Контрольная работа: Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

Дата добавления на сайт: 16 августа 2024


Скачать работу 'Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы':


Контрольная работа
по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»
на тему:
Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы
Студент: Лубочникова Анна
Введение
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.
Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, составить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений. Мной была выбрана методика Т. Лири «Межличностные отношения» потому что диагностируемой мной группе подходит данная методика по возрастным показателям (от 14 лет), а также важным преимуществом, которое дает использование опросника Т. Лири в групповых исследованиях, является мпогоаспектность перцептивных представлений. Самооценка и оценка человека здесь дополнены рядом важных характеристик, таких как оценка идеала (друга, одноклассника). Другими словами, методика выявляет: самооценку и степень неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности других и степень расхождения этих ожиданий с реальным образом, т. е. условия, создающие напряжение в коллективах и коренящиеся в возможном недовольстве собой и другими людьми.
Глава 1. Краткое описание работы
психологический педагогический межличностный опросник
Не случайно, были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям (ВН. Мясищев, 1969; Н. Sullivan, 1953). Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга, и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений.
Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:
а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов и т.д.);
б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.)
Для исследования межличностных отношений в 11«А» школы №102 Чкаловского района была выбрана методика Т. Лири - это методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Методика диагностики межличностных отношений также позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
В данном исследовании принимало участие 10 человек (7 юношей и 3 девушки). Все являются учащимися школы № 102 Чкаловского района, 11«А» класса. Средний возраст учащихся 17 лет (от 16 до 18).
Целью нашего исследования было: измерение преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке учащихся 11 «А» класса школы № 102 г. Екатеринбурга, Чкаловского района.
Глава 2. Организация и процедура психолого-педагогического обследования
Диагностирование учащихся проводилось в Екатеринбургской средней школе № 9, в 11 «А» классе.
Дата 11.03.2014г.
Место проведения - учебный кабинет.
Время с 9.00 до 10.30. Это было не учебное время, у учащихся была запланирована экскурсия.
Юноши: Щур Александр, Потапов Роман, Бондарь Антон, Букин Сергей, Исаев Рустам, Пьянков Александр, Щипицын Евгений
Девушки: Яблочкина Дарья, Писаревская Екатерина, Вихарева Анна.
Все являются учащимися школы № 9, 11«А» класс
Средний возраст учащихся 17 лет (от 16 до 18).
По национальному составу класс состоял из русских или метисов (наполовину русских) учащихся.
Основываясь на том, что личность проявляет в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов.
Тест был задуман как инструмент клинической диагностики и проходил проверку на валидность путем сопоставления данных этой методики с результатами обследования Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMIP). Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения и определенными клиническими описаниями, проявляющимися аналогично поведенческим характеристикам, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMIP. Формирование методики Лири происходило на базе использования контрастных, болезненно заостренных моделей межличностного стиля поведения, свойственных лицам с психологическими отклонениями. Возрастной диапазон применимости - от 14 лет.
Нижеприводимые сведения даются по книге «Психодиагностика» [Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2005 С. 187-211].
На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 боле конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы.

Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу. Опросник составлен, соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающие различные психологические профили.
Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен отмечать + те характеристики, которые считает присущими себе.
Глава 3. Результаты диагностики учащихся
Одна из характерных особенностей класса 11«А» - большей частью данная группа - это уверенные в себе люди, но не обязательно лидеры, хотя упорные и настойчивые. (Властно-лидирующий признак).
По независимо-доминирующему признаку 11А имеет эгоистичные черты, ориентированы на себя и склонны к соперничеству.
По прямолинейно-агрессивности наш класс является упрямым, упорным, настойчивым и энергичным.
«А» по недоверчиво-скептическому признаку является критичным по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
По покорно-застенчивому признаку 11-ти классники - скромны, робки, эмоционально сдержанны, послушны и честно выполняют свои обязанности.
А по зависимо-послушному признаку учащиеся - мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающих, вежливы. По сотрудничающему признаку учащиеся склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, следуют условностям, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслуживать признание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.
По ответственно - великодушному признаку учащиеся ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в заботе, симпатии, заботе, ласки, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.
Заключение
В заключении отражается значимость изученной темы для педагогической теории и практики в том, что среди старшеклассников наиболее часто встречается агрессия у мальчиков, а также недоверчивость и независимость, нежели чем у девочек. По итогу проделанной работы можно сделать вывод, что в 11«А» классе всё гладко на фоне дружбы, почти все учащиеся являются застенчивыми и скромными. Только один мальчик более всех проявляет агрессию и доминирование (Букин). Есть, конечно, и те, кто дружит между собой, но единого дружного коллектива, на мой взгляд, в этом классе нет. Вся группа более или менее пассивна. Возможно, этот класс был сформирован из нескольких классов, которые дошли до 11-го. Безусловно данному классу необходимо быть более решительными и независимыми для полноценности своих личностей. А Букину стоит смягчиться и быть более гибким и уступчивым.
Список литературы
1.http://www.psychologos.ru энциклопедия практической психологии
2.Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: Учебное пособие. Екатеринбург, 2005 200с.
.Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. СПб.: Киев, 1989
.http://www.effecton.su/docs/description.pdf описание психологических методик
5.Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2005г. С.272
Приложение
Описание методики. Текст опросника
1. Другие думают о нём благосклонно. 2. Производит впечатление на окружающих. 22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
3. Умеет распоряжаться, приказывать. 23. Уважительный
4. Умеет настоять на своём 24. Ищущий одобрения
5. Обладает чувством собственного достоинства 25. Способен к сотрудничеству
6. Независимый 26. Стремиться ужиться с другими
7. Способен сам позаботиться о себе. 27. Дружелюбный, доброжелательный.
8. Может проявить безразличие. 28. Внимательный и ласковый
9. Способен быть суровым 29. Деликатный
10. Строгий, но справедливый 30. Одобряющий
11. Может быть искренним 31. Отзывчивый к призывам о помощи
12. Критичен к другим 32. Бескорыстный
13. Любит поплакаться 33. Способен вызвать восхищение
14. Часто печален 34. Пользуется уважением у других
15. Способен проявить недоверие 35. Обладает талантом руководителя.
16. Часто разочаровывается. 36. Любит ответственность
17. Способен быть критичным к себе 37. Уверен в себе
18. Способен признать свою неправоту 38. Самоуверен и напорист
19. Охотно подчиняется 39. Деловит и практичен
20. Уступчивый 40. Любит соревноваться
21. Благородный 41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 80. Долго помнит обиды
44. Открытый и прямолинейный 81. Склонный к самобичеванию
45. Не терпит, чтобы им командовали 82. Застенчивый
46. Скептичен 83. Безынициативный
47. На него трудно произвести впечатление 84. Кроткий
48. Обидчивый, впечатлительный 85. Зависимый, несамостоятельный
49. Легко смущается 86. Любит подчиняться
50. Неуверен в себе 87. Предоставляет другим принимать решения.
51. Уступчивый 88. Легко попадает впросак
52. Скромный 89. Легко попадает под влияние друзей
53. Часто прибегает к помощи других 90. Готов довериться любому.
54. Очень почитает авторитеты 91. Благорасположен ко всем без разбору
55. Охотно принимает советы 92. Всем симпатизирует
56. Доверчив и стремиться радовать других 93. Прощает всё.
57. Всегда любезен в обхождении 94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
58. Дорожит мнением окружающих 95. Великодушен и терпим к недостаткам
59. Общительный и уживчивый 96. Стремиться покровительствовать
60. Добросердечный 97. Стремиться к успеху.
61. Добрый, вселяющий уверенность 98. Ожидает восхищения от каждого.
62. Нежный и мягкосердечный 99. Распоряжается другими
63. Любит заботиться о других 100. Деспотичный
64. Бескорыстный, щедрый 101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
65. Любит давать советы. 102. Тщеславный
66. Производит впечатление значимости 103. Эгоистичный.
67. Начальственно-повелительный 104. Холодный, чёрствый.
68. Властный 105. Язвительный, насмешливый
69. Хвастливый 106. Злобный, жестокий
70. Надменный и самодовольный 107. Часто гневливый
71. Думает только о себе. 108. Бесчувственный, равнодушный
72. Хитрый и расчётливый 109. Злопамятный
73. Нетерпим к ошибкам других 110. Проникнут духом противоречия
74. Своекорыстный 111. Упрямый
75. Откровенный 112. Недоверчивый и подозрительный
76. Часто недружелюбен 113. Робкий
77. Озлобленный 114. Стыдливый
78. Жалобщик 115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
79. Ревнивый 116. Мягкотелый
117. Почти никогда никому не возражает 123. Всегда дружелюбен
118. Ненавязчивый 124. Всех любит
119. Любит, чтобы его опекали. 125. Слишком снисходителен к окружающим
120. Чрезмерно доверчив 126. Старается утешить каждого.
121. Стремиться снискать расположение каждого 127. Заботится о других в ущерб себе
122. Со всеми соглашается 128. Портит людей чрезмерной добротой
После того, как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.
Ключи:
1-й октант: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100;
-й октант: вопросы 5-8, 37-40, 69-72, 101-104;
-й октант: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108;
-й октант: вопросы 13-16, 45-48, 77-80, 109-112;
-й октант: вопросы 17-20, 49-52, 81-84, 113-116;
-й октант: вопросы 21-24, 53-56, 85-88, 117-120;
-й октант: вопросы 25-28, 57-60, 89-92, 121-124;
-й октант: вопросы 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.
Каждому из 8 октантов соответствует следующий тип межличностных отношений.
I. Властный- лидирующий
- 16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
- 12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. . Независимый -доминирующий 13 - 16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
- 12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. . Прямолинейный - агрессивный 13 - 16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
- 12 -требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
- 8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. . Недоверчивый- скептический
- 16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
- 12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
- 8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. . Покорно-застенчивый
- 16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
- 12 -застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
- 8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. . Зависимый- послушный
- 16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
- 8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. . Сотрудничающий -конвенциальный
- 16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
- 8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. . Ответственный- великодушный
- 16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
- 8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Первые четыре типа межличностных отношений -1, 2, 3 и 4 - характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта - 5, 6, 7, 8 - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Сводная таблица данных
№ Ф.И.О. Социодемографические данные Значения шкал методики К. Томаса “Стратегии поведения в межличностных ситуациях”
пол возраст Авторитарный Независимо-доминирующий Агрессивный Недоверчивый-скептический Покорно-застенчивый Зависимый Сотрудничающий Альтруистический
1 Яблочкина Д. ж 16 6 6 9 8 9 9 8 9
2 Вихарева А. ж 17 5 8 5 8 6 5 8 5
3 Писаревская Е. ж 17 3 6 4 6 9 10 10 16
4 Щур А. м 18 11 5 5 3 5 8 8 10
5 Щипицин Е. м 17 10 9 8 6 3 4 7 9
6 Потапов Р. м 17 9 4 6...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Диагностика особенностей поведения в конфликтных ситуациях учащихся

Статья: Влияние социального статуса на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Реферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр