Курсовая работа: Диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА
1.2 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
1.2.1 СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.2.2 ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ
1.2.3 МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ "Я" И ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.2.4 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ НАРЦИССИЗМА
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
2.1 ВОПРОСЫ АНАЛИЗАБЕЛЬНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ (ПСИХОАНАЛИЗ, ЭКСПРЕССИВНАЯ ТЕРАПИЯ ИЛИ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ТЕРАПИЯ)
2.2 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
2.3 ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРВИЧНОМ ИНТЕРВЬЮ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Дата добавления на сайт: 16 августа 2024


Скачать работу 'Диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского"
(МГУТУ им.К.Г. Разумовского)
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
по дисциплине "Основы психоанализа"
на тему:
"Диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании"
Специальность 030300 "Психология"
Выполнила студентка 2 курса очного отделения
Решетник А.Д.
Научный руководитель:
к. п. н., доцент кафедры Миляева М.В.
Москва 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психоаналитической диагностики личности в научных исследованиях
1.1 Структурный анализ психического аппарата
1.2 Психоаналитические концепции развития
1.2.1 Стадии психосексуального развития
1.2.2 Психосоциальные стадии развития
1.2.3 Модель развития "Я" и объектных отношений
1.2.4 Развитие личности в концепции нарциссизма
Вывод по 1 главе
Глава 2. Диагностическое исследование личности в психоанализе
2.1 Вопросы анализабельности и принципы психоаналитической терапии (психоанализ, экспрессивная терапия или поддерживающая терапия)
2.2 Психоаналитически-ориентированные методы диагностики
2.3 Применение психоаналитической диагностики личности в первичном интервью психоаналитического консультирования
Вывод по 2 главе
Заключение
Библиография
Введение
По всем вопросам, с которыми за всю историю своего развития сталкивалось человечество, наиболее сложным является вопрос о личности самого человека. Сегодня его актуальность стоит особенно остро, поскольку большинство серьезных проблем цивилизации является следствием человеческого поведения. Очевидно, что качество жизни людей в будущем, как и само существование человечества в решающей степени зависит от понимания самих себя. Сложность проблемы диагностических методов в современном психоанализе в значительной степени отражается многообразием теорий личности, каждая из которых имеет сильные и слабые стороны Исходя из такой методологической установки, понятно, что ни одна из теорий личности сегодня не может претендовать на полноту и завершенность.
Актуальность данной работы заключается в том, что взаимосвязь бессознательного и методов психоаналитической диагностики приобретает тем большую роль, чем глубже ощущается потребность в понимании того, какое прошлое предшествовало нынешнему положению вещей, какие утраты понес человек, а понимание о развитии личности лежит глубоко в бессознательном. Влияния бессознательного на развитие личности, всегда было горячо обсуждаемой темой в науке.
Цель работы: рассмотреть диагностические методы в современном психоаналитическом консультировании.
Объект: теории психоаналитической диагностики личности.
Предмет: диагностика в современном психоаналитическом консультировании.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить специальную психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.
психоаналитическое консультирование диагностика личность
2.Рассмотреть теоретико-методологические аспекты психоаналитической диагностики личности в научных исследованиях.
3.Представить основные понятия и периодизацию в психоаналитических концепциях развития.
.Проанализировать аспекты диагностического исследования личности в психоаналитическом консультировании.
Основные методы работы описательный и аналитический.
Методологические основы исследования: психоаналитический подход с изучением работ зарубежных авторов.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические аспекты психоаналитической диагностики личности в научных исследованиях
1.1 Структурный анализ психического аппарата
Психоанализ - это теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З. Фрейда, созданное им и его последователями. Термин "психоанализ" используется в трех значениях: первое значение как теория личности и психопатологии; как метод терапии личностных расстройств; как метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума [31].
Психоанализ является первой теорией, которая попыталась дать объяснение динамике личности. З. Фрейд долгое время наблюдал за клиентами, и сделал выводы, которые кардинально поменяли представления о психике человека. Он в частности, утверждал, что поведение человека в основном зависит от подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Они вызваны не только инстинктами, но и, в первую очередь - определенными подавленными желаниями, удовлетворять которые "запрещается" на уровне сознания, поэтому они вытесняются в бессознательную область. Эти желания действуют без влияния сознания, и проявляются по-разному. Это могут быть сновидения, оговорки, непроизвольные отклонения от адекватного поведения, что влияет на выбор человеком профессии и творчество [37].
По теории З. Фрейда, все люди имеют внутренние конфликты. В общественной жизни эффективней всего можно подавить сексуальное побуждение имеются социальные ограничения. Но именно это и побуждает индивида к действию, именно энергия и либидо влияют на развитие личности и на уровень ее зрелости. Многие черты характера и аномалии в половой сфере зависят от неудовлетворенности и конфликтов из-за подавления этих влечений в детстве [35].
Предмет изучения психоанализа - динамика отношений сознания и бессознательного. То, что бессознательное существует, некоторые ученые признавали и до З. Фрейда, но динамику его влияния на сознание, его механизмы впервые пристально стал рассматривать именно З. Фрейд. Это означало, что изменился сам предмет психологии: сознание уже не замкнутое в себе когнитивное пространство, а часть живого целого. Сексуальная жизнь тоже стало предметом рассмотрения психологов благодаря З. Фрейду. Он привлек особое внимание и к тому, какую роль играет детский, прежде всего - семейный опыт в развитии личности. Психологическая защита тоже теперь является одной из центральных в психотерапии. Конечно, не все полностью принимают теоретические объяснения Фрейда, но обычно вынуждены признать, что именно его метод стал основой многих терапевтических систем [34].
Психоаналитический подход З. Фрейда к личности представлен двумя базовыми концепциями. Первая ранняя концепция: организация психики через "топографическую модель". Согласно этой модели личностной организации в психической жизни выделяют три уровня [31]:
. сознание;
. предсознательное;
. бессознательное.
Эти три уровня З. Фрейд рассматривал как единый организм. Психика по З. Фрейду представляет айсберг, где вершина, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, занимает маленькую часть, вся оставшаяся большая часть под водой представляет область бессознательного. В бессознательном находятся влечения, страсти, подавленные мысли и чувства, те жизненные силы, которые осуществляют контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. Эта структура называется топической моделью психики.
Вторая концепция З. Фрейд появилась в 1920 году, в анатомии личности он выделил три структуры: Ид, Эго, Супер-эго. Данная трехструктурное деление личности имеет название "структурная модель психической жизни" или динамическая модель психики.
Где Ид является психическим, это нечто врожденное и дается человеку при рождении, сюда же можно отнести и инстинкты. Ид взаимодействует с процессами в теле, откуда им и черпается его энергия.З. Фрейд определил Ид как "истинную психическую реальность", потому что в ней отражаются субъективные переживания, их внутренний мир. [37].
Эти две модели психики топическая и динамическая являются так называемой метапсихологией З. Фрейда, где обозначены взаимоотношения между областями бессознательного, сознательного и предсознательного.З. Фрейд считал, что бессознательное это только составляющие Ид или хаотические инстинкты. В бессознательное включал небольшую часть Эго, почти полностью Супер-эго.
В структурной модели З. Фрейда Эго отвечает за такие отношения с внешним миром, как восприятие, язык, моторные процессы и тому подобное. Супер-эго представляет собой символические образы родительских фигур или морально-этические заповеди и запреты. Ид это полностью неосознаваемое, Эго и Суперэго действуют на трех уровнях, что представлено на рис. 1.

Рисунок 1. Связь структурной модели с уровнями сознания
Движущей силой поведения по З. Фрейду являются инстинкты.З. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Индивиды ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение, их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты - конечная причина активности. Следовательно, причина мотивации также лежит в инстинктах.
З. Фрейд выделил две основные группы инстинктов инстинкт жизни и инстинкт смерти. Самые существенные для развития личности, по мнению З. Фрейда - это инстинкты сексуального плана, а энергия сексуальных инстинктов им определена как либидо. Во второй группе - инстинкты смерти (мортидо) - и это основа всех жестоких и агрессивных поступков, а также убийств и самоубийств [58].
Таким образом, в теории З. Фрейда бессознательное это ИД и СуперЭго это инстинкты жизни и смерти, движущая сила поведения, в этом заключается роль бессознательного в развитии личности, для этого служит психоаналитическая диагностика личности.
.2 Психоаналитические концепции развития
1.2.1 Стадии психосексуального развития
Рассмотрим стадии психосексуального развития личности по З. Фрейду. Согласно психодинамических постулатов, человек не рождается личностью: генотип является почвой, на основе которого во взаимодействии с социальной средой формируется личность. З. Фрейдом [37] описано 5 стадий психосексуального развития личности.
Термин "психосексуальный" означает, что фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая постепенно расходуется в процессе прохождения им основных фаз психосексуального развития. В случае неудовлетворенности основных потребностей или чрезмерного удовольствия, происходит задержка на данной стадии развития и развивается склонность возвращаться к предыдущим стадиям развития в этот период жизни в стрессовых ситуациях.
Таким образом, структура личности характеризуется в категориях соответствующих стадий психосексуального развития, на которых состоялась фиксация. С каждой из выделенных стадий связаны различные типы характеров и разные уровни личностной организации [35].
В оральной фазе по З. Фрейду (от рождения до 18-ти месячного возраста) основные потребности - ослабить напряжение вследствие голода и жажды - удовлетворяются через рот. Во время кормления ребенок переживает удовольствие и покой. В концепции развития З. Фрейда удовольствие и сексуальность сильно связаны; сексуальность он понимает, как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у малыша. При чрезмерной или недостаточной стимуляции в первой половине этого периода по З. Фрейду, скорее всего, сформируется орально-пассивный тип личности он веселый и оптимистичный, который ждет от окружающего мира "материнского" отношения к себе, его психологическая адаптация заключается в неоправданной доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости - инфантильный тип. Вторая часть этой фазы развития - орально-агрессивная или орально-садистическая связана с появлением зубов, что позволяет малышу выражать свое недовольство покусыванием материнской груди. Фиксация в этой части развития может лежать в основе формирования садистического типа личности, с характерным для него циничным отношением ко всему окружающему и саркастическими "покушениями" на других.
Во взрослом возрасте характерны такие проявления оральной стадии поведения: переедание, курение, алкоголизация, цинизм, сарказм и др. Сохранение определенного притяжения к оральному удовольствию - нормальное явление, патологическим оно становится в случае, если оральные формы поведения является доминирующим способом ослабления напряжения.
В анальной фазе по З. Фрейду от 1,5 лет до 3 лет ребенок учится управлять анальным сфинктером и мочевым пузырем, этот контроль становится новым источником удовольствия. Помимо этого, дети замечают, что такой контроль дает им дополнительное внимание и поощрение со стороны значимых взрослых.З. Фрейд выделил две возможные родительские тактики, при преодолении обязательной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету:
) Чрезмерная требовательность родителей к ребенку по опрятности, и чрезмерная твердость в приучении к горшку и, как результат - протест ребенка против такого поведения и склонность к "задержки" стула. В случае фиксации данного поведенческого акта формируется анально-удерживающий тип личности с выраженным упрямством, скупостью, педантичностью и пунктуальностью. Другим типом результата анальной фиксации является анально-выталкивающий тип, как проявление склонности к разрушению, импульсивности и садизму.
) У родителей склонных к чрезмерному положительному подкреплению или гиперопеке, ​​за регулярный акт опорожнения кишечника, награждают ребенка похвалой, что может лежать в основе чрезмерного контроля за своим поведением во взрослом возрасте.
Фаллическая фаза психосексуального развития по З. Фрейду которая начинается в 3 года и длиться до 6 лет жизни, связана с фокусировкой либидо на гениталиях. В это время происходит половая идентификация, дети склонны исследовать свои половые органы, мастурбировать, проявлять интерес половыми отношениями взрослых. Основным конфликтом этого периода является комплекс Эдипа - у мальчиков, а у девочек - комплекс Электры. Что связано с бессознательным желанием ребенка овладеть родительской фигурой противоположного пола и устранить фигуру одного с ним пола. Фаллические типы у мужчин стремятся добиваться успеха и постоянно доказывать свою половую зрелость - донжуанство. У женщин фиксация на фаллической фазе развития приводит к склонности флиртовать, вносить элемент эротичности в любые отношения [37].
Латентный период - это следующая стадия развития по З. Фрейду с 6 до начала подросткового возраста - характеризуется сексуальным затуханием. Либидо в этом периоде сублимируется в различные виды интеллектуальной и творческой активности, что объясняется как физиологическими изменениями в организме в это время, так и формированием Эго и Супер-эго.
Зрелым человек по З. Фрейду считается, достигший генитальной стадии развития от момента достижения половой зрелости до смерти. В это время восстанавливаются сексуальные и агрессивные потребности. Генитальный тип личности - это зрелая и ответственная в социально-сексуальных отношениях личность. З. Фрейд был убежден в том, что идеальный генитальный тип личности - это человек, который способен отказаться от пассивности, свойственной детскому возрасту, когда любовь, безопасность и комфорт легко достигались, ничего не требуя взамен. Зрелый человек должен уметь работать, откладывать удовлетворение, проявлять тепло и заботу о других и брать на себя ответственность в решении жизненных проблем.
1.2.2 Психосоциальные стадии развития
После З. Фрейда появились исследователи, которые сместили акцент в изучении психики с Ид на Эго (Эго-психология). Одним из них был Э. Эриксон - концепция психосоциального развития. По Э. Эриксону [44], Эго - структура личности, основной задачей которой является социальная адаптация. С точки зрения Э. Эриксона любой психический феномен можно понять с точки зрения взаимодействия биологических и социальных факторов. В отличие от З. Фрейда он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь и направлено на достижение чувства идентичности. Все индивиды по Э. Эриксону [44] проходят 8 универсальных стадий развития по эпигенетическому принципу развития, они представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Фазы психосоциального развития согласно концепции Э. Эриксона
№ п/п Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильные стороны
1. Орально-сенсорная Рождение - 1 год Базальное доверие - базальное недоверие Надежда
2. Мышечно-анальная 1-3 года Автономия стыд - и сомнения Сила воли
3. Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность - вина Цель
4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
5. Подростковая 12-19 лет Это - идентичность - ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность - изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность - застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет - смерть Это - интеграция - отчаяние Мудрость
В отличие от З. Фрейда Э. Эриксон считал, что развитие личности происходит в течение всей жизни в виде восьми стадий психосоциального развития. В своих работах Э. Эриксон заложил основы Эго-психологии. Одним из самых важных дополнений Э. Эриксона в теорию З. Фрейда стала замена названий ранних стадий развития с целью модификации фрейдовской теории биологизма. [44]
1.2.3 Модель развития "Я" и объектных отношений
Появление теории объектных отношений в значительной степени связана с работой аналитиков, в частности представителей Британской школы - М. Клайн, Г.С. Салливан, Винникот, Фэйрберн, О. Кернберг, Малер, Мастерсон, которых З. Фрейд считал слишком "возбужденными", чтобы подвергать их анализу. Психоаналитики пришли к выводу о необходимости другой терминологии для описания процессов, которые они наблюдали, чем та, которая была предложена классической теорией драйвов.
Важными предшественниками теории объектных отношений были Мелани Кляйн и Гарри СтэкСалливан [17].
В дальнейшем важный вклад в ее развитие внесли Винникот, Фэйрберн, Кернберг, Малер, Мастерсон и другие. Стоит заметить, что и сам З. Фрейд в значительной степени выражал идеи теории объектных отношений. Говоря о том, что Эдипова фаза может протекать по-разному в зависимости от индивидов родителей, он отмечал важность объектов, с которыми непосредственно имеет дело ребенок, и того, какие он переживает чувства.
Теория объектных отношений уделяет внимание не столько желаниям, которые были не удовлетворены в детстве, или фазе, на которой человек остановился, или доминирующим защитным реакциям "Я", сколько о том, какие объекты были важными в мире ребенка, как ребенок их переживал, как эти объекты и их эмоциональные аспекты были интернализованы ребенком, и как их внутренние образы и репрезентации продолжали существовать в подсознательном взрослого. В традиции объектных отношений внимание смещено с темы Эдипова комплекса на тему сепарации и индивидуации, которая становится центральной в данной теории.
Понятие "объект" было введено еще З. Фрейдом в ранних работах, когда он рассматривал инстинкт, как имеющий источник, цель и объект. Понятие "объект" остается актуальным и сегодня, несмотря на его механичность, и под ним всегда понимаются другие, важные для нас, индивиды. Для ребенка в...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков

Реферат: ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ К ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рентгенологические методы исследования

Реферат: Методы лечения в травматологии и ортопедии

Реферат: Методы культивирования вирусов

Реферат: ИНФЕКЦИЯ HELICOBACTER PYLORI (HP): ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ