Реферат: Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Актуальность исследования.Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Духовно-нравственное формирование личности младших школьников':


Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Введение
духовный нравственный школьник
Актуальность исследования.Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др. В них все чаще подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания как воспитания, призванного решить задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
Необходимость исследования более глубокого исследования этой проблемы вызвана тем, что в обществе отмечается снижение нравственной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой. Такие проявления высокой нравственности, как честь, совесть, достоинство, сострадание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план; утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека.
В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на национальных и общечеловеческих ценностях. Значительную роль при этом играют религиозно-культурологические традиции, в которых накоплен богатый нравственный опыт народа, его духовная культура.
Анализ научной разработанности темы исследования показал, что проблема духовно-нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов.
Значительный вклад в теорию духовного становления и нравственного развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк, Э. Фромм) и других.
Становление теории и практики проблемы воспитания моральных качеств и духовно-нравственного развития младших школьников связано с исследованиями Л.И.Божович, В.В.Давыдова, А.В. Петровского, Н.Е. Щурковой, Д.Б. Эльконина и др. Как известно, процесс воспитания моральных качеств личности является непрерывным, но основы его закладываются с детства. Исследователями установлено, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития морально-нравственных качеств личности (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, Н. Е. Щуркова, Д. Б. Эльконин и др.), разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л.И.Божович, С.К.Бондарева, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко. В.Н.Мясищев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн).
Особая значимость проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения обусловлена обострением в стране криминогенной обстановки: стремительный рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детской и подростковой беспризорности и бродяжничества (сотни тысяч детей), высокий уровень развития детско-подростковых зависимостей различной этиологии: физическая (алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, энергетические напитки), психологическая (игровая, компьютерная, Интернет-зависимость), духовная (секты деструктивного, оккультного содержания) [46, с. 258].
Как отмечает Д.И. Фельдштейн, произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время - инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость [59, с.30].
Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования России, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. [3, 17, 18, 46, 48].
На сегодняшний день имеются противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:
)между провозглашенными целями воспитания и ростом детей с отклоняющимся поведением;
) между богатством ценностей религиозно-культурологических традиций в формировании духовно-нравственной личности и недооценкой важности применения их в совместной деятельности школы и семьи;
) между реально существующим духовно-нравственным потенциалом религиозно-культурологических традиций и не разработанностью методики их использования как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие личности младших школьников.
Предмет исследования - формирование духовно-нравственного развития личности младших школьников.
Цель исследования - на основе теоретического анализа научной, научно-практической литературы по теме исследования разработать теоретическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника и апробировать ее в условиях эмпирического исследования.
Задачи исследования:
) проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного развития младших школьников в научной литературе с целью определения степень разработанности данной проблемы и уточнения основных понятий исследования (духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие);
) разработать теоретическую психолого-педагогическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника;
) определить критерии и выявить уровни сформированности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что духовно-нравственная составляющая личности младшего школьника включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой и коммуникативный, представляющие собой целостный механизм функционирования, проявляемый как на объективно-психологическом (поведенческом), так и на субъективно-личностном уровнях, и формируемый под влиянием пространственно-средовой атмосферы.
Методы исследования: психодиагностические (включенное наблюдение за процессом духовно-нравственного воспитания младших школьников, беседа, интервью, проективные методы, анкетирование, тестирование, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
уточнено понятие «духовно-нравственное развитие личности младшего школьника», под которым мы понимаем целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка младшего школьного возраста под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной сферы личности, а именно её основных компонентов (потребностно-средовая атмосфера, потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой, коммуникативный), выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.
конкретизировано понятие «духовно-нравственное воспитание», под которым мы понимаем целенаправленный процесс по формированию духовно-нравственных компонентов личности младшего школьника, которые находят свое проявление в нравственных чувствах, эмоциях (заботливость, отзывчивость, вежливость, добросердечность, любовь, вера, совесть); нравственных убеждениях (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность, бережливость); нравственных привычках, умениях и навыках поведения (общительность, самостоятельность, толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).
разработана и реализована теоретическая психолого-педагогическая модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника, дано обоснование структурным компонентам (потребностно-средовая атмосфера, потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой, коммуникативный компоненты) духовно-нравственной сферы личности младшего школьника и определены критерии духовно-нравственного развития младших школьников: нравственного знания, нравственных отношений, нравственного поведения, морального переживания, морального развития. Выявлено пять уровней духовно-нравственного развития младших школьников: высокий (оптимальный), выше среднего (хороший), средний (достаточный), ниже среднего (пограничный), низкий (неудовлетворительный, нулевой), характеризующиеся своеобразием развития каждого компонента.
База исследования:МБОУ СОШ № _____ г. Майкопа.
Структура квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьник
1.1 Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
Теоретические подходы в области психологии к изучению проблемы духовно-нравственного развития личности в целостном процессе ее формирования представляют для нас не просто исторический интерес. Мы считаем, что без опоры на накопленный теоретический, экспериментальный и методологический материал в истории психологии, позволяющий получить многосторонние, научно обоснованные характеристики нравственности и духовно-нравственного развития личности, нельзя выйти на новый уровень решения этой психологической проблемы.
Дело в том, что в силу всепроникающего характера нравственности во все сферы человеческого бытия, многоаспектности нравственности, «невозможности, - по указанию О.Г. Дробницкого, - ее эмпирико-предметной фиксации» [15, с.229], или, как отметил А.И. Титаренко, «"тонкости" многих ее психологических и социальных механизмов» понятие «нравственность» трактуется крайне неоднозначно.
Для того чтобы выяснить, каково современное содержание понятия «нравственность» и в чем сущность исходящего из различных трактовок духовно-нравственного развития, в качестве специальных задач было предпринято изучение понятия «нравственность» через обращение к разнообразным словарям и работам философов, психологов, педагогов.
Сразу следует отметить, что в толковом словаре В.И. Даля нет отдельной статьи, посвященной слову «нравственность». Данное понятие выступает лексическим образованием от корня «нрав». Нрав есть, по В.И. Далю, «одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух; ко нраву относятся, как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа». [14, с.558]
Таким образом, в самом первом из словарных определений присутствуют все три известных науке компонента нравственности (знание, переживание и поведение), которые в разной степени и в разных сочетаниях встречаются в других словарях и научных текстах.
Словарь С.И.Ожегова имеет уже несколько редуцированное, по сравнению с определением из словаря В.И. Даля, понятие «нравственность», которая понимается как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [38, с.420] В данном случае нравственность представляет собой интериоризированные внешне заданные этические нормы, которые стали внутренними правилами поведения и приобрели в связи с этим признаки духовных качеств.
В толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова нравственность понимается трояко, но, по сути дела, дублирует данное в словаре С.И.Ожегова определение. Во-первых, нравственность представляет собой «совокупность норм, определяющих поведение человека»; во-вторых, «самое поведение человека»; в-третьих, «моральные свойства». Проявление моральных свойств связано с «нравственным учением, сводом правил нравственности, этики; нравственным выводом из чего-нибудь, нравственным уроком; нравоучением, наставлением».
Представленный диапазон словарных определений понятия «нравственность» дает достаточное количество материала для упорядочения явления в иерархическую структуру. В качестве основных компонентов этой структуры выбрано традиционное триединство «ум, чувство и воля», которые распределены по трем аспектам смысловой нагрузки понятия «нравственность» - по областям знания (когнитивно-смысловой компонент), отношения (эмоционально-ценностный компонент) и регулирования поведения (регуляторно-волевой компонент) (см. табл. 1).
Материалы табл. 1. наглядно свидетельствуют о слабом содержательном наполнении эмоционально-ценностного компонента современного понятия нравственности. Трехкомпонентная структура понятия имеется только в первом толковом словаре русского языка В.И. Даля, но приведенное там определение не отражает всей полноты современной ситуации нравственного бытия.
Таблица 1
Распределение содержания словарных определений
понятия «нравственность» по компонентам
Авторы-составители словарей Область знания (когнитивно-смысловой компонент) Область отношений (эмоционально-ценностный компонент) Область поведения (регуляторно-волевой компонент)
В.И. Даль Разум, рассудок, память Любовь, милосердие, страсти Воля
СИ. Ожегов Внутренние качества как результат интериоризированных этических норм Правила поведения
Д.Н. Ушаков Совокупность норм поведения, моральные свойства Поведение
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятий «духовность» в научной литературе нет общепринятой дефиниции этого понятия. Так, в Философском энциклопедическом словаре отдельные статьи «Духовность» и «Духовное» отсутствуют. [60]
Духовность, с философской точки зрения (Декарт, Кант, Гегель), едина, так как является отражением единого духа и вместе с тем многолика, так как включает в себя возможные проявления этого духа в природе, культуре, человеческой душе. С. Л. Франк связывает духовность со смыслом жизни. Как одухотворенное универсальное начало мироздания определяют духовность Н. Федоров, С. Булгаков, П. Флоренский, В. Соловьев. [60]
А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский видят духовность как внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода стремятся выявить рациональную сторону духовности (К. Поппер, Г. Спенсер, П. Я. Гальперин, М.С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. Белл).
Понятие «духовность» как ценностное содержание сознания использовали в своих работах М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Г. Федотова. Таким образом, в философской науке мы видим разные подходы к пониманию духовности, и отсюда - отсутствие единого определения этого понятия.
В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова и других авторов.
Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь [8]. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге.
Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, т.е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. [46]
Таким образом, в научной психологии существует несколько отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.
Христианско-религиозная философия внесла значительный вклад в понимание истоков и поиска путей духовно-нравственного становления личности, определяя содержание каждого из этапов этого процесса. Интеграция этики блага и этики долга как основания для определения путей духовно-нравственного совершенствования раскрыта в работах B.C. Соловьева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Д. фон Гильдебранда, митр. Амфилохия (Радовича), И.А. Ильина и др. Духовно-нравственное воспитание с позиций этих авторов есть предоставление, в рамках определенной традиции, свободы для выбора пути духовного совершенствования.
Предложенная B.C. Соловьевым гипотеза о поэтапном становлении нравственности с присущем ей уникальным содержанием на каждом из этапов нашла свое развитие в работах других философов. Так, В.В. Зеньковский видит процесс становления духовно-нравственного развития личности через соотношение духовного и эмпирического опыта в разных возрастах. [19]
Н.А. Бердяев указывает на три уровня этики, которые, согласно его предположению, отражают степень личностного развития человека,...

Похожие материалы:

Реферат: Пространственное мышление и его формирование у младших школьников с дизартрией

Курсовая работа: Формирование детского коллектива как условие повышения качества знаний младших школьников

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений младших школьников на начальном этапе обучения

Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка

Реферат: Соотношение индивидуального и возрастного развития младших школьников