Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 25 августа 2024


Скачать работу 'Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. К. АММОСОВА»
В Г. НЕРЮНГРИ
Кафедра педагогики и методики начального обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Тренинг психологической компетентности
На тему: «Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога»
Выполнила: студентка 1курса,
группы ППО-14 Денисова В.А
Проверила: ст. преподаватель
Николаева И. И.
г. Нерюнгри, 2014 г.

Оглавление
Введение
Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Одна из современных востребованных профессий - педагог-психолог. Такой работник есть к каждой школе. Его призвание - контролировать психологическое развитие детей, их поведение и адаптацию в коллективе.
Одна из сфер деятельности такого специалиста - понять, почему ребенок не успевает постигать школьную программу или не ладит с одноклассниками, в сотрудничестве с родителями психолог выясняет причину чрезмерной зажатости или немотивированных проявлений агрессии.
Целью психологической помощи зачастую является преодоление барьера в общении с другими детьми, повышение уверенности в себе и самооценки ребенка.
Качества, обязательные для педагога-психолога - это, прежде всего, доброжелательность, любовь к детям, терпение. Умение расположить к себе детей, убедить их в чем-то также важно в работе со школьниками. Склад ума, соединяющий в себе аналитическую и гуманитарную составляющие, имеет огромное значение в работе детского психолога. Эти качества помогают заинтересовать детей на абстрактных примерах, возможно, в игровой форме объяснить им некоторые истины.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что психолог-педагог должен знать и уметь применить различные методики по работе с детьми для того, чтобы понять его мотивы, мысли и поступки.

Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога
школьник лидерство игровой мышление
Статья № 1. О методике выявления сформированности естественнонаучного мышления школьников
. Журнал «Психологическая наука и образование» № 3, - 2012 год, 11 с., автор Г. Р. Завалов.
. Статья посвящена проблеме диагностики сформированности естественнонаучного мышления как психологического аналога компетентности в естественнонаучных знаниях.
. В начале статьи автор рассматривает различные тесты Г. А Берулава, Н. А. Менчинской, Г. А. Вайзер, говорит о том, какие задачи решают эти тесты.
. Статья написана с целью выявления проблем развития естественноенаучных представлений школьников.
. Автор приводит данные с 2005 года. В московской школе № 1257 в 7-9 классах протестировали 100 учеников. Результаты приведены в таблице.
Классы Теоретическое осмысление Смешанные представления Житейские представления
7 10% 30,5% 59,5%
8 6,5% 46,5% 47%
9 15% 40% 45%
. Г.А.Брулава первая выявила основное противоречие между требованиями современного образования и заданиями тестов, которое заключается в том, что в большинстве тестов используются задания алгоритмического характера, в то время как в естественнонаучных предметах такие задания практически не встречаются.
Далее, один из способов предложила и создала Н. А. Менчинская в 1960-х годах, это решение нестандартных задач, т.е. таких задач, в которых недостает данных, или их избыток, или условия «закомуфлированны».
По тому же пути, но в несколько другую сторону пошла Г. А. Вайзер. Она предложила оценивать знания школьников по результатам выполнения заданий на преобразование школьниками исходных задач.
. Автором сделаны следующие выводы:
созданную методику можно использовать для оперативного выявления проблем развития естественнонаучных представлений школьников;
общий интеллектуальный уровень развития при существующих программах по биологии не влияет на развитие естественнонаучных представлений;
современная общеобразовательная школа дает обширную базу знаний по предмету, однако не позволяет в полной мере развить естественнонаучное мышление школьников.
. В статье даются такие рекомендации, что развитие естественнонаучного мышления требует изменений, прежде всего, в содержании соответствующих предметов.
. В заключении статьи приводятся такие объяснения, что данные школьников. В большинстве случаев нельзя признать научными, потому что они опираются на случайные детали и упускают из поля зрения существенные элементы (от 45% до 60% обследованных школьников во всех классах).
Выводы исследования:
. Созданную нами методику можно использовать для оперативного выявления проблем развития естественнонаучных представлений школьников.
. Общий интеллектуальный уровень развития при существующих программах биологии не влияет на развитие естественнонаучных представлений.
. Современная общеобразовательная школа дает обширную базу знаний по предметам, но не позволяет в полной мере развить естественнонаучное мышление школьников.
. Вывод:
На мой взгляд, данная разработка очень актуальна в наше время, так как сейчас требуется более высокий уровень знаний буквально во всем, а поскольку творческие задачи имеют множество верных решений и заставляют ребенка подумать с разных сторон над проблемой, можно делать выводы, что данная методика поможет ребенку по другому интерпретировать материал, усвоенный на уроке в школе.
Статья № 2. Особенности психологической коррекции по преодолению психоэмоционального неблагополучия детей с СДВГ
. Журнал « Психология образования в поликультурном пространстве» № 1, - 2014 г., 45 с., автор И. Н. Серегина.
. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы психоэмоционального неблагополучия детей 5-6 лет, страдающих СДВГ
. Автор уделяет внимание организации в семье психолого-педагогических условий (грамотное применение родителями приемов управления поведением ребенка), влияющих на эффективность психокоррекционной работы по преодолению психоэмоционального неблагополучия детей.
. Статья ориентирована на просвещение, повышение воспитательной компетентности родителей, понимание и осознание родителями возможных последствий действия негативных тенденций семейного воспитания, а также осознание родителями необходимости изменения своих воспитательных стратегий с целью предупреждения осложнения болезни у своего ребенка.
. Автор говорит о том, что результаты исследования показали, что условия воспитания детей с СДВГ характеризуются специфическими особенностями: недостаточной удовлетворенностью и повышенной конфликтностью во взаимоотношениях с родителями, гиперпротекцией и воспитательной неуверенностью со стороны матери, недостаточной вовлеченностью отца в процесс воспитания, наличием у родителей личностных неразрешенных проблем. Наиболее выражены нарушения семейных взаимоотношений и социальная неудовлетворенность родителей в семьях детей с легкой степенью СДВГ (в качестве основных методов для исследования специфических стилей воспитания использовались методики: опросник PARI; опросник «АСВ» Эдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.)
На этапе констатирующего эксперимента в определении психоэмоционального состояния детей 5-6 лет применялись методики: С. Розенцвейга; С.Г. Якобсон, В.Г. Щур; Цветовая диагностика М. Люшера; Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; методика «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…».
. Коррекция эмоциональной сферы ребенка с СДВГ, прежде всего, предполагает ее гармонизацию, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставании в развитии тех или иных составляющих, а также компенсацию негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов, связанных не только с болезнью ребенка, но и со специфическими стилями его воспитания в семье.
. Автор статьи приходит к выводу, что психологическая коррекция (контрольный эксперимент) в системе мер по профилактике развития СДВГ у детей позволила определить достаточную эффективность использования конструктивных методов воспитания в преодолении психоэмоционального неблагополучия больных детей 5-6 лет. Дети научились интегрировать разнообразные эмоции и переживания, уменьшились проблемы в поведении, случаи конфликтных ситуаций, как с родителями, так и со сверстниками. В меньшей степени у детей стали проявляться симптомы СДВГ. Родители научились управлять поведением ребенка, контролировать свои эмоции, укрепили внутренние и внешние ресурсы семьи, супружеские и семейные отношения в целом.
. Практические рекомендации.
Для формирования адекватной самооценки ребенку важно видеть продукт своего труда. Психокоррекция в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка с СДВГ может осуществляться в индивидуальной, групповой форме и их сочетании. Организация игры и поддержка детей с СДВГ в процессе игры со стороны взрослого с целью позитивного общения со сверстниками способствуют формированию более уверенного и адекватного поведения, позитивного образа-Я, повышению самооценки ребенка с СДВГ, развитию коммуникативных способностей.
. Вывод: таким образом, решение проблемы психоэмоционального неблагополучия ребенка с СДВГ и его воспитания возможно при оказании своевременной психологической помощи семье в целом. Данная помощь семье и ребенку возможна только общими усилиями психологов и родителей (включая педагогов детских садов). Особенно актуальна помощь на более ранней стадии болезни, т.е. в дошкольном периоде развития ребенка, что позволит ему с минимальными трудностями адаптироваться в начальных классах школы и легче преодолеть проблемы в обучении.
. Вывод:
На мой взгляд, разработка данной методики полезна для семей, в которых есть дети с проявленным недугом, я уверена, что не все родители знают как себя вести в той или иной ситуации, как реагировать так, чтобы не ухудшить ситуацию и в семье и в психологическом развитии своего ребенка. Воспользовавшись данной методикой, родители научатся контролировать свои эмоции и смогут укрепить семейные отношения.
Статья № 3. Тренинговая программа для семей с детьми 5-7 лет
. Журнал «Школьный психолог» № 1, - 2013 г., 40 с., автор Римма Плешакова.
. Статья посвящена проблеме гармонизации родительских и супружеских отношений, повышению взаимного доверия и понимания.
. В начале, автор говорит про проблематику воспитательных функций в семье с нарушенными отношениями.
. Статья написана для того, чтобы взрослые научились ценить супружеские отношения, осознали, что мир ребенка отличается от мира взрослого, переосмыслили воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыли свои внутренние резервы, поняли ценность примера, который они подают своим детям, получили возможность прочувствовать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции детей на требования и запреты.
. Методы, с помощью которых достигается намеченный результат:
Игровое моделирование родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему так?»
Телесно-ориентированная терапия. Она способствует осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).
Игровая терапия (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания).
Арт-терапия.
Сказкотерапия и мульт-терапия. Образы, принесенные через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
. Автор приходит к выводу, что существует связь между супружескими конфликтами и нервнопсихическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются и дети. Личность родителей играет существеннейшую роль в жизни каждого человека.
. В статье даются следующие практические рекомендации: Прежде всего, нужно запастись некоторыми качествами, необходимыми в воспитании сына или дочери, без которых этот процесс практически обречен на неудачу:
любовью и уважением к собственному ребенку;
терпением;
верой в доброе и светлое будущее своих детей;
самому стремиться стать личностью с богатыми цельным характером, сумевшей наполнить свою жизнь смыслом и счастьем.
И самое главное - нужно научиться любить своих детей созидательной любовью, в которой нет места самолюбованию и лжи, ханжеству и неискренности.
. В заключении статьи пишется о том, что каждому участнику дается возможность проанализировать общение со своими детьми. Родители анализируют, насколько они близки к идеалу, чего им в их родительской роли не хватает, а какого качества у них даже больше, чем надо.
. Вывод:
Данный тренинг является отличным средством развития не только ребенка, но и взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов, и что самое главное - они учатся эффективно взаимодействовать друг с другом, видеть себя со стороны и глазами других.
Статья № 4. Теоретико-методологические основы исследования феномена лидерства
.Журнал «ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА» № 3, - 2011 г., 66 с., автор О.А.Трофимова.
.Статья посвящена рассмотрению вопросов исследования феномена лидерства через призму различных наук (социология управления, философия, политология, психология). Кроме того, освещаются некоторые подходы к изучению лидерства, а также стили управления.
.В начале статьи автор говорит о том, что по этому поводу проводилось множество исследований, результатом которых стало появление огромного списка лидерских качеств. А также о том, что существенный вклад в изучение феномена лидерства принадлежит представителям психологии и социальной психологии.
.Статья написана с целью изучения внутрипсихических причинно-следственных связей, обусловливающих лидерские действия в конкретных ситуациях, а также выявление внешних факторов, определяющих лидерство (историческая ситуация, психологические характеристики лидера, отношения между лидером и его последователями, поведения лидера).
.Автор говорит о том, что наиболее важными социально-психологическим концепциям лидерства являются исследования Г. Лебона, Г. Тарда, З. Фрейда, Н.К. Михайловского и др. Так, Лебон является сторонником идеи об исключительной роли личности в истории, и вслед за ним Г. Тард отмечает особенности процесса следования лидеру, суть которого отражает в следующей схеме: прогресс возможен лишь в действиях лидеров; в свою очередь, лидер, как транслятор знаний, ценностей и опыта предыдущих поколений, силен и пользуется поддержкой своих последователей
.Основные теоретические положения статьи в том, что психологические, или эмоциональные, качества базируются на наследственной и воспитательной основах и проявляются главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного перечня этих качеств, большинство из которых так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.
.Выводы автора в том, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.
.Рекомендации автора заключаются в том, что выбор стиля руководства (авторитарный, демократичный, либеральный) или сочетание стилей, используемых в контексте управления организацией, остаётся за лидером. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё от своих подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль на протяжении всей карьеры.
.Рассмотрев место феномена лидерства не только в социологии управления, но и сквозь призму различных наук, а также проанализировав стили руководства и существующие теории лидерства, мы пришли к следующим выводам: во-первых, невозможно выделить «универсального» лидера и «универсальный» стиль управления - в конкретной организации и ситуации требуется управленец, оптимально использующий приемы и методы управленческого лидерства для достижения поставленных целей; во-вторых, феномен лидерства недостаточно освоен в рамках социологии управления, поэтому выявлена необходимость более глубокого и детального изучения данной проблематики.
.Вывод: отмечается, что феномен лидерства недостаточно освоен в рамках социологии управления, поэтому выявлена необходимость более глубокого и детального изучения данного вопроса.
Статья № 5. Методика: Как управлять своим эмоциональным состоянием?
. Журнал «Школьный психолог» № 1, - 2014 г., 46 с., автор Жанна Сунтеева.
. Статья посвящена тому, как влияет поведение человека на заболевания и возможности его изменений, с целью сохранения здоровья.
. Вначале статьи автор говорит об одном из эффективных способов управления эмоциональным состоянием - позитивном (оздоровляющем) мышлении, которое помогает управлять собой и не испытывать эмоциональный стресс дольше, чем нужно для разрешения текущей жизненной ситуации.
. Статья написана с целью повышения мотивации к изменению мышления и жизни в сторону позитивного.
. Некоторые данные о методике:
Характерные эмоции и способы реагирования человека на стрессогенные события прогнозируют восприимчивость к болезням.
Человек сам может контролировать и ослаблять стресс. Психологами и психотерапевтами разработаны тренировочные упражнения, помогающие человеку ослаблять и контролировать стресс.
Содействующее здоровью поведение, отработанное в тренировочных упражнениях, закрепляется и в повседневном поведении человека и влияет на состояние его здоровья.
. Основным теоретическим положением статьи является то, что в основе позитивного мышления лежит идея равновесия, баланса, именно она направляет мышление человека в позитивное русло.
. Вывод автора: Любое отрицательное качество человека, негативные последствия конфликта - все имеет свое позитивное продолжение. И дело не в том, с какой стороны на это смотреть. Дело в том, что это объективный закон жизни - наличие равновесия и баланса. Недостаток уравновешивается достоинством, которое является его продолжением. Если человек что-то получил в жизни (славу, любовь, успех), то за это чем-то...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ

Курсовая работа: Способности как фактор успешности профессиональной деятельности

Курсовая работа: Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Реферат: Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека