Курсовая работа: Анализ монографии Э. Эриксона «Детство и общество»

Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, не выходя за рамки психоаналитической традиции, он разработал свою классификацию развития личности, свое психоаналитическое учение детства.

Дата добавления на сайт: 25 августа 2024


Скачать работу 'Анализ монографии Э. Эриксона «Детство и общество»':


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Юридическая психология»
Кафедра «Юридической психологии и права / Клинической и судебной психологии»
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психология развития и возрастная психология»
Анализ монографии Э. Эриксона «Детство и общество»
Ст. преподаватель Делибалт В.В.
Студент, группа Наумова А.О.
Москва, 2015

Введение
Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, не выходя за рамки психоаналитической традиции, он разработал свою классификацию развития личности, свое психоаналитическое учение детства.
«Детство и общество» - его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году. Она появилась благодаря практике психоанализа, как отметил в ней Э. Эриксон. В общем в данной книге рассматриваются взаимосвязь детства с социальной жизнью, автор приводит исследования детства у пары племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.
О своей книге Эриксон отзывается как о «концептуальных путевых заметках», он делает акцент, что это - книга об исторических процессах «Детство и общество» имела большую огласку, и именно благодаря данной книге он стал ведущим представителем эго-психологии.

1.Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона
В своей первейшей книге «Детство и общество» Э. Эриксон подразделяет жизнь человека на «восемь возрастов человека», на психосексуальные периоды развития эго. Э. Эриксон считает, что периоды - это финал эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетическим путем.
Эпигенетическая основа, то есть как и эпигенетическое учение развития подразумевается в том, что каждый период жизни человека, точнее его конкретного цикла жизни, наступает в конкретный для нее момент, или- в «критический период». Суть в том, что только через прохождение конкретного этапа формируется личность. Важно и то, что в каждом этапе личность сталкивается с психологическим кризисом и особой целью развития. Каждая цель, которую предполагает общество заключается в балансе между двумя крайними полюсами. Сама «борьба», именно процесс, и есть совершенствование личности. При получении равновесия можно говорить о приобретении новой модели эго-идентичности.
Первая стадия (I) - Орально-респираторно-сенсорная, как называет ее Э. Эриксон. Принято называть ее орально-сенсорной стадией. Она проходит в 2 этапа. Э. Эриксон обозначает вторую фазу в своей книге Второй стадией (II), которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.
Понятие модус органа. Модус-впитывание в себя.
В первой фазе (I стадии) рассматривается эрогенной зоной рот, он образует определенный модус развития, а точнее преобладающие качества личности. Модальностью рта является сосание, получение через рот пищи. Принятие - первая социальная модальность младенца. Основная задача - формирование и образование чувства доверия/недоверия к окружающему миру. Очень важен контакт матери и ребенка, потому что он основывает в целом доверие к окружающему миру в лице матери. Если у ребенка не будет достаточно внимания и заботы, то у ребенка выработается базовое недоверие к миру и людям.
Как считает Э. Эриксон, младенец, учится получать, а в дальнейшем получает способность заставлять других давать то, чего он хочет получить, развивая основу эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Если этого не произойдет, то младенец будет стремиться к получению того, что не дополучил, т.е. завершать эту стадию развития.
Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение - 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает кусание, а не сосание, это происходит из-за ого, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в этом периоде становится взятие и удержание предмета. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На этой стадии ребенок должен упражнять и развивать «схватывание» и уметь достать то, что находится в близи него. Развитие это будет происходить в зависимости от того, с каким успехом ребенок будет усваивать переворачивание со спины на живот. Еще в этом периоде у ребенка возникают понятия, как «зло» и «добро». Из-за отрывания ребенка от груди (по причине кусания), ребенок начинает испытывать злобу на зубы, которые у него постоянно болят и лишают материнской груди. В связи с этим ребенок как бы начинает винить себя за то, что он стал причиной «расставания» себя с материнской грудью.
Поэтому при резком отнятии ребенка от груди, мать должна «додать» это своей поддержкой и вниманием, любовью и лаской. Есть мать не компенсирует этот «разрыв», то ребенок в дальнейшем будет депрессивным.
На этой стадии возникает борьба таких баз, как «доверие против недоверия» и то, что победит определит задачу развития, в связи с которой у ребенка зародятся базисные чувства доверия или недоверия к миру.
Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность - опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. На этой ступени развивается способность «отпускать» и «держать».
Модус эго меняется, для малыша становится важным умение контролировать себя: возможность регуляции и удержания/выталкивания(приучение к горшку). Это происходит как на физическом уровне, так и на психологическом. Ребенок хочет быть самостоятельным, управлять собой, либо испытывает чувство стыда (публичность).
Если малыша на данной стадии «тормозить», то ни о каком прогрессе речи не может идти, малыш будет чувствовать себя немощным.
В этом периоде возникает вторая «борьба», в котором самостоятельность борется против стыда. Малыш должен чувствовать себя в безопасности и, что его доверие не подведут. В зависимости от того, в какую пользу разрешится конфликт, выяснится дальнейшее развитие ребенка, вследствие которого, малыш может быть самостоятельным или неуверенным и стыдливым.
Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона - это половые органы. Модальность представляет собой интерес обоих полов. Модус эго-это «проникновение», то есть такие занятия, которые принесут пользу.
Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Ребенок оценивает себя, как виновника чьих-то бед. В этой стадии у ребенка формируется супер-эго. В этой стадии дети мужского пола встречаются с пониманием того, что он «хуже» отца и появляется ревность матери к отцу. Девочки встречаются с пониманием «неполноценности» из-за отсутствия пениса. Ребенок усваивает индивидуальность, выражает себя. Тут либо инициатива подавляется или проявляет себя. Появляются большие ограничения и появляется чувство вины. Вина здесь играет роль, как восприятия себя, как причины чего-то плохого.
Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Индивидуальность этого периода заключается в чувствах неадекватности и неполноценности. Э. Эриксон говорит, - «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»
В Латентной стадии идет борьба трудолюбия и неполноценности, то есть ребенок хочет как-то показать себя и принести пользу, но у него для этого недостаточно умений.
Пятая стадия (Возраст:12-19 лет) - Подростковая. Главный элемент этого периода - установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго - есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Подросток осознает себя, то он, кем он является в мире. Но при этом есть вероятность того, что подросток может не найти свое профессиональное применение.
Шестая стадия (Возраст:20-25 лет) называется Ранняя зрелость (или Молодость Стадия поиска «своей половинки». Все модусы органа уже подчинены человеку, и уже нет такого прогрессивного развития. Не хорошим исходом на этой стадии является отречение ото всех, одиночество, когда у личности задачей развития стала изоляция. Это вещает о том, индивид не принял какую-либо из стадий раньше. Появляется «зрелое» сексуальное влечение.
Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.
Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон писал о том, что человек хочет чувствовать себя не одиноким, востребованным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Человек полностью заинтересован в продолжении рода и выбора настоящего спутника жизни. Заинересованность в плане «философских мыслей». В тех случаях, когда не удается достичь гениративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.
Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.
Восьмая стадия (Возраст:65 лет - смерть) - Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. На последних стадиях жизни индивиды рассуждают на тему прожитой жизни и по-новому рассматривают ее. Тут два исхода: либо человек осматривая свою жизнь, испытывает удовлетворение,тк он в нес в нее свои отпечатки и выполнил свою «миссию», либо человек делает вывод, что все было в этой жизни напрасно и бессмысленно.
В стадии Старости личность либо имеет целое представление о себе, либо огорчается от своей жизни. А решается она в борьбе между целостного эго и отчаянием.

2.Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда
Эриксон выражает свое видение на счет психосексуального развития. (8 стадий)
Эриксон работал на основании психоисорического меода,а Фрейд на основе психоанализа.
У Эриксона периоды разбивают жизнь на 8 этапов от рождения до смерти, а у Фрейда только до 18 лет.
Фрейд и Эриксон по-разному объясняли влияния «бессознательного» на жизнь людей. Эриксон считал, что все проблемы из-за не принимания какой-то либо из пройденных стадий, а Фрейд связывал это все с травмами из детства.
Эрик выделил 8 садий развития, а Зигмунд-4.
3.Виды идентичности
вида:
Групповая идентичность - это воспитание ребенка изначально с рождения в определенной социальной группе, с целью формирования определенного мировоззрения подлежащей этой группе.
Эго-идентичность - это непрерывность нашего «Я», то есть, несмотря на то, что мы от рождения проходим несколько этапов «Я» в нас остается то же самое.
4.Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)
Эриксон составил эпигенетическую карту. Он выделил и назвал 5 модусов.
= инкорпоративный 1
= инкорпоративный 2
= ретентивный
= элиминативный
= интрузивный
Суть теории психосоциального развития Эрика Эриксона есть преодоление проблем на всех этапах.
Базовое начальное доверие возникает у младенца через материнскую грудь, ее внимание и заботу.
Э. Эриксон пишет о том, чтобы ожидать нормальное развитие, ребенок в первую очередь должен на первом этапе получить базисное доверие от матери.
5.Виды кризисов. Их характеристика и значение
Кризис, как считает Э. Эриксон - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Перебарывание кризиса способствует переходу на новый этап.
Кризис - это неизбежное резкое изменение, после которого либо человек не справляется и регрессирует, либо переживает и прогрессирует в своем развитии.
На всех 8 стадиях, личность перебарывает проблемы и не всегда это приводит не только к прогрессу.
.Доверие или недоверие.
.Самостоятельность или стыдливость.
.Собственное мнение против чувства вины.
.Трудолюбие или чувство неполноценности.
.Идентичность против смешения ролей
.Социализация против одиночества.
.Генеративность против стагнации.
.Состоятельность против разочарования.
6.Роль игры в развитии личности ребёнка (на примере игр Питера, Энн и др.)
Игра-это основная деятельность ребенка, она может помочь ребенку в развитии его личности, а также она способна рассказать о тех переживаниях ребенка, которые скрываются в потемках его души, о которых он никому не говорит.
Энн. Девочка 4-х лет. На приеме у Эриксона Энн вела себя подобающе ребенку младше ее возраста. И постоянно сосала большой палец. Она пришла с проблемой опорожнения кишечника ночью в кровати.
Эриксон не вел никакого диалога с Энн. Он пустил в ход игротерапию.
Они играли в кубики. Девочка построила из кубиков дом идентичный своему. Тут происходит такое событие: Энн отшвыривает ногой куклу-женщину, шумно захлопывает дверь ванной и спешит к полке с игрушками, чтобы взять три блестящих машинки и поставить их в гараж около мужчины. Энн ответила, что ей очень не хочется, чтобы игрушечная девочка отдавала матери даже то, что и так принадлежит, но она страстно желает дать отцу гораздо больше, чем тот мог бы попросить. После этого Энн выбегает с карандашами в комнату ожидания, к маме и отдает той карандаши.
Это поведение говорит о том, что девочка не может справиться с тем, чтобы давать без возврата. Девочка любит отца, а мать ненавидит.
Питер. Длительный запор. Как-то Эрик Эриксон обедал с его семьей за солом и мальчик за едой проронил слова: «Я хочу, чтобы у меня было был слоненок прямо здесь, он бы рос-рос и разорвал бы дом.» и т.п. Питер думал, что у него в живое находится что-то очень ценное и если он это выпусти, то либо сломает, либо убьёт это «что-то», поэтому задерживал в себе биоотходы.
Проблемой фантазий мальчика, оказалась его няня, которая после ухода написала Письмо и изложила в нем то, что Питер подрос, а она любит нянчится с «малышами». Для устранения фантазий мальчика психотерапевт на рисунке изобразил Питеру, как появляются малыши на свет на самом деле. После этого у Питера все прошло, он преодолел кризис.
7. Этнопсихологические исследования особенностей воспитания детей (на примере племён сиу и юрок)
Э. Эриксон решил рассмотреть особенности детей растущих в общинах. Он изучил как проходи детство у разных детей из разных племен.
Сиу.
В племени Сиу детей насильно не отрывали от груди, кормили до тех пор, пока ребенок не начинал кусаться, кстати, обычно считалось, что молозиво (первое водянистое выделение молочных желез) ядовито для новорожденного, поэтому и грудь ему не давали до тех пор, пока не появлялась надежная струя настоящего молока.
Они считали, что первым ребенок не должен пробовать эту застоявшуюся белую субстанцию. Они собирали лучшие ягоды и травы, какие только есть в прерии, и выжатый из них сок наливали в бизоний пузырь, приспособленный под детский рожок, напоминающий по форме материнскую грудь.
Женщина, по общему мнению бывшая «хорошей женщиной», пальцем стимулировала рот новорожденного, а затем кормила его этим соком. Тем временем, пожилые женщины, которые в своих снах получили приказ выполнять такие функции, отсасывали водянистое молоко из груди роженицы, а саму грудь стимулировали продуктивно работать. По словам индейцев, старшего сына выкармливали дольше всех, тогда как средний период выкармливания ребенка составлял три года. Крик ребенка, который просил «грудь» индейцы выдавали за становление ребенка как охотника. Племя добивалось того, чтобы ребенок вырос хорошим охотником поэтому, чтобы научить ребенка забирать желаемое, в них воспитывали щедрость и способность отдать другим нечто такое, без чего те не могли обойтись.
В возрасте 5 лет мальчиков отдавали более взрослым ребятам, для обучения их навыкам охоты, а девочки оставались с матерями для женской работы.
Детей не наказывали и не били, их наказывали «стыдом» из-за этого дети чувствуют себя в безопасности, как считали они.
Эриксон пришел к выводу, что у индейцев племени сиу не так сильно распространены неврозы и интеллект выше.
Юрок.
После рождения ребенка лишали кормления грудью на 10 дней и кормили ореховым супом из маленькой скорлупки.
Кормление грудью происходит очень часто. Юрок отнимаю малышней от груди в 6 месяцев или по мере появления зубов.
В племени юрок детей туго пеленали, чтобы лишить их свободы, рано приучали к порядку. Мальчиков ограничивают в общении с матерью, так как это не гласит их традициям.
Поэтому дети Юрок вырастают с недоверием к миру и окружающим и замкнутые.
7.Роль общества в развитии личности
Эриксон рассматривает личность в процессе социализации. Он считает, что формирование личности происходит за счет взаимодействия человека с социумом.

8.Раскрытие понятий
«Жизненная задача»
Жизненной задачей Э. Эриксон считает цель, которая будет «преследовать» человека и сопровождать всю жизнь, та, которая будет являться смыслом его существования.
«Психологический мораторий»
Психологический мораторий - это период времени между подростковым периодом и взрослостью. Когда человек выбирает свои ценности и приоритеты, чтобы стремиться к целостности.
«Диффузия идентичности»
Диффузия идентичности - некая неопределенность молодых людей, которая отражается в идентификации со своей профессиональной деятельностью и спутанность представлений о самих себе.
«Ритуализация»
Ритуализация поведения - это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.

Выводы
эриксон психолог постфрейдист эпигенетический
Э. Эриксон отдает большое значение детству и прохождению всех жизненных этапов. Благодаря преодолениям возрастных кризисов и проблем человек становится «целостным».

Похожие материалы:

Курсовая работа: Теории личности З. Фрейда и Э. Эриксона