ru также помогли нам разобраться с особенностями образов выше перечисленных девушек.
Методы исследования
В ходе решения поставленных задач курсовой работы был использован метод поиска и исследования научной литературы с целью использования необходимой информации в теоретической части работы, а также методы анализа, обобщения сравнения и классификации информации с целью конкретизации и выведения достоверных данных. Помимо этого, было проведено изучение информационной поддержки и ее сравнительный анализ с целью использования полученной информации для написания практической части работы.
Используемые источники представлены учебными пособиями таких авторов, как А.Д. Аакер, С.С. Аверинцев, Г.М. Андреева, Л.П. Гримак, И.Г. Дубов, Ж. Дюби, Э. Дюркгейм, В.И. Кабрин, С. Коптев и Н. Кларк, С.Э. Крапивенский, С.В. Лурье, А.Х. Маслоу и другими
Информационная среда представлена публикациями в таких Интернет-источниках, как historybrands.jimdo.com, www.bombardo.ru, где размещены статьи об истории успеха американской певицы Рианны; http://mironovacolor.org, yablor.ru/blogs, где описана символика цветов, использующихся для понимания цельных образов таких американских певиц как Рианна и Селена Гомез, а также британской - Джесси Джей, Интернет-портал где располагается биографическая статья о Селене Гомез, форум-сайт youtrue.com. с информацией о внешнем образе Джесси Джей, сайты inmood.ru, www.apelzin.ru, www.allure.ru, www.bombardo.ru, где размещены общие сведения о биографических фактах артисток.
Структура работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения и списка использованной литературы и информационной поддержки, который включает в себя 36 наименований на русском языке. Всего в работе 38 страниц.
Глава 1. Формирование образа музыканта при помощи теории архетипов
.1 Понятие образа и его неотъемлемая часть в построении имиджа музыканта
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки публичного человека, а в данном случае - музыканта, является впечатление, которое они производят, другими словами, их образ и имидж. И хотя эти понятия кажутся на первый взгляд идентичными и неразрывно связанными, они все-таки несут разную смысловую нагрузку.
Нужно сказать, что главной причиной путаницы является перевод слова имидж в современном английском языке: image - это "образ", "изображение", но еще и "олицетворение", "представление", "престиж" и "репутация".
Понятие "имидж" имеет много различных определений. По мнению российских психологов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, имидж - это "стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.".
Известный маркетолог Ф. Котлер считает, что имидж определяется как "восприятие компании или её товаров обществом".
В.М. Шепель, специалист в области имиджелогии и социологии управления, выводит понятие "имиджа" из визуального образа, вспоминая о том, что image в переводе с английского - образ. Он считает, что "имидж - индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания".
Экономический журналист и теоретик паблик рилейшн Т.Э. Гринберг утверждает, что понятия "образ" и "имидж" - "не близнецы-братья". По его мнению, имидж в теории паблик рилейшнз - это образ, который целенаправленно создаётся имиджмейкерами в соответствии с идеалами и потребностями целевой аудитории, некий "инструментальный" образ, предназначенный с целью совершенствования представлений аудиторий в интересах субъекта. Одной из целей имиджа является подведение представлений аудитории к идеальному образу данного объекта. Поэтому имидж в таком смысле воспринимается исключительно как инструмент, "рабочий конструкт" имиджеологии, допускающий формирование необходимого образа.
Образ же в его понимании - это "отражённые в сознании участников коммуникации с разной степенью адекватности фрагменты реальности".
Проведя принципиальное различие в способе функционирования "имиджа" и "образа", Т.Э. Гринберг приводит следующие отличительные характеристики имиджа, которые подчёркивают "инструментальную" природу последнего:
. Упрощённая структура имиджа по сравнению с объектом, каковой он репрезентирует. Т.Э. Гринберг отмечает его доминантность, то есть способность сокращать значительную объём информации к ограниченному набору символов.
. Имидж - средство индивидуализации, "лакмусовая бумажка", выделяющая специфику и уникальность объекта репрезентации. Это отличает его от стереотипов, которые интегрируют и обобщают характеристики объекта, а не индивидуализируют их.
. Чёткая и динамичная природа имиджа: он отличается конкретностью, но при этом обладает гибкостью и способностью изменяться, корректироваться в зависимости от текущей ситуации, так как в процессе своего формирования имидж претерпевает ряд трансформаций.
. Имидж - это "коммуникация с обратной связью", то есть вышеуказанные трансформации вызваны реакцией целевой аудитории, а также ожидаемым откликом с их стороны.
. Имидж имеет две отправные точки - "прообраз" и "идеал", с которыми обязательным образом соотносится. Прообраз выступает в качестве основы для конструирования данного образа, отправной точкой для его создания, а потом конечным пунктом, к которому его приближают имиджмейкеры, является некий идеал. В процессе этого нередко гипертрофируются многие черты прообраза, наделяются дополнительными идеологическими, социальными, психологическими ценностями в соответствии с ожиданиями целевой аудитории. Все характеристики так или иначе связываются с субъектом (в данном случае - с музыкантом).
. Несмотря на тесную связь с прообразом, имидж устанавливает свои законы в соответствии с духовными ценностями обывателей, - утверждает Т.Э. Гринберг.
. Наконец, имидж является квинтэссенцией представлений (образов) целевой аудитории и тех характеристик, которые свойственны самому объекту.
Г.Г. Почепцов рассматривает имидж как "публичное "я" человека, при этом утверждая, что в имиджеологии действуют законы рекламы: "при продаже одинаковых продуктов с одинаковыми свойствами (то ли это стиральный порошок, то ли мыло, то ли медийная персона), продаются не реальные характеристики, а имидж данного продукта, поскольку на уровне реалий схожие продукты неразличимы".
Так, создатель и заведующая кафедрой социологии и психологии, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Е.Б. Шестопал пишет: "Понятие "образ" не тождественно понятию "имидж". Она подтверждает, что слово "имидж" является английским эквивалентом русского слова "образ", но имиджем называет "впечатление, которое конструируется целенаправленно и сознательно, а образом - то, которое формируется спонтанно".
В таком случае, можно сделать вывод, что образ существует всегда, его можно конструировать специально, тогда он становится имиджем.
Так, кандидат философских наук И.В. Гринёв в своей диссертации определяет имидж как "мнение рационального характера или эмоциональное окрашенное мнение об объекте, возникшее в психике - в сфере сознания и (или) подсознания - определённой (или неопределённой) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенно с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту. Имидж может быть создан под влиянием эмоций или разума, осознанно или неосознанно, целенаправленно или спонтанно".
Такое большое количество разных определений вызывает путаницу между терминами "имидж" и "образ". Поэтому постараемся обобщить вышеперечисленное в два конкретных понятия.
Так, под образом мы будем понимать отражение личности музыканта в массовом и индивидуальном сознании граждан. Между тем как под имиджем (или брендом) мы будем понимать специально сконструированное и растиражированное отражение личности деятеля музыкальной индустрии.
Важно отметить, что удачный имидж артиста музыкальной индустрии
формируется целенаправленно, продуманно, с учетом личных качеств и зачастую совпадает с образом, то есть, отражением личности медийного лица в общественном сознании. Совпадение имиджа с ожиданиями обеспечивает максимальную и длительную популярность, как это произошло, например, с Мерилин Монро.
Помимо этого, удачным образу также помогают становиться архетипы, которые являются связующим звеном между мотивацией целевой аудитории и ответной реакцией на PR-кампанию (в нашем случае - на музыканта), и которые мы рассмотрим подробнее чуть ниже.
.2 Теория архетипов Юнга и ее значение в формировании образа
Создание теории архетипов связано с именем швейцарского психолога, психиатра и философа начала XX века, Карла Густава Юнга. Один из выдающихся учеников Зигмунда Фрейда, он в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную аналитическую психологию, основанную на использовании аналогий из мифологии при анализе сновидений. В результате целого ряда клинических исследований в 20-х годах прошлого века Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.
Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы.
Архетип (от греч. archetipos - первообраз) по Юнгу - это универсальные, изначальные, врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Ученый придавал особое значение тому, что его теория архетипа устанавливает связь между индивидуальной психикой и коллективным бессознательным: "Психическая структура - это то же самое, что [...] я называю "коллективным бессознательным". Индивидуальная самость есть часть, или фрагмент, или представитель, чего-то, что присутствует во всех живых существах проявлением специфического способа психологического поведения, которое варьируется от вида к виду и является врожденным в каждом из его индивидов. Врожденный способ поведения издавна известен под именем инстинкта, а для врожденного способа психического восприятия объектов я предложил термин архетип".
Прорывом в понимании природы архетипов стало открытие Юнгом нескольких видов восприятия информации: логическое (рациональное) (T) и образное (F) (эмоциональное), сенсорное (S) (акцент на органы восприятия) и интуитивное (N) (акцент на воображение). Кроме того, он выделил две установки человеческой психики: экстравертная (E) (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интровертная (I) (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.
Таким образом, пространство архетипов можно в первом приближении описать трехмерной моделью, где есть три оси: экстраверсия - интроверсия, логика - этика, сенсорика - интуиция.
В плоскости "экстраверсия-интроверсия" и "логика-этика" расположены базовые архетипы, соответствующие типам темперамента, которые относят еще ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена: Герой (сангвиник), Мудрец (флегматик), Славный малый (меланхолик), Любовник (холерик). (О конкретных архетипах будет сказано чуть ниже.)
В плоскости "экстраверсия-интроверсия" и "сенсорика-интуиция" расположены базовые архетипы, соответствующие представлениям о "прагматиках" (Правитель, Хранитель) и "романтиках" (Ребенок, Искатель).
Плоскость "сенсорика-интуиция" и "логика-этика" образует матрицу потребностей, идентичную хорошо известной пирамиде потребностей выдающегося американского психолога Абрахама Харольда Маслоу.
Сначала потребность в достижении результатов действия (Power), затем - в самоидентификации (Identity), потом - в социализации (Community), а после этого - в развитии (Explorer). Необходимо сказать, что создание образа бренда (в нашей работе - образа музыканта) основано на архетипичном восприятии человеком информационного сообщения. Поэтому бренды позволяют реализовать все эти потребности, последовательно осваивая соответствующие ниши в коммуникации. Они позволяют человеку делать, быть, принадлежать, становиться лучше.
Так Юнг показал, что архетипы являются отражением потребности...