Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков

Как считает основатель превентивной психологии в России Беличева С.А., кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков':


Курсовая работа
Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков
Введение
суицидальный подросток школа поведение
Как считает основатель превентивной психологии в России Беличева С.А., кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы прежде всего определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.
В условиях глубокого социально-экономического и духовного кризиса в стране актуальность проблемы самоубийств повышается [8].
По официальной статистике, Российская Федерация занимает 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Белоруссии и Японии), а по абсолютному количеству подростковых самоубийств - первое место в Европе. В нашей стране происходит порядка 19-20 случаев самоубийств на 100 000 подростков. Это в 3 раза больше, чем мировой показатель.
По информации Следственного комитета России, в 2010 году в РФ было зарегистрировано 798 детских случаев самоубийств, в 2011-м - 896, в первом полугодии 2012-го - уже 532 случая. По данным Перегожина Л.О., д.м.н., снс ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, на 2012 г. наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-35 лет. У этой категории суицидентов на 1 смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток.
В Краснодарском крае в 2010 и 2011 годах добровольно ушли из жизни 18 и 26 детей соответственно. С начала 2012 года самоубийства уже совершили 18 мальчиков и девочек. Чаще всего это подростки в возрасте 15-17 лет, большинство из них девочки. Из жизни уходят различными способами: повешение, передозировка лекарств, резание вен, реже - падение с высоты [3].
Славянский район в 2012 г., по данным Краснодарского центра статистики, занимал первое место по количеству суицидальных попыток.
Вопросы профилактики суицидального поведения школьников напрямую касаются организации деятельности по сохранению психического здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Социально-психологические аспекты суицида издревле рассматривались отечественными и зарубежными учеными. Наиболее обстоятельно они рассмотрены в работах Эмиля Дюркгейма, П.Ф. Булацеля, М. Губского, А.В. Лихачёва, Н. Мухина, П. Ольхина, Л.К. Шейниса, а в наше время - в исследованиях А.Г. Амбрумовой, Л.Л. Бергельсона, И.Б. Дермановой, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, С.Г. Смидович, В.А. Тихоненко, Е.М. Вроно, Э. Фурман, И.А. Степанова, Ю.И. Полищук, Е.Т. Соколовой.
Вместе с тем, несмотря на многочисленные попытки отечественных и зарубежных авторов исследовать данный феномен, чтобы иметь возможность осуществлять профилактику суицидального поведения, начавшаяся с первой половины XIX века положительная динамика количества самоубийств на душу населения во всех странах мира продолжает свою тенденцию к увеличению.
Углубленное изучение феномена суицида за последнее десятилетие подтвердило его неоднородность и неоднозначность. Суицидологами (врачами и психологами) была признана несостоятельность психопатологической концепции суицида, согласно которой самоубийство - это всегда аутоагрессивный акт психически больного человека. Было показано, что значительная часть самоубийств совершается психически здоровыми лицами в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта [5], [2], [1]. Наряду с этим получило распространение представление о том, что сам акт самоубийства, совершаемый психически здоровым индивидом, представляет собой во многих случаях непатологическую психологическую, «общечеловеческую» реакцию личности на экстремальные обстоятельства. Это представление получило свое отражение в концепции непатологических суицидоопасных (суицидальных) ситуационных реакций ([5], [2]). Данная концепция декларирует по существу положение о том, что во многих случаях самоубийство совершается психически здоровыми людьми в состоянии нормальной психологической реакции на чрезвычайные обстоятельства.
На современном этапе развития отечественной науки наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают работы В.Ф. Войцеха, А.А. Биркина, В.П. Костюкевич, А.А. Кучер, С.А. Беличевой
При практической реализации охранно-защитной концепции профилактики отклоняющегося поведения Беличевой С.А., должно происходить решение ряда вопросов организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.
Первостепенная задача профилактики суицидального поведения подростков, на наш взгляд, заключается в грамотной и своевременной психодиагностике суицидальных намерений. Так как большую часть времени подростки проводят в школе и иных учебных заведениях, решение данной проблемы тесно связано с практикой современной образовательной деятельности, в частности обращено на деятельность школьного психолога. Вопрос своевременности психодиагностики суицидального поведения затрагивает личностное отношение школьного психолога к выполнению должностных обязанностей, тогда как вопрос грамотности (валидности) применяемых на практике методик - общенаучная проблема.
Объект исследования: психодиагностика суицидального поведения подростков общеобразовательной школы.
Предмет исследования: диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков.
Цель исследования: изучить и обосновать диагностический инструментарий школьного психолога по выявлению суицидальных намерений у подростков общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
)изучить феноменологию суицидального поведения и специфику суицидального поведения подростков;
)раскрыть подходы и требования к организации диагностики суицидального поведения подростков в условиях общеобразовательной школы;
)изучить организационно-нормативные основы диагностики суицидального поведения в общеобразовательной школе;
)проанализировать методики диагностики суицидального поведения подростков;
)провести диагностику суицидального поведения в экспериментальной и контрольной группах по отобранной психодиагностической методике;
)разработать рекомендации по учету диагностических данных при организации суицидально-превентивной работы в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: диагностировать суицидальные намерения подростков общеобразовательной школы практичнее и точнее всего посредством теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, опираясь на концепцию жизнестойкости личности.
Методы исследования:
I.Теоретические:
1.теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования (составление библиографии, реферирование, цитирование);
II.Эмпирические:
психологическая диагностика суицидального поведения.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов МБОУ СОШ №29 ст. Петровской Славянского района Краснодарского края.
1. Теоретические основания диагностики суицидального поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
.1 Феноменология суицидального поведения
Суицид - это добровольный, сознательный уход из жизни на почве нравственно не одобряемой социумом причины, обусловленной кризисом микросоциальной сферы личности, приводящим к потере ценностей реальной жизни и подавляющим инстинкт самосохранения (Кучер А.А.)
Суицидальное поведение - это любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальное поведение - это последнее звено в процессе социальной и личностной дезадаптации, наряду с внешним этапом, решение о самоубийстве проходит свою внутреннюю форму проявления.
Внутренними формами суицидального (аутоагрессивного) поведения являются: переживания, пассивные мысли и суицидальные замыслы, суицидальные намерения [19].
Непосредственно после осознания неразрешимости какого-либо конфликта или психотравмирующего события, у человека возникают душевные переживания, включающие в себя размышления и представления об отсутствии ценности жизни. Они выражаются в формулировках типа «Не живешь, а существуешь, «Нет в жизни счастья» и т.д., особенностью которых является отсутствие четких представлений о собственной смерти, а имеется пессимистическое отрицание ценности жизни. Это своеобразный «нулевой» цикл в развитии процесса принятия решения о самоубийстве, совершении аутодеструктивных действий.
Первая ступень - пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Она характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств аналогичные высказывания имели место в 75% случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.
Вторая ступень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации аутодеструктивных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства.
Третья ступень - суицидальные намерения. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм аутодеструктивных поведенческих актов.
Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).
При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу - без предшествующих ступеней.
Кучер А.А. представляет классификацию источников суицидальной опасности (ИСО). В основе данной классификации лежит обобщение материалов расследований 1500 самоубийств, происшедших за период с 1995 - 2000г. на территории России. Источники суицидальной опасности можно разделить на две группы: группу средовых (социальных) источников суицидальной опасности и группу индивидуальных (биологических) источников суицидальной опасности [23].
К первой группе относятся, прежде всего, причины и предпосылки самоубийств, лежащие в сфере межперсональных отношений. Распространенным источником суицидальной опасности является межличностное конфликтное взаимодействие. Серьезным источником суицидальной опасности являются ситуации, связанные с ожиданием привлечения к судебной или административной ответственности из-за совершенных проступков и правонарушений. Сравнительно часто демонстративно-шантажные попытки самоубийства, совершаемые в целях обратить на себя внимание или доказать чего-либо, заканчиваются смертельным исходом из-за пренебрежения их совершавших элементарными мерами безопасности. Не редки случаи самоубийств, когда человек, осуждаемый окружающими за какие-либо проступки, в том числе и по причине распространения компрометирующей информации, не видит иного выхода реабилитации себя, кроме добровольного ухода из жизни. Это происходит на пике складывающейся ситуации, когда переживания становятся психотравмирующими.
Источники суицидальной опасности в индивидуальной, личностной сфере, как правило, кроются в недостатках в финансовом и жилищном обеспечении, в ситуациях супружеской неверности, неразделенной любви, в конфликтах с близкими (или между ними), в наличии тяжелого (мнимого или истинного) заболевания у суицидента или эмоционально значимых для него лиц.
В сфере морали и нравственности наиболее частыми источниками суицидальной опасности являются религиозные убеждения, возможны самоубийства по политическим убеждениям.
Группа индивидуальных (биологических) источников суицидальной опасности включает в себя две подгруппы: источники суицидальной опасности психологического характера и источники суицидальной опасности медицинского характера.
К первым относятся социально-психологические предпосылки самоубийств на предболезненном (донозологическом уровне), которыми являются, прежде всего, психологические особенности личности, влекущие самоуничтожение (в том числе нервно-психическая неустойчивость), а так же нарушения в коммуникативной сфере, характеризующиеся низким рейтингом, авторитетом (социометрическим статусом) личности в значимой для нее среде [24].
Медицинские источники суицидальной опасности включают в себя предболезненные и болезненные состояния центральной нервной системы, обусловленные генетическими аномалиями, инфекциями, интоксикациями, механическими и психическими травматическими воздействиями.
Природа явления самоубийства обладает закономерностями, согласующимися с системой существующих взглядов на социальную дезадаптацию и причины расстройств психического здоровья. Это позволяет более подробно рассмотреть предпосылки суицидов, понимание чего, позволяет оптимизировать деятельность, направленную на недопущение гибели в результате самоубийств.
Книжникова С.В. в монографии описывает индикаторы суицидального риска, подразделяя их на поведенческие, эмоциональные и когнитивные.
Поведенческие индикаторы суицидального риска:
эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
самоизоляция от других людей и жизни;
резкое снижение повседневной активности;
изменение привычек, например несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
частое прослушивание траурной или печальной музыки;
«приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).
Эмоциональные индикаторы суицидального риска:
амбивалентность по отношению к жизни;
депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
переживание одиночества.
Когнитивные индикаторы суицидального риска:
разрешающие установки к суицидальному поведению;
негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего. Собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное;
«туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
наличие суицидальных мыслей, намерений, планов [28].
1.2 Специфика суицидального поведения подростков
Хагуров Т.А., Чепелева Л.М., Войнова Е.А., Резник А.П. на основании шести региональных исследовательских проектов, проведенных в Краснодарском крае в 2005-2011 гг. («Проблемы современной школы», «Выпускники 2006», «Трудные подростки Краснодарского края», «Молодежь Кубани 2008», «Руководители муниципальных ОДН о трудных подростках и своей работе», «Трудные подростки Краснодарского края: поведение, ценности, проблемы»), составили обобщенный социологический портрет типичного представителя сегодняшней подростково-молодежной среды [39].
Современный подросток испытывает дефицит продуктивных увлечений и интересов. Большую часть свободного времени он проводит, готовя уроки, в компании друзей, смотря телевизор или слушая музыку. Читает редко. Часто скучает и хотел бы заняться чем-нибудь более интересным. Однако не знает как. Основная среда общения, в том числе доверительного, когда можно поговорить о проблемах, посоветоваться, - сверстники. Достаточно распространены агрессивные формы поведения, насилие, драки. Становясь жертвой насилия, подросток чаще всего переживает это в одиночестве, реже - рассказывает друзьям или родителям.
На фоне снижения интереса к чтению и разноголосицы телеэкрана у современного подростка наблюдается острый дефицит позитивной героики, образцов для подражания. При этом родители, как и школа, менее авторитетные для него источники интересной и полезной информации по сравнению с телевидением и сверстниками.
Современный подросток достаточно четко определился в основных жизненных предпочтениях. В будущем он хочет иметь семью и воспитывать детей, иметь высокооплачиваемую и интересную работу и быть самостоятельным. Он знает, что путь к успеху - это много трудиться и работать над собой, получить качественное образование и не упустить свой шанс. С другой стороны, эти знания часто декларативны, на деле большая часть молодежи демонстрирует приверженность к ценностям удовольствий и развлечений, нежели к ценностям усилий и достижений.
Типичный представитель учащейся молодежи - «разумный эгоист». На первом месте для него личный успех и благополучие свое и своих близких. Его мало привлекают идеалы социального служения и гражданского долга. Он знает, что в современной жизни нужно быть уверенным в себе, умным и сильным и что в жизни плохо приходится людям доверчивым, слабым, одиноким и глупым. Представление о желательных личностных качествах складывается у современного подростка почти исключительно вокруг понятия «эффективность» и мало связано с нравственным измерением (добротой и честностью).
В целом морально-нравственное сознание подростка размыто. Он категорически против употребления наркотиков, физического насилия и самоубийства. В то же время достаточно терпимо относится к сексуальной свободе, абортам и проституции. Считает, что воровать - это плохо, но при этом терпимо относится к взяткам. Мораль носит выраженный гедонистический характер и во многом определяет складывающийся у значительного числа современных подростков деформированный нравственно-психологический профиль личности: выраженная прагматичность ценностных ориентаций, размытость морально-нравственных ориентиров, пассивность, безволие, инфантилизм.
Описанный портрет, безусловно, включает в себя склонность современных подростков к совершению самоубийства. Это и как способ ухода от проблем (инфантилизм), и безволие, и размытость морально-нравственных ориентиров, и отсутствие доверия к родителям, - все, о чем говорилось в результатах исследований Хагурова Т.А., Чепелевой Л.М., Войновой Е.А., Резник А.П.[45].
Суицид подростков имеет следующие черты:
предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)

Курсовая работа: Социальная профилактика суицидального поведения подростков

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков