Курсовая работа: Эмоциональная сфера человека

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
1.1 Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности
1.2 Анализ исследования проблемы
Глава 2. Эмпирическое исследование
.1 Организация исследования
.2 Статистическая обработка данных
.3 Психологическая интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 13 августа 2024


Скачать работу 'Эмоциональная сфера человека':


Содержание
Введение
Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
1.1 Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности
1.2 Анализ исследования проблемы
Глава 2. Эмпирическое исследование
.1 Организация исследования
.2 Статистическая обработка данных
.3 Психологическая интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Введение
Формирование эмоциональной сферы личности считается сложным процессом, который происходит под действием ряда внешних и внутренних причин. Причиной внешнего воздействия считается общественная среда, в которой находится человек, причиной внутреннего действия - наследственность, индивидуальности его физиологического становления.
Формирование эмоциональной сферы личности соответствует главным шагам ее психического становления, начиная с раннего детства до зрелого времени.
Психологический аспект. Для каждого шага отличителен определенный уровень нервно - психического реагирования индивида на разные воздействия общественной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), эмоциональный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-18лет). В любом из данных шагов появляются чувственные, поведенческие, характерологические специфики, характерные тому либо иному возрасту.
Данные особенности отображают проявления нормального возрастного становления. эмоциональный адаптивный поведение психический
Актуальность. Важным направлением при исследовании развития личности выступает обнаружение особенностей психологической сферы людей. Это дает возможность создать рациональные обстоятельства для их личного развития и успешной общественной адаптации.
Новизна исследования содержится в том, что в отечественной психологии проведено экспериментально-психическое изучение эмоционально-личностных специфик детей и взрослых. Описаны отличительные для людей понимания мимики и психологического состояния человека.
Объект исследования - личность людей.
Предмет исследования - особенности развития эмоциональной сферы личности.
Основная гипотеза исследования. Эмоционально-личностное развитие людей существенным образом определяется спецификой понимания эмоций и эмоциональных состояний человека.
Цель - изучить особенности эмоциональной сферы личности.
Задачи:
)Сделать психологическую диагностику особенностей эмоциональной сферы человека;
)Провести эмпирическое исследование;
)Сделать выводы.
Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
.1Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности
Проблема воздействия чувств на поведение личности считается одной из важных в сегодняшней психологии. Существенное количество изучений отнюдь не исчерпали проблему, скорее, проявили ее глубину, обозначили диапазон направлений анализа психологии поведения. Исследование психологии эмоций позволяет увеличить представления об адаптивной психической активности, о причинах, которые обеспечивают эффективное поведение личности в процессе ее приспособления.
Как известно, эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и эмоциональную оценку реальности, организуя целостные формы действия, разрешающие простые и трудные адаптационные задачи. Эмоции воздействуют на ход развития и функционирования человека, компанию его действия. Выступая в качестве регуляторов действия, эмоции исполняют главную приспособительную функцию в системе взаимодействия человека с внешней средой, в обеспечении функциональных форм ее жизнедеятельности [3,с. 6].
Согласно представлениям Л. С. Выготского, Г. М. Бреслава, В. К. Вилюнаса, Л. К. Изарда, А. Н. Леонтьева и др., чувства, выступая в качестве регуляторов действия, исполняют главную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней сферой, обеспечивая функциональные формы его жизнедеятельности. Нарушения психологической регуляции действия, согласно современным изучениям, конкретно ведут к расстройству адаптации, общественно-эмоциональной деформации личности [7,с. 89].
Таким образом, значимость эмоций в управлении действием человека огромна, фактически все ученые эмоциональной сферы фиксируют мотивирующую значимость чувств, связывают впечатления с потребностями и их удовлетворением.
Почти все современные ученые замечают, что в структуре дезадаптивного действия личности немалое место занимают нарушения, совершенные на фоне особенных психологических состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, враждебность, завышенная ригидность, личная и реактивная тревожность, временные ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, подавленность, страхи разного генеза, эмоциональная интенсивность переживаний, неустойчивый фон настроения, раздражительность, состояние завышенного психологического напряжения [8 с. 11].
Рядом исследователей тщательно исследованы разные проявления дезадаптации, в том числе и психологической, но важной остается проблема значения эмоциональной сферы в адаптации личности. В особенности принципиальным считается изучение процесса адаптации и ее устройств в любом возрасте.
Конкретно подростковый возраст связан с функциональным формированием личности и ее психологической сферы. Весь этот момент представляет собой значительную перестройку ранее сформировавшихся психологических структур и происхождение новых. Этот сложный и долгий ход адаптации подростка к новым общественным условиям собственного становления, сопровождающийся целой палитрой специфичных (нередко внутренне конфликтных) переживаний, выявляет подготовленность к адаптационному действию как фактору личного становления.
1.2 Анализ исследования проблемы
Анализ начался с определенного подхода, который гарантирует исследование темы во всей его структурно-информативной сложности с учетом обилия внешних "надсистемных" взаимосвязей. Система, обеспечивающая психическую активность, как и любая иная многофункциональная система, представляет собой конкретную совокупность подсистем, важнейшей из каких считается система психологического реагирования [2 с. 56].
Из научных способов знания применялся анализ и составление литературных источников по проблеме изучения. Способ исследований (метод 8-цветовых выборов М. Люшера (МЦВ), метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, анализ ситуативной и личной тревожности Д.Спилбергера), способ выборочного опроса (индивидуальный опросник А. Айзенка); автобиографический метод исследования личности; аспекты сложной оценки состояния дезадаптации Л. В. Яссман [10]; беседа; способы статистической обработки приобретенных результатов.
Внедрение модели изучения и раскрытия значения дезадаптации личности [11,с 103], продемонстрировало, что дети и юноши, демонстрирующие неэффективные формы действия в социуме, имеют большой дезадаптивный уровень. При этом, как показывает анализ итогов изучения, у девиантных подопытных критерии дезадаптации выражены на уровне целых подсистем психической адаптации. Однако в особенности - на уровне подсистемы психологического реагирования, завышенная чувственная эмоциональность и эмоциональная насыщенность переживаний, раздражительность, высокий уровень личной и реактивной тревожности, чувственная неустойчивость, высокий уровень психоэмоциональной напряженности, эмоциональная незрелость, несоответствие психологических реакций.
На наш взгляд, выраженные особенности понижают вероятность прогнозирования испытуемыми результатов собственного действия, что сопровождается внешней напряженностью, легко образующейся раздражительностью, конфликтностью, чувством своей неполноценности, закомплексованностью, тревожной настроенностью, лабильностью фона настроения, завышенной психологической возбудимостью, эмоциональной интенсивностью переживаний.
Исследование внушительно демонстрирует подъем неблагоприятной симптоматики на уровне всех подсистем по мере нарастания состояния дезадаптации. Но нарушения в подсистеме психологического реагирования, очевидно, указывают на предпочтительную значимость эмоционального фактора в структуре дезадаптивного действия. Достоверность качественного анализа полученных итогов изучения мы проводили проверку с использованием коэффициента Kendall Tau Correlanions. С помощью состава предоставленного коэффициента мы обнаружили статистически достоверную взаимозависимость между такими параметрами, как дезадаптация и чувственные нарушения: смысл коэффициента составило (t)=0,881 при р=0,00001.
Анализ итогов проделанного нами изучения особенностей психологического реагирования в личностно значимой ситуации девиантных испытуемых молодых людей и школьников с действенным поведением показывает, что девиантные испытуемые применяют в большей степени простые формы эмоционального реагирования, степень регуляции переживаний молодых людей с неэффективным действием подходит наиболее раннему периоду возрастного становления.
Численные характеристики относительного анализа видов эмоционального реагирования социально адаптированных и девиантных людей представлены в таблице 1.
Таблица 1. Типы эмоционального реагирования у социально адаптированных и асоциальных подростков и юношей
Исследуемые Типы эмоционального реагирования (%)
Прямое Трансформация Интелектуали-зация
Адаптированные люди 4,2 39,0 58,6
Девиантные общества 63,7 26,9 9,8
t - критерий 3,89 3,01 3,99
Достоверность различий - р 0,004 0,004 0,005
Как видно из таблицы 1, численный анализ полученных итогов с внедрением t-критерия дозволяет говорить о наличии статистически важных отличий между группами испытуемых по видам эмоционального реагирования.
Не считая этого, согласно анализу приобретенных результатов изучения у испытуемых с неэффективными формами действия при переходе от одной возрастной категории к другой не происходит поднятие роли умственных функций в регуляции переживаний. Согласно приобретенным результатам, девиантные испытуемые различного возраста применяют в большей мере функции психологического контролирования и защиты по виду непосредственного реагирования, в меньшей - по виду интеллектуализации и трансформации. При этом при переходе к последующей возрастной группе данные отличия обостряются.
Полученные данные позволяют утверждать, что с годом у молодых людей с неэффективными формами действия происходит повышение непосредственных форм реагирования - с 57,3 % у четырнадцатилетних до 63 % у шестнадцатилетних, значимость различий по способу t - критерия Стьюдента составляет 3,01 при р=0,005, имеет статистически значимый характер (критическое значение t - аспекта с учетом размера выборки составляет 2,36).
Вывод: Таким образом, итоги изучения отображают взаимозависимость эмоционального становления в старших возрастных группах молодых людей с эффективным поведением с интеллектуализацией чувств, повышением значения умственных функций в регуляции переживаний, что, соответственно, гарантирует гибкость психологического реагирования и увеличивает адаптационные способности человека социальном взаимодействии.
Изучение особенностей эмоциональной сферы людей показывает, что эмоционально-личностное развитие людей существенным образом определяется спецификой понимания эмоций и эмоциональных состояний человека и главным образом это понимание имеет большую зависимость от возраста человека.
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Организация исследования
Способ: Тест "Оценка типа стрессоустойчивости".
Анализ используется для определения вида реагирования (А либо Б) на напряженную обстановку. Включает 20 утверждений.
Бланк опросника выдается человеку для самостоятельного заполнения и будет сопровождаемым инструкцией последующего содержания:
"На любой вопрос теста вероятны 3 вида ответа: "да", "нет", "не знаю".
Степень стрессоустойчивости определяется путём суммирования оценок подобранных ответов. Данный уровень может быть в диапазоне от 0 до 40 баллов.
На любой вопрос ответу "да" даётся 2 балла,
ответу "нет" - 0 баллов;
ответу "не знаю" - 1 балл.
Если степень стрессоустойчивости находится в диапазоне от 0 до 10 баллов, то такие люди относятся к виду Б - стрессоустойчивые.
Если степень стрессоустойчивости от 10 до 20 баллов, то у таких людей проявляется расположение к виду Б, однако умеренно выраженная. Нередко проявляют стрессоустойчивость, но не постоянно.
Если уровень стрессоустойчивости от 30 до 40 баллов, то эти люди относятся к виду А. Люди такого вида характеризуются рвением к конкурентной борьбе, достижению цели, традиционно бывают не удовлетворены собой и жизненными обстоятельствами, и начинают стремиться к новейшей цели. Нередко они показывают агрессивность, нетерпение, активность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.
Если уровень стрессоустойчивости составляет от 20 до 30 баллов, то у таких людей проявляется расположение к виду А, но умеренно воплощенная. Неустойчивость к стрессам проявляется часто.
Главным шагом психодиагностического освидетельствования являлось исследование личности, общение с ним, с целью проверки его особенностей и характера, обнаружение сопутствующих проблем и прочих нужных данных.
Последующим шагом обследования являлась специальная беседа, целью которой было введение эмоционального контакта с человеком и оценка его отдельно-личных особенностей как психодиагностического контекста его обследования.
Оценка начального уровня общественно-психического стресса и специфики психологического реагирования людей на определенные вопросы и на своё состояние осуществлялась в первый - второй день общения человека с экспертом с использованием последующих способов: изучение личностной и ситуативной тревожности, определение значения депрессии и устойчивость персоны к стрессу.
Задача оценки эмоционального реагирования как приблизительно воздействующего на отношение к вопросам специалиста по психологии реализовывалась в первые 2 дня взаимодействия специалиста и пациента. Выбор указанного периода объяснен тем, что у человека в этот момент можно отследить целую палитру эмоциональных проявлений, т.к. во-первых, человек отвлечен от обычного окружения и остается как бы один на один с профессиональным специалистом.
Во-вторых, прошло время паники, и пациент с большей достоверностью может поведать о собственных чувствах.
В-третьих, это период когда перед человеком стоит непростая задача пройти целый объем курса.
Специфики психодиагностического изучения складывались условиями его выполнения, присущими для подобранного режима.
Таким образом, логика реализации задач изучения обозначила последовательность шагов выполнения исследования: изучение свойств действия в той либо другой ситуации, введение эмоционального контакта с помощью разговора, диагностический шаг изучения, включающий внедрение специальных методик.
2.2 Статистическая обработка данных
Первичная обработка и качественный анализ эмпирических данных осуществлялись посредством использования методов элементарной математической статистики: в каждой группе испытуемых по каждой из диагностических шкал не проективных методик подсчитывались средние значения показателей.
Таблица 2. Сводных данных по методикам
Испытуемые Пол тест на стессоустойчивость
Реактивная тревожность Личностная тревожность Уровень тревожности Уровень депрессии
Ч 1 м 29 44 50 10 11
Ч 2 м 20 35 51 6 3
Ч 3 м 31 39 42 8 2
Ч 4 м 22 57 49 7 10
Ч 5 м 22 33 40 8 4
Ч 6 м 30 31 31 10 3
Ч 7 м 27 35 40 7 2
Ч 8 м 20 32 31 3 2
Ч 9 м 19 60 46 7 6
Ч 10 м 26 61 51 10 7
Ч 11 ж 37 35 41 6 2
Ч 12 ж 23 55 55 8 10
Ч 13 ж 21 44 50 7 11
Ч 14 ж 30 41 56 7 9
Ч 15 ж 20 43 43 9 5
Ч 16 ж 18 29 51 10 8
Ч 17 ж 18 51 51 8 7
Ч 18 ж 21 30 40 2 3
Ч 19 ж 24 49 45 5 4
Ч 20 ж 29 30 59 18 10
Средне статистическая 24,3 41,8 48,2 8,7 5,09
Контрольная группа
Ч 1 м 24 41 43 5 2
Ч 2 м 22 29 40 4 12
Ч 3 м 20 31 34 8 2
Ч 4 м 16 54 55 10 8
Ч 5 м 17 59 39 3 15
Ч 6 м 19 31 42 9 3
Ч 7 м 20 46 33 8 7
Ч 8 м 20 53 57 10 5
Ч 9 м 24 51 55 10 8
Ч 10 м 27 50 40 8 3
Ч 11 ж 15 30 41 5 10
Ч 12 ж 20 29 43 13 8
Ч 13 ж 21 50 42 11 7
Ч 14 ж 14 41 47 9 4
Ч 15 ж 28 37 41 12 4
Ч 16 ж 20 31 60 11 15
Ч 17 ж 23 36 47 8 2
Ч 18 ж 20 40 44 7 1
Ч 19 ж 14 55 40 10 9
Ч 20 ж 12 23 41 15 5
Средне статистическая 20,9 42,6 44,8 8,9 5,9
Таблица 1 - Результаты проверки нормальности распределения количественного значения теста "Оценка типа стрессоустойчивости"
M Me Mo max D K-S Lilliefors
Контрольная группа (n=20) 20,9 21,3 18,0 0,14 p > 0.20 p > 0.20
Группа испытуемых (n=20) 25,7 24,5 24,0 0,19 p > 0.20 p > 0.20
Как демонстрируют итоги анализа нормальности распределений обследованного признака, нужно отвергнуть догадку о нормальности распределения данных переменных, так как, в контрольной группе отличия между мерами центральной тенденции немаловажны, так медиана одинакова 22, а мода - 16 баллам. Значит, нужно использовать непараметрические способы статистики для данных характеристик.
На рис. 1 показано, что в группе случайных испытуемых вид А встречается в 20%, в то время как предоставленная черта в контрольной группе вообще не отмечалась. Это отличие считается достоверным.
Кроме того, отмечается подлинно более невысокая частота в указанной группе предрасположенности к виду Б.
Таким образом, можно заявить, что в группе случайных людей с невысокой стрессоустойчивостью (чистый вид А) встречаются в 20 %, тогда как в контрольной группе, такой вид стрессоустойчивости не встречается, случаев, лица со склонностью к виду А, в 60 % случаев, тогда как в группе контрольных она встречается в 55 %, и лица со склонностью к виду Б (высокая стрессоустойчивость, встречаются в группе случайных только в 20%, тогда как в контрольной в 45%.

Рис. 1 Частота типов стрессоустойчивости в сравниваемых группах
Таким образом, анализ итогов проведенного исследования можно отметить, что психика случайных людей, характеризуется более высокими количественными значениями анализа "Оценка типа стрессоустойчивости", с увеличением частоты реагирования на стресс по типу А, и более частым развитием психической формы тревожности.
2.3 Психологическая интерпретация полученных результатов
По имеющейся биопсихосоциальной модели (Maslow, А.Н. - 1970) имеются 3 категории главных потребностей человека: информационные, технические и эмоциональные. По собственной существенности они располагаются в виде последующей иерархической пирамиды.
. Самореализация.
. Эстетические потребности.
. Необходимости в плане осознания.
. Необходимости быть оценённым.
. Эмоция принадлежности, необходимости в любви и культурные потребности.
. Потребности в отношении безопасности.
. Физические потребности.
Самореализация - требует исполнения и осуществления возможных способностей с внешней помощью и консультированием по половым темам для достижения реабилитации.
Эстетические потребности - исполнение физических и психологических нужд, заинтересованность в собственной внешности и в среде.
Потребности в плане осознания - понимание прогноза заболевания. Анализ вероятно неясных качеств.
Потребности быть оценённым - помощь и ободрение в ходе соблюдения профессиональных советов.
Чувство принадлежности, необходимости в любви и культурные...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием

Курсовая работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Реферат: СОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Реферат: Свободная β-субъединица хорионического гонадотропина человека как маркер синдрома Дауна

Реферат: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ ОБ ИСТЕРИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА