Реферат: Библиотерапия
План стр.
Введение 2 – 3
Часть I. Библиотерапия. Ее особенности 4 – 10
1.1. Библиотерапия (определение)
1.2. Основные задачи библиотерапии
1.3. Виды библиотерапии
1.4. Степень эффективности библиотерапии.
2.1. Психотерапевтические процессы при библиотерапии
2.1.1. Неспецифические процессы
2.1.2. Специфические процессы
3.1. Литература с точки зрения библиотерапии
3.1.1. Особенности воздействия художественной
литературы на читателя
3.1.2. Структура библиотерапевтического воздействия
Часть II. Терапевтический эффект современной мелодрамы 11 – 21
1.1. Особенности жанра мелодрамы
1.2. Мелодрамы Е. Н. Вильмонт
1.2.1. «Перевозбуждение примитивной личности»
1.2.2. «Плевать на все с гигантской секвойи!»
1.2.3. «Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия»
Заключение 22 – 23
Библиография 24
Дата добавления на сайт: 01 июня 2024
Скачать работу 'Библиотерапия':
План стр.
Введение 2 – 3
Часть I. Библиотерапия. Ее особенности 4 – 10
Библиотерапия (определение)
Основные задачи библиотерапии
Виды библиотерапии
Степень эффективности библиотерапии.
2.1. Психотерапевтические процессы при библиотерапии
2.1.1. Неспецифические процессы
2.1.2. Специфические процессы
3.1. Литература с точки зрения библиотерапии
3.1.1. Особенности воздействия художественной
литературы на читателя
3.1.2. Структура библиотерапевтического воздействия
Часть II. Терапевтический эффект современной мелодрамы 11 – 21
Особенности жанра мелодрамы
Мелодрамы Е. Н. Вильмонт
«Перевозбуждение примитивной личности»
«Плевать на все с гигантской секвойи!»
«Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия»
Заключение 22 – 23
Библиография 24
Введение
Одна из примет современной массовой литературы – богатое жанровое разнообразие. С некоторой долей условности можно даже выделить специфически «женские» и «мужские» литературные жанры. Лидер продаж среди «женских» жанров – мелодрама, иначе – любовный роман.
Одна из жанровых особенностей мелодрамы заключается в том, что «это не история … становления, это история любви». Следовательно, все произведения в жанре мелодрамы представляют собой один сюжет со множеством вариаций, именно поэтому чтение новой мелодрамы – это еще в некотором роде и перечитывание старой. Феномен перечитывания свидетельствует о том, что для читателя принципиально важной становится возможность не столько «вспоминания» содержательно-фактуальной информации, заложенной в произведении, сколько возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания. В основе мелодрамы нередко лежат реальные жизненные ситуации, в которых оказывались автор книги или его друзья или знакомые. Порой установка на достоверность дается уже в предисловии: «Эту историю мне рассказала Дина, племянница моей подруги. Я изменила … только имена и фамилии». Отсюда еще одна цель чтения мелодрам – поиск ответов на свои жизненно-важные вопросы. По мнению М. Пруста, в моменты духовного упадка «чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины… Книги играют тогда … ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников». Писатель сравнивает такое чтение с «импульсом, идущим от другого ума, но полученным в уединении…».
М. Пруст тонко подметил ту важную функцию чтения, которая актуальна применительно ко всем жизненным ситуациям. Как серьезная классическая проза и поэзия, так и современная массовая литература, главной целью которой часто является развлечение, – способны помочь читателю в трудную минуту жизни, потому что нередко обладают несомненным терапевтическим воздействием на психику человека.
В психотерапии существует специальный термин для обозначения этого феномена слова – библиотерапия, что в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение).
Цель данной курсовой работы – выявить особенности терапевтического воздействия на психику женщины такого жанра современной массовой литературы, как мелодрама.
Задачи
Раскрыть основные аспекты библиотерапии.
Проанализировать ряд мелодрам Е. Вильмонт с точки зрения библиотерапии.
Часть I. Библиотерапия. Ее особенности
Библиотерапия – наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровни. (По Ю. Н. Дрешер) В основе библиотерапии лежит использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства.
Библиотерапию условно можно разделить на два вида
Целенаправленная библиотерапия способствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
Нецеленаправленная библиотерапия служит для поднятия настроения, отвлечения читателя от навязчивых мыслей о проблеме.
Основные задачи библиотерапии
Достижение пациентом лучшего понимания своих проблем.
Расширение возможностей их вербализации.
Включение этих проблем в контекст общественно выработанного опыта.
Положительный эффект достигается путем систематического чтения специально подобранных книг. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
При выборе литературы для чтения определяющими становятся такие факторы, как личностные особенности, социальный опыт, образовательный и культурный уровни.
Степень эффективности процесса библиотерапии определяют три основных компонента
Профессиональный уровень специалиста-библиотерапевта.
«Качество» библиорецептур (книг, подобранных библиотерапевтом с учетом проблем пациента).
Мотивация чтения, читательские ожидания и эмоционально-ценностные установки.
Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помогать в решении проблем. Причина этого заключается в том, что при чтении происходит активизация ряда важнейших психотерапевтических процессов.
Психотерапевтические процессы при библиотерапии
Неспецифические процессы
– характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные нарушения преимущественно через всю личность:
Успокоение.
Удовольствие.
Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности.
Высокая психическая активность, которая поддерживает нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний.
Общее постоянное психическое развитие личности, которая стимулирует целостность личности, тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей, спонтанности.
Специфические психотерапевтические процессы
– характеризуются более узкой, специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они более просты и конкретны, легче регулируются.
Контроль над психическими процессами путем их усиления через повторение, воспроизведение деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями.
Эмоциональная переработка – способность проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей. Это позволяет научиться наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или извращенных эмоциональных реакций.
Тренировка – стремление стараться как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что дается с трудом. Вследствие этого тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и вытесняются патологические. Тренировка осуществляется путем «проигрывания» в воображении диалогов и поведения, которые альтернативны поведению действующих лиц произведения.
Разрешение конфликта в духе того или иного литературного героя.
Разнообразие и богатство средств воздействия, целенаправленность, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность – все эти особенности библиотерапии составляют ее преимущество. Сочетая различные терапевтические процессы, можно ослаблять или усиливать влияние на чувства пациента. При этом важную роль играет знание специфики воздействия различных литературных родов на психику человека.
Литература с точки зрения библиотерапии
Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека различны. Для терапевтической литературы довольно важны взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами читателя, наличие специфических знаний, фактов, позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторитетов. Необходимо наличие кратких точных формулировок для разнообразных жизненных ситуаций, создающих реальное представление о том, каким должен быть мир, с выявлением противоречий между идеалом и реальностью. Литература должна учить читателя ставить перед собой цель и находить пути к ее достижению.
И.Н.Казаринова изучала чтение как катализатор духовной жизни. В ходе исследований выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятных ситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции этой деятельности, способах выхода из кризисов и выборе путей читательского развития. Читательские предпочтения даже в самые острые кризисные моменты и у «элитарных» читателей, и у «массовых» оказались более разнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации. Так, многие читатели проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспекты взаимоотношений, к литературоведению, к русской и зарубежной классической литературе. Следовательно, различные литературные роды и жанры по-разному выполняют психотерапевтическую функцию.
Особенности воздействия родов и жанров художественной литературы на читателя можно представить в виде таблицы.
Особенности использования
Сказки Утверждают идеалы добра, правды, справедливости.
Классическая литература Указывает на ошибки и заблуждения и способствует их преодолению.
Биографическая и автобиографическая литература Помогает быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти общее с мыслями и судьбами выдающихся людей.
Драматургия Учит диалогу, правилам общения.
Научно-
фантастическая литература Помогает лучше понять и принять крайности некоторых человеческих ощущений, чувств, влечений.
Юмористическая и сатирическая литература Учит более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, своеобразной психологической защите.
Афористическая литература Приучает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам
Приключенческая литература Большое внимание уделяется негативным чувствам. Тренируется интуиция. Таинственность как способ познания действительности. Разоблачение романтического понимания морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом скрывается грязь, корысть. Побуждает к риску, смелости, находчивости.
Структура библиотерапевтического воздействия
Этап Назначение Содержание этапа
«Вход» в произведение Настрой на чтение книги.
Воспоминание о ранее прочитанных книгах и сделанных из них выводах.
Начало чтения книги.
Как помогла в жизни информация, почерпнутая из прочитанных ранее книг; использовалась ли она вообще.
Расширение Расширение представления о чем-либо. Приобретение нового знания, нового опыта. Соотнесение собственных трудностей, переживаний с трудностями, переживаниями героев, проблематикой произведения в целом.
Интеграция Связывание нового опыта с реальной жизнью. Сравнение своего поведения с поведением героев, оказавшихся в похожей ситуации.
Резюмирование Обобщение новой информации, связание ее с уже имеющейся. Подведение итогов. Оценка своего поведения в спорной, трудной ситуации.
Размышление о других ситуациях реальной жизни, в которых может (могло) быть использовано новое знание.
«Выход» из книги Закрепление нового знания. Принятие решения об ином поведении (подтверждение правильности выбранной линии поведения) в проблемной ситуации.
Часть II. Терапевтический эффект современной мелодрамы
В основе произведений художественной литературы лежит субъективная информация, целью которой является создание эмоциональной связи между автором и читателем. Слово в этом случае оказывается средством воздействия на психику человека, так как оно является основным элементом языковой картины мира. Писатель влияет на читателя с помощью структурной и смысловой организации текста, которая зависит от жанровых особенностей произведения, предполагающих сочетание определенных лексических, грамматических и синтаксических средств языковой выразительности. Вследствие этого книги одного жанра, даже написанные разными авторами, одинаково воздействуют на читателя. В этом отношении интересен эффект, который оказывает на читателя мелодрама. Популярность произведений этого жанра во многом связана с тем, что мелодрамы строятся с учетом особенностей женского характера, женской души.
С точки зрения психологии, женщины более экстравертны и возбудимы, острее воспринимают происходящее, более эмоциональны, поэтому часто их поступки и суждения бывают импульсивны и, на первый взгляд, лишены логики, «однако это просто в большей мере логика чувств и отношений». Женщина нуждается в мифе о счастливой любви, об идеальном (для нее) спутнике жизни, о том, что все на самом деле вовсе не так плохо, как кажется. Одним из вариантов воплощения этого мифа, пусть в псевдореальной жизни, становится жанр мелодрамы, которую также можно назвать своеобразным сценарием жизни (Адлер и Берн). Переживания героев дают читательницам романов возможность отождествить себя с ними, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки. Чтение романов в этом случае приводит в действие компенсаторные реакции психики, которые направлены на вытеснение отрицательных эмоций, замену их положительными. Литература предоставляет возможность основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять свои чувства и эмоции, научиться их анализировать.
Жанр любовного романа представлен в современной массовой литературе произведениями Н. Калининой, Е. Вильмонт, Л. Анисаровой, А. Берсеневой, Е. Богатыревой и др. Героини Екатерины Вильмонт – это, как правило, женщины около сорока лет, за плечами у которых непростой жизненный опыт. Однажды в их жизни происходит событие, которое оказывается поворотным: измена мужа, встреча с одноклассниками, мимолетное знакомство. Для Вильмонт характерно постепенное развертывание сюжета, в котором главное часто является неявным для героини, а потому как бы уходит на второй план.
Одна из типичных жизненных ситуаций – встреча одноклассников. Спокойная, размеренная жизнь Дины, героини романа «Перевозбуждение примитивной личности», оказывается потревожена сообщением о звонке старой школьной подруги, человека из «другой» жизни. Дина поначалу не знает, как к этому относиться: «это был звонок из прошлого, далекого и, казалось, прочно забытого. Я вроде бы хорошо усвоила науку забвения. Жизнь сложилась так, что каждые несколько лет приходилось говорить себе – забудь. С каждым разом мне это давалось все легче, а Тося Бах была из того, самого долгого, периода, забыть который было труднее всего, ведь там было все – родители, детство, юность, школа, первые влюбленности, первая взрослая любовь, родина, наконец…» Размышляя о звонке одноклассницы, Дина невольно начинает вспоминать свою жизнь до отъезда за границу, словно заново переживая те эпизоды прошлого, которые сильнее всего отпечатались в памяти. Незаметно для читателя автор подводит его к мысли о том, что Дина несчастна, жизнь сложилась совсем не так, как героиня мечтала, и в глубине души это мучает, терзает ее.
Ключевым для романа является мотив переоценки себя, пересмотра жизненной позиции. Оказавшись в Москве и встретившись с людьми, которых давно не видела, Дина вдруг понимает, что воспринимает происходящее совсем не так, как ожидала. Вильмонт неожиданно заставляет читателя задуматься о том, что наше настоящее во многом зависит от отношения к прошлому, к тому, как мы воспринимаем, оцениваем его. В течение жизни отношение это может меняться, и иногда необходимо все вспомнить, пережить снова, чтобы переродиться, почувствовать себя обновленным. Поначалу Дина этому сопротивляется: ей кажется, что если она встретится с людьми которых давно «забыла», то лишится независимости, станет уязвимой. Однако жизнь диктует свои правила, и героине приходится им подчиниться.
В книге четко прослеживаются три сюжетные линии. Первая – встреча с родственниками и нелегкие мысли Дины о необходимости примирения с теми, обида на которых не проходит. Вторая – встреча с бывшим одноклассником, в настоящем популярным актером Костей, которая вызывает опьянение чувств, но заканчивается ничем, разочарованием. И наконец, третья линия связана с ожиданием любви, которой так не хватает героине. Тема любви – центральная, упоминание о ней возникает неоднократно. Именно надежда на новую любовь помогает Дине по-другому взглянуть на прошлое, обиды и недоразумения которого отходят на второй план. Роман имеет кольцевую композицию (начинается и заканчивается встречей с Сергеем); тем самым автор словно говорит о том, что от судьбы не уйдешь, то, что должно случиться, все равно рано или поздно произойдет, как бы вы не оттягивали наступление этого момента.
Вильмонт стремится убедить читателя в необходимости прощать, не бояться прошлого, не бояться вновь пострадать от любви, потому что это чувство не только мучительно, но и сладостно. Важным для романа является мотив обновления, воскрешения души. Жизнь Дины до приезда в Москву текла по заранее заведенному порядку, ничто не тревожило чувств героини, она привыкла к одиночеству и не хотела ничего менять. («А ты … Ты замужем?» – «Нет… Муж умер довольно давно». – «Ну а любовник-то хоть есть?» – «Сейчас и любовника нет». – «С ума сошла? Как можно в твоем возрасте?» – «Что-то никто не нравится»). Однако в Москве на Дину нахлынули воспоминания, закрутил вихрь новых впечатлений. Именно поэтому Дина всерьез задумывается о Сергее только после того, как получает возможность вновь встретиться с людьми, которые оказали влияние на ее жизнь (с Мурой, отцом, бабушкой, Костей). Это позволяет ей взглянуть на все с другой стороны, более объективно оценить ситуацию. Примечательно, что начало нового этапа в жизни героини – это конец романа. Вильмонт оставляет финал открытым, как бы говоря этим, что даже если у Дины с Сергеем не сложится, жизнь все рано уже вступила в свои права, героиня оттаяла.
Другой роман Е. Вильмонт – «Плевать на все с гигантской секвойи!» – строится на основе внутреннего монолога. Использование этого приема дает читателю возможность увидеть происходящее с разных точек зрения – автора и героев. Главная героиня романа – Марина – вынуждена одна воспитывать сына. Она должна быть сильной, не может позволить себе слабость. Марина внутренне одинока (нет рядом мужчины, который был бы по-настоящему близок), поэтому ей тяжело вдвойне. Героиня постоянно находится в напряжении: «у меня с каждым днем все больше работы, и я не имею права отказаться от нее, я должна хорошо зарабатывать, и не просто на безбедную жизнь, я обязана иметь деньги в запасе, если вдруг понадобится откупить Мишку от армии или, не дай бог, от тюрьмы… Подростки иной раз по глупости могут угодить за решетку, и...