Реферат: Деятельность психолога в Забайкальской краевой гимназии-интернате

Главной целью является сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ГУОШИ «Забайкальская краевая гимназия - интернат».

Дата добавления на сайт: 14 августа 2024


Скачать работу 'Деятельность психолога в Забайкальской краевой гимназии-интернате':


1. Цели, задачи и направления организации работы педагогов-психологов
Главной целью является сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ГУОШИ «Забайкальская краевая гимназия - интернат».
Основные задачи:
сохранение психологического здоровья детей;
диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений;
разработка и реализация групповых психопрофилактических программ;
разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ;
консультационная работа с родителями и педагогами;
разработка и реализация программы просветительской работы «Психолог и Я», повышение психолого-педагогической культуры взрослых;
психологическое сопровождение детей в период адаптации;
психологическое сопровождение, мониторинг развития;
подбор психологической литературы для самообразования родителей;
разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям».
Направления:
психодиагностика;
психопрофилактика;
психокоррекция;
просветительская работа;
консультационная работа;
методическая работа.

2. Сведения о месте прохождения практики
психолог познавательный эмоциональный
Учебно-ознакомительную практику я проходил в ГУОШИ «Забайкальская краевая гимназия - интернат». Это трех этажное здание с прилегающей к нему территорией. На первом этаже расположен: кабинет психолога, медицинский блок, актовый зал, кабинет завуча по учебно - воспитательной работе, кухня и столовая, кабинеты для изучения музыкальных инструментов и музыкальной грамоты (приёмная, сан. узел, сенсорная комната), кабинет заведующей хозяйственной деятельности. На втором этаже сан. узлы, учебно-развивающий блоки. На третьем этаже кабинеты изучения музыкальной грамоты, блок спален (для ребят из области, сан узел, душевая). На прилегающей территории находятся Спортгородок, хоккейная коробка, мастерские, детская площадка, футбольное поле.
График работы
Основной функцией данного учреждения является осуществление воспитательно-образовательного процесса.
Рабочее место психолога - кабинет, а также сенсорная комната. Они достаточно просторны и удовлетворяют необходимым требованиям. Для нормальной работы психолога, кабинет оборудован телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Сенсорная комната оборудована светозвуковым бассейном, фибероптическим занаввесом, бескаркасной мебелью, тактильной панелью, проектором.
Сенсорная комната и кабинет разделены на несколько зон:
зона для консультаций;
диагностическая зона;
коррекционно-развивающая (индивидуальная) зона;
зона песка и воды.
Имеется документация позволяющая фиксировать и контролировать наиболее значимую для работы информацию (журнал консультаций, диагностический журнал и др.)
График работы педагога-психолога:
Понедельник - 8.30-13.30
Вторник - 8.30-13.30
Среда - методический день
Четверг - 8.30-13.30
Пятница - 13.30-18.00
План работы психолога на неделю:
Понедельник
.00-8.30 - подготовка к занятиям
8.30-9.00 - индивидуальные консультации с родителями
.00-10.00 - индивидуальная диагностическая, коррекционная работа
.00-11.00 - групповое профилактическое занятие
.00-12.00 - индивидуальная диагностическая, коррекционная работа
.30-13.30 - работа с педагогами
13.00-14.00 - анализ и обобщение полученных результатов
.00-15.30 - подготовка к консультациям с родителями
Вторник
.00-8.30 - подготовка к занятиям
8.30-9.00 - индивидуальные консультации с родителями
.00-9.30 - подгрупповое психопрофилактическое занятие Подготовительная группа
.30-10-30 - индивидуальная диагностическая, коррекционная работа
.30-12.30 - индивидуальная углубленная диагностика эмоциональной и познавательной сферы
.00-13.30 - участие в психолого-педагогических консилиумах образовательного учреждения
Среда
.00-13.00 - посещение окружных совещаний, семинаров, лекций
.00-18.00 - анализ психолого-педагогической литературы
Четверг
.00-8.30 - подготовка к занятиям
8.30-9.00 - индивидуальные консультации с родителями
.30-10.50 - индивидуальная диагностическая, коррекционная работа
.50-11.30 - групповое психопрофилактическое занятие. Вторая младшая группа
.00-13.30 - индивидуальная работа с родителями
13.00-14.00 - обработка полученных результатов
.00-15.00 - подготовка к индивидуальной работе с педагогами
.00-16.00 - заполнение отчетной документации
Пятница
.00-13.30 - подготовка к консультационной работе с родителями
13.30-15.30 - работа с педагогами
.30-16.00 - подгрупповое психопрофилактическое занятие Подготовительная группа
.00-18.00 - индивидуальные консультации с родителями
(темным шрифтом выделены часы присутствия в учреждении)
Всего в неделю:
Работа с детьми - 11 ч
Работа с педагогами - 3,5 ч
Работа с родителями - 3,5 ч
ч + 18 ч методических

3. Ознакомление с диагностическими методиками (познавательное развитие)
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка.
Перед проведением психолого-педагогического обследования ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зрительного и слухового анализаторов.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
присутствие родителей (или лиц, их заменяющих);
налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;
предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;
в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.
Для проведения обследования предлагаются следующие задания.
1. Включение в ряд (методика А.А. Венгер).
Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно - ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.
Проведение обследования: взрослый берет шестисоставную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и собирая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимание на принцип построения ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.
Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного признака (величины), взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; интерес к результату.
2. Коробка форм. Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.
Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезями - круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.
Проведение обследования: на стол перед ребенком ставят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно.
Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.
Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ребенком, используя практическую ориентировку - целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
3. Построй из полочек (лесенка). Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.
Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения - по памяти, по образцу, после обучения - по показу.
4. Сложи разрезанную картину (из четырех частей). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме). Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).
Оборудование: карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники прямоугольники четырех цветов - красные, синие, зеленые, желтые).
Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, выкладывающего перед ним карточки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объекты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Взрослый просит ребенка положить каждую карточку в соответствии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т.д. В стороне на столе лежат другие карточки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники - всего 24 штуки). Взрослый берет одну и, протягивая ее ребенку, просит положить ее правильно. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т.д. После того как все карточки будут разложены, взрослый проводит следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие - в тот» (указывая жестом по очереди на все ряды).
Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания - группировку по форме. Взрослый говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подает ребенку, тот раскладывает их. Затем взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяснить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот Ряд, а какие - в тот».
Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Оказывается три вида помощи.
Первый вид помощи: взрослый сличает карточки по Цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре карточки.
Второй вид помощи: если ребенок после первого вида Помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый молча передвигает их в соответствии с образцами. Так выкладывают восемь штук.
Третий вид помощи: взрослый вычленяет принцип группировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда - все желтые». И т.д.
Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т.е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задания (принцип группировки по цвету); умение работать по образцу; умение переключаться с одного принципа группировки на другой; умение словесно объяснить принцип группировки.
6. Количественные представления и счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).
Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования.
Первый вариант: перед ребенком кладут пятнадцать палочек и предлагают ему взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»
Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).
Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а остальные синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводится обучение.
Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, У нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?»
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи.
7. Сравни (сюжетные картинки «Летом»). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.
Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено: яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, недалеко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некоторые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое растаяло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого.
Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, затем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рассказать о различиях.
Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание целостной ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?»
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; понимание ребенком ситуации и событий, изображенных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках.
8. Найди время года. Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т.д. В случаях затруднений проводится обучение.
Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года - лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.
9. Нарисуй целое (методика А.А. Венгер). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.
Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка - неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.
Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат.
10. Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).
Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта. На первой картинке - мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй - он умывается; на третьей - сидит на стуле и одевается; на четвертой - одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Отчёт по практике: Деятельность школьного психолога

Контрольная работа: Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании