Курсовая работа: Детско-родительские отношения: психоаналитический взгляд на проблемы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.3 ТРЕВОГА, ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
1.4 ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
2.2 ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Детско-родительские отношения: психоаналитический взгляд на проблемы':


Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Факультет психологии
Курсовая работа
Детско-родительские отношения: психоаналитический взгляд на проблемы
Минск, 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и тревожности ребенка
1.1 Теоретические подходы к проблеме детско-родительских отношений
1.2 Развитие личности в концепциях представителей психоаналитического направления в психологии
1.3 Тревога, тревожность и страх: соотношение понятий
1.4 Изучение тревожности в концепциях представителей психоаналитического направления
1.5 Психологические защиты
Глава 2. Влияние стилей родительского отношения на тревожность ребенка
2.1 Классификация стилей родительского отношения
2.2 Влияние стиля родительского отношения на поведение ребёнка
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последнее время в нашей стране наблюдается изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, которые являются причинами роста отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым.
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [12].
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и другие).
В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Данные, проводимых исследований показывают, что факты неблагополучия, характеризующие особенности так называемого "семейного фона", т.е. детско-родительских отношений, и в первую очередь взаимоотношений "мать-ребенок", оказывают влияние на возникновение у детей устойчивой тревожности. Эти положения детально рассмотрены в концепциях тревоги представителями психоанализа З. Фрейдом, А. Адлером, Э. Фроммом, Г.С. Салливаном, К. Хорни и др., а также современными исследователями Н.В. Давыдовой, А.И. Захаровым, А.Е. Личко, А.М. Прихожан, Э.Г. Эйдемиллером и др.
Исходя из вышесказанного, мы определили цель и задачи данной работы.
Цель - на основе анализа стилей родительского отношения выявить нарушения в отношениях взрослых к ребенку, способствующих формированию у него тревожности.
Задачи:
1.Описать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений в концепциях представителей психоаналитического направления.
2.Проанализировать теоретические исследования тревожности.
.Описать стили детско-родительских отношений.
.Выявить влияние стилей родительского отношения на тревожность ребенка.
Объект исследования - детско-родительские отношения, как фактор влияния на развитие тревожности у ребенка
Предмет исследования - влияние стилей родительских отношений на тревожность ребенка.
Методологической основой являются теоретические концепции представителей психоаналитического направления: З. Фрейда, А. Фрейд, А. Адлера, Э. Эриксона, К. Юнга, Э. Фромма и др.
А также исследования ряда работ авторов, которые изучали детско-родительские отношения и тревожность детей: Лисиной М.И., Смирновой Е. О, Быкова М.В., Варга А.Я., Столина В.В., Спиридоновой Н.В., Савиной Е. и др.
Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и тревожности ребенка
1.1 Теоретические подходы к проблеме детско-родительских отношений
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы, такие как А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, А. Фрамм, А.Я. Варга и др.
Необходимо отметить, что, несмотря на большой интерес к данной проблеме содержание понятия "детско-родительские отношения" в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить два подхода к понятию детско-родительских отношений:
В первом походе эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором проявляются социально - психологические закономерности межличностных отношений (А. Фрамм, Ю. Гиппенрейтер).
Второй подход определяет детско-родительские отношения как подструктуру семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношений ребенка к родителям (А.И. Захаров, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская и др.).
Опираясь на данные понятия, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений, они более тесные и начинаются с первых дней жизни человека, поскольку именно семья оказывает влияние на ребенка, в ней он получает воспитание, учиться взаимодействовать, набирается опыта. Эти отношения начинаются с самого рождения человека и длятся всю жизнь.
При рассмотрении детско-родительских отношений необходимо выделить не только само понятие "детско-родительские отношения", так же необходимо подчеркнуть значимость таких категорий, как родительские позиции и (или) установки, типы и модели семейного воспитания [6].
С их помощью мы постараемся наиболее точно определить особенности данного типа взаимодействия.
Понятие "детско-родительские отношения" указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком [24].
По определению А.С. Спиваковской, родительское отношение - это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми [15].
По определению А.Я. Варги и В.В. Столина родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков [12].
В родительских установках, или позициях, которые влияют на воспитание детей, выделяют мотивационный, ценностно-ориентационный, эмоциональный аспекты. Мотивы, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в любой деятельности, в том числе и в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так и бессознательными.
Наиболее значимой является классификация родительского отношения, предлагаемая А.Я. Варгой и Столиным В. В, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения в ходе многолетней консультационной работы:
. Принятие - отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку).
. Кооперация (отражает социально желаемый результат).
. Симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении).
. Авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка).
. Маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
Согласно данной классификации, родительские отношения имеют различный характер взаимодействия с ребенком, на основе которых строится система воспитания ребенка в целом.
Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно: определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение [2].
Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Рассматривая данный вопрос необходимо обратить свое внимание на работы зарубежных авторов, которые имеют свои подходы к проблеме детско-родительских отношений.
В классическом психоанализе З. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и "контролер". Общение с родителями на разных стадиях развития личности, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека [13].
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительского взаимодействия [25].
Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:
) условность - безусловность,
) контролируемость - неконтролируемость. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания [19].
На основании представленных нами подходов к проблеме детско-родительских отношений можно сделать вывод, что родительское отношение включает в себя два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств) [14]. То есть, с одной стороны родители любят своего ребенка, проявляют заботу, переживают за него, а с другой, воспитывают его, прививают определенные культурные и моральные ценности, присущие людям.
1.2 Развитие личности в концепциях представителей психоаналитического направления в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями.
Возникновение психоанализа было связано с исследованием и лечением невротических заболеваний взрослых людей. Однако выдвинутое З. Фрейдом (1856-1939) положение о том, что истоки возникновения невротических расстройств уходят своими корнями в детство и связаны с особенностями психосексуального развития ребенка, с необходимостью подводило к изучению детских неврозов. Не случайно основатель психоанализа уделял самое пристальное внимание проблеме Эдипова комплекса, связанного с инфантильной сексуальностью и являющегося, по его мнению, "ядром неврозов". Не случайно и то, что лечение взрослых невротиков предполагало выявление средствами психоанализа воспоминаний пациентов о различного рода ситуациях, событиях, переживаниях, имевших место в их раннем детстве и относящихся к первым годам их жизни.
З. Фрейд считал, что в будущем детские психоаналитические сеансы приобретут большее значение, чем это имело место на начальной стадии развития психоанализа. В работе "Проблема дилетантского анализа" (1926) он писал о ценности детских психоаналитических сеансов для развития теории и о практическом интересе, связанном с обнаружением того, что большое число детей в своем развитии проходят одну из невротических фаз. При этом он подчеркивал, что в интересах ребенка "аналитическое влияние необходимо соединить с воспитательными мероприятиями" и что эта техника "еще ждет своей разработки".
Отталкиваясь от этих идей, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической деятельности А. Фрейд (1895-1982), М. Кляйн (1882-1960), Д. Винникотта (1896-1971) и других аналитиков. С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями [17].
В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает "любовь к заботе", которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем [1].
Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соответственно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему "побеждать" чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании "базовых способов разрешения конфликтов" между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза [25].
Э. Эриксон установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития.Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией.
Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер.
К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью).
В данном случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая, таким образом, убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера [23].
А. Адлер видел причины невроза в особенностях детского развития. Понимая невроз как нарушенный стиль жизнь, Адлер считал одной из основных причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании: вседозволенность и отвержение ребенка, лишение его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется нереалистичное...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка