Курсовая работа: Анализ почерка

Еще на заре становления современной психологической науки непроизвольные рисунки использовались для изучения психологии поведения (Торрей Д., 1999).

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Анализ почерка':


Введение
Еще на заре становления современной психологической науки непроизвольные рисунки использовались для изучения психологии поведения (Торрей Д., 1999)
Сейчас, изучение и диагностика различных графических изображений выросла в целую науку. Появилось большое количество графических и рисуночных тестов, в психологии возникло такое направление как арт-терпия.
Однако такого рода проективные методики не лишены определенных недостатков.
Основной проблемой рисуночных методов является относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. Рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. В связи с этим появилась необходимость выявить нейропсихологическую базу для выделения значимых признаков в рисуночных и графических тестах. Это позволит понять механизмы их работы, и повысит точность диагностики при помощи рисуночных тестов.
Данная проблема сейчас особенно актуальна, т.к. рисуночные тесты стали широко распространенным и значимым инструментом психологов-практиков. Однако учитывая специфику данных методик нельзя забывать об ограничениях в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.
Предмет - рисуночные и графические методы
Объект - диагностически значимые признаки фиксируемые в рисуночно-графических тестах.
Целью данной работы является нахождение и изучение диагностически-значимых признаков в рисуночно-графических методах.
Исходя из поставленной цели нами решаются следующие задачи
Изучить графические и рисуночные методы;
проанализировать их надежность;
проанализировать рисунки и почерк в возрастном контексте;
проанализировать рисунки и почерк в патонейропсихологическом контексте.

1. Графический метод
Возможности психодиагностики с течением времени неизменно расширяются. Эта область психологической науки, тесно связанная с практикой, по сути, совершенствует инструмент, позволяющий выявить особенности психики человека, измерить уровень его способностей и создать прогноз поведения.
Методы и методики, составляющие разветвленную структуру психодиагностики, модифицируются и осваивают новые технологии, с помощью которых можно было бы получить сведения об индивидуальных чертах человека. Такой «новой» формой по, сравнению с опросниками, беседами, наблюдениями, в свое время стали графические методики. Теперь они вошли в разряд известных и привычных приемов психологической диагностики [17].
И в тексте, и в рисунке, выполненном от руки, сохраняются индивидуальные особенности их автора, убеждает весь опыт человеческой культуры. На примере этого же опыта можно объяснить и соотношение свободы и правил в той или иной графической деятельности. Постепенная стандартизация, которую проходили в своем развитии и письмо и рисунок (от первой пиктограммы, до алфавитного начертания, и от первой наскальной схемы до картины, подчиняющейся законам композиции, перспективы и колористики), сопровождалась распространением субъективной манеры исполнения (в силу того, что индивид зачастую не способен в точности воспроизвести норму). Это дало импульс к Формированию почерковедения, графологии, а так же к возникновению анализа живописной манеры и к использованию графического материала в психологической работе
В соответствии с видами графического продукта методы психодиагностики можно поделить на 2 вида:
) психодиагностические рисуночные тесты;
) методы психографического анализа текста.
Поговорим о них подробней.
.1 Рисунок в психологической диагностике
психографический рисунок текст диагностический
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценить психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте[6].
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый[6].
Рисунок, как и все другие произведения исскуства-это самовыражение очень личного характера, содержащее сознательные и бессознательные планы[15].
Зачастую «откровения» изобразительного продукта не осознаются или сознательно скрываются автором на вербальном уровне, но невольно становятся графическим свидетельством для подготовленного специалиста[10].
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности[6].
Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества: субъект отражает, проецирует на изобразительный продукт свои неосознанные или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы[11].
Диагностика основанная на анализе изобразительной деятельности, применима при обследовании различных возрастных групп.
Это позволяет использовать ее для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода[6].
Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Наиболее близко это занятие детям. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки - удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу[6].
Видимо поэтому большинство психологов и терапевтов склоняются к мнению о незаменимости проективных рисуночных методов в работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста. [11].
Далее, говоря о плюсах проективных рисуночных методик, заметим следующее: как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги[6].
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения[6].
Рисунок освобождает спонтанность у маленьких детей, а заторможенным взрослым помогает преодолеть препятствия в собственном развитии. Рисунок так же способен облегчить для пациентов идентификацию мотивов, которые повторяются в его поведении, и обратить внимание на его проблемы[15].
В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом[6].
В проективных графических методах изобразительный образ диагностический материал для специалиста. Производится структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка, качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта[11].
Приоритетными формальными составляющими принято считать линию, форму, цвет в их взаимосвязи и динамике, а так же другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. К примеру отслеживаются особенности оформления, композиции, перспективы, пропорций, штриха, освещения (Хайкий Р.Б., 1992 и др.); формально стилевые особенности изображения (Бурно М.Е. и др., 1989), учитывается частота встречаемости определенных параметров и т.д. [11].
Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей не представляется возможным. Попытки реализовать эту идею предпринемались многими исследователями в разных странах, но до Ф Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизированную рисуночную методику-тест «нарисуй человека», - никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.
Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться подход, опирающийся на более общие представления о формах самовыражения человека в художественной деятельности, в частности в рисовании.
Начиная с 50-х годов XX века и до настоящего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются. Предлагаются оригинальные варианты процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации результатов.
Из работ, проведенных в этом направлении отечественными исследователями, нужно особо выделить созданный М.З. Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующее животное». В последние годы он приобретает все более широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом[6].
Помимо изучения рисуночных тестов, при разборе графических методов, нас так же интересуют диагностически значимые признаки фиксируемые в почерке людей. Данному вопросу будет посвящен следующий параграф.
.2 Методы психографического анализа текста
Учение, которое исследует взаимосвязь почерка и индивидуальных особенностей личности получила название - графология.
Как наука, она существует недавно; правда, первые попытки в этом направлении относятся к 17 веку, но творцом графологии считается Аббат Мишон (род. 1806 г., ум. 1881 г.); по его инициативе в конце прошлого столетия образовались графологические общества, возникли специальные журналы по графологии. Он написал несколько сочинений по этому предмету, создал школу и имел много последователей[8].
После смерти Мишона главой графологического движения выступил его ученик Адриан Варинар. Написанный им учебник графологии переведен на различные языки, в том числе и на русский. Варинар принял на себя обязанности президента Графологического общества, к нему же и перешло редакторство журналов.
Отдельные последователи (д-р. Швидланд, Лангебрух и др.) занялись также распространением этой новой науки путем специальных графологических отделов в различных популярных журналах, но все это были единичные и не систематизированные мнения и наблюдения.
Научных заслуг в этой области неизмеримо больше оказал Крепье-Жамен. В своем большом труде «Почерк и характер» он дал вполне научное изложение графологических законов. В Италии выступил со своим графологическим трудом мировой ученый, знаменитый Ломброзо, в германии проф. Пейер выпустил ряд значительных, по своим достижениям, графологических соченений[8].
Проверка надежности графологических данных изучалась методом гипноза, когда человеку внушали различные состояния и свойства, например хитрый, скрытный веселый, Беззаботный и т.д., при этом заставляли испытуемых писать под диктовку[16].
Примечательно, что почерки в каждом случае получались разные и совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном состоянии, соответствующие существующим графологическим признакам.
Испытуемых также возвращали к тому детскому возрасту, в котором они только начинали учиться, и почерк в связи с этим мгновенно менялся, становился неуверенным, человек уже не писал, а с трудом выводил букву за буквой. Так же реагировал почерк и на последовательное (внушенное) повышение возраста, письмо становилось увереннее, рисунок принимал уже более определенный характер[8].
Все это говорит о том, что письмо - есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений[8].
«Каждый почерк характеризуется определенным комплексом признаков, отличающих его от всех остальных. Бывают сходные, родственные почерки, но одинаковых не бывает - каждый человек уже с первых шагов обучения письму имеет собственный почерк, если даже и сознательно старается не отступать от прописей-образцов. При этом необходимо отметить, что всякий отдельный почерк, как бы типичен и ярок он ни был, вовсе не представляет собой что-то застывшее, раз и навсегда определившееся, а напротив, может претерпевать изменения, и иногда довольно существенные».
Так, в своей книге «Почерк и личность» пишет крупнейший русский графолог Дмитрий Митрофанович Зуев-Инсаров. Опираясь на это высказывание, мы можем высказать предположение, о том, что существует связь почерка и индивидуальных качеств личности. С течением жизни человек неизменно меняется, эти изменения отражаются и на его почерке. Последний способен менять свои характеристики, приобретать новые элементы, лишаться старых. Так, например почерк старого человека физиологически изменен. Письмо выводится на бумаге медленно и обдуманно. Почерк почти не отклоняется от прямой линии: в нем постепенно стушевываются резкие штрихи, резкие переходы в нажимах, уравнивается величина отдельных букв. В почерке проявляется, свойственная старости, вуалированность индивидуальных особенностей письма.
Однако, как бы с течением времени не менялся почерк, в нем сохраняются мотивы характерные для человека в течение всей его жизни.
В настоящее время задачей почерковедения становится: найти законы зависимости между функциями органов, воспроизводящих письмо и результатов этих функций - почерком, а так же выяснить, как отражаются на почерке определенные психические особенности.
С постановкой графалогии на научной базе, она приобретает первостепенное значение как объективный метод самопознания и человекознания.
Профессор Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что, поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, конкретизирующихся через движения[8].
«Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения», - говорит он далее, - «если же выражения желания надлежит рассматривать, как результаты рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, также и упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма».
Существуют некоторые графологические категории, построенные на гармоничности, геометрической выдержанности и графологичности письма. Оценивая по ним почерк мы получаем возможность судить о степени одаренности пишущего, степени его волевого развития и работоспособности, степени самобытности личности, личной инициативы, степени обилия, сложности и разнообразия (или наоборот однообразия) психических проявлений человека.
Степень грамотности письма определяется: гармонией в сочетаниях составных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда в таких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письма определяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.
Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками (междустрочным интервалом), равномерностью нажима и общей выдержанностью письма.
Степень геометрической выдержанности письма определят собою: степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности) волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни, степени общей уравновешенности психических проявлений, способности (или неспособности) к системному труду, развитии задерживающих импульсов, состоянии нервной системы.
Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца и тем противопоставляется каллиграфичности письма, так как безукоризненный каллиграфический почерк безличен.
Степень графологичности письма определяет собою: степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообразия (или, наоборот, однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче и выпуклее рисуются эти отклонения, чем больше мы имеем право думать, что в каких бы областях ни проявлялась- в духовной или материальной, в области общественной жизни, науки, искусства, практической жизни и т.п., - всюду человек не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, но и стремится внести в жизнь что-то свое, новое и оригинальное.
Получив, таким образом, характерологические данные путем оценки почерка по основным графологическим категориям, необходимо далее перейти уже к детальному исследованию, которое заключается в выяснении характера нажима почерка, направления строк, наклона, построения связи, штрихообразований, преобладания дуговых или угловых линий в письме, характера конфигурации слов и отдельных букв и, наконец, в исследовании рисунка подписи.
Такое исследование производится с целью установления характера отклонений почерка от каллиграфического образца, так как каждое отклонение[8].
Изучая почерк и рисунки человека, мы можем получить о нем некоторые сведенья. Однако вопрос о возможности ошибки остается открытым. О том, насколько надежен графический метод, поговорим в следующем параграфе.
.3 Проблема надежности графических методов
При всем разнообразии графических методов их возможности еще не достаточно широко раскрыты. В практической сфере пока используется лишь незначительное количество вариантов заданий и тем изображения и вместе с тем отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и их интепритаций[17].
В настоящее время нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования. Чаще всего каждый психолог,» набивая руку» на какой-то одной методике или группе методик, выделяет свои собственные параметры для построения интерпретации. (приметр из...

Похожие материалы:

Реферат: Анализ деятельности и индивидуального сознания

Эссе: Политическое лидерство и руководство: сравнительный анализ

Контрольная работа: Танцевальная психотерапия, цели, роль ведущего, анализ движений

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Реферат: Анализ социально – экономического развития Добровского района