Курсовая работа: Бродяжничество как социальное явление
Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, социально-демографическими психологическими и криминальными факторами, вызвал значительное увеличение количества детей и подростков с нарушениями социальных норм поведения. Ежегодно увеличивается количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских учреждений и ведущих бродячий образ жизни.
Дата добавления на сайт: 26 августа 2024
Скачать работу 'Бродяжничество как социальное явление':
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению бродяжничества как формы девиантного поведения
.1 Содержание понятие "девиантное поведение"
.2 Бродяжничество - как социальное явление
.3 Бродяжничество в подростковой среде
Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
.1 Описание экспериментальной выборки и методики исследования
.2 Анализ результатов исследования бродяжничества как формы девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, социально-демографическими психологическими и криминальными факторами, вызвал значительное увеличение количества детей и подростков с нарушениями социальных норм поведения. Ежегодно увеличивается количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских учреждений и ведущих бродячий образ жизни.
Проблема бродяжничества была рассмотрена учеными в различных сферах: в педагогической (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, В.Н. Гуров), в психологической (А.М. Прихожан, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, С.А. Бадмаев, и др.). Тем не менее, несмотря на большое количество научных трудов в данной области исследований, проблема бродяжничества среди детей - явление широкомасштабное, неисчерпавшее своей актуальности по сей день. Поэтому очень важно принять во внимание целый комплекс взаимозависимых факторов, оказывающих влияние на личность детей склонных к бродяжничеству.
Объект исследования - бродяжничество.
Предмет исследования - воспитанники Абаканского спец. ПУ.
Цель исследования - изучить особенности бродяжничества воспитанников Абаканского спец. ПУ.
Задачи:
.Проанализировать литературу по проблеме девиантного поведения и бродяжничества;
.Выявить особенности бродяжничества в подростковом возрасте;
.Рассмотреть способы предупреждения девиантного поведения.
Гипотеза: личностные особенности подростков, воспитывающихся только матерью будут располагать к более ярко выраженному явлению уходов и бродяжничества, по сравнению с воспитанниками, имеющими отца и мать.
В исследовании приняли участие 30 воспитанников Абаканского спец. ПУ подросткового возраста. Средний возраст испытуемых 13 лет. Выборка состояла из 15 подростков, имеющих отца, 15 воспитанников воспитывающихся в семье без отца.
Методологическую основу исследования составили работы Змановской Е.В. (2004), Клейберг Ю.А. (2001), Белоусовой З.И. (1998), Гилинского Я.И. (1997).
Для выявления особенностей явления бродяжничества среди воспитанников Абаканского спец. ПУ использовались следующие методики: теоретический анализ литературы по проблеме бродяжничества, тест-опросник "Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел" мужской вариант, "Шкала уходов и бродяжничества А.А. Резаков", "Тип акцентуации характера (характерологический опросник Леонгарда-Шмишека)".
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению бродяжничества как формы девиантного поведения
.1 Содержание понятие "девиантное поведение"
Термин "девиация" происходит от латинского слова, что буквально значит "от дороги" (дорога) и переводится как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов [28].
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми. Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, полового, идеологического и т.д.
«Норма» - это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.
Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.
Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье [18].
Причинами девиантного поведения могут выступать как биологические, так и социально-психологические факторы.
Социально - психологически детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.
Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (Бандура, 2000) и социальным окружением [3].
Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории дифференцированной ассоциации (связи) Э.Сазерленда (1966). С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.
Под биологическими предпосылками отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику ВНД, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии. Ряд исследований, проведенных на близнецах, достоверно показали, что эмоциональная устойчивость, отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям и др. передаются по наследству [11].
К биологическим факторам, участвующим в организации поведения индивидов, могут быть отнесены их пол и возраст. Данные о зависимости различных девиаций от пола не являются однозначными. И все же в целом можно сказать, что среди мужчин уровень девиантности несколько выше. Что касается возраста, то наиболее подвержены девиантному поведению молодые люди.
Биологическими детерминантами девиаций также можно считать состояние здоровья индивидов: истощение, хронические соматические заболевания, травмы, физические недостатки, дефекты речи и т.п. В соответствии с законами восприятия к неполноценным людям относятся не так (или не совсем так), как к здоровым, что может вызвать у них различные протестные реакции.
Ситуационные факторы на социальное поведение могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных факторов экстремальности и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные факторы могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном [20].
Экстремальные условия - это различные бедствия и катастрофы, экологическое неблагополучие, военные действия, которые деформируют социальное поведение. Кроме того, в жизни каждого человека, случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.
Сопоставляя более общую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам [30]:
все нормы действуют, прежде всего, по схеме "стимул-реакция", следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;
норма проявляется, прежде всего, как признак "нельзя" в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;
универсальных "нельзя" немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи "нельзя", в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;
общество защищает себя от нарушителей универсальных "нельзя" целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных "нельзя" грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;
причинами девиантного поведения могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.
Девиация - социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально-приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения [28].
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.
Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показал, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер [8]. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
.2 Бродяжничество - как социальное явление
Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состояться в жизни, или, как их еще принято называть на Западе, о «проигравших». Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону [17], это - разновидность ретритистского поведения, которое выступает, как отмечалось ранее, результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.
В отечественной литературе [24] под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы». Можно выделить две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы.
Бродяжничество стоит рассматривать с медицинской, психологической и социальной точек зрения [20].
В клинико-нозологическом отношении синдром уходов и бродяжничества встречается наиболее часто при психогенных патохарактерологических формированиях личности, реже при психопатиях в стадии становления и при психопатоподобных состояниях резидуально-органического происхождения. У детей и подростков с патохарактерологическими формированиями личности синдром уходов и бродяжничества возникает реактивно. Динамика синдрома чаще благоприятная в клиническом отношении, хотя нередко присоединяется микросоциально-педагогическая запущенность.
В случае формирующейся ядерной или органической психопатии неустойчивого типа бродяжничество возникает в связи с повышенной «сенсорной жаждой» и стремлением к приключениям, быстрее, чем в предыдущей группе, приобретают привычный, фиксированный характер и обычно сочетаются с другими нарушениями влечений (повышенный аппетит, жажда, сексуальность).
При шизофрении бродяжничество, помимо возникновения на фоне эмоциональной холодности и стереотипности поведения, характеризуется наличием аутизма, отгороженности, «разлаженного», а иногда и нелепого поведения.
Синдром уходов и бродяжничества нередко возникает у детей и подростков - олигофренов с неглубокой степенью умственной отсталости. В этом случае первые уходы обычно либо связаны с боязнью нового, страхом перед трудностями, либо обусловлены имитацией поведения интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому умственно отсталые дети вначале совершают уходы не в одиночку, а вместе с другими детьми. Однако со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимыми, импульсивными.
Психологический аспект данной проблемы: у обидчивых детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, первые уходы в большинстве случаев связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемлённого самолюбия и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.
Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учёбой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т.п. В данном случае прогулы и уходы из школы следует отличать от отказа посещать школу.
У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера, первые проявления бродяжничества могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации, в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и педагогов, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие. Данные варианты уходов можно назвать реактивными [19].
Другой тип бродяжничества, который чаще наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений, тесно связан с «сенсорной жаждой», т.е. особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоём или небольшой группой, могут уезжать на далёкое расстояние с целью попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка - приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
В рамках социального подхода [8] проблема бродяжничества несовершеннолетних является одним из вариантов компенсаторного поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакцией на неблагополучную обстановку воспитания в семье, школе. При этом побег из дома следует рассматривать не просто как бегство из семьи, где назрел конфликт, а как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов идентификации, меняется её нравственное и правовое сознание».
Бродяга не приемлет ни целей общества, ни предлагаемых (или навязываемых) этим обществом средств их достижения. Ему вообще не находится места в этой жизни. Выброшенного на задворки жизни, дурно пахнущего, плохо одетого и слоняющегося без дела человека окружающие воспринимают как помешанного или очень странного субъекта. Он смущает и озадачивает сытую толпу, но никогда не бунтует против нее. Политика эскапизма, бегства из окружающего мира его вполне устраивает и даже приносит удовлетворение.
Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом [4].
Бродяжничество представляет собой специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин «маргинальность», обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Вместе с тем данный термин имеет более широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но и эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных меньшинств, инвалиды и др.
Многие бродяги находят средства к существованию на городских свалках, чтобы потом их продать или обменять на спиртное. Места их обитания - подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища.
Можно выделить две группы причин бродяжничества [16]: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие: жилищная проблема; ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах - бывших республиках СССР.
К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрастеКонтрольная работа: Позитивное мышление в проблемной ситуации. Как конструктивно воспринимать критику
Реферат: Взаимосвязь свойств человека как индивида и как субъекта деятельности
Реферат: Импринтинг как особая форма адаптации
Реферат: Интернет-зависимость как психологический феномен