Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков
Подростковый возраст является периодом кардинальных преобразований. Это одна из самых гибких фаз формирования личности, а потому подросток и является наименее защищенным от всех внешних влияний, в том числе и негативно сказывающихся на его развитии.
Дата добавления на сайт: 25 августа 2024
Скачать работу 'Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков':
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»
Факультет социальных наук
Курсовая работа
Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков
Выполнила студентка
Лошкарева С.Н.
Нижний Новгород
Оглавление
Введение
Глава 1. Девиантное поведение подростков
.1 Определение девиантного поведения
.2 Причины девиантного поведения подростков
.3 Личностные особенности девиантных подростков
.4 Формы девиантного поведения подростков
Глава 2. Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков
.1 Психологическая коррекция девиантного поведения подростков
.2 Арттерапия как средство психкоррекции девиантного поведения подростков
.3 Виды арттерапии
.4 Фильмотерапия
Заключение
Список литературы
Введение
Подростковый возраст является периодом кардинальных преобразований. Это одна из самых гибких фаз формирования личности, а потому подросток и является наименее защищенным от всех внешних влияний, в том числе и негативно сказывающихся на его развитии. А в настоящее время, характеризующееся ускоренным темпом жизни, огромными потоками информации, «сваливающимися» на человека, увеличением разнообразия и свободы выбора вариантов развития жизненного пути, с одновременным возрастанием нравственной «неопределённости», т.е. уменьшением устойчивых ценностей и этических норм, подростку особенно сложно завершить этот период, выйдя из него гармонично развивающейся личностью. Поэтому неудивительно, что в научных исследованиях и публикациях ряда российских ученых-педагогов последнего времени (М.Н. Алиев, Е.В. Бондаревская, O.K. Гукаленко, Т.Д. Молодцова, В.И. Новикова, H.A. Палиева и др.) отмечается увеличение безнадзорных, беспризорных детей, рост подростковой дезадаптации и преступности несовершеннолетних детей.
Проблема дезадаптации подростков представлена в отечественной психолого-педагогической литературе достаточно разнопланово: исследование причин девиантного и делинквентного поведения подростков (Буянов М.И., Зма-новская Е.В., Игошев К.Е., Райский Б.Ф., Фельдштейн Д.И. и др.); описание социально-психологического портрета дезадаптивного подростка (Братусь Б.С., Заика В.И., Крейдун Н.П., Личко А.Е., Ячина A.C. и др.); проведение ранней диагностики, профилактики и предупреждение школьной дезадаптации (Алемаскин М.А., Беличева С.А., Миньковский Г.М., Невский И.А., Потанин Г.М. и др.); особенности системы перевоспитания в условиях специальных учреждений (спецшкола и спецПТУ) и пеницитарной педагогики несовершеннолетних правонарушителей (Башкатов И.П., Манапова Е.И., Фельдштейн Д.И. и др.).
В то же время многие психологи изучают применение в психологической практике одного из видов арттерапии: Панфилова А.С., Зеленкова И.В. (изотерапия); Гребенщикова Л.Г. (куклотерапия); Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Вачков И.В. (сказкотерапия); Дрешер Ю.Н. (библеотерапия); Карпова Н.Л., Данина Н.В., Шувиков А.И. (фильмотерапия) и др. Арттерапию как одно из средств психологической коррекции исследуют такие учёные как Рудестам К., Осипова А.А., Кораблина Е.П., Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. и др.
И хотя, как мы видим, отдельно изучением девиантного поведения подростков и отдельно изучением арттерапии занимается достаточное количество психологов, разработок в области применения психокоррекционного воздействия арттерапии конкретно к девиантным подросткам немного. А на наш взгляд, арттерапия является одним из самых эффективных средств психокоррекции девиантных подростков.
Объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом исследования - арттерапия как психологическое средство коррекции девиантного поведения подростков.
Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
. Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
. Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.
Глава 1. Девиантное поведение подростков
.1 Определение девиантного поведения
Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся
Существует много определений этому понятию.
И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы.
Так социолог Я. И. Глинский определяет девиантное поведение как «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [8, стр.74]
А психолог Е.В. Змановская обозначает девиантное поведение как «поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам»ю
Отсюда возникает вопрос, что же это такое «социальная норма».
Итак, под «социальной нормой» понимают либо «совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам» [3, с.17] либо «исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» [3, с.74]. То есть общество предоставляет человеку конкретные образцы, шаблоны поведения, которым он должен соответствовать, и обозначает допустимые границы поведения, за которые он выходить не должен. Но ведь многие из нас пробовали курить, употребляли алкоголь в несовершеннолетнем возрасте, использовали рабочий инвентарь в личных целях, не оплачивали проезд в общественном транспорте и многое другое. Можно ли все эти мелкие правонарушения отнести к девиантному поведению?
Для того, чтобы не путать девиантное поведение с мелким хулиганством, выделяются разные специфические особенности отклоняющегося поведения. Змановская Е.В. считает, что к девиантному поведению можно отнести нарушение не любых, а только наиболее важных для данного общества и в данное время норм [17, с.196]. Клейберг Ю.А., определяя девиантное поведение как «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [22, с.16], подчёркивает, что при отклоняющемся поведении индивид нарушает принципиально значимые для него нормы, расходящиеся с его ценностным восприятием мира. Шнейдер говорит о том, что при девиантном поведении происходит не просто одноразовое и случайное, а постоянное отклонение от поведенческой нормы [53, с.10]. Очевидно, что все эти особенности являются условными, так как очень сложно подобрать точный критерий, исходя из которого мы могли бы судить о значимости нарушения социальной нормы для общества и самого нарушающего её индивида, и сложно определить, сколько раз человек должен нарушить принятые нормы, чтобы считать, что он делает это систематично. Но, несмотря на это, предложенные специфические черты девиантного поведения приближают нас к его пониманию и отделяют от других понятий.
Кроме того многие определения девиантного поведения указывают исключительно на его негативную сторону.
Л.Б. Шнейдер рассматривает девиантное поведение как «результат неуспешного личностно-сценарного построения жизнедеятельности, рассматриваемого в контексте времени, основанного на социопатической системе убеждений» [53, с.5].
В определении данном в «Большом психологическом словаре» Мещерякова Б.Г и Зинченко В.П. так же прослеживается сугубо отрицательное отношение к девиантному поведению, которое определяется как «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [36, с.105].
Но как биологическая эволюция невозможна без отклонений - мутаций, так и социальное развитие невозможно без девиаций. Так Осипова О.С. выделяет созидательные девиации, которые, по её мнению, направляют «наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества» и «необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам» [41, с.107-109]. Апинян Г.В. подчёркивает, что отклонения через изменения системы обеспечивают её сохранение и постоянство, и говорит о девиации как о « прорыве тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную норму» [3, с.122]. А Снимщикова Э.В. связывает позитивные девиации с культурно одобряемыми отклонениями, примером которых могут быть «люди, попадающие под определение творческой личности, гения, героя, лидера, избранника народа» [45, с.113].
Итак, оговариваясь об относительности почти любого определения психологического понятия, мы считаем, что стоит обозначить девиантное поведение как систематическое нарушение социально значимых норм, которое может оказывать как конструктивное, так и деструктивное влияние на индивида, и общество в целом.
Стоит оговорить, что предметом психологической коррекции в нашей работе выступают только те стороны девиантного поведения, которые негативно влияют на развитие подростка.
.2 Причины девиантного поведения подростков
Для того чтобы понять что собой представляет девиантное поведение подростков, сначала необходимо выяснить, что же способствует его проявлению.
Чаще всего выделяются следующие причины девиантного поведения подростков:
причины, психофизиологического характера;
причины социального и психологического характера;
причины, связанные с подростковым кризисом.
Причины, психофизиологического характера
К таким причинам относятся:
- нарушения умственного развития;
повреждения нервной системы;
дефекты слуха и зрения;
дефекты речи;
внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека [17, с.200].
Несмотря на то, что психические расстройства и физиологические нарушения могут стать основой для девиантного поведения подростка, они проявляются только при неблагоприятных для развития ребёнка социальных или психологических условиях. Более того, как пишет Е.В. Змановская «социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон» [17, с.37].
Причины, связанные с подростковым кризисом
Подростковый возраст является одним из самых трудных периодов формирования человека как личности.
На мой взгляд, наиболее интересное определение этому периоду даёт Франсуаза Дольто, которая пишет, что подростковый возраст - это «мутационная фаза». Ведь действительно за это время с подростком случается множество преобразований. Среди которых стоит выделить следующие:
возрастная сегрегация: подростки предпочитают общаться в основном со сверстниками;
изменение интересов: у подростка формируется один устойчивый интерес, напрямую связанный с его ожиданиями от будущей жизни;
развитие мышления, которое ведёт к высшей форме интеллектуальной деятельности;
развитие воображения;
развитие самосознания;
"поворот от направленности на мир к направленности на самого себя» [39, с.299];
представление о себе как о взрослом;
появление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения;
возникновение самоопределения - осознания себя в качестве члена общества и выбора новой общественно значимой позиции.
Мы думаем, что склонность подростков к девиантному поведению, прежде всего, связана с тем, что они в это время кардинальных преобразований чувствуют себя абсолютно незащищёнными. И они вынуждены «защищать» себя, кто как может. У кого-то это проявляется в необоснованной агрессии, у кого-то в излишней ранимости. А те, кто совсем не могут «выплёскивать» свои внутренние переживания наружу, вынуждены замыкаться в себе и часто впадают в депрессию.
Кроме того причиной девиантного поведения может послужить внутреннее противоречие, вызванное различием между сильно изменившимся внутренним состоянием подростка и стабильным неменяющимся отношением к нему окружающего мира. Кроме того для подросткового периода характерны противоречия физиологического и психического развития.
Все эти трудности, сопровождающие подростковый кризис, как и психофизиологические причины, могут послужить основой для девиантного поведения. Через данный возрастной кризис проходят очень многие подростки, но только у некоторых из них проявляется отклоняющиеся поведение. Это указывает на то, что социальные и психологические факторы, накладываясь на подростковый кризис, могут либо сгладить либо усугубить его. Так, по словам К.В. Шмаковой, «часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется» [52, с.202].
Причины социального и психологического характера
Среди причин социального и психологического характера можно выделить макро и микроуровня.
К макроуровню в основном относятся причины, связанные с общественными процессами:
политическая, социально-экономическая нестабильность общества;
«усиление влияния псевдокультуры» [52, с.73], которое достигается главным образом при помощи средств массовой информации;
«изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи» [52, с.73];
социальная дезорганизация и социальное неравенство.
Наиболее сильное влияние на формирование девиантного поведения у подростком, на наш взгляд, оказывают социально-психологические причины микроуровня, к которым можно отнести неблагоприятные семейные отношения, школьную дезадаптацию и принадлежность подростка к неформальным группам асоциальной направленности.
Семья - это место, где ребёнок получает основную социализацию, где под влиянием взрослых формируются его ценности, установки, модели поведения. От отношений в семье напрямую зависит благоприятное развитие подрастающей личности. Именно поэтому наиболее тяжело период подросткового кризиса проходит в «функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека» [52, с.203].
Многие психологи говорят о влиянии на формирование отклоняющегося поведения подростков семейных отношений. Так Э. Эриксон считает, что неполучение материнской заботы на ранних стадиях развития ребёнка, отсутствие поощрений, подавление активности и самостоятельности может привести к смещению ролей в подростковом возрасте, и как следствие, к нарушению поведения. [49, с.106] А по мнению А. Адлер, избалованность или отверженность ребёнка родителями может стать причиной возникновения у него комплекса неполноценности, что в свою очередь приводит к появлению у подростка стремления к личному превосходству, в следствии чего нарушается развитие социального интереса, и его поведение может стать неадекватным социальным устоям и нормам. [49, с.106] Кроме того И.В. Фатеев указывает на то, что родительская неприязнь или условное принятие способствует развитию «ложного я», когда «под маской демонстрируемого нереалистически идеализированного и грандиозного Я находится истинное - ослабленное и беспомощное, но реальное аутентичное Я» [49, с.106]. В этом случаи чаще всего проявляются такие виды девиаций, как агрессия, самоповреждения и суициды.
Подростковый возраст сам по себе у многих ассоциируется с началом конфликтов в семье. Если родители не смогут обеспечить «сглаживание углов» и минимизировать эмоциональное напряжение в семье, то большая вероятность того, что подростки начнут активно отстаивать свои позиции, проявляя агрессию и жестокость, или же в поисках поддержки со стороны сверстников станут проводить всё своё время в «дворовых компаниях». Всё это может привести к девиантному поведении.
Школьная дезадаптация также может стать причиной отклоняющегося поведения у подростков. Чаще всего она проявляется в конфликтах между подростком и его одноклассниками или подростком и учителем, и как следствие пропадание интереса к учёбе и нежелание посещать школу.
Франсуаза Дольто выделяет социальные, психологические и педагогические причины школьных неудач у подростков. К социальным причинам она относит бедность и принадлежность к этническим меньшинствам, к психологическим - неуверенность в себе, плохие отношения в семье, физические и умственные недостатки ребёнка, отсутствие у него мотивации, к педагогическим - плохая организация обучения, негативные отношение между преподавателем и учеником или между семьёй и школой.
Кроме того подростки не хотят идти в школу просто потому, что им там неинтересно. Редко в какой школе позволяют детям мыслить неординарно, развивая при этом их творческое воображение. Чаще всё - таки мы сталкиваемся с тем, что школьникам прививают коллективное мышление.
Также в подростковым возрасте учебная деятельность уходит на задний план, уступая место общению со сверстниками, поэтому «если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющей его общение, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально» [29, с.301].
Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д. [52, с.203].
Как мы видим, проблемы в семье и в школе тесно взаимосвязаны, и начало конфликтов в одной из этих областей, сразу же тянет за собой сбой в другой. А неблагоприятные условия в школе и в семье в совокупности очень часто приводят к тому, что подросток находит поддержку к асоциально направленных компаниях сверстников.
Одними из специфических черт подросткового возраста являются преобразование общения в основной вид деятельности и потребность принадлежности к референтной группе, по средствам которой у подростка продолжает развиваться процесс социализации, начавшийся в семье. Именно в неформальной группе подросток находит возможность самореализации и удовлетворяет потребность в признании. Эти потребности присущи всем подросткам, но от отношений в семье, принятие в школе и других социально психологических и психофизиологический факторов зависит каким образов и в какой неформальной группе он будет их реализовывать. В связи с этим очень важным является то,...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефектаКурсовая работа: Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов
Курсовая работа: Рецептивная музыкотерапия как средство коррекции агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков
Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ