Курсовая работа: Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема

Проблема. Эмоции неразрывно связанны со всей деятельностью человека: и с удовлетворением наших низших витальных потребностей, и с общением, и с учебой, работой и творчеством. Они регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. В случае нарушений эмоциональной сферы симптоматика их проявления довольно обширна.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема':


Название дисциплины Социальная психология
Тема Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема
Введение
Проблема. Эмоции неразрывно связанны со всей деятельностью человека: и с удовлетворением наших низших витальных потребностей, и с общением, и с учебой, работой и творчеством. Они регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. В случае нарушений эмоциональной сферы симптоматика их проявления довольно обширна. Эмоциональные колебания вызывают неблагоприятные стрессовые ситуации, действия, имеющие продолжительный срок и наносящие непоправимый вред психике человека. Изменение общего эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. За возникновение и реализацию эмоций отвечают кора головного мозга, вегетативная и двигательная системы. Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны как сбоем в функционировании организма, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое напряжение человека. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу эмоциональной сферы, и в частности синдром эмоционального выгорания. Данная проблема привлекла к себе внимание специалистов различных направлений, а также психологов. Существует ряд профессий, в которых человек испытывает чувство внутренней эмоциональной напряженности из-за необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Тема исследования. Тема данной курсовой работы - «Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема».
Актуальность исследования. Эмоциональное выгорание (burn-out) - это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха - время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. Это время, когда мы эксплуатируем сами и позволяем себя эксплуатировать. Благодаря работам отечественных и зарубежных ученых, таких как А. Лэнгле, Е. Аронсон, А. Пайнз, X. Фрейденберг, С. Маслач, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Н.В. Гришина, Е.В. Орел, и других - данная проблема актуальна в наши дни, свидетельством чему является большое число публикаций.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования будут рассмотрены нарушения эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Предмет исследования - эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема современности.
Цели и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является: исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе, причин данного синдрома, факторов, стадий развития, механизмов и условий. Для достижения цели исследования, ставлю перед собой следующие задачи:
дать общую психологическую характеристику синдрому эмоционального выгорания;
выявить и проанализировать его основные причины, социально-психологические факторы и условия развития синдрома;
рассмотреть основные стадии развития и модели синдрома эмоционального выгорания;
определить социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессий;
рассмотреть способы и методы по минимизации последствий данного синдрома на личность и представить соответствующие профилактические рекомендации.
В данной курсовой работе в качестве теоретической и методологической основы исследования будут использованы наиболее актуальные принципы, подходы, положения и концепции в психологии: комплексный подход; системно-структурный подход; принцип единства личности и деятельности; концепции профессионального становления личности и профессиональной социализации; общетеоретические и экспериментальные подходы к исследованию эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе. Основным методом будет теоретический анализ литературных источников по проблеме эмоционального выгорания, социальной адаптации личности, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания.
1. Проблема эмоционального выгорания в социальной психологии
.1 Понятие и признаки эмоционального выгорания
эмоциональное выгорание социальный психологический
Синдром эмоционального выгорания - это термин, который был введен в психологию в 1974 году американским психиатром Гербертом Фрейденбергером, описываемый как проявляющийся нарастающим эмоциональным истощением, и который может привести к личностным изменениям в сфере общения с людьми. Эмоциональное выгорание - это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Иными словами, подобное состояние являет собой некий механизм психологической защиты на стрессы, возникающие в трудовой сфере. Выгоранию особенно подвержены люди, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми, а также представители альтруистических профессий.
Существуют разные определения выгорания. Например, М. Буриш считает, что «Выгорание - психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса». В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия».
Первоначально данный термин использовался по отношению к абсолютно здоровым людям, вынужденным постоянно находиться в эмоционально нагруженной атмосфере при выполнении своих трудовых обязанностей. В результате, человек утрачивает большую часть своей физической и эмоциональной энергии, становится недоволен собой и своей работой, перестает понимать и сочувствовать людям, которым приходится оказывать профессиональную помощь. Симптоматика рассматриваемого синдрома весьма обширна и определяется личностными особенностями каждого конкретного человека. Для выхода из подобного состояния часто требуется специальное лечение.
Фройденбергер впервые опубликовал статью о волонтерах, которые работали в социальной сфере от имени местной церкви. В этой статье он описывал их ситуацию. У этих людей были симптомы, похожие на депрессию. В их анамнезе он обнаруживал всегда одно и то же: сначала эти люди были в абсолютном восторге от своей деятельности. Потом этот восторг постепенно начинал уменьшаться. И в конечном счете они выгорели до состояния «горсточки пепла». У всех них была обнаружена сходная симптоматика: эмоциональное истощение, постоянная усталость. При одной только мысли, что завтра нужно идти на работу, у них возникало чувство усталости. У них были различные телесные жалобы, они часто болели. Это была одна из групп симптомов.
Что касается их чувств, то они больше не имели силы. Произошло то, что он назвал дегуманизацией. Изменилось их отношение к людям, которым они помогали: сначала это было любящее, внимательное отношение, затем оно превратилось в циничное, отвергающее, негативное. Также ухудшились отношения с коллегами, возникало чувство вины, желание уйти от всего этого. Они работали меньше и делали все по шаблону, как роботы. То есть эти люди уже не были способны, как прежде, вступать в отношения и не стремились к этому. В качестве третьей группы симптомов автор статьи обнаружил снижение производительности. Люди были недовольны своей работой и своими достижениями. Они переживали себя как бессильных, не чувствовали, что достигают каких-то успехов. Всего для них было слишком много. И они чувствовали, что не получают того признания, которого они заслуживают.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается в психологии как следствие огромных эмоциональных затрат, при которых всегда требует общение с людьми. Подобному патологическому состоянию особенно подвержены люди таких профессий как, педагоги, медицинские работники, руководители предприятий, торговые представители, социальные работники и т.п. Рутина, напряженный рабочий график, зарплата, не удовлетворяющая имеющиеся запросы, стремление быть лучшим во всем и многие друге факторы способны вызвать сильнейший стресс и негативные эмоции, которые постепенно накапливаются внутри и приводят к эмоциональному выгоранию. Но не только напряженная работа может спровоцировать выгорание. Некоторые особенности характера и образа жизни конкретного человека также обуславливают предрасположенность к подобному состоянию. Так, возможные причины выгорания, можно условно поделить на несколько групп, в первую из которых войдут факторы, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью: отсутствие контроля над выполняемой работой, низкая заработная плата, повышенная ответственность, слишком монотонная и неинтересная работа, высокое давление со стороны руководства.
Среди индивидуальных черт характера, обуславливающих повышенный риск выгорания, психологи выделяют перфекционизм, пессимизм, желание выполнять свои обязанности без посторонней помощи, стремление контролировать абсолютно все. Как правило, синдрому эмоционального выгорания особенно подвержены люди с личностным типом А. Для человека с личностью типа А характерно стремление работать до изнеможения и сильный дух соперничества во всех делах. Это черта характера личности, характеризуемая чрезмерным влечением и духом соперничества, нереалистичным ощущением безотлагательности чего-то, неадекватными амбициями, нежеланием давать самооценку, тенденцией подчеркивать значимость количества продукции, по сравнению с качеством, и потребностью в контроле.
Клинические проявления эмоционального выгорания условно делятся на три обширные группы: физические поведенческие и психологические. В первую группу входят такие симптомы, как синдром хронической усталости, проявления астении, головные боли, нарушения со стороны пищеварительной системы, потеря или стремительный набор массы тела, нарушения сна, артериальная гипертензия, тремор конечностей, тошнота, одышка, боли в сердце и т.д. Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее. На фоне снижения энтузиазма и самооценки может возникать:немотивированное беспокойство и тревога; чувство вины; неуверенность в себе и собственных профессиональных качествах; подозрительность; потеря интереса к работе, ее формальное выполнение; скука и апатия; чувство собственной беспомощности и бесполезности; разочарование; повышенная раздражительность; ощущение всемогущества (по отношению к клиентам, пациентам и т.д.); общий негативизм по отношению к перспективам в карьерном росте и жизни в целом; дистанцирование от коллег или клиентов; чувство одиночества.
В поведении человека, подверженному выгоранию, также можно заметить некоторые изменения. Обычно это состояние характеризуется практически полным отсутствием физических нагрузок, увеличение рабочего времени, нарушения аппетита, возможно злоупотребление спиртным или наркотическими веществами. Анализ литературы по данной проблеме позволяет обобщить множество определений выгорания от разных авторов, и выделить три основных компонента: эмоциональное/физическое истощение, деперсонализация и редуцирование личных достижений:
Эмоциональное истощение находит свое проявление в уменьшенном эмоциональном фоне, в равнодушии или наоборот - в эмоциональном перенасыщении, раздражении.. Данный компонент выгорания весьма близок к тому, что наблюдается при остром или хроническом состоянии монотонии и психическом пресыщении. При этом у человека может наблюдаться чувство, то источник его эмоциональных ресурсов иссяк, и он понимает, что не может в дальнейшем заниматься своим делом с таким же воодушевлением, желанием, как и прежде. Все то, что ранее радовало его, теперь вызывает только равнодушие или даже тошноту.
Деперсонализация выражается в изменении характера отношений с другими людьми. При этом появляется безразличное, и даже негативное отношение к людям, с которыми приходится работать. Общение и взаимодействие с ними становится формальными, обезличенными. В других случаях деперсонализация выражается в возникновении зависимости от других. Появляющееся негативное отношение к людям первоначально может иметь скрытый характер и обнаруживаться во внутренне сдерживаемом раздражении, прорывающимся постепенно наружу и приводящее к конфликтам вследствие повышения негативизма, цинизма в отношениях с людьми.
Редуцирование личных достижений обнаруживается, как правило, с одной стороны в негативном оценивании себя как профессионала и личности, а с другой стороны - наоборот - в ограничении своих возможностей, снятии с себя ответственности и перекладывании ее на других.
Если говорить о причинах эмоционального выгорания, в общем и целом различают три области. Это индивидуально-психологическая область, когда у человека возникает сильное желание отдаться этому стрессу. Вторая сфера - социально-психологическая или общественная - это давление извне: различные модные течения, какие-то общественные нормы, требования на работе, дух времени. Например, считается, что каждый год нужно отправляться в путешествие и если я этого не могу, тогда я не соответствую людям, живущим в данное время, их образу жизни. Это давление может осуществляться в скрытой форме, и оно может иметь своим следствием выгорание. Но есть еще и третья причина, которая связана с организацией систем. Если система предоставляет отдельному человеку слишком мало свободы, слишком мало ответственности, если происходит моббинг (травля), тогда люди подвергаются очень большому стрессу. И тогда, конечно, необходима реструктуризация системы. Необходимо развивать организацию по-другому.
В результате выгорания люди испытывают хроническое истощение на эмоциональном и физическом уровне, что практически всегда приводит к ухудшению качества исполняемых ими обязанностей. В результате длительного воздействия стресса хороший педагог может начать относиться к ученикам бесчувственно, провоцировать конфликтные ситуации из-за собственного раздражения, начать проявлять агрессию не только на работе, но и дома.
С повышенным риском эмоционального выгорания связна и профессия социального работника, деятельность которого всегда связана с высокой моральной ответственностью за других людей. Данная профессия требует высокой психологической нагрузки, при этом, критерии успешности в ней довольно размыты. Постоянные стрессы, необходимость взаимодействия с «немотивированными» клиентами и даже экстремальные условия работы во многом способствуют развитию эмоционального выгорания.
.2 Стадии эмоционального выгорания
Исследование проблемы эмоционального выгорания позволило выявить и выделить несколько характерных его стадий. Здесь следует отметить, что развитие синдрома эмоционального выгорания у каждого человека происходит индивидуально. Это процесс в большей степени зависит от профессиональных условий, а также личностных особенностей. На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий.
Так, М. Буриш в развитии синдрома выделяет шесть фаз эмоционального выгорания (Приложение А). Если провести анализ предложенных им фаз развития синдрома, то можно проследить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальному вакууму. Поначалу профессиональная деятельность личности составляет центральную ценность и смысл всей его жизни. Буриш считает, что тот, кто «выгорает», когда-то должен был «загореться»». причем данный «запал» не повлечет за собой каких-либо негативных последствий при условии соответствующей сатисфакции. Если же будет иметь место очевидное для человека несоответствие между его вкладом и полученным или ожидаемой наградой, то начинают появляться первые симптомы выгорания. Трансформация его отношения к профессиональной деятельности, от позитивного до безразличного или негативного, прослеживается на примере «выгоревшего» врача, начинающего воспринимать пациента только как медицинский случай. При этом наблюдается постепенное обезличивание отношений между пациентом и врачом, начальником и подчиненными и т.д.; которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей различных социальных профессий и не только.
Согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития:
Первая стадия. На этой стадии патологии человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям. В том и другом случае возникает противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
Вторая стадия. Этот этап сопровождается стрессом и его типичными проявлениями. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных составляющих.
Третья стадия. Возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции в различных индивидуальных вариантах проявлений.
Четвертая стадия. На этом этапе эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания хронического стресса, проявляясь как психологическое и физическое истощение и переживание собственного неблагополучия. Данная стадия образно можно сравнить с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.
Другой исследователь и автор многих книг по эмоциональным нарушениям из университета Аризоны Джефф Гринберг, рассматривал проблему в качестве пятиступенчатого прогрессирующего процесса, в котором каждая из стадий получила сове оригинальное название:
«Медовый месяц». Изначальный энтузиазм работника под воздействием постоянных стрессовых ситуаций постепенно снижается, а работа начинает казаться все менее интересной. При этом человек, как правило, доволен работой и занятием, относится к ним с энтузиазмом. Тем не менее, со временем продолжающиеся стрессы в его деятельности приводит к тому, что его деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и человек становится более вялым.
«Нехватка топлива».Появляются первые признаки эмоционального выгорания; апатия, нарушения сна, повышенная утомляемость. Работник трудится менее продуктивно, начинает дистанцироваться от собственных профессиональных...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема

Контрольная работа: ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ КАК ПРОБЛЕМА НЕВРОПАТОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Реферат: Ложь как социально-психологический феномен

Реферат: Воспаление как общемедицинская проблема Этиология. Патогенез

Курсовая работа: Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения