Реферат: Феномен бессознательного в психологии
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. По мнению представителей классической психологии, сознание определяет мотивацию, желания, поступки человека.
Дата добавления на сайт: 29 сентября 2024
Скачать работу 'Феномен бессознательного в психологии':
Оглавление
Введение
Глава 1. Изучение феномена бессознательного в зарубежной психологии
.1 Феномен бессознательного в работах З. Фрейда
.2 Феномен бессознательного в неофрейдизме
.3 Учение о коллективном бессознательном К. Юнга
Глава 2. Изучение феномена бессознательного в отечественной психологии
.1 Бессознательное в психологии установки Д. Узнадзе
Заключение
Список литературы
Введение
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. По мнению представителей классической психологии, сознание определяет мотивацию, желания, поступки человека. Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны и что они означают. С распространением грамотности люди задались вопросом: почему человек делает оговорки, описки. Также поднимался вопрос - каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда появилось предположение о некой области за пределами сознания, которая и вмещает в себя все то, что искали люди, задавая вышеописанные вопросы. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Именно поэтому так долго бессознательное оставалось незамеченным.
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939). Он первый в науке развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющим его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что, кроме сознания, есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В противовес психоанализу З. Фрейда в отечественной психологии сформировалась своя школа по изучению бессознательного под руководством Узнадзе. До сих пор актуальны дискуссии о том, кто и в чем был прав в споре о бессознательном. Поэтому мы думаем, что наше исследование концепций бессознательного в западной и отечественной психологии будет актуально в контексте данной полемики.
Целью исследования является анализ теоретических воззрений на феномен бессознательного в зарубежной и отечественной психологии.
Объект исследования - бессознательное как свойство психики человека.
Предмет исследования - бессознательные проявления, составляющие бессознательного в понимании отечественных и зарубежных психологов.
В качестве гипотез выдвинем следующие предположения:
) поведение человека подвергается в значительной степени влиянию бессознательных побуждений;
) индивидуальное и общественное развитие определяется содержанием бессознательного психического;
) направления изучения феномена бессознательного в отечественной и зарубежной психологии различаются, а именно в отечественной психологии изучался отдельно феномен установки, в то время как зарубежная психология в лице психоанализа изучала скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам.
Для достижения поставленной цели и проверке выдвинутых гипотез в работе ставятся следующие задачи:
)Изучение феномена бессознательно в учении З. Фрейда;
2)Изучение феномена бессознательного в неофрейдизме;
)Изучение учения о коллективном бессознательном;
)Изучение Психологии установки Д. Узнадзе;
)Сделать выводы о специфике понимания бессознательного в отечественной и зарубежной психологии;
В работе использовались методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
Новизна в исследовании содержится в сравнении ряда концептуальных взглядов на бессознательное и его поведенческие проявления, в систематизации рассматриваемых составляющих бессознательного.
Выводы и материалы исследования можно использовать в практических целях: в процессе профессиональной подготовки психологов в ВУЗах, также в просветительской деятельности психологов с различными социальными группами.
Глава 1. Изучение феномена бессознательного в зарубежной психологии
.1Феномен бессознательного в работах З. Фрейда
З. Фрейд - центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории о бессознательном.
В общем плане психика человека представляется З. Фрейду разделенной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный» [7]. Своим происхождением сознательное обязано бессознательному и надстраивается над ним в процессе развития психики. Поэтому, согласно З. Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое присоединяется или не присоединяется к другим ее качествам.
Чем же было для З. Фрейда бессознательное?
Наиболее правильным к пониманию бессознательного таким, каким его понимал З. Фрейд, мы считаем движение от сознания. То есть возьмем психический элемент, например, представление, который осознается нами в данный момент времени. Известно, что через небольшой промежуток времени мы потеряем всякую осознанность этого представления. Мы получаем то, что рассматриваемый психический элемент перешел в неосознаваемое состояние. Но при воспроизведении условий, при которых представление было осознанным, мы вернем его в область сознания. Тогда в момент, когда представление было неосознаваемым, оно было бессознательным [1].
Вышеизложенный пример относится к латентному бессознательному. З. Фрейд назвал такой вид бессознательного - предсознательным, которое способно к осознанию. Также он выделил вытесненное бессознательное, которое само по себе не способно к осознанию.
Однако сам З. Фрейд обнаружил бессознательное в процессе исследования характера и причин возникновения неврозов. Он оказался перед необходимостью исследования той области человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. В результате он пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являлись не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. Тот пример, который мы описали выше, послужил толчком к появлению вопросов о том, что происходит и почему осуществляется это «исчезновение» из области сознания.
Для дальнейшего разговора о феномене бессознательного в учении Фрейда, нам требуется рассмотреть его модель личности, представляющуюся в качестве комбинации трех элементов.
Первым элементом модели является «Оно». Является глубинным слоем бессознательных влечений, основой деятельности индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия». Отдельно стоит заметить, что данная составляющая модели проявляет полное безразличие к социальной реальности и может действовать вопреки ей.
Второй элемент - «Я». Представляется сферой сознательного, посредником между «Оно» и многочисленными природными и социальными институтами и внешним миром в целом. Здесь производится соизмерение деятельности первого элемента, «оно», с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью.
Третий элемент - «Сверх-Я». Данный элемент содержит внутриличностную совесть, психическую цензуру, которая является посредником между «Я» и «Оно» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» взять под контроль бессознательные порывы и подчинять их требованиям «принципа реальности» [7].
Стоит заметить, что первый и третий элементы модели относятся к бессознательному психическому. Касательно первого элемента мы понимаем, что это есть то самое бессознательное, которое включает в себя неосознаваемые процессы автоматии, а также влечения, которые зачастую идут в разрез с социальными нормами и поэтому встречают сопротивление на пути к реализации во внешний мир. Тогда почему мы определяем «Сверх-Я», как элемент более бессознательный, чем сознательный?
Для ответа на этот вопрос нам стоит обратиться к историей возникновения и становления данного образования. С начала психической жизни у ребенка постепенно возникают конфликты «Я» с объектными загрузками «Оно». Загрузки, по мнению З. Фрейда, практически невозможно отличить от идентификации. И через некоторое количество покинутых загрузок объектом формируется осадок, который является характером «Я». Не имеет особого значения, в какую именно форму выльется дальнейшее сопротивление характера влияниям покинутых загрузок объектом, ведь воздействие первых идентификаций оказывает долгосрочное влияние на человека и формирование его личности. Отдельно выделяется первая и самая значительная идентификация индивида, а именно - идентификация с отцом, которая напрямую связана с возникновением «Сверх-Я». Однако рассматриваемое образование не является просто остатков первых выборов объекта, производимых «Оно», оно также имеет значение энергичного образования реакций против них. То есть отношение «Сверх-Я» к «Я» не ограничивается напоминаниями - «таким, как отец, ты должен быть», но включает и запрет: «таким, как отец, ты не имеешь права быть». Такая двойственность «Сверх-Я» проистекает из того, что оно трудилось над вытеснением Эдипова комплекса. Надо заметить, что от качества этого процесса вытеснения зависит дальнейшее развитие ребенка и от этапа к этапу влияние увеличивается. На конечном этапе мы получаем то, что «Я» становится представителем внешнего мира, а «Сверх-Я» противостоит ему как представитель внутреннего мира «Оно». С этого момента конфликты между «Я» и идеалами будут отражать противоположность реального и психического [8]. «Сверх-Я» в дальнейшем осуществляет сублимацию бессознательных влечений, выступает как высшее существо в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов.
Стоит внести дополнение и сказать, что вышеизложенные этапы становления «Сверх-Я» описывались на примере, в котором носителем психики был мальчик, но то же самое применительно и к девочка с некоторыми оговорками: З. Фрейд считал, что у девочек вместо Эдипова комплекса наблюдается гомосексуальное влечение к матери.
Однако работа «Сверх-Я» несовершенна и этот факт помог З. Фрейду в изучении бессознательного, может быть именно он сделал возможным изучение бессознательного. Мы говорим о проявлениях бессознательного в действиях, которые не только сам человек, но и другие люди способны наблюдать. Мы считаем необходимым рассмотреть их в рамках исследования феномена бессознательного в учении З. Фрейда, поскольку невозможно достичь поставленную нами цель без знания этого немаловажного аспекта. Далее мы рассмотрим наиболее существенные и частые проявления, которые определил и выделил З. Фрейд.
Оговорка - бессознательно детерминированное артикуляционное речевое действие, связанное с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. В моменты, когда человек оговаривается, становится возможно прочитать в его ошибке скрытые от сознания личности мотивы, мысли и переживания. Оговорки связываются с ситуацией конфликта бессознательных намерений с сознательно поставленной целью поведения, которая противоречит скрытым мотивам. Возникновение их происходит при победе бессознательной стороны конфликта над сознательной.
Схожая природа имеется у очиток, то есть бессознательных ошибок в чтении. Так, Фрейд в одном из своих примеров совершил ошибку при чтении, которая в корне исказила смысл текста. Вместо «бедный д-р В. М.» он прочитал, что бедная г-жа Вильгельм М. так тяжело больна, что врачи считают ее безнадежной. Сам З. Фрейд объяснил данную ошибку попыткой перенести печальное известие с мужа на жену, а обозначение звания не имело всякой связи с требованием, чтобы дело касалось именно жены, поэтому при чтении было проигнорировано. Возможным мотивом З. Фрейд посчитал тогда, что участь этого несчастного вызывала в нем беспокойство о другом, близком ему человеке, чья болезнь была аналогична этой. Отдельный интерес вызывает замечание З. Фрейда о внимании в процессе чтения и письма. Суть заметки сводится к предположению о том, что данные процессы осуществляются с наибольшей точностью, когда это делается автоматически т. е. когда внимание работает почти бессознательно. Однако это пагубно сказывается на процессе получения и обработки информации, поскольку он практически останавливается [7].
Забывание имен - другой пример бессознательного. Среди причин данного проявления были выделены неприятные ощущения, связанные с человеком, обладающим забытым именем или событиями, ассоциирующими с этим именем. Фрейд считал, что забывание происходит против воли человека и требует больших усилий и времени для восстановления забытого [7].
Автоматизация движений также является результатом действия бессознательных процессов. В данном случае идет речь о тех движениях, которые изначально являлись осознанными, а затем перешли в область бессознательного. К ним можно отнести двигательные умения и навыки, которые в начале процесса формирования являлись сознательно контролируемыми действиями, требующими высокой концентрации для успешного выполнения. Например, хождение, речь, чтение, управление автомобилем.
Большое внимание З. Фрейд уделял сновидениям. Представляют собой особую форму проявления бессознательного, хранят все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все они во сне имеют соответствующую форму. Многие сны имеют символическую форму. Это вызвано тем, что такие сны содержат в себе неприемлемые мотивы поведения. В свою очередь «Сверх-Я», вобравшее в себя нормы морали, блокирует непосредственную передачу такого недопустимого содержания, а поэтому изменяет и искажает его. Именно поэтому мы не можем сразу понять наш сон, он кажется нам бессмысленным. Заметим, что такие сны не являются единственными в своем роде. Такие сны свойственны взрослым людям.
Другая разновидность сновидений обладает явным, понятным и открытым для человека содержанием. Такие сны наблюдаются у дошкольников, также они присутствуют и у взрослых. В первом случае, мы получаем достаточно простое содержание, которое сводится к образам целей, предметов, действий, нереализованных в реальности за прошедший день. Во втором случае, мы имеем сны, которые называют инфантильными. Данные сновидения обладают явным содержанием, а возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня [9].
Касательно значения сновидений в учении о бессознательном З. Фрейда говорить можно много и долго, но в этом случае мы рискуем отойти от изначальной цели исследования.
С кратким обзором проявлений бессознательного в поведении мы заканчиваем и переходим, пожалуй, к самой значимой составляющей Фрейдизма - к теории сексуальности. З. Фрейд утверждал, что человек сексуален с момента рождения. Переживания сексуального характера детства имеют большое значение в жизни взрослого человека. Например, Эдипов комплекс, о котором мы уже говорили, когда разбирали развитие «Сверх-Я». По Фрейду, неудачное разрешение Эдипова комплекса ведет к неврозам и сексуальным отклонениям. Следует указать периоды сексуальности детства, выделяемые З. Фрейдом в работе « Три очерка по теории сексуальности».
Оральная стадия, которая протекает от момента рождения и до трехлетнего возраста. Здесь сосание выступает источником удовольствия сродное с наивысшим сексуальным наслаждением. Действует инфантильная сексуальности, неосознаваемая ребенком. При задержках на данной стадии, во взрослой жизни возможны патологические желания человека сосать большой палец, часто курить.
Анальная стадия - вторая стадия, в норме ограничивающаяся периодом с трех до четырех лет. Зона заднего прохода также является для ребенка эрогенной. В случае исправной работы кишечника, данная зона не испытывает недостатка в раздражении и патологий не возникает. Отклонения можно прогнозировать, когда раздражения редкие и сопровождаются болью.
Фаллическая стадия ограничена периодом с четырех с половиной до семи лет. Стадия истинной детской сексуальности, когда все эрогенные зоны смещаются на гениталии. Здесь у ребенка появляется влечение сексуального характера к родителю противоположного пола, осознание, что прикосновение к гениталиям доставляет ему удовольствие. Именно из этой стадии может выйти настоящая осознанная долговременная детская мастурбация, потому что ребенок не упускает возможности получения удовольствия через гениталии.
Латентная стадия, протекающая с семи лет до начала полового созревания, характеризуется сосредоточенностью на учебной деятельности и на общении со сверстниками, опосредованном учебным процессом. Это естественный отдых перед взрослой сексуальностью.
Генитальная стадия начинается вместе с половым созреванием. Здесь наблюдается взрослая сексуальность, которая сублимируется у подростка в спорте, в учебе, в физической активности. Если предыдущие стадии прошли благоприятно, то проблем и комплексов на данном этапе развития не возникает [7].
Проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между З. Фрейдом и К. Юнгом, А. Адлером, Э. Фроммом. Все они потом отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, являя собой огромное направление, получившее название «неофрейдизм».
.2 Феномен бессознательного в неофрейдизме
феномен бессознательный фрейд узнадзе
Одним из первых критиков теоретических постулатов З. Фрейда выступил швейцарский психиатр К. Г. Юнг (1875-1961), вплоть до 1913г. разделявший основные идеи своего учителя. Расхождение у З. Фрейда и К. Юнга сводилось к пониманию природы бессознательного. Точка зрения З. Фрейда нам уже знакома, поэтому ознакомимся с взглядами К. Юнга.
Итак, как К. Юнг понимает феномен бессознательного?
Прежде всего К. Юнг считал, что З. Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как они обладают не только биологической, но и символической природой. Карл Густав предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие...
Похожие материалы:
Реферат: СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИКурсовая работа: Сознание и самосознание как предмет исследования психологии
Курсовая работа: Личность и направленность личности в психологии
Реферат: Роль психологии и педагогики в деятельности экономиста
Реферат: Джон Локк-основатель эмпирической психологии