Курсовая работа: Феномен возникновения и проявления комплекса неполноценности

Актуальность. Чем могут быть обусловлены неудачи человека в избавлении от имеющихся у него комплексов, так как от знания причин зависят и рекомендации, которые психолог-консультант может дать клиенту.

Дата добавления на сайт: 22 сентября 2024


Скачать работу 'Феномен возникновения и проявления комплекса неполноценности':


Введение
психологический неполноценность адлер фрейд
Актуальность. Чем могут быть обусловлены неудачи человека в избавлении от имеющихся у него комплексов, так как от знания причин зависят и рекомендации, которые психолог-консультант может дать клиенту.
Первой возможной причиной неудач избавления от комплексов может стать отсутствие у человека сознания того, что он на самом деле обладает комплексами. Это, кстати, одна из наиболее часто встречающихся в жизни причин, и связана она с тем, что значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Кроме того, комплексы развиваются и сохраняются у человека, как правило, на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает у человека весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.
Второй вероятной причиной неудач человека в избавлении от комплексов становится то, что сами комплексы представляют собой весьма стойкое психологическое явление - такое, полностью избавиться от которого практически невозможно даже тогда, когда их существование осознается и у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них.
Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов, причем каждое из этих объяснений, взятое в отдельности, вполне достаточно для того, чтобы понять, почему комплекс так устойчив и живуч. Но если дополнительно принять во внимание тот факт, что в жизни человека эти причины могут действовать вместе, то становится более понятно, почему комплексы чрезвычайно устойчивы и попытки их изменения вызывают сопротивление. Приведем соответствующие объяснения.
Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период его жизни, когда он был еще маленьким ребенком и когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Первое из указанных обстоятельств приводит к тому, что сложные системы условно-рефлекторных реакций, связанных с возникновением и функционированием комплекса, формируются на базе еще незрелого мозга, а такие реакции, как известно, обобщенные и весьма устойчивые. Второе обстоятельство ведет к тому, что человек, приобретший комплекс, на самом деле точно может не знать, в чем этот комплекс в его психологии и поведении проявляется.
Следующее объяснение устойчивости комплексов таково: в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны друг с другом и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. Соответственно, не всегда желательно бывает избавляться от них. Если устранить такой комплекс, то одновременно с этим человек может стать психологически незащищенным, и неизвестно, что для него будет лучше: оставаться с имеющимися комплексами, но быть психологически защищенной личностью, или избавиться от комплекса, но стать психологически беззащитным.
К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация, подавление (вытеснение), сублимация, проекция и другие, без которых человек не мог бы чувствовать себя вполне безопасно. За счет действия защитных реакций личности бессознательное сопротивление попыткам избавиться от комплексов обычно усиливается.
Объект исследования - комплекс неполноценности.
Предмет исследования - факторы возникновения и происхождения комплекса неполноценности.
Цель - исследовать феномен возникновения и проявления комплекса неполноценности.
Задачи:
1)раскрыть сущность понятия комплекса неполноценности;
2)выявить основные причины появления комплекса неполноценности;
)изучить основные методы диагностики и коррекции комплекса неполноценности.
Научно-практическая значимость - подобранные мною материалы могут быть использованы: для проведения консультаций с супружескими парами; для проведения лекций, семинаров; для самостоятельной педагогической практики.
В данной работе использованы работы следующих авторов: Адлер А., Галигузова Л.Н., Сидоренко Е.В., Немов Р.С., Лейбин В.М., Алейникова Т.В. и др.
1.Сущность комплекса неполноценности
.1 Идеи Адлера и Фрейда о комплексе неполноценности
психологический неполноценность адлер фрейд
Смысл термина «чувство неполноценности» в психоаналитической литературе был раскрыт Адлером. Теория Адлера направлена на объяснение неврозов, душевных болезней и - в более общем смысле - личностных образований как реакций на ту или иную, еще в детстве проявившуюся форму неполноценности - органической (пусть совсем незначительной), морфологической или функциональной: «Телесная неполноценность и другие, сходные с нею обстоятельства детства порождают чувство неполноценности, которое требует в качестве компенсации усиления чувства собственного достоинства. Субъект строит фиктивную конечную цель, отмеченную волей к власти: это позволяет ему сосредоточить свои душевные силы и направить их к этой цели» [1, c. 45].
Фрейд неоднократно подчеркивал односторонность, недостаточность и бедность таких представлений: «О ком бы ни шла речь - будь то гомосексуалист или некрофил, мучимый страхами истерик, зациклившийся невротик или буйный помешанный, - в любом случае сторонник адлеровской индивидуальной психологии скажет, что определяющий подобное состояние мотив заключается в том, чтобы устранить или сверхкомпенсировать свою неполноценность» [8, c. 231].
Хотя подобная теория неврозов неприемлема с этиологической точки зрения, из этого вовсе не следует, что психоанализ отказывается признать значение или распространенность чувства неполноценности, равно как и его место в сцеплении психологических мотивировок. Фрейд высказал несколько мыслей о происхождении этого чувства, хотя и не исследовал этот вопрос систематически: «Ребенок чувствует свою неполноценность, замечая, что его не любят, то же происходит и со взрослым. Единственный телесный орган, который действительно выступает как неполноценный, - это отсеченный пенис или клитор у девочки» [8, c. 233].
С точки зрения структурной, чувство неполноценности выражает напряженность отношений между Я и осуждающим его Сверх-Я. Такое объяснение подчеркивает родство между чувствами неполноценности и вины, однако затрудняет их разграничение. Д. Лагаш считал, что чувство вины зависит от системы Сверх-Я - Идеал-Я, а чувство неполноценности - от Я идеального [9, c. 427].
С клинической точки зрения, велико значение чувства вины и неполноценности в различных формах депрессии. Ф. Паш, например, попытался уточнить ту форму «депрессии неполноценности», которая, по его мнению, наиболее распространена в наши дни.
1.2 Успехи Адлера в исследовании комплекса неполноценности
Обратимся теперь к теории самого Адлера, к ее главным идеям. Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность - нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Как же это понимать? Первоначально Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного - выносливое сердце, но больной желудок, у другого - хорошее зрение, но неважный слух, у третьего - сильный интеллект, но вялые чувства и т.д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков. Известно, что некоторые художники имели в детстве врожденную близорукость, а композиторы - плохой слух. Великий оратор Греции Демосфен в детстве заикался. Люди, обладающие слабым здоровьем, развивали свои силы и способности, борясь с недугом. Именно они нередко делают выдающиеся открытия и создают шедевры культуры [14, c. 72].
Кроме физических дефектов существуют социально-культурные формы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических, политических и моральных отношениях. Возраст - главный и универсальный источник неполноценности. Ребенок - несчастное существо. Ведь он почти во всем зависит от взрослых, вынужден им подчиняться, искать у них помощи. Да и сами детские отношения совсем не идиллические. В них мало нравственности, жалости, долга и много борьбы, эгоизма, напряженности. Даже некоторые детские прозвища («Толстяк», «Косой», «Блоха») могли бы раскрыть множество драматических историй. Детство длится долго. Пока человек не повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности сохраняется затем на всю жизнь - даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках. Усилением чувства неполноценности сопровождается вступление личности в каждую новую возрастную фазу. Очень не уверены в себе подростки. Они вступают в групповую, общественную жизнь, где нет родительской опеки и где надо проявлять ум, быстроту реакции, осведомленность, силу. Среди подростков идет борьба за престиж и лидерство в группе, за успех у противоположного пола. Поражение создает у подростка сильнейшее чувство неполноценности. Зрелый человек также подвержен этому чувству, если он по каким-либо причинам теряет свой социальный статус. И уж нечего говорить, сколь разочаровывающим, преисполненным униженности и бессилия может быть самочувствие старика - лишенного работы, ограниченного в средствах, потерявшего многих друзей и близких, забытого собственными детьми [7, c. 75].
Половые отношения формируют у молодых людей чувство неполноценности. У девочки оно возникает потому, что к ней с самого детства относятся как к существу «второго сорта». Ее возможности изначально ограничены, поскольку огромная часть выигрышных, превосходящих социальных позиций занята мужчинами. Но и у молодых людей нередко возникают сомнения, являются ли они «настоящими мужчинами», достаточно ли у них отваги, ума, свирепости, силы и других качеств, которые связывают с мужским идеалом. Быть мужчиной означает для большинства быть у власти, быть «наверху», а быть женщиной - значит подчиняться, быть «внизу». Фрейд констатировал неполноценность женщины, связывая ее с женской анатомией и женской «завистью» к пенису. Адлер считал, что физиологически и психологически оба пола равноценны - и это должно стать незыблемым принципом воспитания. Неравенство полов он объяснял неравенством социальных ролей мужчины и женщины, различием культурных требований к мужскому и женскому поведению. Протест против униженного положения, связанного с полом, Адлер называл «мужским протестом» и подчеркивал, что его можно наблюдать как у девушки, так и у юноши, который боится, что его назовут «бабой», «тряпкой», «девчонкой» [1, c. 53.]
Чувство неполноценности может возникать в связи с отношениями богатства и бедности, власти и безвластия, высокой и низкой квалификации.
Наконец, существует родовой общечеловеческий источник чувства неполноценности. «Мыслящий тростник», - так сказал когда-то о человеке Паскаль, вложив в эту краткую формулу всю гамму чувств, которую испытывает в глубине души человек, незнающий, зачем и почему он появился на свет, затерянный в бесконечных просторах Вселенной [14, c. 82].
Завороженный универсальностью открытой им идеи, Адлер стремится превратить ее в объяснительный принцип всех перипетий истории и форм социального устройства. Представьте себе человека, говорит Адлер, одного и без всяких орудий в первобытном лесу. У него нет ни скорости бега, ни силы, ни когтей, ни клыков, ни толстой и теплой шкуры… Человек, рассматриваемый с точки зрения природы, есть неполноценное существо. Вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, мораль, наука, религия - выросла в результате стремления преодолеть биологическую неполноценность.
Утверждая изначальную родовую неполноценность человека, Адлер шел по пути, который уже был намечен европейскими философами и антропологами. Ницше видел в современном человеке лишь «шаткий мост», промежуточное звено между обезьяной и «сверхчеловеком» будущего [7, c. 92].
Признавая «объяснительную силу» адлеровского принципа неполноценности, следует видеть и его ограниченность. Фрейд, возражая Адлеру, отмечал, что многие дети не только не чувствуют своей неполноценности, но напротив, развивают нарциссизм, видят себя в «центре мира», в фокусе внимания окружающих. Многие уродливые, больные, лишенные зрения, с ампутированными ногами или руками люди, как это ни странно, не чувствуют себя ущербными. Вообще, легче встретить человека излишне самоуверенного, чем страдающего комплексом неполноценности. Что же касается «природы человека», то, будучи уязвимой, ранимой, она обладает и огромным «запасом прочности», ресурсами, которые отсутствуют у других животных. Какое животное обладает разумом? Кто, подобно индийским йогам, может ходить по раскаленным углям, останавливать на много часов дыхание [14, c. 121]?
В ответ на критику Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию.
2. Причины появления и особенности комплекса неполноценности
.1 Причины появления комплекса неполноценности
Среди невротических явлений, затрудняющих жизнь или служащих поводом к отстранению от какой бы то ни было деятельности и соответственно к исключению в значительной мере любых требований общества, большое место занимают болевые ощущения. Их интенсивность, а зачастую локализация и оценка больным всегда созвучны цели, которую необходимо разгадать врачу. С одной стороны, локальная органическая неполноценность (сколиозы, аномалии зрения, повышенная чувствительность кожи, плоскостопие и т.д.) и, с другой стороны, аранжировка болей, например, в результате заглатывания воздуха, в таких случаях, как правило, позволяют констатировать и вскрывать избирательное влияние невроза и его аффектов.
Что касается типичных психоневрозов, неврастении, истерии и неврозов навязчивых состояний, то убежденность науки в их психогенной природе утвердилась настолько, что возражения выдвигаются с опаской и лишь с одной стороны. В таком случае выделяют только конституциональный фактор и все явления (как функциональные, так и психические нарушения) пытаются подвести под точку зрения о врожденной дегенерации, не замечая перехода из органической неполноценности в невротическую психику. Давно уже показано, что такой переход не является обязательным и что другие переходы ведут к гениальности, преступлению, самоубийству и психозу. В этой и других работах я пришел к выводу, что если врожденная неполноценность системы желез и органов влияет на психику, т.е. если она вызывает у наследственно отягощенного ребенка чувство неполноценности по отношению к своему окружению, то она является причиной невротической диспозиции. В соответствии с этим решающее значение имеет ситуация ребенка и его личная, то есть подчиненная детским заблуждениям, оценка своей позиции. При более обстоятельном исследовании неврозы предстают перед нами в качестве позиционных, а не диспозиционных заболеваний. Так, внешние признаки дегенерации, если только они служат причиной обезображиваний и уродств или являются внешними сигналами скрытой от глаз органической неполноценности - уродливые уши с врожденными аномалиями слуха, цветовая слепота, астигматизм или другие аномалии рефракции, косоглазие и т.д., - помимо своих объективных симптомов вызывают в душе ребенка чувство неполноценности и неуверенности в себе. Такое же воздействие оказывают и другие неполноценные органы, особенно если они не угрожают жизни и в целом не препятствуют психическому развитию. Рахит может затормозить рост тела, стать причиной бросающегося в глаза малого роста и неуклюжести; рахитические деформации - плоскостопие, Х- или О-образные ноги, сколиоз и т.д. - могут сказаться как на подвижности, так и на самооценке ребенка. Нарушение функций надпочечников, щитовидной железы, тимуса, гипофиза, внутренних половых органов, особенно их легкие врожденные формы, симптомы которых зачастую вызывают скорее неприязнь со стороны окружающих, чем подвергаются соответствующему лечению, препятствуют не только органическому, но прежде всего психическому развитию, вызывая и поддерживая чувства пренебрежения и неполноценности. Так, пагубное и в том и в другом направлении действие оказывает также экссудативный диатез, лимфатико-тимический статус и астенический хабитус, а также гидроцефалия и легкие формы слабоумия. Врожденная неполноценность мочеполового и пищеварительного аппарата наряду с объективными симптомами вызывает субъективное чувство неполноценности, нередко окольным путем через детский энуретический недуг или в связи с тем, что физические затруднения, боязнь наказания и боли зачастую требуют чрезвычайной осторожности во время еды, питья и сна [16, c. 231].
Подобного рода рассуждения и доказательства, касающиеся объективных и субъективных иррадиации органической неполноценности, представляются мне крайне важными, поскольку они демонстрируют, как под влиянием врожденной органической неполноценности возникают невротические симптомы и прежде всего невротические черты характера, а также служат доказательствами двойственной роли конституциональной органической неполноценности и первичных психогенных факторов как источников невроза. Основа этих напряженных отношений между органическим и психическим достаточно очевидна: она заключается в относительной по сравнению со взрослым органической неполноценности ребенка, даже здорового, которая вызывает у него (пусть даже в более приемлемой степени) чувства неполноценности и неуверенности в себе, перерастающие (при явной абсолютной органической неполноценности, особенно постоянной) в невыносимое чувство неполноценности, которое я наблюдал у большинства невротиков. В нашей культуре ребенок всегда стремится казаться взрослым и фантазирует и мечтает как раз о таких достижениях, которых ему по своей природе трудно добиться. Ему хочется все увидеть, если он близорук, все услышать, если у него аномалии слуха, все время разговаривать, если у него дефекты речи или заикание, и он все хочет понюхать, если врожденные наросты на слизистой оболочке, искривления носовой перегородки или аденоидные разрастания препятствуют обонянию [16, c. 251].
Во...

Похожие материалы:

Статья: Причины возникновения и проявления синдрома сухих глаз

История болезни: Вегетосенсорная полинейропатия рук, умеренно выраженные проявления от воздействия комплекса производственных факторов (локальная вибрация, статическое мышечное напряжение

Курсовая работа: Агрессивные проявления в поведении подростков

Реферат: Эффект “Дежа вю” как феномен человеческой психики

Реферат: История возникновения хирургии как отдельной отрасли медицины