Курсовая работа: Этнопсихологические особенности личности
В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде.
Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024
Скачать работу 'Этнопсихологические особенности личности':
Введение
В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры.
Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества.
В ситуациях глобальных социокультурных преобразований актуализируются проблемы идентичности, обусловленные стремлением человека понять, узнать себя и определить свое место в социуме. Особую актуальность в этой связи приобретают проблемы формирования этнической идентичности в поликультурной среде. В зависимости от того, насколько человек приобщен к своей этнической культуре, нормам и ценностям, его этническая идентичность может принимать разные формы: от этнического фанатизма, крайней формы агрессивности, до этнонигилизма, представляющего собой отрицание этничности, этнокультурных ценностей.
Объект исследования: этническая идентичность как социально-психологический феномен
Предмет исследования: этническая идентичность в поликультурной среде вуза
Цель исследования: рассмотреть особенности этнической идентичности студентов в условиях образовательной среды вуза
Задачи исследования:
Выявить актуальность и изучить понятие этнической идентичности;
Рассмотреть психологические особенности современной поликультурной образовательной среды;
Подобрать методы и методики исследования этнической идентичности;
Провести исследование этнической идентичности современных студентов;
Дать психологический анализ результатов.
Гипотеза исследования - поликультурная образовательная среда приводит к становлению позитивной этнической идентичности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта.
Эмпирические методы: эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование.
Методы анализа и интерпретации результатов: математико-статистические методы.
Для достижения поставленной цели были применены следующие психодиагностические методики:
. Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова);
. Методика Дж.Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности;
. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М.Юсупова
Научная новизна работы:
уточнен и систематизирован понятийный аппарат на концептуальном уровне анализа проблемы этнической идентичности молодежи;
выявлены современные тенденции развития поликультурной образовательной среды.
Теоретическая значимость: определяется теми фактами, что в исследовании систематизированы представления отечественных исследователей о психологических особенностях этнической идентичности, которыми занимались Н. М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, И.В. Алексашенкова, Г.В. Палаткина, а также зарубежных исследователей таких как J.S. Phinney, P.L. Tiedt.
Практическая значимость: определяется тем, что результаты исследования могут быть полезны при создании модели программы поликультурного образования, а также быть полезны педагогам и психологам при решении задач, связанных с исследованием психологических особенностей этнической идентичности молодежи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
1. Этническая идентичность как социально-психологический феномен
1.1 Понятие и содержание этнической идентичности
В наши дни, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется культурной «мозаичностью». Проблема понимания, функционирования, развития этнического самосознания становится одной из наиактуальнейших на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире.
В основе формирования идентичности в поликультурном обществе лежит признание сложно структурированного множества культур, их дополнительности и взаимного уважения, их важности в формировании идентичности личности.
Исследование этнической идентичности в российской психологии всегда было так или иначе связано с изучением культурной среды нашей страны. Многие современные исследования посвящены проблеме кризиса и смены идентичности (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.), а также формированию идентичности в условиях поликультурной среды в республиках Прибалтики, Северного Кавказа, и, в том числе, в Армении (Ю.В. Арутюнян). [1].
Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [25].J.S. отмечает, что этническая идентичность - это многомерный конструкт, который включает в себя этнические чувства, знания, установки и поведенческие реакции.
Принадлежность к этнической группе - это особый случай социальной идентичности. Исходя из теории социальной идентичности, можно предположить, что если доминирующая в обществе группа низко оценивает черты или характеристики этнической группы, члены этой этнической группы оказываются перед угрозой негативной социальной идентичности. Идентификация с низко-статусной группой может привести к низкому самоуважению.
Этническая идентичность становится значимой только в ситуациях, когда две и более этнических групп находятся в контакте в течение какого-либо периода времени. Для этнически гомогенного общества это бессмысленное понятие. Этническую идентичность можно понимать в качестве одного из аспектов аккультурации, в котором главный акцент делается на человеке и на том, как он взаимодействует со своей этнической группой, являющейся составной частью общества в целом [32].
В отечественной науке данный подход к проблеме этнической идентичности представлен, в частности, в работах Н.М.Лебедевой [12], посвященных психологическому изучению проблем этнических миграций. Признаком «успешной» адаптации к иноэтническому окружению автор считает межэтническую интеграцию, при которой у каждой группы сохраняется собственные этнокультурные особенности, но в то же время формируется общее самосознание, ощущение общего «мы» (реального или условного).
Чтобы ответить на вопрос, каким образом и когда ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть этапы становления этнической идентичности, принятые в психологии.
Этапы становления этнической идентичности принято соотносить с этапами развития личности.
Одним из первых классификацию этапов развития этнической идентичности предложил швейцарский ученый Ж. Пиаже. Основой для составления периодизации послужили его исследования 1951-го года.
Поскольку «развитие этнической идентичности ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «Родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях».
Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов "родины" и "других стран" Пиаже выделяет три этапа:
-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;
в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;
в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [25].
Дальнейшие исследования этнической идентичности позволили дать более полную информацию о процессе протекания процесса этнической идентификации. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3-4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, цвет волос. [23]. Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Следующий важный этап - это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности, происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением.
Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа [29].
Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Необходимо иметь в виду, что идентичность может иметь как негативный, так и позитивный эмоциональный фон.
Действительно, вовлеченность в социальную и культурную практику этнической группы (использование языка, поддержание культурных традиций, участие в социальных и политических организациях) достаточно часто рассматривается в качестве показателя сформированной этнической идентичности [32]. Однако до сих пор под вопросом остается наличие однозначной связи между тем, кем себя индивиды считают, и тем, как они действуют в реальной жизни, т.е. между этнической идентичностью и этнической вовлеченностью. Во всяком случае результаты многих исследований показали независимость этих двух измерений.
Так, у многих людей установки на этническую культуру, на ее элементы как образцы, достойные подражания, не коррелируют с реальной в нее вовлеченностью. Особенно наглядно рассогласованность между этнической идентичностью и включенностью в этническую культуру видна на примере рассмотрения языка как этнодифференцирующего признака.
Хотя язык действительно представляет собой одно из наиболее значимых измерений этнической идентичности, известны примеры, когда этнические группы, живущие в иноэтническом окружении и перешедшие на другой язык, стойко сохраняют свою этническую идентичность (например, армяне в Грузии и на Северном Кавказе, айны в Японии и др.).
Возрождение языка предков подчас становится центральной проблемой, вокруг которой происходит мобилизация членов группы, утверждающих свою идентичность. Наиболее успешный пример - возрождение иврита, который еще шестьдесят лет назад считался мертвым языком. [8].
Характер этнической идентичности зависит от множества факторов - влияния среды, условий и характера межкультурного взаимодействия [14]. Например, развитие этнической идентичности, характеризующееся точностью когнитивных представлений и степенью положительности эмоционального отношения, во многом зависит от того, принадлежит ли респондент к группе большинства или меньшинства.
Несмотря на наблюдаемые общие закономерности, установлено, что особенности развития этнической идентификации носят индивидуальный характер [26] и обусловлены в значительной степени социальным контекстом, такими как статусом этнической группы, к которой принадлежит индивид, этнической принадлежностью других членов семьи и их авторитетом для индивида, характеристиками значимого социального окружения индивида, а также другими факторами.
Вообще, все факторы, оказывающие влияние на формирование этнической идентичности, можно условно разделить на макро- и микрофакторы [15].
К макрофакторам относятся территориальный фактор, язык, культура, общность происхождения, религия, наличие или отсутствие экономической автономии этнической группы, наличие или отсутствие эксплуатации, притеснения со стороны других этнических групп.
К микрофакторам относятся факторы, влияющие не на общность, а непосредственно на этническую идентичность конкретного индивида. Это статус этнической группы, семья, непосредственное этническое окружение, статус языка этнической группы и другие.
На этническую идентичность оказывают влияние также внешние факторы, такие, как смена научных парадигм и популяризация какого-либо этноса средствами массовой информации [29].
Согласно Дж. Финни, психологический смысл этнической идентичности проявляется при её сопоставлении с такими родственными категориями, как национальная идентичность (отожествление не с этносом, а с нацией), этническое самосознание (результат самоопределения личности в этническом контексте жизнедеятельности), чувство этнической принадлежности (эмоциональное восприятие своей причастности к этносу), этничность (общее социальное определение и самоопределение личности в этнически значимом мире), этническая идентификация (процесс обретения этнической идентичности), этническая самоидентификация (осознанное причисление себя к этнической общности).
Наиболее значимыми признаками этнической идентичности являются язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, историческая память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, характерная внешность [32]
В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента [26]:
когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков),
аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).
Л.М. Дробижева выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях". [24]
Если по поводу того, что основными компонентами этнической идентичности считаются когнитивный и аффективные элементы споров не возникает, то по поводу того, что считать составными частями этих компонентов ведутся дискуссии.
В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. [27]. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются: 1) этническая осведомленность, и 2) этническое самоназвание.
Рост этнической осведомленности о групповых различиях неизбежно связан с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание. В исследовании О.Л. Романовой пяти-шестилетние и даже более старшие дети не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подростки, у которых сформировалась система представлений об этнических явлениях, четко идентифицировали себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков [19].
В следующем параграфе мы рассмотрим особенности поликультурной образовательной среды и влияние ее условий на становление этнической идентичности молодежи.
.2 Психологические особенности современной поликультурной образовательной среды
Полиэтничность населения России актуализирует поиск путей равноправного сосуществования и развития различных этнических культур. Повышенный интерес к этнической культуре со стороны органов государственной власти и отдельных граждан Российской Федерации вполне объясним: во-первых, в этнической культуре сконцентрирован жизненный и культурный опыт народа; во-вторых, культурные особенности этноса позволяют объяснить специфику поведения людей в разных средовых ситуациях и, в-третьих, этническая культура играет особую роль в процессе межэтнического взаимодействия.
Важнейшая роль в процессе изучения, сохранения и развития культуры этноса в современном обществе принадлежит образованию. В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» отмечается о необходимости создания условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России; содействия средствами образования политике государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию; создания условий, обеспечивающих формирование корреляции этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся. [20].
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства [9]. Перед системой современного образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования через развитие межэтнической толерантности, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Образование является ведущим механизмом развития общества и цивилизации, основой устойчивого общества и качества жизни личности в изменяющемся мире, образование - основа становления личности и ее самореализации [4]. Система образования обеспечивает человека знаниями, позволяющими ему вписываться в создаваемый им мир, прогнозировать дальнейшее развитие этого мира и свое место в нем. Могущество любой страны прирастает, прежде всего, системой образования, ибо ее будущее куется, прежде всего, в этой системе [7].
Образовательная среда в широком контексте является подсистемой социокультурной среды. В.А. Ясвин понимает образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [31]. По мнению ГЮ. Беляева...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Этнопсихологические особенности личности 2Курсовая работа: Особенности личности спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта
Курсовая работа: Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений
Реферат: Возрастные особенности саморазвития и самоактуализации зрелой личности
Реферат: Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка