Курсовая работа: Бихевиористические теории исследования личности
Актуальность. По всей сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. А поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик.
Дата добавления на сайт: 26 августа 2024
Скачать работу 'Бихевиористические теории исследования личности':
Введение
Актуальность. По всей сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. А поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик. Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением (как классическим, так и оперантным). В середине прошлого века бихевиоризм ("наука о поведении", от англ. behaviour - поведение) пришел на смену эмпирической психологии, который стал новой концепцией в психологии, стремившееся очистить психологию о чрезмерного идеализма и построить ее на материалистической основе. Сторонники данного направления утверждали, что предметом исследования в психологии должно стать поведение личности, т.е. ее поступки, действия и реакции, которые доступны внешнему наблюдению. Конечно, в наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, однако его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.
Тема курсовой работы: «Бихевиористические теории исследования личности».
Цель исследования заключается в рассмотрении роли и значения бихевиоризма как одного из направлений в психологии, а также исследовании представлений о личности в работах известнейших представителей бихевиоризма.
Задачи исследования:
дать характеристику бихевиоризму, как одному из значимых направлений в развитии психологической науки;
изучить методологические подходы бихевиоризма для исследования поведения человека;
рассмотреть основные течения в бихевиоризме: классическое, оперантное и когнитивное;
раскрыть основные идеи и положения известнейших представителей данных течений в бихевиоризме и их теориях личности;
осветить вопросы практического применения идей и разработок бихевиоризма.
Объект исследования - это бихевиористское направление в психологической науке.
Предмет исследования составят поведенческие аспекты в исследовании личности.
Методологическая и информационная база исследования. При написании курсовой работы будут применяться общие и частные теоретические методы исследования: метод теоретического анализа научной и учебной литературы по данной проблематике; анализ и сравнение, синтез и обобщение изученного материала, ретроспективный анализ и другие методы. Информационную базу для исследования составят труды отечественных и зарубежных авторов, научные публикации и статьи, учебные и методические пособия, отчеты психологической практики, материалы тематических Интернет-ресурсов.
Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе будет рассмотрена сущность и основные теоретические положения бихевиоризма, его основные представители и история возникновения и развития данного направления в психологии. Вторая глава посвящена более подробному исследованию основных бихевиористических теорий исследования личности, а также их значение для современной психологической науки и различных областей практической деятельности.
1. Бихевиоризм в психологии
.1 Сущность бихевиоризма и предпосылки его возникновения
Согласно определению Большого энциклопедического словаря: «БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление американской психологии первой половины прошлого века, которое считало предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды». Большой медицинский словарь дополняет данное определение тем, что бихевиоризм «в своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического». Психологическая энциклопедия, при этом, поясняет, что бихевиоризм «отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти».Так или иначе, но бихевиоризм являет собой одно из значимых течений психологической науки, который стал определяющим направлением в американской психологии в середине прошлого века, и радикально преобразовал в то время всю систему представлений о психике человека.
Следует отметить, что ключевые идеи поведенческой психологии изначально были представлены науке в качестве альтернативы провалам в классической ассоциативной психологии. Используемый последней в изучении психики человека - интроспективный метод перестал соответствовать необходимым научным критериям, поскольку стал все больше и больше приводить к не повторяемым и нестабильным результатам. Именно в силу данного факта сторонники бихевиоризма решили совсем игнорировать такие категории классической психологии, как сознание, мышление, воля, чувство и прочее, по причине невозможности проверить их научными методами. Рассматривать же следует исключительно такие проявления психики человека, которые представляется возможным пронаблюдать, надежно зафиксировать и много раз повторить экспериментально в лабораторных или полевых условиях. Речь идет здесь о таком «видимом» внешнем проявлении психики как - поведение человека. В противоположность сознанию, мышлению, чувствам, функционирующим где-то внутри каждого индивида и открывающимся лишь посредством субъективного метода - самонаблюдения, поведение объективно, проявляется во внешнем мире и его можно исследовать посредством внешнего наблюдения.
Бихевиоризм зародился в Соединенных Штатах и являл собой довольно жесткую реакцию на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Подлинный смысл событий, имеющих отношение к зарождению и стремительному развитию бихевиоризма заключается в изменении понятия о психике. В то же время в качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма можно назвать следующие:
несостоятельность классической ассоциативной психологии с ее интроспективным методом, не способным решать практические задачи;
философия позитивизма и прагматизма, хорошо прижившаяся на американском континенте в то время;
научные опыты по исследованию поведения животных В. Макдугалла, Э. Торндайка и других;
психологические и физиологические исследования русских ученых И.П. Павлова и В. М. Бехтерева.
В первую очередь следует отметить в качестве предпосылки развития бихевиоризма - теоретические и экспериментальные исследования американских и европейских ученых. В частности это относится к исследованиям поведения и инстинктов английским ученым Вильяма Макдугаллом. Одной из главных идей Макдугалла - человек рождается со многими изначально присущими ему формами поведения, направленными на осуществление определенной цели. Эти формы поведения, или инстинкты, являются врожденными психологическими предрасположенностями, состоящими из когнитивного, эмоционального и экспрессивного компонентов. Эта предрасположенность проявляется в инстинктивном поведении человека, или в моторных реакциях, а сами моторные реакции, или инстинкты модифицируются в результате приобретаемого опыта и обучения. Также он предположил, что между инстинктами и эмоциями человека есть вполне определенная взаимосвязь: инстинкту борьбы соответствует чувство гнева, инстинкту бегства соответствует чувство страха, инстинкту родительской заботы соответствуют чувства нежности и любви, сексуальный инстинкт проявляется в страсти. При этом инстинкты, являясь врожденными, заменили у Макдугалла понятие мотивы, а личность представлялась им как сочетание инстинктов и проявляющихся в результате отношений в целом, исследования Макдугалла были посвящены решению проблемы природы инстинктов - либо они являются врожденными, либо формируются в опыте и в ходе научения.
В самом начале прошлого века русский ученый И.П. Павлов провел серию экспериментальных исследований на собаках, показав научному миру механизм условного рефлекса. Он во время кормления голодной собаки, у которой начиналось слюновыделение при виде еды, звонил в звонок. В итоге один лишь звук этого звонка начал вызывать выделение слюны у собаки, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. При этом выделение слюны при виде пищи - безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку - условный рефлекс, приобретенный в процессе научения. Открытие нашего ученого, которое было названо - классическим обусловливанием, приобрело настолько весомое значение в психологии, что к научению чуть ли не приравняли условный рефлекс. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области; с другой стороны, можно выработать способность тонко различать сходные стимулы. Открытие ориентировочного рефлекса, или рефлекса «что такое?» - также заслуга Павлова.
Другой предпосылкой зарождения бихевиоризма можно считать исследования животных в рамках этологии (науке о поведении животных) первой половины прошлого века, проведенные Конрадом Лоренцом и Николасом Тинбергеном. Эти ученые проводили исследования животных в рамках реализации идеи немецкого ученого Оскара Хейнрота, что «при составлении классификации животных кроме анатомической и физиологической классификации необходимо описать поведение животных». При этом они предположили, что различным видам животных присущи типичные, характерные формы поведения, что является основой различий между разными видами животных, а животное является «вместилищем» многих инстинктов, которые должны стать для науки предметом изучения. При этом наиболее важной для идей бихевиоризма была идея о том, что инстинкты, во-первых, являются устойчивыми формами поведения, во-вторых, движения, составляющие поведение, вызываются конкретными, вполне определенными стимулами.
1.2 Теория связей и научения Торндайка
Наверное справедливо также, что одной из главных предпосылок возникновения бихевиоризма в области исследования поведения были исследования поведения животных Эдварда Ли Торндайка. Хотя по мнению ряда европейских и американских ученых исследования Торндайка явились не прямой предпосылкой возникновения бихевиоризма, а были связующим звеном между американской психологией 18-19 века и бихевиоризмом. Основоположник теории научения Э. Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. Торндайком в результате изучения поведения животных был описан метод научения «проб и ошибок», а также два закона - «Закон эффекта» и «Закон упражнения». Это было результатом экспериментов с животными, проводимыми в «Проблемном ящике Торндайка» (лабораторный аппарат, специально разработанный для изучения оперантного поведения животных).
Большинство своих экспериментов Торндайк проводил на голубях и белых крысах. Торндайк ввёл понятия оперантного поведения, формирование которого осуществляется посредством «проб и ошибок». Метод проб и ошибок Торндайка основывался на следующих положениях:
движения животного в экспериментальной ситуации являются случайными;
процесс научения, являясь результатом решения экспериментальной задачи, является результатом действия метода «проб и ошибок»;
действия животного, которые не приводили к положительному эффекту, исключались из поведения животного, а те, которые давали положительный эффект, получали дальнейшее развитие.
Его «Закон эффекта» описывал механизм научения у животных, которое происходит в результате возникающей ассоциативной связи, когда совершаемые им действия приводят к возникновению удовлетворения от ситуации. При этом ситуации, как результат поведения животного, которые не привели к возникновению удовлетворения, животное стремится не повторить вновь, а повторяет в поведении те действия, которые привели к удовлетворению. «Закон упражнения» Торндайка гласил, что чем больший период времени требуется для возникновения ответной реакции, тем меньше вероятность ее повторения в подобной ситуации вообще.
Согласно положениям Торндайка, упомянутый уже принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение животными и людьми в том числе новых форм поведения на всех уровнях развития. Данный принцип обладает ярко выраженным преимуществом по сравнению с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Сам рефлекс, до появления исследований русского физиолога И.М. Сеченова, понимался как фиксированное действие, определяемое в нервной системе такими же фиксированными способами. При этом не представлялось возможным обосновать данным понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.
Эдвард Торндайк рассматривал в качестве исходного момента двигательного акта проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - это те внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой двигательной реакции, и которая заставляет его выстраивать двигательную реакцию своими усилиями, исключая при этом внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования. На фоне механистического понимания рефлекса, взаимосвязь «ситуация - реакция» характеризовалась Торндайком следующими признаками:
исходный пункт - проблемная ситуация;
организм противостоит ей как целое;
он активно действует в поисках выбора и выучивается методом упражнения.
Эдвард Торндайк, называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (англ. connection - связь). Вся прогрессивность его подхода по сравнению с подходами других ученых того времени довольно очевидна. Многие другие исследователи рассматривали сознательное стремление к цели не как феномен, нуждающийся в обосновании, а как причинное начало. Однако Торндайк, игнорируя сознательное стремление к цели, сохранил идею об активных действиях организма, обусловленных решением проблемы с целью адаптации к среде.
Невзирая на специфическую терминологию в бихевиоризме и то, что отрицается даже традиционное понятие «личность», тем не менее, работа исследователей человеческого поведения принесла любопытные плоды. Именно поэтому данное направление психологических исследований было включено в число научных направлений исследования личности и ее проявлений. Бихевиоризм стал одним из наиболее значимых исследовательских направлений в психологии, социальной психологии, социологии и некоторых других областях знаний.
1.3 Джон Уотсон и его «маленький Альберт»
Полноправным основателем и родоначальником бихевиоризма многими авторами считается американский психолог - Джон Уотсон. Он родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме - в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана, а по окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию. К 1903 году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в 1908-м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса.
К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории - теории бихевиоризма. Вдохновленный деятельностью Ивана Павлова, Уотсон начал изучать физиологию и биологию, а также поведение животных и детей. Он считал, что поведение детей базируется на тех же принципах, что и поведение животных, просто как человеческие существа они более сложные. В итоге ученый пришел к выводу, что каждое животное представляет собой сложный механизм, реагирующий на разные ситуации, исходя из определенной «схемы» - комбинации нервных путей и связей, сформировавшихся вследствие полученного опыта. В 1913 году Уотсон прочел в Колумбийском университете свою знаменитую лекцию под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней ученый призывал полностью пересмотреть исследовательские методы, применяемые в психологии, в частности отказаться от самонаблюдения и самоанализа и начать оценивать поведение отдельно от сознания.
По мнению Уотсона, психологи не должны делать различия между поведением человека и животного. Для того чтобы психология была действительно объективной естественной наукой, она должна разрабатывать принципы не только прогнозирования поведения живых существ, но и управления им. Кроме того, Уотсон в своей речи опроверг теорию, что наследственность является важным фактором поведения, и выразил несогласие с идеей структурной модели личности Зигмунда Фрейда. Позднее в том же году лекция психолога была опубликована в журнале Psychological Review и с тех пор считается манифестом бихевиоризма.
Уотсон работал в Университете Джона Хопкинса вплоть до 1920 года, пока его не попросили добровольно подать в отставку из-за скандала, вызванного его романом с аспиранткой. В 1924 году ученый, накопивший огромные знания и опыт в области человеческого поведения и психологии, начал работать в рекламной индустрии и стал вице-президентом одного из крупнейших американских рекламных агентств - агентства Джеймса Уолтера Томпсона. Последние пять лет жизни Джон Уотсон вел жизнь отшельника на ферме в Коннектикуте, и за этот период его и без того крайне сложные отношения с детьми испортились окончательно. Незадолго до смерти психолог сжег многие свои письма и рукописи неопубликованных работ.
Джона Уотсона чрезвычайно заинтересовали опыты Павлова с собаками, и он решил пойти в этом направлении на шаг дальше, классически обусловив эмоциональные реакции не животных, а людей. Участником его эксперимента стал девятимесячный младенец, которого Уотсон называет Альбертом Б.; но малыш вошел в историю психологии как «маленький Альберт». Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер (та самая, с которой у ученого был роман) поочередно показывали ребенку белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты и регистрировали реакции малыша. Первоначально мальчик не проявлял ни малейшего страха ни перед одним из стимулов. Когда же Альберту показали крысу в следующий раз, Уотсон одновременно ударил молотком по металлической трубе. Ребенок испугался громкого звука и расплакался. Ученый повторил то же действие несколько раз - и довольно скоро мальчик начинал плакать, когда ему показывали белую крысу, даже если это не сопровождалось громким и резким звуком.
Нейтральный раздражитель - белая крыса.
Безусловный раздражитель - громкий звук от удара молотком по металлической трубе.
Безусловная реакция - страх.
Условный раздражитель - белая крыса.
Условный рефлекс - страх.
Так же, как Иван Павлов, Уотсон продемонстрировал возможность выработки условного рефлекса на нейтральный раздражитель, но на этот раз условный рефлекс вырабатывался у человека,...
Похожие материалы:
Реферат: Понятие личности и этапы исследованияКурсовая работа: Теории личности З. Фрейда и Э. Эриксона
Реферат: Методика исследования качеств личности
Реферат: Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте
Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека