Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место как в государственной политике, так и в системе образования.

Дата добавления на сайт: 16 августа 2024


Скачать работу 'Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследованию психолого-педагогических условий создания благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении
1.1Понятие «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе
1.2 Психолого-педагогические условия создания безопасной благоприятной среды в образовательном учреждении
ГЛАВА 2. Значение деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении
2.1 Виды деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной образовательной среды
.2 Создание благоприятного психологического климата в классе
Заключение
Список литературы
Приложение «Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного психологического климата в классе
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место как в государственной политике, так и в системе образования.Поэтому в современной психолого-педагогической практике становится очевидным, что учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях внешней среды (в том числе образовательной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность.
Образовательная среда - это неотъемлемая часть социального мира человека. Поэтому образовательные учреждения являются важными объектами обеспечения безопасности. В связи с этим, одной из важнейших целей психологической службы образования является обеспечениесохранения и укрепления психического здоровья и психологического комфорта учащихся. Создание благоприятного психологического климата, а главное, безопасной образовательной среды - главная задача деятельности педагога-психолога.
Остро перед обществом встает необходимость моделирования и воплощения в реальность образовательной среды, где личность обучаемого будет востребована, где она сможет свободно функционировать, где все участники среды будут способны чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохранять и укреплять психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть лишь в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды и ее очевидная зависимость от деятельности педагога-психолога.
Особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогической поддержки в аспекте защищенности ребенка от деструктивного психологического воздействия различных факторов в реальной практике учебного процесса.
Безопасная образовательная среда, атмосфера психологического комфорта должна быть одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия расходуется не на тревогу и борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность, разрушающую здоровье детей.
Вопросами моделирования и проектирования безопасной образовательной среды занимались Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина Л.Ф. Бурлачук, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. И.А. Баева, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др.
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью определения психологических параметров образовательной среды школы, их оценки с точки зрения обеспечения полноценного психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса; механизмов проектирования психологической безопасности среды, обеспечивающей позитивное развитие ее субъектов.
Актуальность определяется и практическими задачами, связанными с разработкой технологий психологического сопровождения участников образовательного процесса, способствующих созданию психологической безопасности среды школы и обеспечивающих их психическое здоровье.
Гипотеза исследования: различные виды деятельности педагога-психолога по созданию психолого-педагогических условий способны создать и обеспечить благоприятную и безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.
Цель исследования: изучение различных видов деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды.
Задачи:
) уточнить понятие «безопасная образовательная среда», «благоприятная среда»;
) рассмотреть различные виды деятельности педагога-психолога, обеспечивающие создание благоприятной образовательной среды обучения;
) выявить психолого-педагогические условия по созданию благоприятной, безопасной образовательной среды в условиях школы;
) разработать рекомендации для педагогов по созданию благоприятного психологического климата в классе.
Объектом исследования является безопасная образовательная среда в условиях школы
Предмет исследования - деятельность педагога-психолога по созданию психолого-педагогических условий обеспечивающих безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследованию психолого-педагогических условий создания благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении
.1 Понятие «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе
Как показывает анализ литературы, понятие "образовательная среда" в педагогической лексике появилось относительно недавно. В педагогических исследованиях наряду с термином "образовательная среда" параллельно используются такие понятия, как "среда образовательного учреждения", "обучающая среда", "школьная среда", "внутришкольная среда", "образовательное пространство" (Ю.С. Мануйлов, И.Я. Лернер, Л.Л.Редько, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).
На протяжении последних десятилетий понятие "образовательная среда" и производные от него разрабатываются педагогами, психологам, учеными, как в нашей стране, так и за рубежом.
Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Проблеме изучения образовательной среды всовременной психолого-педагогической науки посвящено достаточно много исследований.
В.Б. Калинин дает определение образовательной среды как среды, в центре внимания которой находится личность обучающегося, среды для построения собственного «Я», способностей самоактуализации, личностному росту. Она обеспечивает создание условий, способствующих самореализации обучающегося, становлению их самосознания, развитию у обучающихся единой картины мира, стремлению к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей [10].
В.А. Козырев, И.К. Шалаева, А.А. Веряева под образовательной средой понимают функционирование конкретного учреждения образования, как системы социальных условий, организуемых руководством образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов [7].
А.В. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно - ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности. Внутренним же содержанием образования, атрибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт ребенка как результат его деятельности [11].
Наиболее теоретически проработанным в отечественной педагогике представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [9.].
Ясвин В.А. понимает под образовательной средой (или средой образования) систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [12].
В данном определении образовательной среды и ее структуры акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности учащегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, как считает Ясвин В. А. три базовых компонента:
пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей;
социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими);
психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях [12].
В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование (конкретизация для данного класса, школы) образовательной среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития учащихся.
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
В широком смысле слова образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести мировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобальные информационные сети и др.; к региональному уровню (страны, крупные регионы) - образовательную политику, культуру (в том числе, педагогическую), образ жизни в соответствии с этническими и социальными нормами, ценностями, обычаями и традициями, средства массовой информации и др.; к локальному уровню -образовательное учреждение (его микрокультуру и психологический микроклимат), ближайшее окружение человека, семью [10,с.5].
В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимодействие с этим окружением может оказывать наиболее сильное влияние на становление личности ребенка. По сути дела, образовательная среда также и создается индивидом, поскольку каждый ребенок развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов в познании. И поскольку всякое знание личностно, то образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое - личностное пространство познания и развития.
Образовательная среда задается через:
образовательное пространство и типологию образовательных ресурсов;
совокупность образовательных деятельностей - основных и дополнительных;
систему взаимосвязей и отношений между образовательными деятельностями. Она характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал образования) и структурированностью ресурсов в границах заданного пространства образования.
Образовательная среда - это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:
учащимся - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;
педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте;
родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;
организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий.
В свою очередь, взаимодействие субъектов образования и образовательной среды предполагает соответствие интересов развития личности тому или иному типу образовательной среды.
С.В. Тарасов выделяет следующие основания для типологазации образовательной среды:
по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманистическая - технократическая и т.д.);
по уровню системной организации (образовательная среда общества, учреждения, коллективов, групп и т.д.);
по способу организации (гуманитарная, развивающая, адаптивная);
по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная-инновационная, национальная - универсальная и т.д.);
по степени творческой активности (творческая - регламентированная);
по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).
Проанализировав представленные понятия, можно утверждать, что исследователи определяют образовательную среду как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.
Исходя из этого образовательная среда есть многомерное социально-педагогическое явление, оказывающее непосредственное влияние на развитие и саморазвитие личности, ее ценностных ориентаций, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах их освоения, потребления и распространения.
1.2 Психолого-педагогические условия создания безопасной благоприятной среды в образовательном учреждении
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном (И.А. Баева, 2002, Г.В. Грачев, 2003, А.А. Деркач, и др).
В современной психологии внимание к феномену "безопасности" связывается с развитием новой отрасли знания - психологии здоровья.
В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [4].
Школа - это образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды.Поэтому, применительно к образовательной среде, обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях.
Участники образовательной среды школы и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:
. Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения.
Следствие: ученик отрицает ценности и нормы школы, стремится ее «покинуть».
. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды.
Следствие:
эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью,
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его учеников и взрослых;
невнимательность к просьбам и предложениям.
.Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.
Следствие - неэффективность психологического сопровождения учащегося; угроза психическому здоровью.
.Эмоциональное выгорание педагогов среднего профессионального образовательного учреждения.
Следствие - профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как учеников, так и педагогов.
Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:
эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью,
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его учеников и взрослых;
невнимательность к просьбам и предложениям.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.
Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:
активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития учащегося в течение учебного дня в школе;
эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
гуманистической образовательной системы образовательного учреждения;
единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей образовательное учреждение среде;
включенности личности учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции;
наличия значимых для ученика сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога

Отчёт по практике: Деятельность школьного психолога

Контрольная работа: Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

Реферат: Деятельность психолога в Забайкальской краевой гимназии-интернате

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ