Реферат: Дифференциация феноменов аутоагрессивного и самоповреждающего поведения в клинической психологии

Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии и психиатрии становится всё более острой, а интерес к представленной теме определен, главным образом, определёнными обстоятельствами, иллюстрирующими нынешнее состояние общепсихологического знания об аутодеструктивном поведении.

Дата добавления на сайт: 10 октября 2024


Скачать работу 'Дифференциация феноменов аутоагрессивного и самоповреждающего поведения в клинической психологии':


Оглавление
Введение
1.Аутоагрессия как форма отклоняющего поведения
.Дефиниции самоповреждающего поведения в клинической психологии
Заключение
Список использованных источников

Введение
Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии и психиатрии становится всё более острой, а интерес к представленной теме определен, главным образом, определёнными обстоятельствами, иллюстрирующими нынешнее состояние общепсихологического знания об аутодеструктивном поведении. Отсутствие однозначного определения поведения, связанного с нанесением человеком себе повреждений различной степени тяжести, создает терминологическую неопределенность и обусловливает смысловое тождество по-разному звучащих понятий. Наряду с понятием самоповреждающего поведения (self-injurious behavior) используют понятия членовредительства (self-mutilation behavior), намеренного самовреда (deliberate self-harm) и саморанения (self-wounding) [8, с. 49].
Отсутствие единого термина обуславливается многообразием причин, факторов развития и проявлений самоповреждающего поведения.
Клиническая практика рассматривает самоповреждающее поведение как устойчивую модель поведения, посредством которой объединяются действия, связанные с травматизацией (повреждением) тканей или органов собственного тела.
Зарубежные исследователи обращают внимание на наличие эмоциональных нарушений различного уровня при самоповреждающем поведении, нарушения эмоционально-волевой регуляции и специфические эмоциональные состояния, например, депрессию.
Самоповреждающее поведение можно представить как недостаточно изученную проблему психологии. До сих пор нет однозначного понимания самого термина самоповреждающего поведения. При этом всех исследователей объединяет мнение, что результатом самоповреждающего поведения далеко не всегда могут быть суицидальные попытки.
Западные исследователи, как правило, определяют самоповреждающее поведение в качестве преднамеренного причинения вреда своему телу как следствие повреждений тканей организма. Отсутствие статистики не позволяет определить степень распространенности данного феномена.
Отечественные исследователи рассматривают самоповреждающее поведение, как правило, в структуре несуицидального аутоагрессивного или саморазрушающего поведения. При этом аутоагрессия рассматривается в качестве действий, которые направлены на причинение вреда своему соматическому или психическому здоровью.
Проявления аутоагрессии связаны с самообвинением, самоунижением, нанесением самому себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. Сюда относят также аутодеструктивное поведение (алкоголизм, наркоманию, рискованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение). Аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии. Это подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии.
Учитывая рост аутоагрессивного поведения, можно сказать, что используемые в настоящее время подходы к пониманию аутоагрессивной активности недостаточно адекватны тому, что происходит в действительности.
В связи с этим, цель данного исследования заключается изучении общих и специальных теоритических, методологических основ аутоагрессивного и самоповреждающего поведения личности, их дифференциации и выявлению общих закономерностей возникновения, для последующего создания эффективных превентивных методов терапии.

1.Аутоагрессия как форма отклоняющего поведения
Аутоагрессию следует рассматривать в качестве различных форм и степеней агрессии, при которых отмечается совпадение объекта и субъекта действия. Осуществление аутоагрессии происходит посредством действия, а также может представлять собой намерение, высказывание, угрозу, попытку или внешнее бездействие. В настоящее время отмечается достаточно высокий научный интерес к изучению психологических аспектов аутоагрессии. В России, как и во многих других странах, отмечается рост случаев аутоагрессии и использование разнообразных видов аутоагрессивного поведения. Социальная приемлемость отдельных видов аутоагрессии, равно как и нежелание аутоагрессора доводить свое действие до последствий, которые могут быть физически опасны, обуславливают отсутствие прямой статистики о количестве и качестве совершаемых актов самоповреждения. В данных, полученных зарубежными и российскими медицинскими и правоохранительными органами, как правило, отражаются только результаты тех степеней аутоагрессии, которые следует признать крайними, деструктивными: суицида, тяжких телесных повреждений, социально осуждаемых форм.
К наиболее многочисленным, то есть социально приемлемым и даже одобряемым формам аутоагрессии (рискованные увлечения, изнуряющая работа и т. п.) в настоящий момент только начинает проявляться интерес со стороны исследователей [1, с. 5].
В целом для России характерно устойчивое снижение среднего возраста аутоагрессоров при одновременном росте числа совершения повторных попыток. Разнообразные формы и степени аутоагрессии, как и увеличение повторных совершений более характерны для подросткового возраста. Около половины аутоагрессоров юношеского возраста совершали повторный акт самоповреждения. Здесь следует учитывать, что для лиц юношеского возраста характерно достаточно легкое возникновение и закрепление стереотипных реакций - "клише", поэтому аутоагрессию можно рассматривать в качестве результата формирования и развития у человека конкретного "жизненного сценария", что можно представить как социально обусловленные стратегии поведения, которые зафиксированы в субъективных системах значений аутоагрессора.
Так как для лиц юношеского возраста при аффективном реагировании характерно стереотипное повторение, то, в последующем, после первого акта аутоагрессии, в сходных обстоятельствах у субъекта может проявляться привычная аутоагрессивная реакция. Такая стереотипия может быть неосознанной, но при этом может отмечаться ее присутствие в различных формах значений сознания субъекта (образы, символы, коммуникативные и ритуальные действия, словесные понятия), посредством чего определяются его мысли и поступки. Таким образом, происходит создание семантически закрепленной осознанной или неосознанной установки на аутоагрессию, где впоследствии актуализируются поведенческие аутоагрессивные социально-ролевые стереотипы.
Российские исследователи рассматривают аутоагрессию, как правило, с клинических позиций и на выборках испытуемых из социально дезадаптированных групп.
Теоретическое изучение аутоагрессии в клинической психологии показывает, что аутоагрессивному поведению свойственно значительное разнообразие форм и вариаций проявления. Внешне аутоагрессия представляет собой широкий континуум поведения, от "весьма хорошего" (термин Д. Винникота) до приводящего к деструктивным физическим и психологическим повреждениям [1, с. 6].
Аутоагрессия существовала практически на протяжении всей истории человечества, ее нельзя рассматривать как характерную черту того или иного временного периода и свойства определенной социальной группы.
Согласно существующим классификациям, аутоагрессию можно определить в качестве проявления дисфункционального состояния личности при учете выраженности психопатологии, степени опасности для жизни и уровня социальной адаптации.
На протяжении достаточно долгого времени две формы аутоагрессии, которые являются принципиально отличными, - самоповреждение и аутодеструкция - рассматривались в качестве начальной и финальной фазы, которые соответствовали одному общему стилю саморазрушающего поведения. На ошибочность этой точки зрения еще в 1938 г. указывал К. Меннингер, который определял самоповреждение как средоточие "убийственного импульса" по отношению к части тела с целью избежать фактического суицида.
Следует отметить, что аутоагрессия в своих проявлениях является более широким понятием, чем суицид, ее нельзя полностью отождествлять с аутодеструкцией. При этом, самоповреждение, как самостоятельный феномен, стало рассматриваться относительно недавно.
Отличия самоповреждения от аутодеструкции заключаются в:
осознании результата;
социальной оценке и реакции ближайшего окружения;
влиянии, которое стрессовая ситуация оказывает на повторность совершения попыток;
особенностях когнитивного стиля;
изменении эмоционального состояния;
гендерных и возрастных отличиях.
Рассматривая виды и формы самоповреждения, следует отметить, что достаточно часто встречается сочетание нескольких видов самоповреждения. Например, нарушение принятия пищи, аддикции и т.д. [1, с. 9].
При исследованиях у аутоагрессоров отмечают наличие маркеров нарушения сексуальной жизни: от беспорядочных связей и кровосмесительных отношений до полного отвержения. По результатам ряда исследований аутоагрессивное поведение было связано с тем, что пациент был неспособен формировать в себе общепринятую в данной культуре сексуальность, что было связано с пережитым насилием в детстве или в подростковом возрасте. Существуют гипотезы, согласно которым пережитое насилие связывается с изменениями физических и эмоциональных ответов на болевое восприятие.
Результаты исследований показали, что в большинстве случаев начало аутоагрессивных действий относится к подростковому возрасту или ранней юности.
Специфические психологические проблемы, связанные с аутоагрессивным поведением в подростковом и юношеском возрасте обусловлены основными потребностями этих периодов: физиологической (период пубертата); психологической безопасностью ("реакцией группирования"); поиском независимости от взрослых и созданием личных привязанностей; стремлением к социальному успеху, проверкой своих возможностей в самореализации и развитии собственного "Я".
Достаточно часто аутоагрессивное поведение в юношеском возрасте выполняет социально адаптивную функцию в социализации. При совершении аутоагрессивного акта, субъект стремится к повышению собственной самооценки, что способствует идентификации с референтной группой. Данный аспект можно рассматривать в качестве одного из объяснений, почему неэффективно препятствовать аутоагрессии юноши, не предлагая заменителя, столь же адекватного для поддержания ведущей деятельности [1, с. 8].
В различных отечественных и зарубежных концепциях объяснение феномена аутоагрессии имеет функциональный характер. Они рассматривают аутоагрессивное поведение как попытку индивида справиться с ситуацией или эмоциями. Исследователи приписывают каждому типу самоповреждающего поведения особую функциональную ценность.
Хронологически аутоагрессию как процесс можно разделить на три периода: предиспозицию, генерализацию и поддерживающие факторы. Исследования предиспозиционных факторов направлены чаще всего на поиск возможных биохимических детерминант аутоагрессии.
За исключением незначительной части случаев, где аутоагрессоры обладают редкими генетическими аномалиями, акты самоповреждения объясняются причинами чисто символического характера.
С точки зрения классического психоанализа предиспозиция аутоагрессии обусловлена обострением противоречий между одновременно присущими человеку инстинктами самосохранения и саморазрушения. В основе аутоагрессивного поведения лежит нарушение идентификации, в результате которого объект агрессии совпадает с субъектом. Аутоаугрессивный характер поведения определяется бессознательными психическими силами, а момент осознания является фактором их энергетического преобразования и направления [8, с. 49].
Теория объектных отношений рассматривает аутоагрессию в рамках" угрожающего паттерна отношений" и действия примитивных защитных механизмов (проективной идентификации, расщепления, отреагирования и др.
Психоанализ рассматривает связь аутоагрессии и депрессии, обращенной на себя ненависти, обвиняющего Супер-Эго; нарушения регуляции аффектов; диффузности Я-идентификаций и нарушенных границ Эго.
Когнитивное направление рассматривает аутоагрессию через действие определенного рода когнитивных искажений, для которых свойственна ригидность когнитивных схем, дихотомия в мышлении и склонность к глобализации. В рамках когнитивного направления изучается атрибутивный стиль, когнитивная гибкость/ригидность, стратегий саморегуляции, степень сложности когнитивных стилей аутоагрессоров.
Аутоагрессоры уязвимы к фактору неопределённости ситуации, а также имеют неэффективный контроль над эмоциями, неспособность к их отсрочке.
В отечественных клинических исследованиях аутоагрессия рассматривается как дезадаптивная стратегия выхода из психологического кризиса, которая обусловлена особыми предиспозиционными факторами. Социально-психологическую дезадаптацию можно представить как парциальную или тотальную в зависимости от того, в какой степени нарушен познавательный, преобразовательный, коммуникативный и ценностно-ориентированный характер. Однако во всех случаях в качестве решающего момента формирования предиспозиции к аутоагрессивным проявлениям выступает смысловой конфликт. Исполнение аутоагрессивного решения (вне зависимости от причин, условий и форм дезадаптации) происходит только после этапа личностной переработки конфликта. Не существует прямой зависимости аутоагрессивного поведения от характера и от тяжести болезни. Даже в случае психотического состояния индивида, "псевдореальный" конфликт преломляется через "базальные установки личности", что и обуславливает выбор формы последующего поведения.
Г.Я. Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессивного поведения необходима система, включающая как минимум три компонента:
1)фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты;
2)психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные внутриличностным конфликтом;
3)обратная отрицательная связь в виде несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.
На основе вышеописанных компонентов Г.Я. Пилягина представляет иерархическую структуру генеза аутоагрессии (рисунок 1).


Рисунок 1. Структурно-динамическая иерархия аутоагрессии
В психологической теории "аутоагрессивного паттерна личности" (А. А. Реан) аутоагрессия рассматривается в качестве сложного поведенческого комплекса, в структуре которого выделяется четыре составляющих: характерологическая, самооценочная, интерактивная и социально-перцептивная.
Характерологический субблок аутоагрессивного паттерна. Аутоагрессивное поведение вплетено в обширную систему связей с другими психологическими особенностями личности: степень аутоагрессии положительно коррелирует с интроверсией, замкнутостью, педантичностью, склонностью к депрессиям, невротичностью и отрицательно - с демонстративностью и истеричностью личности.
Самооценочный субблок аутоагрессивного паттерна. Обнаружено, что чем выше склонность личности к аутоагрессии, тем ниже личная оценка собственных когнитивных и умственных способностей, восприятия своего тела, собственных способностей, самостоятельности, независимости и автономности поведения.
Интерактивный субблок аутоагрессивного паттерна. Аутоагрессия связана со способностью/неспособностью к адекватной и эффективной адаптации личности в социуме, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия и построению близких и крепких отношений. Это создаёт социально-психологического трудности для личности, связанные с установлением социальных контактов и подержанием продуктивного общения, что закрепляется на уровне поведения в высоком уровне застенчивости и низких показателях общительности.
Социально-перцептивный субблок аутоагрессивного паттерна. Наличие аутоагрессивного поведения связано с личностными особенностями воспринимать окружающий мир и других людей. По данным исследования А.А. Реана аутоагрессия практически не коррелирует с негативизацией восприятия окружающих людей, а, наоборот, связана с позитивным восприятием аутоагрессором значимых других. Вместе с тем, уровень и степень аутоагрессии отрицательно связаны с представлением о том, каким человека видят другие.
Все эти составляющие могут проявляться следующим характерным образом:
посредством преобладании стратегии избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки;
несбалансированностью функционирования одного или нескольких компонентов, к которым относится когнитивный, поведенческий и эмоциональный;
неразвитостью когнитивно-оценочных механизмов;
дефицитом социальных навыков, которые необходимы для разрешения проблем;
интенсивным использованием стратегий, которые не свойственны возрасту (например, детские стратегии используются юношами или взрослыми);
преобладанием мотивации избегания неудачи над мотивацией на достижение успеха;
отсутствием готовности к активному противостоянию среде;
негативным отношением к проблеме, а также оцениванием ее как угрожающей;
псевдокомпенсаторным, защитным характером поведенческой активности;
низким функциональным уровнем копинг-поведения;
направленностью копинг-поведения не на стрессор как на причину негативного влияния, а на психоэмоциональное напряжение с целью его редукции;
низкой эффективностью функционирования блока личностно-средовых ресурсов (негативная слабо сформированная Я-концепция);
низким уровнем восприятия социальной поддержки, эмпатии.
М. Терп рассматривает поведение, связанное с нанесением самоповреждения, и как прямые акты насилия по отношению к собственному телу, и как скрытые способы причинения вреда самому себе. При этом регуляция этих актов самоповреждения основана на бессознательных процессах и связана с недостаточной заботой о себе и собственном теле.
Рассматривая данный феномен Карл Теодор Ясперс отмечает, тот факт, что феноменологическими и экзистенциальными причинами аутоагрессивного поведения является отсутствие способности у индивидуума к адаптации в социуме и неуспешность межличностного взаимодействия в своем микросоциуме, т.к. по его мнению, наличие феномена аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей.
По мнению Фарбероу скрытыми формами саморазрушения является такое поведение, которое связано с пренебрежением опасностью, повышенным риском, стремлением к возбуждающим переживаниям или с игнорированием депрессии [8, с. 50-51].
2.Дефиниции самоповреждающего поведения в клинической психологии
Исследователи рассматривают самоповреждающее поведение как один из наиболее неконтролируемых и непредсказуемых типов поведения, который является социально неодобряемым, но при этом встречается достаточно часто. Актуальность исследований самоповреждающего поведения и аутоагрессии обуславливается частотой случаев, склонностью...

Похожие материалы:

Реферат: НРАВСТВЕННО–БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РЯДА ФЕНОМЕНОВ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Курсовая работа: Социально-трудовая адаптация и реабилитация больных (задачи клинической психологии)