Курсовая работа: Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

В своей работе мы хотели осветить проблему компьютерных аддикций, которая в последние несколько десятилетий вследствие интенсивного развития информационно - компьютерных технологий набирает обороты, распространяя своё всевозрастающее влияние на большое количество людей во всём мире.

Дата добавления на сайт: 25 августа 2024


Скачать работу 'Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста':


Оглавление
Введение
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции
.1Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция
1.2Кризис подросткового возраста
.3Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции
Глава 2. Материал и методы исследования
.1 Организация исследования
.2 Методы исследования
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет - аддикции подростковом возрасте
.1 Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков
.2 Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков
.3 Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет - зависимости
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
В своей работе мы хотели осветить проблему компьютерных аддикций, которая в последние несколько десятилетий вследствие интенсивного развития информационно - компьютерных технологий набирает обороты, распространяя своё всевозрастающее влияние на большое количество людей во всём мире.
Жизнь современного человека сложно представить без наличия в ней изобилия компьютерных технологий, которые активно используются для реализации различных целей и решения повседневных проблем. Информационные или компьютерные технологии - это обобщённое название технологий , ответственных за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства , науки , культуры , спорта и экономики , где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.
Но помимо положительных сторон повсеместной компьютеризации можно выделить и ряд негативных тенденций, таких как изменение соматического (ухудшение зрения, сухость глаз, искривление позвоночника, синдром карпального канала, головные боли, расстройства и изменение режима сна) и психологического (уход от реальности, формирование аддикции, раздражительность и нервозность, возникновение сложностей в установлении реальных социальных контактов и пр.) благополучия. Этим неблагоприятным влияниям подвержены лица всех возрастных категорий, но в силу определённых особенностей развития в отдельную группу риска можно выделить детей подросткового возраста. В связи с описанием разнообразных проблем, возникающих вследствие чрезмерного использования персонального компьютера, проработка тематики компьютерных зависимостей является весьма актуальной.
Исследования в области компьютерной зависимости проводились такими учёными, как К. Янг (2010), И. Голдберг, К. Рое, Гоголева А. В. (2002), Жичкина А. Е. (2000), Лоскутова В. А. (2000), Репринцева Е. А. (2007), Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю. (2006), Войскунский А. Е. (2004), Гриффит В. Ю. (1996), Горбунова Л. Н. (2010), Анеликова Л. А. (2010), Фомичёва Ю. В. (1991) и др.
Исходя из вышеизложенного, объектом нашего исследования является нехимический вид зависимости - компьютерная аддикция.
Предмет: компьютерная зависимость у подростков.
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
2.По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.
.Изучить степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков.
.Исследовать уровень компьютерной зависимости у подростков.
.Изучить взаимосвязь степени выраженности кризиса подросткового возраста и склонности к интернет - аддикции у подростков.
В процессе проведения исследования было проведено анкетирование и использованы методики:
Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале
"Internet Addiction Test" - тест наинтернет-аддикцию), адаптированный В. А. Буровой.
Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н. и Больбот Т. Ю.
Анкета «Личностные особенности подростков».
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции
.1Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция
Для того, чтобы приступить к непосредственному рассмотрению феномена компьютерной аддикции, необходимо охарактеризовать и разграничить два ключевых понятия, напрямую относящихся к рассматриваемой проблеме, а именно термины «зависимость» и «аддиктивное поведение».
В отличие от американских исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, в отечественной литературе аддиктивное поведение означает, что болезнь, как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения. Термин «аддикктивное поведение», впервые введенный С. А. Кулаковым, указывает на психолого-педагогическую сферу компетентности при работе с этой проблемой, при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости (Шабалина В. В., 2001).
По определению Ц. П. Короленко, Т. А. Донских Аддиктивное поведение - это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Гоголева А. В., 2002).
Наличие аддиктивного поведения говорит о нарушении адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды. Аддиктивное поведение считается переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими аддиктивными агентами в сочетании с другими нарушениями поведения, нередко антисоциального характера.
Следующим важным понятием, подлежащим рассмотрению, является зависимость.
Зависимость, по определению ВОЗ (1965), есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества» (Гоголева А. В., 2002). Зависимость разделяется на психическую и физическую.
Психическая зависимость проявляется во всеовладевоющим желании или непреодолимом влечении к употреблению аддиктивного агента, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
Физическая зависимость - состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Вследствие ограничения употребления психоактивного вещества развивается синдром отмены (абстинентный синдром), характеризующийся соматическими, неврологическими и психическими расстройствами (раздражительность, тревожность, навязчивое желание употребления психоактивново вещества для избавления от негативных ощущений).
Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц. П. Короленко (2001). Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры (гэмблинг), аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикции, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, а также промежуточные аддикции, например, аддикцию к еде (переедание и голодание), характеризующиеся тем, что при этой форме задействуются непосредственно биохимические механизмы.
Кроме вышеперечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимческих аддикций: многообразные компьютерные зависимости или интернет - зависимости, аддикция упражнений (спортивная), духовный поиск, «состояние перманентной войны», синдром Тоада, или зависимость от «веселого автовождения» (Егоров А. Ю., 2005).
Также ряд авторов под определением зависимости (аддикции) понимают навязчивую потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен - азартные игры, шопинг), появляется полная социальная дезадаптация (Репринцева Е. А., 2007).
Компьютерная аддикция
Проблема компьютерной зависимости начала активно обсуждаться в конце 80-х годов. Первыми с ним столкнулись зарубежные врачи-психотерапевты, а также компании, которые в процессе своей деятельности тесно соприкасаются с компьютерными и интернет системами, неся потери в тех случаях, когда у сотрудников развивается патологическое влечение к пребыванию в сети. У рабочих снижается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной аддикции не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или возможность сердечного приступа при наркомании, вред здоровью все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания, портится осанка и появляются проблемы с позвоночником, ухудшается зрение.
Первое определение Интернет - зависимости дал Ivan Goldberg в 1996 году.
Под Интернет - зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера. В настоящее время «Интернет-зависимость» трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off- line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы - «Интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм» (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006).
Доктор Kimberly Young презентовала второе понятие - проблемное использование Интернета (ПИИ) (1998). «Интернет-зависимость» - это широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением (Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю., 2006).
Выделяют 5 типов компьютерной зависимости:
) навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);
) страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;
) виртуальные знакомства;
) киберсекс (увлечение порносайтами);
) компьютерные игры (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006).
Кимберли Янг приводит четыре основных симптома Интернет-зависимости:
1.навязчивое желание проверить e-mail;
2.постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
.жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
.жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет (Краснова С.В., Казарян Н. Р. , Тундалева В. С., 2005).
В представлении К. Янг зависимость от Интернета - многомерное явление, включающее:
проявления эскейпизма (уход в виртуальную реальность людей с заниженной самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими);
поиск новизны;
стремление к постоянной стимуляции чувств;
удовольствие ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера (Войскунский А.Е., 2004).
К. Янг также описала негативные феномены, проявляющиеся в условиях применения информационных технологий:
1.зависимость от компьютера
2."информационная перегрузка"
.компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
.зависимость от "киберотношений" (Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В., 1991)
Исследования показывают, что формирование игровой психологической зависимости проходит четыре стадии.
.Стадия легкой увлеченности. Игрок чувствует удовольствие от игры, получая позитивные эмоции. Особенность этой стадии в том, что игра имеет ситуационный характер.
. Стадия увлечения. Фактором, который свидетельствует о переходе к этому этапу, есть появление и иерархии новой потребности - компьютерной игры. Игра принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, возможны активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности. По данным А. Г. Шмелёва (2000), происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания.
Зависимость может формироваться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма характеризуется сохранением социальных контактов.
Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма и реже сопровождается психическими и соматическими нарушениями.
У лиц с индивидуализированной формой зависимости нарушается основная функция психики - она начинает обнаруживать не
влияние объективного мира, а виртуальную реальность. Такие люди часто играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с физиологическими потребностями. Формируется депрессивный симптомокомплекс.
5.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы. То есть человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности не может. Это может продолжаться в течение долгих лет. Следует отметить, что возможен кратковременный рост игровой зависимости вследствие появления новых интересных игр (Краснова С. В., Казарян Н. Р. , Тундалева В. С., 2005).
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что компьютерная аддикция является «новой» и в своём роде исключительной проблемой, что в свою очередь сказывается на сложности и неоднозначности исследуемой темы.
1.2 Кризис подросткового возраста
Активно кризис подросткового возраста стали изучать сравнительно недавно, начиная с двадцатого века. Среди зарубежных учёных подростковый возраст в рамках своих периодизаций психического развития рассматривали такие психологи, как Ж. Пиаже (1994), З. Фрейд (1923), Э. Эриксон (1996), Л. Колберг.
В России этот вопрос рассматривался в научных концепциях В.В. Зеньковского (1996), Л. И. Божович (1997), Л.С. Выготского (1929), Д.Б. Эльконина (1981).
В своей работе мы будем опираться на представления о подростковом кризисе, описанные Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным.
«Подростковый» кризис является переходом от младшего школьного к подростковому возрасту. Л.С. Выготский определил временные рамки подросткового кризиса таким образом: школьный возраст ( 8 - 12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст 14 - 17 лет.
Д.Б. Эльконин: младший школьный период (7 - 11 лет) - кризис 12 лет - младший подростковый возраст (12 - 15 лет) (Эльконин Д.Б., 1981).
По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников (Божович Л. И., 1997).
По мнению Л.С. Выготского «критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально росту и поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды.
Своеобразие полового созревания у человека заключается в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания общеорганического развития и роста не совпадают» (Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., 1999).
Это несовпадение обусловлено исторически. В далёком прошлом окончание половой зрелости и общеорганического развития совпадало с моментом социо - культурного созревания, но с течением времени социальная организация общества стала усложняться, обуславливая необходимость расширения рамок периода детства, что впоследствии и привело к возникновению кризиса подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста делится на две фазы - негативную и позитивную: негативная фаза (фаза влечений) - переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений во взаимоотношениях с взрослыми. То есть подросток с помощью разных форм неподчинения взрослому рушит старые, детские отношения с ним и строит новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).
Негативная фаза соотносится с разрушением у подростка прежних и рождение новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать плавно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и узнавать, где именно и как можно увеличить его самостоятельность, а одновременно и повысить требования к нему, расширить зону ответственности.
Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, избирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь) (Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., 1999).
Подростковый кризис и следующий за ним литический период можно описать, используя три основных понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте определяется переходом от детства к взрослой жизни, характеризующейся на данном этапе своеобразным чувством взрослости, т.е. желанием походить на старших.
В самом начале подросткового периода существует и рельефно...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста

Курсовая работа: Анализ использования методик по развитию интереса к своей семье старшего дошкольного возраста

Реферат: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

Дипломная работа: КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА