Реферат: Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков

Проблема отклоняющегося поведения школьников - одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Типы отклоняющегося поведения подростков. Проблемы взаимоотношений с родителями и их разрешение
.1 Типы отклоняющегося поведения подростков и их коррекция
.2 Проблемы взаимоотношений с родителями и их разрешение
Глава 2. Методы и программа диагностики отклоняющегося поведения подростков
.1 Методы диагностики отклоняющегося поведения подростков
.2 Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема отклоняющегося поведения школьников - одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся - при всей неоднозначности - свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме. Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей - физиологических, психологических - и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.
Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому преподавателю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.
Объект работы - психология подростков.
Предмет работы - диагностика и коррекция.
Цель работы - исследование диагностики и коррекции отклоняющегося поведения подростков.
Задачи:
1)рассмотреть типы отклоняющегося поведения подростков и проблемы взаимоотношений с родителями и их разрешение;
2)изучить методы и программу диагностики отклоняющегося поведения подростков.
Среди исследователей, занимавшихся данной проблемой, выделяются следующие авторы: Амбрумова А.Г., Еникеева Д.Д., Каган В.Е., Личко А.Е., Рогов Е.И., Ткачева В.В. и др.
Глава 1. Типы отклоняющегося поведения подростков. Проблемы взаимоотношений с родителями и их разрешение
отклоняющееся поведение подросток
1.1 Типы отклоняющегося поведения подростков и их коррекция
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов [11, C.43].
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку [11, C.45].
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.
Детям с психатоподобным поведением необходимы все те формы воздействия, которые существуют - ласка, шутка, поощрение, строгий тон. Следует обучить ребенка правильной реакции на эти воздействия. При отклоняющемся поведении дети страдают от неотвратимости наказания. Ожидание неприятности вызывает у них протест, в том числе и побеги.
Ребенок должен знать, что реакция на его неправильное поведение обязательно будет: сегодня его простят, завтра осудят, потом будут сопереживать, в другом случае обратят в шутку. Таким образом, не создается для ребенка состояния безысходности его положения и постоянного чувства вины. У детей психапатоподобным поведением Эффективным методом психотерапии является создание группы общения. Такая группа из 6-8 человек участвует в обсуждении своих проблем. В зависимости от задач можно целенаправленно воздействовать на эмоциональное объединение группы, применять приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности [21, C.190].
При формирующейся психопатии неустойчивого, возбудимого круга реабилитационные мероприятия связаны в основном с коррекционно-воспитательной работой. В отношении конфликтов, которые неизбежно возникают у детей с повышенной эмоциональной возбудимостью, необходимо проводить мероприятия на снятие психоэмоционального напряжения. В работе с такими детьми нужно добиваться положительной реакции на требование, правильного понимания, критичности к допущенным поступкам, вырабатывать умение вовремя остановиться. Большое значение имеет тон, манера разговора с таким ребенком. Некорректное замечание может изменить настроение ребенка, спровоцировать нарушение поведения, значительно повлиять на процесс обучения и поведение.
У гиперкинетических детей обычно отмечается выраженное нарушение активного внимания. Гиперкинетический ребенок импульсивен и никто не может предсказать, что он сделает в следующий момент. Действует он, не задумываясь о последствиях, и поэтому чаще других попадает в неприятные ситуации. Он чрезмерно вспыльчив, он не говорит, а кричит, спорит, доказывает, оправдывается. Привлечь его внимание удается с трудом, оно постоянно ускользает с одного на другое. Такой ребенок способен вывести из терпения самого спокойного взрослого. На уроке ему трудно сосредоточиться. При письме он пропускает буквы, не дописывает слова и предложения и больше других нуждается в коррекции внимания и воспитании усидчивости [1, C.40].
Коррекция поведения подростков с истероидными проявлениями и особенно истеронеустойчивых особенно трудны. Ни замечаниями, ни внушением, ни рациональным разъяснением устранить нарушения практически невозможно. Их недисциплинированность окрашена демонстративным поведением, слепым эгоцентризмом и непомерным уровнем притязаний. Они часто считают себя "героями" или "жертвами". Истеричные подростки тонко чувствуют отношение к ним окружающих. Они трусоваты. В беседе с ними следует пользоваться образным языком. в таких беседах необходимо выяснить увлечения и интересы подростка и умело использовать для коррекции. Следует возбудить любопытство подростка и дать ему понять, что его уважают, хотят помочь, но не заискивать перед ним. Лучше, чтобы беседа происходила с глазу на глаз, без присутствия других лиц. Истероидные подростки требуют внимания. Их необходимо выслушать, а затем постараться объяснить, на что они имеют право, а на что нет, постараться заменить асоциальные увлечения другими. Чтобы этого достичь, нужно организовать досуг ребенка. Хорошее влияние на эту категорию детей оказывают литературно-исторические примеры, ориентирующие ребенка на выбор иного стиля поведения. Постоянное сравнение себя с эталонным образцом порождает желание самосовершенствоваться. Это дети с высоким уровнем эмоциональности, но с недостаточно развитой волевой сферой. Часто они художественно или музыкально одарены, с хорошей ручной умелостью. Эти их качества и следует использовать, вовлекая в занятия искусством, живописью, рукоделием, резьбой по дереву, металлу, дизайном. Таких детей следует активно побуждать к деятельности, постоянно поддерживая интерес к ней. В эту работу должны быть вовлечены родители.
Подростки с психастеническими чертами характера обычно не вовлекаются в кружки, секции, но если работают индивидуально, то достигают высокой продуктивности. Им нужна постоянная опора, похвала, успех и одобрение их деятельности, которые и поддерживают интерес. Иначе они запутываются в бесконечных сомнениях и опасениях, боясь осуждения, собственного "безответственного" отношения [1, C.46].
Гипертимные подростки не выносят однообразия и жестко регламентируемого режима. Интерес ко всему у них неиссякаемый. В плане компенсации необходимо найти выход их кипучей энергии, разнообразить жизнь. У таких детей много увлечений, и они поочередно могут заниматься ими. Необходимо только направлять в социальное русло развитие личности такого подростка, т.к. оставленные сами по себе, они совершают антидисциплинарные поступки.
Конформные подростки адаптируются к своей микросреде настолько, что даже небольшие перемены в их окружении вызывают у них негативизм. Они предпочитают стабильность существования. В этом жизненном правиле отражается отсутствие у них самостоятельности и гибкости мышления. Подростки спокойно существуют в монотонной, стабильной обстановке. Настоящих друзей в школе у них нет. В учебе и в работе они старательны, но избегают нововведений. Дезадаптация наступает, когда подросток попадает в группу с антиобщественным поведением. В силу своего характера они постепенно усваивают такое поведение в качестве эталонного. Следует учесть, что такой тип характера имеет и свои положительные стороны. Подростки исполнительны, аккуратны, выполняют все рекомендации, инструкции и правила. Именно на эти качества и следует опираться в коррекционной работе [10, C.87].
При педагогической запущенности часто выражены болезненные переживания своей несостоятельности и стремление уйти от учебных занятий. При коррекции могут быть использованы психолого-педагогические приемы. Педагог вычленяет от одной до трех тем из всего учебного материала и за короткий срок (2-4 надели) доводит знания ученика с уровня, например, 2-го класса до 4-го. Положительные результаты, успехи стимулируют ребенка на преодоление пробелов в знаниях по всему учебному материалу. Имея нормальный интеллект, ребенок быстро ликвидирует пробелы в знаниях [10, C.90].
Коррекционная работа при патохарактерологических реакциях личности и патологических формированиях характера должна быть направлена на оздоровление среды и семейно-бытовой обстановки: систематический контроль и коррекцию поведения со стороны родителей, воспитателей и педагогов; формирование интересов и трудовых установок; семейную психотерапию. Коррекция неблагоприятных личностных особенностей - это коррекция судьбы, развития жизненной ситуации в будущем. Не будет преувеличением сказать, что в психотерапевтической коррекции нуждаются практически все дети и подростки. Но особенно она необходима для предупреждения оклоняющегося поведения с низкой адаптивностью, с патохарактерологическими реакциями, а также при других нарушениях поведения.
1.2 Проблемы взаимоотношений с родителями и их разрешение
Высокая проблемная нагруженность у подростков обнаружена в отношениях с родительским домом. Что в других культурах, например, отношения с родителями - это не острая проблема для подростков.
Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей культуре исследовал В.Е. Каган. Один из выводов, к которым он пришел, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. [7, C.38].
Поскольку родители современных подростков в большинстве своем сформировались как личности в предшествующую эпоху, можно предположить, что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В.Е. Каганом наблюдения. Также установлена высокая частота конфликтов подростков с родителями, причинами которых являются нарушение подростками нормативного поведения, которое , с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми [7, C.39].
Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени стало очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Работа с родителями должна стать основой для профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как: просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.
Семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга. Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны ошибки воспитания, неправильная позиция родителей и ребенка. Следствием этого могут стать нервно-психические срывы, отклоняющееся поведение, неправильное формирование характера. Часто отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот, явные проявления болезни пытаются устранить воспитательными мерами. Это вызвано не только отсутствием медико-педагогических знаний, но и нежеланием видеть свою вину или реальную угрозу в будущем.
Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов, нужно выделить неблагоприятные черты родителей, прежде всего, матери. В теоретических исследованиях, посвященных вопросам развития личности, особенно заостряется внимание роли матери в эмоциональных отношениях с ребенком (Л.И. Божович, Р. Бернс, И.В. Дубровина, И.с. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.). Ибо неразвитость отношений между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком своего собственного "я", что в свою очередь приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений [19, C.71].
К таким чертам относятся:
повышенная эмоциональность,
склонность легко расстраиваться,
аффективная возбудимость,
доминантность в семье,
эгоцентризм,
гиперсоциальность - утрированное чувство долга,
повышенная принципиальность,
трудность компромиссов [19, C.72].
У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью. Преобладает тревожно-мнительное настроение. Гиперсоциальность выражается в мелочной пунктуальности и педантизме.
Типы патогенного родительского поведения. Нередко тип семьи связан с формами родительского поведения. Типами патогенного родительского поведения, по Боулби, являются:
Тип А - оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
Тип В - ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
Тип С - угрозы покинуть семью или "разлюбить" ребенка как дисциплинарные меры;
Тип Д - внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
Тип Е - отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя [20, C.91].
Представим также типы негармоничных семей:
- распадающаяся семья;
- неполная семья;
- регидная, псевдосолидарная семья;
- распавшаяся семья [20, C.93].
Среди негармоничных семей распадающаяся семья несет в себе самый сильный патогенный заряд. Данный вывод можно сделать, исходя из представленной в таблице информации о зависимости родительского поведения от типа семейных отношений.
Распадающаяся семья содержит в своем деструктивном "арсенале" большее, чем другие, число факторов, способных дестабилизировать нормальное развитие подростка. Хотя, вполне возможно, что на становление личности оказывает влияние не только и не столько тип или стиль отношений, сколько важен именно эмоционально-психологический климат в семье.
Существуют два теоретических подхода, позволяющих прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью.
Олуэйз работал над проблемой причинности, используя регрессионный анализ, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по ответам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:
) негативизм матери - враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку;
) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;
) применение родителями силовых дисциплинарных методов - физических наказаний, угроз, скандалов;
) темперамент ребенка - уровень активности и вспыльчивости [8, C.162].
Было выявлено, что негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка....

Похожие материалы:

Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте

Курсовая работа: Изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из полных и неполных семей

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Курсовая работа: Коррекция агрессивного поведения младших школьников