Реферат: Диагностика и профилактика девиаций в подростковый период

Проблема исследования. Давно существующая проблема девиантности, которая является междисциплинарной проблемой и которая и существует на стыке психологии, социологии, медицины, юриспруденции и других областей научного знания, - не теряет своей актуальности и в современном российском обществе.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Диагностика и профилактика девиаций в подростковый период':


Введение
Проблема исследования. Давно существующая проблема девиантности, которая является междисциплинарной проблемой и которая и существует на стыке психологии, социологии, медицины, юриспруденции и других областей научного знания, - не теряет своей актуальности и в современном российском обществе. Особенно это проявляется в среде наших подростков, где различные формы подростковых девиаций сегодня опять стало массовым явлением, которое характеризуется сегодня достаточно устойчивыми тенденциями роста и распространения не только среди подростков, но и детей, молодежи и более взрослого населения. И если даже и отмечается некоторые позитивные тенденции по отдельным формам девиаций (табакокурение, алкоголизм), однако такие формы как подростковая наркомания и преступность сегодня вновь начали приобретать характер эпидемии. Развивающиеся наркотические пристрастия подростков позволяют вовлекать их в преступную деятельность. Но это только часть проблемы, которая имеет множество других социально-психологических, индивидуально-личностных и других причин, приводящих к деструктивным социальным последствиям.
Тема исследования. Выбор темы моей курсовой работы по дисциплине Социальная психология: «Диагностика и профилактика девиаций в подростковый период» - обусловлен актуальностью рассматриваемой проблемы.
Актуальность темы исследования. Во времена, когда происходит существенная перестройка социума и переосмысление многих ценностей в обществе одной из самых беззащитных категорий населения, наиболее подверженных негативным влиянием, являются наши подростки. Это обусловлено их еще слабым социальным иммунитетом, которые в данном возрасте зачастую гораздо легче приобщаются к плохим привычкам, чем к общественным идеалам и ценностям; а в своей дальнейшей жизни могут даже принимать данные негативные отклонения за норму. Проблема девиаций среди подростков обладает особой актуальность также потому, что алкоголь, табак и наркотики имеют более пагубное воздействие на организм подростков по сравнению с более старшими возрастными группами. Поэтому данная проблема небезосновательно предстает как одна из наиболее значительных социальных угроз будущему общества и страны. Проблема подростковых девиаций осложняется еще и тем, что в современном обществе, зачастую, наблюдается тенденция толерантного отношения к проявлениям девиации, нет выраженного неприятия и противодействия ей. Поэтому особое значение приобретает работа по диагностике и профилактике девиаций в подростковый период.
Цели и задачи исследования заключаются в общем осмыслении проблемы девиаций, социальной сущности девиантного поведения, особенности развития девиаций в среде подростков, а также в разработке рекомендаций и мер по диагностики и профилактике девиаций в подростковый период. В качестве конкретных задач можно обозначить:
Проанализировать сущность и современные особенности девиантного поведения.
Рассмотреть и систематизировать социально-психологические факторы риска возникновения подросткового девиантного поведения, а также его причины, наиболее массовые и социально опасные формы проявления.
Исследовать взаимное влияние друг на друга различных форм подростковых девиаций и их социальные последствия;
Изучить существующие методические подходы к профилактике и коррекции подросткового девиантного поведения. Выявить основные проблемы.
Дать методические и практические рекомендации по более эффективной диагностике и профилактике девиантного поведения подростков.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, приложений, глоссария и списка использованных источников. Первая глава посвящена сущности, причинам и последствиям проблемы, а вторая глава непосредственно мерам и работе по диагностике и профилактике девиантного поведения подростков.

1. Социально-психологическая сущность девиантного поведения
.1 Понятие и сущность девиантного поведения
Одной из немаловажных современных проблем, которая в равной мере волнует всех людей, а также представителей разных научных сфер (медицины, философии, социологии, юриспруденции, психологии, педагогики) - это причины появления подростков с девиантным поведением, а также пути профилактики и преодоления такого явления. Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Проще всего соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение».
В человеческом обществе «нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики. При этом «ненормальным» (анормальным) называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, либо имеет явные признаки психического заболевания. У ненормальных поведенческих реакций есть много форм: поведение может быть патологическим, делинквентным, нестандартным, ретристским, креативным, маргинальным, девиантным, отклоняющимся. Методы определения нормы называются критериями. Негативные критерии рассматривают норму как полное отсутствие симптомов патологии, а позитивные - как наличие «здоровых» признаков. Поэтому девиантное поведение как отдельное понятие имеет свои особенности.
Девиантное (от лат. слова deviatio - отклонение) поведение представляет собой, с одной стороны, определенные действия и поступки человека, которые не соответствуют официально принятым или фактически сформировавшимся в конкретном обществе стандартам и нормам, а с другой стороны - негативное социальное явление. Причем данное социальное явление выражается в массовых формах человеческой деятельности, которые также не соответствуют сложившимся и общепринятым стандартам и нормам поведения. В качестве примеров девиантного поведения рассматриваются алкоголизм, воровство и прочие преступления, а также проституция, агрессивность, суицид и другие. В большинстве же случаев девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации. При этом большинство исследователей сходится во мнении, что особую важность играет тот факт, что формы девиантного поведения взаимосвязаны: отклонение от социальной нормы в одной социальной области увеличивает вероятность отклонения поведения в другой.
Базовым понятием для понимания девиантного поведения является другое понятие - социальная норма. Социальная норма представляет собой некоторую грань, меру дозволенного или обязательного в действиях и поступках человека, обеспечивающую сохранение социальной системы. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Чтобы социальные нормы реально воздействовали на поведение человека, ему нужно: знать эти нормы, хотеть им следовать, выполнять предписанные ими действия. Среди основных типов социальных норм в литературе выделяются: групповые привычки или нормы малых групп, а также общие правила или нормы общества в целом. К социальным нормам относятся традиции, манеры поведения, этикет. При этом нормативность социального поведения имеет непосредственное отношение к ролевым функциям личности в обществе ил какой-либо социальной группе, которые определяются его статусом. В процессе прививания личности социальных норм, ей диктуется определенное поведение, которое будет ожидаемо. В нем формируются определенные стереотипы поведения, виденье человеком своего должного поведения. При этом возможные отклонения от социальных норм могут быть:
позитивными, которые ориентированы на преодоление изживших себя норм и стандартов, и которые будут способствовать качественным изменениям социальной системы;
негативными, которые разрушают и дезорганизуют социальную систему и, как следствие, приводят к девиантному поведению.
Итак, в процессе социализации личности могут происходить определенные неудачи и сбои. Вот такие провалы социализации проявляются в отклоняющемся или девиантном поведении, многообразные формы которого могут свидетельствовать о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. В большинстве случаев девиантное поведение представляет собой попытку личности уйти из общества, уйти от будничных жизненных проблем и невзгод, справиться с состоянием неуверенности и напряжения посредством определенных компенсаторных форм.
Социальная психология полагает, что девиантное поведение - способ вести себя, не обращая внимания на нормы социума. Такая формулировка связывает девиации с процессом адаптации к обществу. Так, девиантное поведение подростков обычно сводится к одной из форм неуспешной либо неполной адаптации.
Социология использует другое определение. Признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» - это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.
Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.
Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие. Такое способ реагирования у детей имеет свои возрастные ограничения, а сам термин применяют к детям только старше 7-9 лет. Ребенок дошкольного возраста еще не может понимать или контролировать своё поступки, реакции.
Различные теории сходятся в одном: сущность девиантности заключается в уверенном способе действий, отклоняющемся от стандартов социума, причиняющим ущерб, отмеченном социальной дезадаптацией, а также приносящим какую-либо выгоду. Тем не менее, отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
1.2 Типы и классификация девиаций
Анализ литературы показал, что вся типология отклоняющегося поведения выстроена таким образом, что наряду с девиантным поведением можно спокойно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология. Однако все типы девиаций можно разделить на две основные большие категории:
Поступки и действия человека, нарушающие социальные, правовые, культурные стандарты: они выражаются в виде проступков либо преступлений. В таких случаях говорят о делинквентном или криминальном (преступном) способе действий.
Отклонение поведенческих реакций от психических стандартов и норм: явные либо скрытые психопатологии (среди которых астеники, эпилептоиды, шизоиды, акцентуанты).
Кроме обозначенных двух типов, в литературе имеют место и другие разновидности девиантного поведения:
Асоциальное. Игнорирование общечеловеческих ценностей, полное социальное равнодушие, плохое понимание реальности, плохой самоконтроль, субъективность мнения. В явной форме асоциальный способ действий совпадает с лёгкими видами антисоциальных поступков, часто его называют делинквентным;
Саморазрушительное (автодеструктивное), которое нацелено на физическое либо психическое саморазрушение, в т.ч. суицид;
Диссоциальное, которое отличается от всех медицинских либо психологических стандартов, которое угрожает целостности личности;
Психопатологическое, при котором проявляются определенные психические расстройства, болезни;
Патохарактерологическое, представляющее собой патологические изменения в характере, которые сформировались в процессе неправильного воспитания;
Антисоциальное (преступное), которое противоречит социальной идеологии, политике, а также общечеловеческим истинам.
Делинквентное, а именно отклоняющееся поведение, в крайних случаях являющееся уголовно наказуемым действием;
Девиантное поведение детей и подростков, при котором формы, а также степень выраженности девиаций варьируют от безвредных проявлений у детей дошкольного возраста до полного разрушения личности подростка;
Аддиктивное, представляющее собой уход от реальности путём изменения психического состояния через приём различных психоактивных веществ;
Отклоняющиеся виды поведения, возникающие из-за гиперспособностей: игнорирование истинной реальности.
Исследование различной литературы показало, что какой-либо единой классификации девиантного поведения на сегодня не существует. К ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификация:
Социологическая считает любые девиации отдельными явлениями. По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп. Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.
Правовая классификация рассматривает всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий - уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.
Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации. Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё. Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.
Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.
При сравнении всех этих классификаций напрашивается мнение, что они все превосходно дополняют друг друга. Один вид поведенческих реакций может иметь разнообразные формы: плохая привычка - отклоняющееся поведение - расстройство либо болезнь. Категория «девиантность» приобретает всё новые нюансы, в зависимости от того, рассматривается это явление педагогикой, психиатрией или медицинской психологией. Патологические варианты девиантных действий включают в себя разные формы девиантности: суициды, преступления, разные формы наркотизации, всевозможные сексуальные девиации, в т.ч. проституция, неадекватное поведение при расстройствах психики.
Порой асоциальное действие определяется как «нарушение принятых социальных норм», «достижение целей всяческими незаконными средствами», «любое отклонение от стандартов, принятых в социуме». Нередко в понятие «девиантное поведение» закладывается проявление любых нарушений социальной регуляции поведения, а также дефектность саморегуляции психики. Поэтому люди часто приравнивают девиантное к делинквентному поведению.
Девиантное (анормальное) - целая система поступков, или же отдельные поступки, которые никак не соответствуют моральным либо правовым нормам социума.
Делинквентное (от англ. «вина») - психологическая склонность к правонарушениям. Это криминальное поведение.
Как сильно ни отличаются формы девиантного поведения, они всегда взаимосвязаны. Совершению многих преступлений часто предшествуют какие-то аморальные действия. Вовлеченность человека в какой-либо тип девиаций повышает общую вероятность делинквентных действий. Отличие делинквентного от девиантного поведения заключается в том, что первое меньше связано с нарушением психических норм. Само собой, делинквенты намного опаснее для социума, чем девианты.
Социальные девиации бывают позитивными или негативными. Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. В качестве примеров можно привести: социальная активность по усовершенствованию социума, одарённость. Негативные девиации нарушают развитие либо существование социума. Примерами негативных девиаций являются: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество. Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно.
1.3 Причины и признаки девиаций подростков
Анализ литературы по рассматриваемой теме показал, что в числе основных причин подростковой девиантности чаще всего встречаются:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
причины социального и психологического характера;
причины, связанные с возрастными кризисами.
Большая часть авторов - психологов и социологов, при этом, придерживаются мнения, что наиболее продуктивным считается социально-личностный подход, который базируется на применении принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Так, по мнению авторов детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.
В частности Алмазов Б.Н. при описании динамики девиантного поведения подростка, выделяет три ключевых стадии его социальной дезадаптации:
) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;
) стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
) стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников.
Основными признаками разнообразных...

Похожие материалы:

Статья: Хронический тонзиллит: диагностика, лечение, профилактика

Статья: Диагностика, лечение и профилактика урогенитальных инфекций

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности удаления зубов у лиц с сопутствующими заболеваниями. Осложнения, возникающие во время и после удаления зуба: диагностика, лечение, профилактика

Реферат: Диагностика стафилококковых инфекций

История болезни: Первичный хронический распространённый гастродуоденит. Эрозивный бульбит, период обострения с повышенной желудочной секрецией