Курсовая работа: Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

В последние годы заметно повысилось научное внимание к проблемам семьи, что обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе - падение рождаемости, рост разводов, снижение материального уровня семьи, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом (сенсорном, моторном и/или интеллектуальном) развитии.

Дата добавления на сайт: 13 августа 2024


Скачать работу 'Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ':


Содержание
Введение
Семья как предмет психологических исследований
.1 Основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи
.2 Проблема детско-родительских отношений
.3 Психологическая характеристика семей с детьми с ОВЗ
Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ
2.1 Организация и методы исследования отношений в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В последние годы заметно повысилось научное внимание к проблемам семьи, что обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе - падение рождаемости, рост разводов, снижение материального уровня семьи, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом (сенсорном, моторном и/или интеллектуальном) развитии.
Пристальный интерес к проблемам семьи связан с пониманием значения, которое имеет семья для развития общества. В ходе функционирования семьи происходит социализация подрастающего поколения, подготовка новых членов общества. Образ жизни семьи, особенности функционирования семейной системы являются той воспитательной средой, которая обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не может стать человеком и личностью.
Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Для данной категории детей семья часто оказывается единственным институтом воспитания. Именно на членах семьи лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, имеющего психофизический дефект. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что приобретается в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество.
До недавнего времени в нашей стране проблемы семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями умалчивались. Государственная политика в отношении к ребенку с отклонениями развития и семье, воспитывающей его, характеризовалась следующей тенденцией: отвержение больного члена общества как неполноценного, ненужного ни семье, ни обществу, ни государству; изоляция человека с отклонениями от семьи, общества (родителям предлагалось поместить своего ребенка в закрытые специализированные учреждения). Процессы демократизации общества, начавшиеся в России в 90-е г.г. ХХв., способствовали изменению общественного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, и к семье, в которой они воспитываются. Российское государство приняло ряд законодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права. Изменение нормативно-правовой базы в отношении лиц с отклонениями в развитии позволяет говорить о том, что инвалиды в России начинают занимать все более и более достойное положение. Но льготы и материальная поддержка семей, воспитывающих больного ребенка, остаются еще на низком уровне.
Несомненно, что семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности, - это семья с особым психологическим статусом. Она имеет специфические, по сравнению с семьей здоровых детей, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы.
Родители испытывают глубокие внутренние переживания, связанные с рождением ребенка с особыми образовательными потребностями. Состояние стресса, в котором пребывают родители, не позволяет им выбрать адекватные методы и приемы воспитания ребенка, и адаптироваться к изменениям, происходящим в семье Анализ отдельных проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями изложен в трудах С.Д. Забрамной, (1993); А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982), М.М. Семаго (1992), А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999) и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребенка с окружающими, восприятие этого ребенка близкими людьми и развитие ребенка с ограниченными возможностями как личности. Но детального изучения влияния особенностей семьи на психическое развитие ребенка в этих работах не проводилось.
Объектом исследования являются отношения в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
Предметом исследования являются особенности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
Целью работы является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
Задачи:
1.Проанализировать научную психологическую и педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребёнок с ОВЗ.
2.Изучить роль семьи в развитии и воспитании ребёнка.
.Исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
.Выполнить анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования.
теоретические и методологические положения системного семейного подхода, в том числе применительно к семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями в развитии (Р.Б. Дарлинг, R. Fewell, G. Hornby, D.Mitchell, Д. Олсон, A.P. Turnbull, В. Сатир, М. Селигман, Д. Хейли);
положения о структуре и содержании детско-родительских отношений, сформулированные А.А. Бодалевым, А.Я. Варгой, А.И. Захаровым, О.А. Карабановой, А.С. Спиваковской, В.В. Столиным, Э.Г. Эйдемиллером;
положения психологии развития и специальной психологии о единстве диагностики, развития и коррекции (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Лебединский, Т.А. Власова, Н.Н. Малофеев, В.И. Лубовский).
Методы исследования.
В качестве методов исследования применялись теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический подсчёт полученных результатов.
Констатирующий эксперимент осуществлялся с использованием методики «Тест - опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин» [21].
База исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБС(К)ОУ школы-интерната I-II вида Краснодарского края с 2013 по 2014 год. Выборку составили 30 родителей детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты можно использовать для составления рекомендаций родителям в организации их взаимодействия с детьми.
Оптимизированная диагностическая процедура по выявлению проблемных зон семейной системы позволяет превентивно организовать дифференцированную психокоррекционную работу с «особой» семьей, своевременно актуализировать ее психологические ресурсы для поддержания устойчивости структурно-функциональных характеристик.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 31 источник и 1 приложения.
дети родители ограниченный здоровье
1Семья как предмет психологических исследований
1.1Основные походы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все чаще встречаются исследования семейной системы. Повышенный интерес к семье со стороны педагогической и психологической науки связан с ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей, особенно детей особыми образовательными потребностями. Заметное внимание к семье как одному из важных факторов формирования личности проявлялось уже в 20-х и начале 30-х годов XX века. В отечественной педагогической психологии положение о роли социальной среды в психическом развитии ребенка было раскрыто в культурно-исторической теории Л.С. Выготского (1984). Позднее влияние бытовых и социальных условий семьи на физическое и интеллектуальное развитие ребенка было описано в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. [22]
Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и близкими взрослыми, другими членами семьи.[22]
В настоящее время имеется немало зарубежных и отечественных трудов, в которых анализируются различные внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение
(А.С. Спиваковская, 1981; А.Я. Варга, 1985; А.И. Захаров, 1988).
Можно выделить общие широко известные положения, относящиеся к феномену семьи.
. Во всех исследованиях авторы исходят из представления о семье как малой социальной группе, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (Н.Я. Соловьев, 1977; А.Г. Харчев,1979; М. Земска, 1986; А.Я. Варга,1988; Г.Т. Ко менстаускас, 1989 и др.).
. Семья является той жизненной средой, где человек развивается, обучается и воспитывается, где формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности преобразования ее [14]. По отношению к ребенку семья выступает как необходимый и основной ресурс, содействующий его приспособлению к миру и полноценному развитию.
.Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что она обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем семья чаще всего является дополнительным источником деструктивных и тормозящих влияний, определяющих формирование вторичных нарушений личности ребенка.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы усилить положительные и уменьшить отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
В психологических и социологических исследованиях рассматриваются различные аспекты семейной системы, от которых зависит характер влияния семьи на развитие ребенка.
Так, в социологическом подходе акцентируется внимание на влиянии социокультурных условий жизнедеятельности семьи на воспитание ребенка. Этот подход берет начало со второй половины XIX века и отражен в трудах таких антропологов и социологов, как: Л. Морган (1934), Ф. Энгельс (1929), М. Ковалевский (1905), Б. Малиновский (1936). Из современных авторов, работающих в рамках этого подхода, следует отметить А.А. Антонова (1973), А.Г. Харчева (1979), В.А. Сысенко (1986), С.И. Голод (1996), М.С. Мацковского (1998).
В психологических исследованиях к внутрисемейным социально-психологическим факторам, имеющим воспитательное значение, относят не только социологические параметры семьи, но и ее психолого-педагогические характеристики. Они включают в себя: «материальные и бытовые условия; численность и структура семьи, ее идейно-нравственный и эмоционально-психологический климат; уровень развитости семейного коллектива; характер взаимоотношений между его членами; трудовую атмосферу семьи; жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослы членов семьи; наличие свободного времени и характер организации семейного досуга; личный пример родителей; возможности использования средств массовой информации и культуры; систему и характер внутрисемейного общения и общения семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи; распределение педагогических сил в семье; семейные традиции; особенности профессионального опыта родителей и другое» [8].
Согласно психологическим работам воспитательное воздействие семейной системы реализуется через общение в семье. Потенциально высокие возможности семейного воспитания обеспечиваются такими особенностями семейного общения, как: высокий «доверительный интервал», малая дистанция между общающимися сторонами; охват всех сторон жизни человека [11].
Связь воспитательных возможностей семьи с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям раскрывается в работах А.С. Макаренко (1956), А.С. Спиваковской (1984), А.Я. Варга (1986), С.В. Ковалева (1988), В.И. Гарбузова(1990), Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого (1990), и др. Внутрисемейные отношения становятся основным аспектом изучения семьи в работах педагогического направления.
Большинство исследователей (Н.Г. Юркевич, 1970; В.А. Сысенко, 1989; Г.Т. Коментаускас, 1987 и др.) отмечают, что в системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами, так как именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности [24]. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность (а зачастую кризис) данной семьи и ее воспитательных возможностей. В рамках этого подхода исследуются влияние типа супружеских отношений на психическое и нравственное развитие ребенка, природа и сущность конфликтных ситуаций в семье, раскрывается влияние на эффективность выполнения воспитательной функции семьи таких факторов, как супружеская совместимость, устойчивость, стабильность и благополучие брака, семейный психологический климат (Н.Г. Юркевич, 1970; В.А. Сысенко, 1989; А.С. Спиваковская, 1984; А.Я. Варга, 1986; С.В.Ковалев, 1987).
В психологической и педагогической науке признается, что нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Доверительные отношения в семье имеют особое, положительное значение для воспитания детей, такое же, как и социально-психологическая готовность супругов к браку, включающая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу соответственно семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т. п. [30].
Часть исследователей психологического направления высказывают предположение о том, что состояние детско-родительских отношений выступает в качестве главной детерминанты, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания. Проблема детско-родительских взаимоотношений раскрыта в трудах А.С. Спиваковской (1984), А.Я. Варга (1986), Р.Бернса (1986), А.И. Захарова (1988), С.В. Ковалева (1988), В.И. Гарбузова (1990), Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого (1990), А.М. Прихожан (2000) и др. Следует особо отметить работы Г.А. Мишиной (1987), Е.М. Мастюковой, А.Г. Московиной (1991), И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько (1996), И.А. Коробейникова (1997), В.В. Ткачевой (1998), Д.Н. Исаева (2001), Л.М. Шипицыной (2001) и др. В своих трудах эти авторы показывают влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с отклонениями в развитии. Так, например, в исследованиях, проведенных В.П. Эфроимсоном (1978), раскрыто отрицательное влияние на формирование личности «особого» ребенка таких особенностей внутрисемейных отношений, как несогласованность в решении семейных вопросов, в выполнении семейных функций, в организации досуга, дефицит взаимопонимания и взаимопомощи, неумение правильной организации активной деятельности умственно отсталого ребенка, отсутствие авторитета и положительного примера родителей.
Исследования последних лет показывают, что в семейном общении невозможно выделить отдельные аспекты, ему присущ комплексный характер взаимного влияния друг на друга всех членов семьи. И хотя в отечественных и зарубежных исследованиях семья часто рассматривается как источник вторичных нарушений у ребенка, нельзя отрицать негативного влияния рождения ребенка с особыми образовательными потребностями, на супружеские отношения, на стабильность брака, эмоциональные взаимоотношения супругов. Многие авторы отмечают, что появление ребенка, в том числе ребенка с особыми образовательными потребностями, приводит к качественным изменениям в самой семье (Г.А. Мишина,1987; Е.М. Мастюкова, А.Г. Московина, 1991; В.В. Ткачева, 1998; Д.Н. Исаев и его коллеги, 2001; Л.М. Шипицына и ее коллеги, 2001).
Так, например, при изучении семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, исследователи рассматривают частные проблемы - внутрисемейные отношения (Е.М. Мастюкова,А.Г. Московина, 1991; Т.Д. Зинкевич, Л.А. Нисневич, 2000); личностные особенности родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии (Н.В. Жутикова, 1990; Д.Н. Исаев, 1993; Л.М. Шипицына и ее коллеги, 2001).
Все вышеизложенное показывает, насколько сложным, многоуровневым является изучение семьи. Нам представляется важным и актуальным изучение функционирования современной семьи, в том числе семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, исследование влияния особенностей жизнедеятельности семьи на ее воспитательный потенциал.
Функции семьи - это жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов
(Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 2000). Функции семьи являются одной из важнейших характеристи семейной системы, ведь социально-психологическая сущность и значимость семьи как института социализации и интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями наиболее ярко отражается именно в ее основных функциях.
Современная семейная психологи предлагает целый ряд классификаций функций семьи (О.М. Здравосмыслова,1992; А.Н. Елизаров, 1996; И.Ю. Шилов, 2000). Все имеющиеся классификации отражают, с нашей точки зрения, одни и те ж аспект жизнедеятельности семьи: одни раскрывают их детально, другие дают обобщенную характеристику. В нашей стране наибольшую популярность получила классификация, предложенная Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким (2000).
1.Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контакте с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация подрастающего поколения, подготовка новых членов общества.
2.Хозяйственно-бытовая функция семьи удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья, восстановлению затраченных в труде физических сил.
.Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребность в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
.Функция духовного (культурного) общения способствует удовлетворению потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Эта функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
.Функция первичного социального контроля отвечает за обеспечение выполнения социальных норм...

Похожие материалы:

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников

Курсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях

Курсовая работа: Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости