Курсовая работа: Эффективность психолого–педагогических условий формирования у детей трудовых умений и навыков
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы (« Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай», - Чехов А., « Ничего, так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», - Л. Толстой и т.д.).
Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024
Скачать работу 'Эффективность психолого–педагогических условий формирования у детей трудовых умений и навыков':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста
1.1Проблема формирования трудовых умений и навыков дошкольников в психолого-педагогической теории и практике
1.2Сущность, содержание и механизмы формирования трудовых умений и навыков у дошкольников
.3Психолого-педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию трудовых умений и навыков у дошкольников
2.1 Диагностика трудовых умений и навыков у дошкольников
.2 Организация и проведение экспериментальной работы по формированию у дошкольников трудовых умений и навыков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы (« Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай», - Чехов А., « Ничего, так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», - Л. Толстой и т.д.)
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Свидетельство тому являются пословицы о труде и отношению к труду («Праздность - мать всех пороков»; «Ничего не делая, люди учатся делать дурное»; «Труд делает заботы незаменимыми» и т.д.)
Все это позволило определить тему исследования «Психолого-педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста», проблема, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий обеспечивающих эффективное формирование трудовых умений и навыков у дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей трудовых умений и навыков.
Объектом исследования является процесс формирования у детей трудовых умений и навыков.
Предметом исследования служат психолого-педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективно если соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
1.Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
2.Создание в ДОО правильного стиля взаимоотношений между взрослыми членами коллектива, детьми и родителями.
.Создание в группе развивающей среды, при которой у ребенка возникает положительное эмоциональное отношение к трудовой деятельности.
.Целесообразный отбор методов и приемов, наиболее оптимальное их сочетание.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе.
2.Изучить сущность, содержание и механизмы формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
.Выявить и экспериментально апробировать психолого - педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
.Разработать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, беседы с дошкольниками, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.
Этапы исследования:
.Анализ литературы, разработка аппарата исследования, понятийного аппарата.
2.Подбор диагностик для констатирующего эксперимента.
.Разработка комплексов занятий.
.Обобщение и анализ результатов.
Экспериментальная база: г. Тюмень, АНО ОДО №97.
Структура работы: Введение, 2 главы, заключение
Глава 1. Теоретические основы развития трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста
.1 Проблема формирования трудовых умений и навыков дошкольников в психолого-педагогической теории и практике
ребенок психологический трудовой
Трудовые умения и навыки формируются, развиваются и изменяются в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование умений и навыков начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости, трудовых умений и навыков в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. Правила, обязанности развивают у дошкольника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Решающее влияние на формирование трудовых умений и навыков ребенка оказывает воспитание.
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке [17, C.123].
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда дошкольника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них [17, C.131].
Прежде всего, здесь следует выделить проблему главного психологического «ядра» в трудовой подготовке школьников. Такое «ядро», как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда дошкольников, их творческих способностей и других качеств личности, впоследствии важных для профессионального самоопределении нынешних дошкольников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения дошкольников к творческому труду [5, C.63].
Особенно важным в формировании трудовых умений и навыков дошкольников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.
Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания формирования трудовых умений и навыков.
Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.
Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.
Для успешного формирования трудовых умений и навыков требуется участие всей личности дошкольника: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением дошкольника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений [11, C.53].
Включение ребенка в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Большое требование к ребенку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим и первым условием развития трудовых умений и навыков.
Вторым условием развития трудовых умений и навыков дошкольника является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития трудовых умений и навыков у дошкольников.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что формирование трудовых умений и навыков побуждается тем, на сколько высоки результаты трудовой деятельности. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
В развитии трудовых умений и навыков играет большое значение развитие способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке [5, C.68].
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, важнейшим фактором, развивающим трудовые умения и навыки дошкольников является развитие личности ребенка.
Проблема формирования трудовых умений и навыков дошкольников существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Прежде всего, труд детей отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными и развивающими целями.
Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Подготовить ребенка к труду это, значит, сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда [19, C.217].
Формирование у дошкольника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.
Благодаря такому подходу у детей труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Активное участие самого дошкольника в учении, труде, играх, а также в преобразовании своей личности важнейшая цель в формировании трудовых умений и навыков.
В статье «Психологическая наука и дело воспитания» С.Л. Рубинштейн писал: «Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее»». Формирование личности происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его собственных поступков [19, C.221].
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога и родителей состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.
Психологический аспект деятельности педагога и родителей при формировании трудовых умений и навыков воспитании состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
1.2 Сущность, содержание и механизмы формирования трудовых умений и навыков у дошкольников
Навыки образуются посредством упражнения. Осмысленное целесообразное упражнение - это обучение, т. е. не только закрепление, но совершенствование. Если бы упражнение при выработке навыка состояло только в повторении и закреплении первоначально произведенного действия, то неуклюжие, несовершенные движения или действия, которые имеют место сначала, когда человек лишь приступает к выработке навыка, такими и закреплялись бы. Между тем в действительности они в процессе упражнения не просто закрепляются, но также и реорганизуются и совершенствуются.
Упражнение и правильно понятая и организованная тренировка - это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же двигательной задачи, в процессе которого первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется: выполнение его начинает регулироваться посредством другой афферентации (в частности, со зрительной переходит на проприоцептивную), но оно осуществляется более совершенным образом, при этом без того, чтобы выполнение его требовало специального сознательного регулирования.
Полемизируя против сведения обучения к упражнению в теории Э. Торндайка, К. Коффка сделал попытку расчленить две проблемы:
вопрос о первом достижении, о первоначальном удачном разрешении задачи;
вопрос о его закреплении [12, C.345].
Первую он назвал «проблемой успеха», вторую - «проблемой памяти»и резко противопоставил их друг другу. В результате он пришел к представлению об акте первоначального нахождения правильного действия как внезапном постижении и сохранил в полной неприкосновенности грубо механистическое представление обо всем последующем процессе как чисто механическом повторении и закреплении успеха, достигнутого в первоначальный момент внезапного «озарения».
Это механистическое представление об упражнении и необходимо преодолеть. Мало признать, что нельзя сводить обучение к одному лишь упражнению. Само упражнение несводимо к голому механическому повторению и закреплению. Нахождение нового, изменение, качественная перестройка, совершенствование, движение вперед, а не только сохранение и закрепление уже имеющегося совершаются внутри самого процесса упражнения, а не только вне его. Нельзя не отрицать вовсе существования отличного от чисто механического закрепления осмысленного акта выработки нового, более адекватного, действия (Э. Торндайк), ни выносить его совсем за пределы упражнения (К. Коффка). Он сплошь и рядом совершается внутри, в самом процессе упражнения, и органически связан с ним; именно это единство характерно для высших форм сознательного упражнения у человека [10, C.347].
Упражнение не совпадает с обучением в целом, а является лишь одной стороной или моментом его, но эта сторона неотрывна от процесса обучения в целом. Мы, таким образом, снова приходим к объединению обучения и упражнения. Но это утверждение имеет у нас совсем иной смысл, чем у сторонников механистической теории. Мы не сводим обучение к упражнению, а подчиняем второе первому и включаем упражнение в процесс обучения как его органическую часть. Лишь внутри него, в осмысленном единстве всех его сторон, упражнение может осуществляться в его высших, специфически человеческих формах.
Ход выработки принято выражать в кривых обучения. Среди кривых различают два основных типа: кривые с положительным и кривые с отрицательным ускорением. Та или иная форма кривой зависит от различных условий, прежде всего от особенностей материала.
В выработке навыков существенную роль играют и индивидуальные различия. Одни и те же навыки - особенно сложные - вырабатываются у одних людей много скорее, чем у других. В силу такой многообразной обусловленности хода обучения не существует единой универсальной ее кривой.
Выработка навыка или умения совершается обычно скачкообразно. От времени до времени при выработке навыков может наступить период, когда упражнение не дает продвижения или даже дает снижение; в первом случае принято говорить о “плато”. Неизбежность “плато” в кривых обучения, по данным некоторых новейших американских и советских исследований (М.Н. Шардаков), не подтверждается. Причины “плато” могут быть различные. Задержка иногда вызывается тем, что дальнейшее продвижение не может быть достигнуто постепенным совершенствованием уже выработавшихся приемов - простым ускорением движений и тому подобными количественными факторами, а требует некоторой качественной перестройки, методического перевооружения, для которого необходим известный подготовительный период. В течение этого периода упражнение как будто не дает никакого эффекта, зато затем сразу наступает значительный скачок. В других случаях периоды снижения эффективности работы могут наступить вследствие утомления, потери интереса и т. п. В некоторых случаях задержка происходит потому, что прежде, чем станет возможным дальнейшее продвижение, требуется некоторое время для автоматизации, для закрепления уже достигнутого [6, C,103].
За каждым периодом задержки или снижения эффективности в работе возможен новый более или менее значительный подъем. Он может быть вызван нахождением нового удачного метода работы, возросшей активностью и т. п.
Эффективность упражнения зависит от целого ряда...
Похожие материалы:
Реферат: Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школеРеферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста
Реферат: Психолого-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста, имеющих трудности поведения
Курсовая работа: Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей
Реферат: Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей