Курсовая работа: Эмоции в структуре мыслительной деятельности

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования мышления и эмоций
.1 Мышление и его закономерности
.2 Концепции эмоций в мыслительной деятельности
Глава II. Эмоции в структуре мыслительной деятельности
.1 Функции эмоций в процессе мышления
.2 Эмоции как координатор мыслительной деятельности
Заключение
Библиографический список

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Эмоции в структуре мыслительной деятельности':


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эмоции в структуре мыслительной деятельности
студентки очно-заочной формы обучения
направления подготовки (специальности) 030401.65
курса группы 88000983
Зиновьевой Натальи Михайловны
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент Шарапов А.О.
Белгород 2015
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования мышления и эмоций
.1 Мышление и его закономерности
.2 Концепции эмоций в мыслительной деятельности
Глава II. Эмоции в структуре мыслительной деятельности
.1 Функции эмоций в процессе мышления
.2 Эмоции как координатор мыслительной деятельности
Заключение
Библиографический список
Введение
мышление эмоция психологический
Актуальность проблемы соотношения эмоций и мышления, определяется необходимостью комплексного изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Разработка данной проблемы связана с рассмотрением регулирующих функций эмоции в мыслительной деятельности и в целостной структуре «деятельной личности» вообще, имеет большое значение для определения путей повышения эффективности учебного процесса в педагогической практике и в творческой деятельности человека.
Проблема взаимосвязи мыслительных и эмоциональных процессов в последние годы все чаще становится объектом экспериментального исследования в психологии мышления. Необходимо отметить, что по мере познания указанной взаимосвязи сама проблема становится все более дискуссионной. Эпицентр дискуссий постепенно сместился с обсуждения вопроса о принципиальной допустимости введения аффективных процессов в мыслительные как внутренних составляющих последних, к обсуждению функций, которые выполняют эмоции в мышлении человека.
В рамках деятельностного подхода мышление предстает, прежде всего, как мыслительная деятельность, реализуемая рядом процессов, в том числе и эмоциональным. При этом последний понимается как динамический, обусловленный всем ходом мыслительной деятельности и обусловливающий ее как своеобразный регулятор.
Анализ любой из функций эмоций, которые выделяются различными авторами, показывает, что, так или иначе она является отражением регулятивной функции. Это можно отнести как к функции корректировки мыслительной деятельности, так и к функции способствования зарождению мыслительного процесса, которая, без сомнения, несет в себе момент регуляции.
Основная сложность заключается, однако, в том, что о конкретном вкладе эмоций в регуляцию мыслительной деятельности нельзя судить без анализа других регулирующих деятельность психических образований - потребностей, мотивов, целей, установок, гипотез, планов. Логично полагать, что эмоция не может быть поставлена в этот список как рядовой регулятор, так как эмоции оказываются необходимым компонентом их формирования и функционирования, и в этом проявляется исключительность и особенность участия эмоций в регуляции.
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи мышления и эмоций разрабатывалась и в российской, и в зарубежной психологии. В отечественной психологии проблема взаимовлияния эмоциональных и когнитивных аспектов психики изучалась в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в рамках отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия внес особый вклад - им были сформулированы основные постулаты о соотношении мозга и психики, «теория системной динамической локализации высших психических функций». Эмоции выполняют ряд функций, они являются фактором направленности поиска в процессе решения задач (Брушлинский А.В., Бодалев А.А., Васильев И.А., Вилюнас В.К., Кулюткин Ю.Н., Тихомиров O.K., Шафранская К.Д. и др.). В зарубежной психологии проблемой взаимодействия мышления и эмоций занимались Э.Блейер, У. Джеймс, П. Жане, Н. Ланге, Дж. Мейер, П. Сэловей, Т. Рибо, Л. Терстоун, Э. Торндайк.
Теоретические предпосылки работы: принцип единства сознания и деятельности, личностный принцип (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Платонов К.К., Теплов Б.М.). Основные положения энерго-информационного подхода к использованию психических процессов и функций (Ананьев Б.Г., Крылов А.А., Палей Й.М., Рыбалко Е.Ф.), положения О.К.Тихомирова и Ю.Н. Кулюткина об эмоции как необходимом компоненте мыслительной деятельности.
Эмоции выступают в виде стимуляторов и дезорганизаторов мыслительного процесса. Основное внимание психологов сводится к вопросу: как влияют эмоции на эффективность психических процессов. Явно не достаточно изучены конкретные связи эмоций с разными видами мышления.
Методологическая основа - диалектический метод, а также обще- и частнонаучные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения.
Таким образом, целью работы является изучение взаимообусловленности эмоциональных и мыслительных процессов. Объект - мыслительная деятельность личности как психическое явление, предмет - эмоции в структуре мыслительной деятельности.
Задачи:
. Проанализировать психологические теоретические подходы к изучению мышления и его закономерностей в психологической литературе.
. Рассмотреть концепции эмоций в мыслительной деятельности.
. Изучить влияние эмоций на мышление.
. Рассмотреть эмоции как координатор мыслительной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены общие закономерности мышления и подходы к изучению эмоций в мыслительной деятельности, во второй - более детальное рассмотрение влияний эмоций на мыслительную деятельность.
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования мышления и эмоций
1.1Мышление и его закономерности
Мышлению в познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия (чувственное познание). Мышление нельзя представить без того исходного материала, который заключен в чувственном. Переход к мышлению осуществляется там, где чувственное наталкивается на непреодолимую для него преграду на пути к познанию сущности. В чувственной картине мира, отображаемой индивидуумом, многие существенные связи и отношения неявны, не расчленены, подлинные зависимости ускальзывают.
Мир непосредственно данного ставит перед мыслью сложнейшую задачу, суть которой в том, чтобы «подвергнуть анализу суммарный итоговый эффект еще неизвестных воздействий, преломившихся через еще неизвестные внутренние свойства вещей, расчленить различные воздействия, которым подвергаются вещи, выделив из них основное, вычленить в суммарном эффекте каждого из воздействий на вещь воздействие и внутренние свойства вещи (явления), преломляясь через которые эти воздействия дают данный эффект, и, таким образом, определить внутренние, т. е. собственные, свойства вещей или явлений с тем, чтобы затем, соотнося, синтезируя данные, полученные в результате такого анализа, восстановить целостную картину действительности и объяснить ее»[1, с. 3].
Мышление выявляет существенное, необходимое, то, что оказывается общим при многообразных изменениях несущественного. Поэтому мышлению свойственно обобщение. Обобщая, мышление все более глубоко проникает в сущность явлений действительности.
В ощущениях и восприятиях предметы и явления действительности даны в большей или меньшей непосредственности свойств и особенностей. В мышлении совершается переход к опосредствованному определению этих свойств (ставший хрестоматийным пример перехода от непосредственного ощущения теплоты к понятию температуры) и тем самым выход за пределы чувственного. Однако, отправляясь от чувственного и выходя за его пределы, мышление никогда не отрывается от него.
Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем [12, с. 300].
Мышление - это опосредствованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредовании - и обобщенное познание объективной реальности. Продолжая процесс познания «…от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца»[1, с. 4], мышление предстает перед нами как познавательная деятельность индивидуума, возникающая из деятельности внешней. Действие, как указывает С. Л. Рубинштейн,- это первичная форма существования мышления. Все операции мышления (сравнение, анализ, синтез и др.) возникают первоначально как практические операции и лишь впоследствии становятся операциями теоретического мышления. Связь с деятельностью, практикой сохраняется и на уровне теоретического мышления. Практика - критерий истинности мышления.
В литературе специфика мышления традиционно определяется, по крайней мере, тремя структурными характеристиками, которые не обнаруживаются на сенсорно-перцептивном уровне познавательных процессов. Мышление - это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного.
Выделение этих ставших хрестоматийными структурных особенностей мышления нуждается в некотором уточнении. Нетрудно заметить, что отображение связей и отношений возможно не только на мыслительном уровне, но и на уровне, например, ощущения, которое, как образ, характеризуется локализованностью (т. е. образ содержит элементы пространственного расположения раздражителя). То же самое можно сказать и о двух других особенностях мышления, которые не имеют строгих критериев разграничения образа и мысли. Возможный выход из этого положения видится в выделении двух уровней психического отражения: первый - это те связи и отношения, обобщения, опосредования, которые доступны чувственному; второй связан с проникновением в причинно-следственные зависимости, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному.
Между этими двумя уровнями есть свои переходные звенья. По представленности их в деятельности, очевидно, можно судить о степени развития мышления. Эти переходные формы между образом и мыслью еще нуждаются в изучении.
Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру - стадии и механизмы решения познавательных задач.
Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления - когнитивным (от лат. cognitio - познание) стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).
Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются:
мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
формы мышления: понятие, суждение, умозаключение;
виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.
Мыслительная деятельность
По содержанию различается практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре мыслительная деятельность: алгоритмическая (осуществляется по заранее известным правилам) и эвристическая (творческое решение нестандартных задач).
По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).
К индивидуальным особенностям мышления могут быть отнесены критичность, широта и глубина, гибкость и быстрота мысли. Степень критичности мышления различна у разных людей и зависит от многих факторов. Наиболее очевидно влияние воображения и эмоциально-чувственной сферы. Уровень критичности мышления отчетливо проявляется в такой фазе мыслительного процесса, как проверка гипотез. Критичность является признаком зрелого ума. Широта и глубина мыслительной деятельности выражаются как в возможности охватить проблемы и вопросы различных сфер науки и практики без утраты важных деталей, так и в степени проникновения в их сущность. Гибкость и быстрота - это, во-первых, легкость перехода на новый путь или способ решения проблемы, умение освободиться от шаблонов и схематизма в мышлении, во-вторых, время, затрачиваемое на поиск верного решения.
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация. Мыслительные операции - мыслительные действия, охватывающие действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания: понятием, суждением и умозаключением.
Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение - элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.
Обобщение - свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинная познавательная ценность - обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства. Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т.е. на основе абстракции.
Абстракция (лат. abstractio - отвлечение) - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.
В процессе абстрагирования человек как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, в алфавитных каталогах).
На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.
Конкретизация (от лат. concretio - сращение) - познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация - высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, мысленно воссоздает конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному - теоретическое освоение действительности.
В результате применения законов формального мышления сформировалась способность людей к получению выводного знания. Возникла наука о формализованных структурах мыслей - формальная логика.
Формы мышления
Формализованные структуры мыслей - формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека.
Суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. Истинность системы суждений - предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.
В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность.
В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном. Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.
Дедукция - отражение общей связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его общими связями, анализ конкретного в системе обобщенных знаний.
Индуктивное умозаключение - вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований - часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.
Закономерности и особенности мышления
Рассмотрим основные закономерности мышления.
. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта - путем изыскания необходимых познавательных стратегий.
. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в...

Похожие материалы:

Реферат: Значение психологии в деятельности сотрудников ГПС МЧС России

Реферат: Мотивация в структуре личности

Курсовая работа: Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

Реферат: Экзамен: эмоции или стресс?

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности