Курсовая работа: Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации
1.1 Определение понятия «стресс»
.2 Причины возникновения стресса и его стадии
Глава 2. Практическая часть. Анализ возникновения и нейтрализация стрессовых ситуаций персонала на предприятии ЗАО «Мирный»
.1 Характеристика предприятия ЗАО «Мирный»
2.2 Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО «Мирный»
2.3 Рекомендации по снижению стрессовых ситуаций персонала предприятия ЗАО «Мирный»
Заключение
Список литературы
Глоссарий

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации':


Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Управленческая психология
Тема работы: «Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации»
Московская область 2013г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации
1.1 Определение понятия «стресс»
.2 Причины возникновения стресса и его стадии
Глава 2. Практическая часть. Анализ возникновения и нейтрализация стрессовых ситуаций персонала на предприятии ЗАО «Мирный»
.1 Характеристика предприятия ЗАО «Мирный»
2.2 Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО «Мирный»
2.3 Рекомендации по снижению стрессовых ситуаций персонала предприятия ЗАО «Мирный»
Заключение
Список литературы
Глоссарий
психологическая проблема стрессовая ситуация персонал
Введение
Понятие "стресс" было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению. Перенесенное в область социальной психологии понятие "стресс" включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс - это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.
В целом стресс - явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.
Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, так как люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.
Целью данной работы является анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать теоретические основы понятия «стресс» и «стрессовая ситуация»;
проанализировать причины стресса на рабочем месте;
проанализировать психологические проблемы на предприятии ЗАО «Мирный»
разработать методики нейтрализации стресса на предприятии.Объектом данного исследования является анализ стрессовых ситуаций персонала предприятия ЗАО «Мирный».
Предметом исследования - управление стрессами на предприятии ЗАО «Мирный».
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.
Структура курсовой работы: введение; теоретическая часть, где дана характеристика понятию стресса, подробно описаны причины, стадии стресса; практическая часть, в которой проанализированы психологические проблемы в ЗАО «Мирный» и даны рекомендации по снижению стрессовых ситуаций персонала; заключение; список литературы; глоссарий.
Основными источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению стрессами на предприятии. Росс А. «Как победить одиночество». Изд. «Феникс». 2002г., С.314. Селье Г. «Стресс без дистресса». Изд. «Прогресс». 1982г., С.68. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. «Организационное поведение, структура, процессы». Изд. «ИНФРА - М». 2009г., С.293.
Курсовая работа написана на 28 страницах.
Глава 1. Теоретическая часть. Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации.
1.1 Определение понятия «стресс»
Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и так далее.
Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции. Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.
Подавляющее большинство людей под понятием "стресс" понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.
Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом "стресс" (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами "эмоциональный", "психический". Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса. Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общего адаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители - наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации?
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Стресс - неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.
Умственные перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - самые вредоносные стрессоры.
Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.
Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.
Стресс - это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия.

Рисунок 1. Виды стресса
Эустресс предполагает возникновение желательного, то есть положительного эффекта, а дистресс - отрицательного.
Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.
По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По Селье, "чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание".
Г. Селье отметил еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их "обусловленными факторами". Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни "адаптации".
Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.
Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и другими. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.
1.2 Причины возникновения стресса и его стадии
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Рисунок 2. Виды стрессоров
К физиологическим стрессорам относятся: болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и так далее. К психологическим относятся: необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и другие. Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные и эмоциональные. Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные. Проиллюстрируем это на примере градациии степени тяжести. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются по шкале от 0 до 100 баллов (табл.1). Таковы избранные категории стрессорных факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению Создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и другие). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроиться на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные события принесут около 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.
Таблица 1 Жизненные события, влияющие на психику
Смерть партнера (мужа, жены) 100 Перемена в ответственности по месту работы 29
Развод 73 Уход сына или дочери из родного домаУход сына или дочери из родного дома 29
Разлад в супружеской жизни/разрыв 65 Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью) 29
Тюремное заключение 63 Исключительный личный поступок или достижение 27
Смерть близкого члена семьи 63 Поступление в школу или ее окончание 26
Серьезная травма или заболевание 53 Перемена в условиях жизни 25
Брак 50 Смена привычек 24
Потеря работы 47 Проблемы и конфликты с начальством 23
Примирение и другие перемены в семейной жизни 45 Изменение рабочего времени или условий работы 20
Выход на пенсию 45 Смена жилья 20
Изменение в состоянии здоровья члена семьи 44 Перемена школы 20
Беременность 40 Смена отдыха 19
Сексуальные проблемы 39 Перемена в общественной деятельности 18
Появление нового члена семьи 39 Мелкий долг 17
Перемена места работы 39 Перемены, связанные со сном и режимом дня 16
Изменения в финансовом состоянии 37 Перемены в семье 15
Смерть близкого друга 37 Перемены в привычном образе питания 15
Перевод на другую работу 36 Отпуск 13
Серьезные разногласия с партнёром 35 Праздник 12
Крупный долг 31 Проступок (штраф за проезд без билета и так далее) 11
Приближение срока уплаты долга 30 Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. Стадии стресса
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии: тревога (А), сопротивление(Б), истощение(В) (рис.3).

Рисунок 3. Стадии стресса
Первая фаза - стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки так далее.
Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.
Однако если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.
Глава 2. Практическая часть. Анализ возникновения и нейтрализации стрессовых ситуаций персонала на предприятии ЗАО «Мирный»
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Мирный»
Закрытое акционерное общество "Мирный" создано в порядке преобразования открытого акционерного общества "Мирный" (зарегистрированное постановлением главы администрации Темрюкского района, Краснодарского края от 22 апреля 1998 года № 32/15) и является правопреемником ОАО "Мирный".
Общие положения.
Полное официальное наименование общества на русском языке:- Общество с ограниченной ответственностью "Мирный".
Местонахождение ЗАО "Мирный":- Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Виноградный, улица Ленина, 2.
Новая редакция Устава принята в целях приведения в соответствие с ФЗ от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об акционерных обществах»( №208-ФЗ от 26 декабря 1995г.)
Общество создано на неограниченный срок.
Цели и предмет деятельности.
Общество имеет гражданские права и несёт обязанности, для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых ФЗ.
Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли от реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом.
Общество имеет право:
приобретать ценные бумаги, находящиеся в обороте;
проводить аукционы, лотереи, выставки;
приобретать и реализовывать продукцию (работы, услуги) предприятий, объединений и организаций, а также иностранных фирм, как в РФ, так и за рубежом в соответствии с действующим законодательством;
осуществлять иные права и нести другие обязанности в порядке, установленном законодательством.
Основные виды деятельности общества:
выращивание винограда и производство вина;
осуществление всех видов операций с движимым и недвижимым имуществом;
производство, закупка и реализация товаров народного потребления;
закупка и реализация удобрений;
торговля путём создания продовольственных, промтоварных, комиссионных магазинов и торговых точек;
оказание юридических, консалтинговых, инженерных, посреднических, маркетинговых, дилерских, рекламно- коммерческих , транспортных, информационных и других видов услуг организациям и населению;
осуществление экспортно-импортных операций;
производство, закупка, переработка, хранение, реализация сельскохозяйственной продукции;
осуществление благотворительной деятельности;
переработка отходов;
эксплуатация в целях предпринимательской и хозяйственной деятельности котельного и транспортного оборудования;
осуществление иных видов деятельности и оказание других услуг...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Реферат: КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

Курсовая работа: Профилактика стрессов в организации

Реферат: Анализ практики организации станции скорой медицинской помощи