Реферат: Девиантное поведение в молодежной среде

Современный темп технико-технологических преобразований и возрастающий информационный поток предъявляют к молодежи, находящейся на стадии первичной социализации, новые требования. Мощными дестабилизирующими факторами являются экологические и экономические кризисы, вытеснение традиционных духовных и культурных ценностей, ослабление черт и качеств, традиционно ассоциируемых с национальной идентичностью.

Дата добавления на сайт: 15 августа 2024


Скачать работу 'Девиантное поведение в молодежной среде':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы девиантного поведения в молодежной среде
1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения
1.2 Понятие девиантного поведения, факторы и причины, способствующие его формированию
1.3 Социально-психологические особенности девиантных подростков
1.4 Особенности девиантного поведения молодежи, характерные для современного белорусского общества
1.5 Профилактика девиантного поведения
1.6 Методы и технологии социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических установок и уровня агрессивности молодежи с девиантным поведением
2.1 Организационные аспекты постановки экспериментального исследования
2.2 Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современный темп технико-технологических преобразований и возрастающий информационный поток предъявляют к молодежи, находящейся на стадии первичной социализации, новые требования. Мощными дестабилизирующими факторами являются экологические и экономические кризисы, вытеснение традиционных духовных и культурных ценностей, ослабление черт и качеств, традиционно ассоциируемых с национальной идентичностью. Потеря ориентации в ценностях и идеалах ведет к потере общесоциальной заинтересованности, способствует развитию эгоистической направленности, чувств безысходности и раздражения [1, c.38]. Ухудшение экономического и социального положения взрослых людей существенно отражается на положении их детей. Тенденции роста бедности, увеличения числа неполных семей, распространяющейся безработицы, алкоголизма приводят к снижению роли правовых и моральных нормам в воспитании детей.
По статистике, в Беларуси распадается каждая вторая семья, от новорожденных ежегодно отказываются около 500 матерей, вне брака рождается около 8000 детей, из них более 300 у несовершеннолетних матерей. Все это приводит к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. Проблемной тенденцией является увеличение пьянства среди несовершеннолетних. Данный фактор в значительной мере способствует развитию других негативных явлений: от мелкого хулиганства до уголовных преступлений.
Официальная статистика и результаты психологических исследований свидетельствуют о широком распространении различных форм социальных отклонений в молодежной среде и, в частности, о резком "омоложении" преступности за последние десятилетия. Доминирующая гипотеза предполагает, что причиной девиаций является разрыв преемственности у поколений социального опыта и социальная депривация, которая деструктивно влияет на социализацию личности [2, с. 4-5].
Природа и сущность причины девиантного поведения с позиций психологической науки предполагает изучение данной проблемы на уровне конкретного индивида. Это поможет выявить причины, обуславливающие те или иные поступки и предотвратить их повторение в будущем, изучить психологические особенности девиантных подростков в целях совершенствования психологической практики и создания основы для разработки эффективных коррекционных мероприятий.
Различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С. Кон.В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др. Весьма значительными в этой области являются работы А.И. Захарова, К.В. Карпенского, В.Т. Кондрашенко, А.Н. Пастушеня, И.А. Фурманова, И.А. Кудрявцева, И.В. Филиппович и т.д.
Объект исследования: девиантное поведение молодежи
Предмет исследования: социально-психологические установки, и уровень агрессивности молодежи с девиантным поведением.
Гипотеза: для современных подростков с девиантным поведением характерны дисгармоничные социально-психологические ориентации, с превалированием установок на деньги, а также незрелые трудовые ориентации, в сочетании с повышенным уровнем агрессивности.
Цель - изучить феномен девиантного поведения молодежи.
Задачи:
.Рассмотреть основные подходы к изучению девиантного поведения;
2.Раскрыть понятие девиантного поведения;
.Рассмотреть социально-психологические особенности девиантных подростков;
.Выявить основные причины и факторы девиантного поведения;
.Изучить особенности девиантного поведения молодежи, характерные для современного белорусского общества;
.Рассмотреть концептуальные основы профилактики девиантного поведения;
.Охарактеризовать методы и технологии социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению;
.Провести экспериментальное исследование социально-психологических установок и уровня агрессивности молодежи с девиантным поведением.
При написании курсовой работы использовались учебные пособия и учебники по социальной работе, монографии и научные статьи в периодических изданиях, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, методический материал.
В исследовании применялся комплекс методов, использование которых обусловлено спецификой исследовательских задач:
Теоретические:
анализ источников и литературы,
анализ законодательной и нормативной базы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
Практические:
"Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" О.Ф. Потемкиной;
Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы девиантного поведения в молодежной среде
1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения
На сегодняшний момент существует большое количество общих и частных концепций девиантности, авторы которых, как правило, концентрируют внимание на каком-либо одном, реже на двух-трех, аспектах девиантного поведения. В свою очередь существует несколько типов классификаций теорий девиантного поведения. Тем не менее, традиционно все многообразие подходов сводят к трем направлениям, явившим собой отражение идей позитивизма: биологическому, или антропологическому, психологическому и социологическому.
Основоположником биологической или антропологической трактовки природы и причин девиантного считается тюремный врач Чезаре Ломброзо, который одним из первых поставил в центр исследования девиации самого индивида с позиции его телесных, антропологических особенностей. Идеи Ломброзо развивали Ферри и Гарофало, которые признавали роль наследственных факторов, особое внимание уделяли психологическим и социальным факторам. Оба ученых, занимаясь поиском причин преступлений, отрицали идею свободы воли. Немецкий психиатр Кречмер и его последователь Шелдон также обосновывали связь между типом строения тела, характером человека, а следовательно, и его поведенческими реакциями, включая преступные.
По мере развития современной биологии и генетики в рамках биологического направления возникают все новые и новые теории: хромосомная теория Джекобса, теории частоты пульса, уровня серотонина и тестостерона в крови и т.п.
Таким образом, в рамках биологического направления отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как "биологический продукт". Результаты исследований нередко противоречивы, ряд исследований показал, что уровень гормонов чувствителен к внешним условиям, не существует никаких доказательств специфического влияния вышеназванных биологических фактов на девиантное поведение. В целом биологическое направление пытается характеризовать индивидуальные причины девиантного поведения, не объясняя девиантность как социальный феномен [3, c.28 - 30].
Психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают, по мысли сторонников этого подхода, прежде всего как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека.
Становление психологического направления связывают с именами Р. Гарофало и Г. Тарда. Р. Гарофало в работе "Критерии опасного состояния" обосновал клинический подход к изучению преступника. в своих книгах "Законы подражания" и "Философия наказания" объяснил преступное поведение подражанием и обучением.
В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна и многих других. Сторонники фрейдизма рассматривают агрессивное поведение и преступления на его основе в качестве естественного проявления человеческого поведения.
В целом для психологической школы в девиантологии решающим фактором выступают врожденные особенности человека, его вытесненные сексуальные влечения и связанные с ними психологические состояния.
В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации [4, c.71].
Многосторонний анализ и оценка влияния социальных фактов, ситуации, среды, культуры и социальной структуры на девиацию позволяют дать, прежде всего, собственно социологические теории отклоняющегося поведения. Именно в рамках социологического направления сформировались и развиваются социология девиантности и социального контроля как специальная социологическая теория.
Исследования социологов конца XIX - начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступность, самоубийства, проституция), проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию "врожденного" преступника, указывая на социальные корни этого явления [5, c. 19].
На сегодняшний момент социологическое направление изучения девиантного поведения изобилует множеством социологических теорий, школ и концепций. Кроме того, описание данного многообразия существенно затрудняет их многочисленные классификации.
Развитие социологического направления позитивистской криминологии неизменно связано с именем бельгийского математика и социолога А. Кетле. К факторам, влияющим на совершение преступлений, А. Кетле, помимо демографических, относит социальные и природные. Прогрессивные идейные достижения А. Кетле сводятся к следующему: преступность порождена обществом; она развивается по определенным законам под воздействием социальных и иных объективных факторов; ей присуща статистическая устойчивость; повлиять на преступность можно только путем изменения социальных условий [6, с.89].
Экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера и др. В "Манифесте Коммунистической партии" (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса были заложены основы экономического детерминизма, а девиантное поведение выступало побочным продуктом экономических условий. Примененный в экономических теориях девиации сравнительный анализ девиантных и экономических показателей (уровень безработицы, фондовый или децильный коэффициент, индекс Джинни и пр.) актуален по сей день. В современности экономическое направление развивает лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Беккер и его последователи [7, c.312 - 313].
Теория аномии - первая развернутая социологическая теория девиантности, принадлежит известному французскому социологу Э. Дюркгейму. Взгляды Э. Дюркгейма социологичны, для него первично общество, социальный факт, нежели индивид. Социальное должно объясняться социальным. Общество - это особая реальность, стоящая над индивидами, обусловливающая действия индивидов и осуществляющая над ними контроль.
Дюркгейм утверждает, что девиантное поведение присуще для обществ всех типов. Само существование девиантного поведения является нормой, преступность необходима; она прочно связана с основными условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции морали и права. Преступность представляется неотъемлемым атрибутом прогресса.
Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность нормальна при условии, если она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа. По Э. Дюркгейму, в стабильном обществе стабилен и уровень девиантных проявлений (пьянства, наркотизма, преступности, самоубийства и т.п.). Но в быстро меняющихся обществах, в условиях социальной дезорганизации наблюдается состояние социальной аномии - состояния общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную жизнь. [8, с.39-42].
Мертон рассматривает различные проявления девиантности как закономерное порождение социальных условий. Однако, Мертону, аномия представляет собой социальные ситуации и индивидуальные ориентации, не соответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда население не может легитимно достичь провозглашенных обществом, в качестве нравственного закона, целей.
В подобном случае на долю общества остаются только незаконные способы, благодаря которым люди приспосабливаются к аномии. Требования культуры, предъявляемые к конкретному лицу, оказываются несовместимыми, в связи с чем, возникает напряжение [9, c.104].
Тард одним из первых обратил внимание на то, что повышение благосостояния, уровня жизни, образования не влечет за собой сокращения преступности. Тард одним из первых увидел широкое распространение преступности среди людей состоятельных и признаваемых честными.
Согласно теории дифференцированной ассоциации Сатерленда определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация.
Американские социологи Коэн, Клауорд, Л. Оулиан подчеркивали значение конфликта между ценностями, целями среднего класса и возможностями подростков из низших слоев достичь этих целей. Они исходили из того, что лица, занимающие различные положения в социальной структуре, не имеют равных шансов на успех и выделили следующие разновидности подростковой субкультуры: преступную, конфликтную и ретретистскую. Для преступной субкультуры характерны интеграция субъектов на различных возрастных уровнях, тесная интеграция представителей общепризнанных и незаконных ценностей, т.е. взаимодействие преступников со средой, включая скупщиков краденного, юристов и др. Молодым людям конфликтной субкультуры присуще острое чувство разочарования, возникающее в результате блокирования доступа к цели успеха, отсутствия каких бы то ни было институционализированных каналов, законных или незаконных. Ретретистская субкультура состоит из тех, кто бежит от общества, но нуждается во взаимосвязях с себе подобными.
Сторонники теории субкультур уделяют значительное внимание соотношению различных видов девиантного поведения и социального контроля. Отрицая репрессивное уголовное законодательство, социальный контроль ложится на плечи медицины, образования и иных возможностей для повышения статуса [4, c.76 - 77].
На недоступность ценностей культуры общества подростки реагируют созданием субкультуры со своими ценностями, целями и нормами. По А. Коэну, делинквентная субкультура как протестная по отношению к культуре общества отличается неутилитарным, злостным и негативистским характером: [10, с.317].
К теориям стигматизации относят концепции "драматизации зла" Танненбаума, "социальной идентичности" Гоффмана, "вторичной девиации" Лемерта и "девиантной карьеры и этикетирования". Беккера [8, с.140].
Общество устанавливает способы категоризации людей и определяет набор качеств, которые считаются естественными и нормальными для каждой из категорий. На эту особенность "квалифицировать" действия, поступки, поведение других обратил внимание Мид, предложивший на ее основе концепцию символического интеракционизма. Данную концепцию, применительно к криминологии, рассматривал и Танненбаум. Он утверждал, что процесс криминализации - это процесс наклеивания ярлыков. В повседневной речи используются термины для обозначения стигмы, причем, как правило, мало кто задумывается об их исходном значении, а склонно приписывать человеку длинный ряд несовершенств на основе какого-то из них. В результате подросток становится плохим, потому что так его называют окружающие.
Беккер - известный американский ученый, посвящающий свои работы "человеческому капиталу", расовой дискриминации и ее влиянию на рынок труда, экономике преступности и наказания. Так, подросток, совершивший неблаговидный поступок, подвергается официальному клеймению как нарушитель, преступник, девиант. С указанного момента индивид начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком, и рецидивы девиантного поведения становятся ответом на реакцию общества, на давление социального контроля. В случае если индивид не найдет в себе сил вернуться к правопослушному поведению, то последним шагом в девиантной карьере будет вступление в преступную организацию [4, c.77 - 78].
Лемерт ввел понятие "вторичной девиации". Первичная девиация - это девиантные действия до акта официального клеймения, стигматизации. Вторичная девиация развивается после клеймения и как реакция на него.
В целом теория стигматизации вскрывает существенный пласт взаимоотношений преступника и общества, страдая определенной односторонностью.
Теории конфликта объединяют значительный круг концепций, берущих начало от социологических теорий конфликта, связанных с именами К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Их общая суть - вскрытие конфликтной природы социального быта. В целом, ученые, придерживающиеся теории конфликта, исходят из того, что конфликт - это естественное состояние человеческого общества [3, c.45 - 46].
девиантное поведение молодежная среда
Ключевые положения социологических теорий происхождения девиаций сводятся к признанию норм и отклонений социальными конструктами, имеющими конвенциональную или репрессивную природу. Принципы социологического подхода неоднократно подтверждались и остаются главенствующими среди специалистов,...

Похожие материалы:

Реферат: Девиантное поведение в подростковом возрасте

Курсовая работа: Спортивный фанатизм в молодёжной среде

Реферат: Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека

Реферат: Девиантное поведение подростков

Лекция: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ