Реферат: Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведениt в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей.

Дата добавления на сайт: 20 октября 2024


Скачать работу 'Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников':


Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников
Содержание
Введение
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведениt в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Л. С. Выготский, Р. Л. Грегори, К. К. Платонов С. Л. Рубинштейн, Л. Д. Столяренко отмечают, что восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
В системе специального образования остается весьма актуальной и социально значимой проблема развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников. Данная проблема в тифлопедагогике и тифлопсихологии находится под пристальным вниманием многих исследователей (Т.А. Алекина, Е.В. Артюкевич, Г.А. Буткина, В.З. Денискина, Л.А. Дружинина, В.П. Ермаков, Л.В. Никулина, Л.И. Плаксина,Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева, Л.В. Фомичева, И.А. Шестакова,Н.Е. Шержукова, Г.А. Якунин). Нарушение зрения приводит к тому, что зрительное восприятие таких развивается по особенному: слабый уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира; сужение круга интересов, снижение активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира; серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в своем теле, рабочей поверхности, в пространстве и многое другое.
Работая со слабовидящими детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок  получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации  или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Включая дидактические игры в педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые доступны для детей с нарушением зрения.
Итак, актуальность нашего исследования можно обосновать необходимостью определить коррекционное и развивающее значение дидактической игры, что позволяет рассмотреть ее как средство развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование влияния дидактической игры на развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников.
Объект исследования – зрительное восприятие слабовидящих дошкольников.
Предмет исследования – развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников посредством дидактической игры.
Достижение поставленной цели будет решаться через следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития зрительного восприятия слабовидящих дошкольников посредством дидактической игры.
2) Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительного восприятия слабовидящих дошкольников.
3) Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников.
4) Определить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения будет более эффективным, если коррекционно-развивающую работу проводить систематически, включая игровые моменты, содержание которых будет доступно для зрительного восприятия слабовидящих дошкольников.
Методы исследования:
– теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования;
– психолого-педагогический эксперимент;
– количественный и качественный анализ полученных в ходе экспериментального исследования данных.
Практическая значимость состоит в выявлении особенностей и уровня развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, а также подборе дидактических игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию зрительного восприятия слабовидящих дошкольников. Материалы исследования могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям детей с нарушением зрения.
Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.
Во введения показана актуальность проблемы развития зрительного восприятия слабовидящих дошкольников посредством дидактической игры, поставлены цель и задачи исследования, определены предмет, объект и практическая значимость данного исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» на основе анализа психологической литературы рассматриваются особенности зрительного восприятия старших слабовидящих дошкольников, показана коррекционная и развивающая направленность дидактической игры, ее роль в развитии восприятия слабовидящих дошкольников.
Во второй главе «Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста» представляется описание экспериментального исследования, в ходе которого изучался уровень и особенности развития зрительного восприятия слабовидящих дошкольников. Определена система коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие зрительного восприятия.
В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части исследования.
Список литературы содержит 50 теоретических источников.
В приложении представлены методики экспериментального исследования, наглядные материалы, протоколы обследования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
1.1 Современные научные представления о зрительном восприятии
Процесс восприятия протекает в связи с различными психологическими процессами: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Поэтому восприятие вызывает огромный интерес у многих специалистов.
К.К. Платонов отмечает, что восприятие - простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Зрительное восприятие - важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и многое другое. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в дошкольном возрасте.
Как отмечает Л.П. Григорьева, зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
С точки зрения Л.Д. Столяренко, существует четыре операции или четыре уровня перцептивного действия. Исходной фазой развития любого сенсорного процесса является обнаружение. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Её конечный результат - формирование перцептивного образа эталона. Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия (идентификация и опознание). Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение, то есть информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.
Таким образом, следует отметить, что восприятие является весьма сложным процессом, формирующим уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое и обонятельное восприятия. Мы остановимся более подробно на зрительном восприятии.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
С точки зрения З.М. Богусловской, зрительное восприятие представляет комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Как замечает Р.Л. Грегори, на сетчатке возникают маленькие искажённые перевёрнутые образы, которые человек видит как отдельные объекты в окружающем пространстве.
Известно, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Далее осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Это и является особенностью зрительного восприятия.
По словам Р.Л. Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений.
Как и любой другой психический процесс, зрительное восприятие выполняет ряд функций.
Так, по мнению Л.Д. Столяренко, зрение даёт начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. Наиболее элементарным из них является восприятие яркости и цвета. Данное восприятие сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отражённого поверхностью света.
По мнению Р.С. Немова, зрительное восприятие пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная. В нём выделяются две группы перцептивных операций. Первая группа обеспечивает оценку удалённости объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удалённости на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трёхмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий удалённость объекта с угловой скоростью его смещения при определённых движениях наблюдателя). Вторая группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение играет роль неподвижной системы отсчёта. Благодаря этому локализация объектов остаётся примерно неизменной во время движений наблюдателя.
На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки.
Наиболее сложным процессом зрительного восприятия, как считает А.Н. Леонтьев, является восприятие формы. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее, человек легко узнаёт известные ему предметы. Более того, ему не требуется специального обучения, чтобы воспринять неизвестный предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи (выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира). Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и непрерывно продолжается за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура - границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Но иногда фигура вообще не имеет контура. И, наоборот, наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Чаще всего он воспринимается как элемент данной фигуры.
По мнению Г.А. Буткиной, В.З. Денискиной, Л.И. Солнцевой, восприятие движения – это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. Авторы указывают, что основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.
В соответствии с концепцией Л.С. Выготского онтогенез восприятия – системный процесс, который осуществляется только на основе сочетания органического созревания и обучения. На низшей генетической ступени онтогенеза складываются межфункциональные отношения между восприятием и памятью (перцептивно-мнемические системы), что позволяет вносить коррективы в процесс формирования образов на основе прошлого опыта. На высшей генетической ступени, в подростковом возрасте, происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, обеспечивающее его осмысленность и категориальность. Новые качественные особенности восприятия возникают только при его взаимодействии с другими психическими функциями.
В онтогенезе формируется сенсорно-перцептивная организация ребенка, связывающая в единую функциональную систему разные органы чувств. Ведущую роль в этой системе играет зрительный анализатор.
У ребенка с нормальным зрением при воздействии на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия как сложного системного акта идет длительное время – от рождения до 15-18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры мозга в период от рождения до 18-20 лет. Постоянная модификация мозговой ткани на нейронном уровне под влиянием внешней среды рассматривается как пластичность. Сетчатка глаза, подкорковые зрительные центры и первичная (проекционная) зрительная кора обладают наибольшей пластичностью в ранние периоды жизни. На основе пластичности нейронных ансамблей под влиянием раннего сенсорного опыта вырабатывается тонкая настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятие формы, движения, глубины пространства и т.д.
Как уже упоминалось, формирование иерархической ансамблевой организации церебральной коры зависит от структурно-функционального созревания аппарата межнейронных связей. В соответствии с морфологическими данными этот процесс занимает в онтогенезе длительное время до 18–20 лет. Поэтому, неокортикальная ансамблевая организация достигает зрелого уровня в возрасте 18–20 лет. Таким образом, в отличие от нейронных связей в первичной зрительной коре, которые формируются в раннем возрасте, связи проекционной и ассоциативных областей коры созревают значительно позднее. На основе этих данных можно предполагать, что пластичность межцентральных корковых взаимодействий в школьном возрасте является высокой.
Психофизиологическое изучение онтогенеза зрительного восприятия у детей с нормальным зрением выявило расширяющееся с возрастом гетерохронное вовлечение в анализ визуальной информации ассоциативных областей коры и усиление их влияний на проекционную зрительную кору. У человека наиболее интенсивное морфофункциональное созревание межнейронных связей, корково-подкорковых отношений в проекционной системе (сетчатка, подкорковые центры, зрительная кора) происходит в возрасте 2–3 месяцев и не заканчивается к 6 годам. В этот период становление проекционной системы обеспечивает формирование механизмов, реализующих выделение простых и сложных признаков объектов. С 6-летнего возраста система внутрикорковых связей становится более пластичной и происходит широкое и специализированное вовлечение в перцептивную деятельность задних и передних отделов ассоциативных областей мозга. Это определяет формирование сложных перцептивных действий,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Использование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста