Курсовая работа: Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника

В современной жизни стрессовые ситуации играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения в семье, в школе.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника':


Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций
.1 Стресс, понятие и классификация
.2 Причины возникновения стресса
.3 Влияние стресса на организм человека
.4 Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников
Глава II. Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника
.1 Методическое обеспечение и организация исследования
.2 Анализ результатов
.3 Методические рекомендации борьбы со стрессом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
В современной жизни стрессовые ситуации играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения в семье, в школе.
Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как стрессовые импульсы находятся во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе и в школе. Именно стресс является причиной многих заболеваний и наносит вред здоровью человека, а ведь здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Сегодня стресс с большей силой распространяется и на детский мир. Психологи даже выделили термин "школьный стресс". Поэтому проблема профилактики школьных стрессов на сегодняшний день стала актуальной. Педагогу очень важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления.
В данной работе я попытаюсь раскрыть основное понятие стресса, причины его возникновения и влияние на эмоциональную сферу младшего школьника и здоровья человека. Также приведу примеры профилактики стресса и его связи с различными заболеваниями.
Цель исследования: изучить влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника и уровень тревожности.
Объект исследования - эмоциональная сфера младшего школьника.
Предмет исследования - выявление влияния стрессовых ситуаций на уровень тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования я предполагаю, что стрессовые ситуации провоцируют возникновение высокого уровня тревожности у младших школьников.
Задачи исследования:
.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме представлений о стрессе и стрессовых ситуациях у младших школьников.
.Описать особенности проявления стрессовых ситуаций у младших школьников.
.Выявить причины стрессовых ситуаций у младших школьников.
.Выявить влияние стрессовых ситуаций на уровень тревожности у младших школьников.
Экспериментальная база исследования - в исследовании принимали участие младшие школьники МОУ Шелаевской "СОШ" Белгородской области, Валуйского района, с. Шелаево. Учеников, принявших участие в исследовании, было 20 человек.
Методы исследования: В работе использовалась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Глава I. Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций
.1 Стресс, понятие и классификация
Ганс Селье является основоположником учения о стрессе (1907-1982). По образованию он медик, биолог с мировой известностью, разрабатывал проблемы стресса на протяжении длительного времени. Наиболее подробно его учение изложено в известном труде "Стресс без дистресса".
По определению Г. Селье: "стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям". [17; с. 10]
Стрессоры - факторы, которые вызывают состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который может привести к нарушению физического и душевного здоровья.
Ганс Селье выделяет три стадии развития стресса:
• реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
• сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
• истощение, наступающее, когда действие вредоносных факторов долго не удается устранить или преодолеть. [17; с. 25]
Проявление стресса у детей отличается от проявления стресса у взрослых. В детстве стресс является частой проблемой и потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети зачастую чувствуют, что они ничего не могут сделать, что-то изменить. Это приводит к потере мотивации ребенка что- то делать самостоятельно. Часто это повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном предмете. Иногда стресс вызывает физическое недомогание, например, головную боль. Как же определить находится ли младший школьник в состоянии стресса? Для начала, выясните продолжительность проявления стрессовой ситуации. Если ребенок находится в плохом настроении в течение одного дня, то это в какой то мере является нормальным. Но, если же ребенок находится в состоянии напряжения длительное время, например, на протяжении недели и более, то это должно стать поводом для волнения. Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека. Например, когда трехлетний ребенок плачет, капризничает и хватает за одежду маму, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если десятилетний школьник ведет себя таким же образом, то родители и педагоги должны задуматься над его поведением. [10; с. 41-47]
Детям младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессовой ситуации ребенок смотрит в сторону учителя и ждет от него помощи и поддержки. Для него будет потрясением, если его ожидания не оправдаются, если его оставляют с переживаниями один на один. А еще хуже, если вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.
Ганс Селье выделяет следующие виды стресса:
• эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
• кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
• психологические и физиологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные). [17; с. 49]
Если стресс возникает в результате прямого воздействия на организм путем различных негативных факторов, то перед нами физиологический стресс. Примером такого вида стресса может быть, если ребенок долго или часто испытывает чувство холода, голода жажды или какие- то физические нагрузки.
Психологический стресс вызывают такие факторы, которые действуют своим сигнальным значением. Например, если ребенка обманули, обидели или угрожали физически.
Информационный стресс возникает при перегрузках информацией, когда ребенок несет большую ответственность за последствия своих действий не успевает принимать верные для себя решения.
Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, когда существует угроза безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию или межличностным отношениям.
Коммуникативный стресс возможен, когда ребенок не способен общаться со сверстниками, учителями, одноклассниками.
Также существует кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы.
Для кратковременного стресса характерны неожиданность и быстрота действия. Крайней степенью такого стресса является шок. Острый стресс почти всегда переходят в хронический, долговременный стресс. Шоковая ситуация прошла, вы как бы оправились от пережитого потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова. Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных факторов, но постоянно действующих.
.2 Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может быть любая ситуация, на которую человек реагирует эмоциональным сильным возбуждением.
Источниками стресса могут являться: психологическая травма (потеря близких людей, расставание с любимым человеком); конфликты в общении с людьми; ощущение постоянного давления; монотонная работа; обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине.
К основным причинам возникновения стрессовых ситуаций М. Шишенин относит следующие:
невозможность самовыражения - это очень частая причина для возникновения стресса. Практически каждый из нас хочет что-то представлять из себя и быть кем-то значимым для своих близких и окружающих его людей. Но к несчастью ни у каждого из нас это получается;
работа - она тесно связана с финансовым положением человека. Карьера и работа являются постоянным источником стрессовых ситуаций. Большинство людей беспокоятся по поводу получения постоянного и высокооплачиваемого положения на работе. Мы беспокоимся о новых видах работы и обязанностях, стремимся вверх по карьерной лестнице и перегружаем себя работой;
финансовое положение- большинство исследователей считают финансы главнейшей причиной стресса. Это покупки дома и автомобиля, долги перед банком или другими людьми, потеря денег в результате проигрыша. Отсутствие денег - довольно частая проблема многих людей;
здоровье - многие люди считает, что здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания. Не менее частая причина стресса - травма или болезнь;
личные проблемы - возглавляет список личных проблем - отсутствие контроля. Каждый человек хочет обрести контроль над своей жизнью, а иногда даже и над жизнью других людей. Когда контроль начинает ослабевать, мы испытываем стресс. Мы желаем контролировать все свое время, все, что происходит дома, на работе, мы боремся с вредными привычками и пытаемся как-то изменить свою жизнь. И когда у нас это не получается, стресс только увеличивается;
семья - каждый член нашей семьи может быть источником нашего стресса. Например, развод родителей или регулярные ссоры между супругами и другими членами семьи, беременность, болезни близких людей. Причин для возникновения стресса в такой ситуации много;
личные взаимоотношения - знакомства, дружба, расставание, брак, развод, повторный брак и так далее, отношения являются одной из основных причин для стресса. Мы всех хотим любви, но не всегда получаем её. Кто-то знакомится через интернет, кто-то имеет беспорядочные связи, кто-то становится затворником;
смерть - возможно это одна из самых мучительных причин стресса. Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс. Ещё одна из причин для стресса - ожидание смерти. Никто не знает, когда она придёт, но года летят, иногда не успеваешь опомниться, как быстро пролетает время. [20; с. 79-84]
У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим.
Причин для возникновения стрессовых ситуаций может быть столько же, сколько людей на Земле. И больше того, у каждого человека на земле может быть несколько своих собственных причин для беспокойства. Но в любой ситуации нужно уметь владеть собой это поможет вам стойко принимать любые невзгоды на своём жизненном пути.
.3 Влияние стресса на организм человека
Стресс оказывает сильное воздействие на здоровье человека. Это проявляется в различных заболеваниях систем и органов, а также в ухудшении самочувствия человека. Можно выделить следующие последствия стрессовых ситуаций:
происходит ухудшение концентрации памяти и внимания. Стресс влияет и на работоспособность: очень редко человек с головой уходит в работу при стрессе. Чаще всего он ни физически, ни психологически не может качественно выполнять работу в положенные сроки и быстро утомляется;
сильнейшие головные боли;
происходят заболевания сердечно-сосудистой системы. Происходит учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда, может обостриться гипертоническая болезнь;
хроническое недосыпание;
алкоголизм;
страдает и желудочно-кишечный тракт: обостряются или открываются язвенная болезнь и гастрит.
снижается иммунитет и как следствие - частые вирусные заболевания.
В стрессовых ситуациях в огромных количествах вырабатываются гормоны и отрицательно влияют на работу внутренних органов и нервной системы. Повышенная концентрация глюкокортикоидов опасна дистрофией мышечных тканей. Именно переизбыток гормонов во время стресса приводит к таким серьёзным болезням, как истончение кожи и остеопороз.
Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост онкологических клеток.
К огромному сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что являются необратимыми: редким последствием бывает дегенерация клеток как спинного, так и головного мозга.
Помимо физического здоровья стресс оказывает сильное влияние и на душевное здоровье человека. Человеку становится очень трудно жить и работать. Каждое действие требует от него огромных душевных усилий. Стрессовая ситуация может привести к таким последствиям, как:
• потеря желания вообще что-либо делать и даже жить;
• люди становятся очень раздражительными, агрессивными;
• человек впадает в депрессию, наблюдаются неврозы и эмоциональная неустойчивость;
• бессонница.
Стресс может еще вызывать искаженное восприятие реальности. Попав под влияние стресса, человеку начинает казаться, что сплошные неудачи преследуют его, а все окружающие его люди как будто сговорились, чтобы вывести его из себя. На самом же деле все не так. Что же происходит в этом случае? Со временем окружающие действительно начнут с негативом относиться к человеку, а постоянные мысли о неудачах будут только притягивать проблемы. Находясь под влиянием стресса, очень важно понять, что всё происходящее на самом деле не так уж плохо, как кажется и что это просто трудный жизненный период. Иначе круг замкнется и выбраться из него будет очень сложно.
Также стресс приводит и к семейным проблемам. Возможно, некоторое время ваши близкие смогут понять ваш хмурый вид и резкие ответы, замечания в их адрес, но рано или поздно им надоест такое отношение и поведение с вашей стороны. Это приведет к постоянным спорам, конфликтам и обидам. Близкие люди хотят, чтобы их ценили и уважали. И если вы чувствуете, что не справляетесь со своей раздражительностью и агрессией, то вам следует поговорить со своими близкими. Расскажите им, что вы чувствуете и как вам сложно, что дело вовсе не в них, а в вас, попросите их поддержки - это лучшее что вы можете сделать для сохранения доверительных отношений и спокойствия в доме.
Стрессовые ситуации могут изменить поведение человека и усугубить вредные привычки. Результатом стресса может стать интенсивное курение, алкоголизм. Человек под влиянием стресса не может организовать свой отдых, рационально распределить свое время и полностью расслабится. Чтобы хоть как- то отвлечься от проблем, человек либо начинает заниматься дополнительной работой, либо старается уйти от реального восприятия причин полученного стресса с помощью алкоголя.
Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса часто бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс "конца года", который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.
.4 Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников
Ряд исследователей рассматривают тревожность как явление, возникающее в рамках стрессовых ситуаций (А. Говард, К. Матвеев, Л. Мазарус). Тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.
Степанов С.С. определил "школьную тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи в стрессовых ситуациях". [9; с. 17] Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. [1; с. 49]
Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки. Естественно, поведение взрослых может как ускорить, так и затормозить эмоциональное развитие ребенка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня взрослые испытывают на себе самые различные эмоции ребенка. Эмоции дают детям (и взрослым тоже) информацию об их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка говорят детям, что их любят и ценят. Любая эмоция чему-то учит, поэтому взрослые должны помогать детям понять собственные эмоции, внимательно относиться к чувствам других людей и находить эффективные способы справляться с многообразием испытываемых эмоций. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления - смех, слезы и т. п. Этим также объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, т. е. их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

Курсовая работа: Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности