Квалификационная работа: Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», - эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома эмоционального выгорания. [58].
Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024
Скачать работу 'Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы':
Выпускная квалификационная работа
Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медработника
.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
.2 Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания
1.3 Профессиональная деятельность медицинских работников как источник формирования синдрома эмоционального выгорания
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания медицинских работников
.1 Описание процедуры и методик исследования
.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Глава 3. Психологическая помощь работникам медицинской сферы по предупреждению и совладению с симптомами эмоционального выгорания
.1 Возможные направления психолого - профилактической помощи по предупреждению эмоционального выгорания
3.2 Организация психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
«Нет телесной болезни отдельно от души» Сократ
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», - эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома эмоционального выгорания. [58].
Данное исследование посвящено эмоциональному выгоранию - актуальной проблеме деятельности современного профессионала. Многие сталкиваются с этой проблемой на работе, в семейных отношениях, т.е. во всех социальных сферах деятельности, где есть человеческая жизнь. Не достаточно грамотно организованная работа с коллегами и клиентами забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И люди начинают «перегорать» как лампочки. И тогда наступает состояние эмоционального, психического, физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут эффективно трудиться, могут наступать дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение проблемы эмоционального выгорания является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (А.П. Василькова, 1997).
Эмпатия врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента T.H. Keef (1973). Наряду с этим, как отмечала М.А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.
Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (И. Харди, 1988).
Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медработники должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий (В.И. Ореховский и др., 1989).
Работа, связанная с медициной предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в медицинской сфере и профилактики синдрома эмоционального выгорания. На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ [2; 21; 31] посвященных изучению эмоционального выгорания именно в профессиональной деятельности медицинских работников, ограничено количество исследований по проблеме оказания психологической помощи и профилактике синдрома эмоционального выгорания у работников медицинской сферы, что также делает актуальным наше исследование.
Целью данной работы является изучение особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников для определения основных путей психопрофилактической работы, а так же принципов и способов психологической помощи медицинским работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.
Предмет исследования: факторы, определяющие возникновение, формирование и протекание синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Гипотеза исследования: возникновение, формирование и протекание синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников обусловлено целым комплексом факторов, среди которых определяющими внутренними факторами являются личностные особенности медработников, а внешние факторы связаны с характеристиками их профессиональной деятельности (условиями, образованием и опытом работы, профессиональным статусом).
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Анализ теоретических исследований по проблеме деформации личности и эмоционального выгорания.
. Выявление внешних и внутренних факторов, определяющих предрасположенность работников медицинской сферы к эмоциональному выгоранию, а также особенности его развития и протекания.
. Определение профилактических мер и основных направлений оказания психологической помощи медицинским работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания.
Методы исследования:
А) теоретические:
теоретический анализ;
Б) эмпирические:
шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Д. Спилбергера;
сокращенный многофакторный опросник для исследования личности Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова;
методика эмоциональное выгорание В.В. Бойко;
В) обрабатывающие:
математико-статистический анализ.
Базой нашего исследования являлась ГУЗВОКПБ №4 г. Волгограда. В исследовании участвовали 40 человек, стаж профессиональной деятельности которых от 5 до 30 лет, возрастные границы - 28-65 лет. Из них 6 мужчин и 34 женщины.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены основные подходы к определению сущности феномена эмоционально выгорания, а так же систематический анализ и обобщение материалов по этой проблеме в профессиональной деятельности медицинских работников; особое внимание уделено личностным особенностям работников в сфере «человек-человек»; рассмотрены основные механизмы и последствия эмоционального выгорания и факторы его формирования; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома, профессиональная деформация как следствие эмоционального выгорания. Проведена диагностическая работа, на основе которой удалось выявить особенности эмоционального выгорания медицинских работников.
Практическая ценность работы заключается в том, что работе рассмотрены способы оказания психологической помощи медицинским работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания, которые могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских работников, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения и трех глав, заключения, выводов, библиография включает 79 источника, 6 приложений. Объем работы составляет 81 страниц.
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медработника
1.1Понятие синдрома эмоционального выгорания
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки - выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса - «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания» [62].
Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [9].
К 1982 г. в англоязычной литературе были опубликованы свыше тысячи статей про «эмоциональное выгорание». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.
Со временем появление данного понятие исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерения выгорания не могло быть достоверным. С другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данной феномен нельзя было детально описать эмпирически.
Подавляющая часть статей и книг, написанных на тему выгорания с 1974 по 1980 гг., не могли быть признаны научными исследованиями, поскольку содержали лишь описательные характеристики и отдельные параметры их практики. Положение существенно изменилось после создания «Опросника для выявления выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, 1986). Это снабдило исследователей психометрическим инструментом, позволяющим использовать более стандартизованный и научный подход к изучению рассматривающего синдрома.
Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному выгоранию», было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб в 1982 г. расширяет группу профессионального риска: это - прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального выгорания», деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время. Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [46].
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Е. Махер в 1983 году обобщила перечень симптомов сгорания:
Усталость, утомление, истощение;
Психосоматические недомогания;
Бессонница;
Негативное отношение к пациенту;
Негативное отношение к самой работе;
Злоупотребление химическими агентами: кофе, табаком, алкоголем, наркотиками;
Отсутствие аппетита или переедание;
Переживание чувства вины;
Упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
Агрессивные чувства или раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность;
Кюйнарпуу назвал последние три симптома разрушительными, а остальные их следствием. (Т.В. Форманюк, 1994).
Таким образом, определяя феномен эмоционального сгорания, можно отметить, что синдром эмоционального выгорания - это специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при оказании профессиональной помощи. (Психотерапевтическая энциклопедия 2000).
Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
1.2Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными (В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. У К. Кондо (1991) соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения».
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [17].
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. (Т.В. Решетова, 2002).
повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров - пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока - нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются (Т.В. Решетова, 2002, К. Чернисс 2003).
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами - конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель - подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных,...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблемаСтатья: Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных этапах профессиональной деятельности
Курсовая работа: Эмоциональное выгорание педагога
Курсовая работа: Эмоциональное выгорание
Реферат: Вопросы медицинской психологии в деятельности среднего медицинского работника