Реферат: Девиантное поведение подростков
Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации, с позиции ее соответствия норме - социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, гендерной, профессиональной, феноме-нологической и нозоцентрической (психиатрической), рассматривающей поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии.
Дата добавления на сайт: 15 августа 2024
Скачать работу 'Девиантное поведение подростков':
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ
.1Понятие и формы девиантного поведения подростков
.2Причины и формы девиаций в подростковом возрасте
.3 Девиантное поведение и явление дезадаптации
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
.1 Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков
.2 Профилактика девиантного поведения в подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации, с позиции ее соответствия норме - социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, гендерной, профессиональной, феноме-нологической и нозоцентрической (психиатрической), рассматривающей поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии.
В социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». С этой точки зрения проблема «ненормальности» проявляется в пограничных состояниях. В целом, социальная норма - это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.
Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются с теми, кто проявляет девиантное поведение, и кто ему способствует, т. е. со взрослыми, не принимающими, отвергающими подростков.
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развития человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение, естественно и необходимо. Не случайно психологи отмечают, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, можно предположить, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.
Актуальность темы исследования. Одной из серьезных проблем в настоящее время являются различные формы девиантного поведения подростков. Оно может выражаться в самых разных поступках, начиная с того, что подросток убегает из дома, и кончая разбойными нападениями или убийствами. А ведь нередко «поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы».
Психология подросткового возраста - один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Период подростничества - это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется «интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка». Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются подростком, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. Возрастные особенности отражают устойчивые свойства и качества личности, характерные для детей того или иного периода развития. Учащиеся подросткового возраста претерпевают заметные изменения, связанные с процессом естественного развития психического мира подростка, развития, происходящего под влиянием условий его жизни и воспитания.
Проблемы социально-психологических особенностей личности девиантных подростков затрагивают многие области теории и практики. Ведь наиболее сложным периодом социального развития выступает именно подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой жизнью.
Поэтому исследование девиантного поведения подростков является весьма актуальным.
Объект исследования - девиантное поведение.
Предмет исследования - девиантное поведение в подростковом возрасте.
Цель исследования: исследовать формы работы с девиантными подростками.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
В процессе достижения поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:
.Анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой теме.
. Изучить теории девиаций.
. Рассмотреть причины возникновения девиаций среди подростков.
. Исследовать предпосылки девиантного поведения.
. Ознакомиться с видами девиантных личностей.
. Исследовать разновидности девиантного поведения.
. Определить основные положения организации коррекционной и профилактической работы с девиантными подростками.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ
1.1Понятие и формы девиантного поведения подростков
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
К девиантным действиям подростков относят проступки (вину), социальных норм, правонарушениях и преступлениях. Среди типичных проступков несовершеннолетних выделяют сквернословие, систематическое нарушение дисциплины в школе, драки со сверстниками, бесчинства (например, метание с балкона в прохожих различных предметов; звонки телефону в незнакомых лиц и т.д.). Правонарушение - это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в осуществлении запрещенного действия или, наоборот, в исполнении предусмотренного законом обязанности. Это нарушение административных и правовых норм, которые проявляются через мелкое воровство, вымогательство, похищения автотранспортных средств, хулиганство. Уголовное (преступное) поведение - противоправное, общественно-опасное деяния, классифицируется по определенным нормам уголовно-процессуального права (изнасилование, убийство, нанесение значительных телесных повреждений) [19].
Один из основателей теории структурного функционализма американский социолог Р. Мертон разработал классификацию девиантного поведения, основной причиной которой он считал разрыв между целями общества и социально приемлемыми средствами достижения этих целей.
Большинство членов общества признают господствующие в нем нормы и ценности, стремятся реализовать их легальными средствами, теми, которые одобряются обществом, рекомендуются средствами.
Р. Мертон выделил следующие виды девиантного поведения [14]:
1.Конформизм: полное принятие целей общества и способов их достижения.
2.Инновационное поведение: человек признает цели общества, однако пытается реализовать их новыми, нетрадиционными способами (рэкет, кражи, злоупотребления).
.Ритуализм: человек не признает общественные цели и ценности, однако придерживается принятых «правил игры», действует в соответствии с общественными представлениями про допустимые средства достижения целей.
.Эскейпизм (ретритизм): отступление, «побег» человека от социальной действительности, человеком не признаются ни цели, ни средства их достижения (анархия, наркомания, бродяжничество и др.).
.Бунт, заговор: отбрасывая общественные ценности, цели и средства их реализации, человек активно им противодействует, стремится заменить их новыми (терроризм, радикализм и др.).
Рассмотрим некоторые виды аддиктивного поведения подростков более подробно.
Аддиктивное поведение - это поведение человека, для которого присуще стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния благодаря приему различных химических веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [2]. В результате такого поведения подросток существует в своеобразном «виртуальном» мире. Он не только не решает своих проблем, но и останавливается в личностном развитии, а в отдельных случаях даже деградирует.
Различают три группы разновидностей аддиктивного поведения [20]:
нехимические аддикции (патологическая склонность к азартным играм (гемблинг), компьютерная аддикция, трудоголизм);
промежуточные формы аддикции (анорексия - отказ от еды, булимия - стремление к постоянному потреблению пищи);
химические аддикции (употребление и вдыхание психоактивных веществ: табака, алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов, веществ бытовой химии).
Аддиктивное поведения несовершеннолетних определяют еще как поведение, которое предшествует формированию патологической зависимости от наркогенный веществ. При этой форме поведения отрицательная страсть человека к химическим веществам еще не достигла стадии физической зависимости, то есть заболевания наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией.
Выделяют два пути развития аддиктивного поведения подростков: полисубстантний и моносубстантний. При полисубстантном аддиктивном поведении подростки пробуют на себе действие различных веществ. Это этап так называемого поискового «полинаркотизма», когда употребляются и алкоголь, и токсические вещества, и отдельные наркотики. Постепенно подросток начинает оказывать предпочтение определенному химическому веществу, что означает переход к этапу фонового «полинаркотизма». При моносубстантном аддиктивном поведении подростки злоупотребляют только одним веществом. Зачастую это обусловлено доступностью для подростков определенного наркогенного средства [11].
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, которые являются проявлениями определенных психических расстройств и заболеваний. Среди наиболее типичных для детей и молодежи видов такого поведения ученые выделяют [12]:
-аутоагрессивное поведение;
-дисморфоманийное поведение;
-гебоидное поведение;
дромоманию;
-патологическую застенчивость.
Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийство (суицид) и самотравмирование (парасуицид). Различают три типа суицидального поведения: 1) «аномический», связанный с кризисными ситуациями в жизни человека, личными трагедиями, 2) «альтуистичний», который осуществляется ради блага других людей, 3) «эгоистичный», обусловленный конфликтом вследствие непринятия индивидом социальных требований и норм поведения [6].
Суицидальным поведением являются внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлением лишения себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, представления, переживания, суицидальные тенденции, которые делятся на замыслы и намерения. К внешним формам проявления суицидального поведения относят суицидальные попытки и завершенные суициды. Под суицидальным попыткой понимают целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, которое не закончилось смертью.
Самоубийство рассматривается как процесс, включающий в себя: восприятие человеком смысла жизни и смерти; отсутствие психологических и социальных ресурсов; семейные и физические обстоятельства, которые делают акт самодеструкции возможным.
Относительно категории цели различают: настоящие самоубийства, попытки и тенденции, целью которых является лишение себя жизни; демонстративно-шантажные суицидальное поведение - цель которого состоит лишь демонстрации - этого намерения; самотравмирования, которые совсем не касаются представления о смерти [9].
Дисморфомании базируются на ошибочной уверенности подростка о наличии у него физических недостатков. Психическое состояние таких подростков характеризуется комплексом неполноценности, стремлением кардинально изменить свою внешность с помощью радикальных средств (пластическая операция, постоянное голодание, чрезмерные физические нагрузки и т.д.). В поведении таких подростков наблюдается резкое ограничение круга общения, погружение в собственную проблему, постоянный анализ своей внешности.
Гебоидное поведение подростков характеризуется инфантильным эгоцентризмом, чрезмерным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных норм и ценностей, склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием ответст-дальности, интереса к продуктивной позитивной деятельности при усиленном патологическом стремлении ко всему, что связано с насилием, издевательством, террористическими актами.
Дромомания характеризуется побегами ребенка из дома или школы, поездками в другие районы города или населенные пункты, стремлением к путешествиям, бродяжничеству.
Одним из типичных для подросткового возраста явлений является гиперстеснительное поведение. Оно проявляется робостью, страхом перед общением, неспособностью эффективно действовать в присутствии незнакомых лиц, отказе от знакомства с новыми людьми, страхом быть не понятым другими [28].
1.2Причины и формы девиаций в подростковом возрасте
девиантный поведение подросток коррекция
Существуют различные теории возникновения подростковых девиаций. Рассмотрим основные из них.
. Биологическая теория.
Представители теории: Ч. Ломбразо У. Шелдон У. Пирс.
Основные положения теории: особенности анатомического строения тела являются причиной девиации. Существует связь между физиологическими особенностями организма и формам поведения человека. Наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к уголовному поведению.
. Психологические и психиатрические теории.
Представители теории: З. Фрейд, Ж. Пинатель, К. Шуеслер, К. Хорни, Г. Салливан, А. Адлер, М. Герберт.
Основные положения теории: конфликтность личности, которая является результатом борьбы между сознательным и подсознательным, вызывает девиации, эгоцентризм, агрессивность, аффективность - центральный стержень уголовной способности. Наличие психологических комплексов является причиной девиации. Причины отклонений в поведении личности - дефицит эмоционального контакта, общения с матерью в первые годы жизни ребенка. Отклонения в поведении являются результатом неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. Неуверенность в себе и низкая самооценка является источником социальной дезадаптации.
. Социальные теории.
Основу социального объяснения девиации составляют общие социальные факторы как причины девиации. Социальный подход представленный теориями аномии, социальной дезорганизации, навешивания ярлыков, радикальной криминологией, культурологической теорией [30].
Согласно теории аномии (Дюркгейм, Мертон) девиация обусловливается нарушением или отсутствием социальных норм. Мертон подчеркивал, что девиация возникает тогда, когда оказывается разрыв между целями общества и одобряемыми средствами их достижения. Согласно теории социальной дезорганизации (Шоу, Маккей) девиация возникает тогда, когда культурные ценности, нормы, социальные связи ослабевают, разрушаются или становятся противоречивыми. Культурологическая теория (Селлин, Миллер, Сатерленд, Клауард, Охлин) рассматривает девиацию как следствие конфликта между нормами субкультуры и царствующей культурой. Теория навешивания ярлыков (Беккер) усматривает в девиации своеобразный ярлык. Социальные группы навешивают на поведение менее защищенных (слабых) групп. Теория радикальной криминологии (Турк, Квинте, Уолтон, Янг) рассматривает девиацию как результат противодействия нормам капиталистического общества.
Причины девиаций подростков можно разделить на следующие группы:
. Социально-экономическое снижение жизненного уровня населения:
-имущественное расслоение общества;
-ограничение возможностей социально одобренных форм заработка;
безработицы;
ослабление общественной функции социального контроля;
доступность алкоголя и табака для несовершеннолетних;
широкая реклама психоактивных веществ;
снижение уровня социальной безопасности;
Морально - этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально - нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребёнка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодёжных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида. Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
. Социально-педагогическое ослабление воспитательной функции семьи:
-воспитание в неполной семье;
-завышенные требования родителей к ребенку;
авторитаризм родителей;
жестокое обращение с ребенком;
враждебность и конфликты между родителями;
критицизм подростка по отношению к школе, семье, отчужденность от них;
низкий статус подростков в классном коллективе;
слабая система внешкольной занятости детей и молодежи;
Учебная дезадаптация школьника в своём развитии проходит следующие стадии:
учебной декомпенсации - состояния ребёнка, характеризующееся
возникновением затруднений в изучении одного или нескольких...
Похожие материалы:
Лекция: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕРеферат: Отклоняющееся (девиантное) поведение
Реферат: Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека
Курсовая работа: Суицидальное поведение подростков
Реферат: Девиантное поведение в молодежной среде