Курсовая работа: Феномен зависимости как фактор риска развития человека

Проблема соблюдения здорового образа жизни на сегодняшний день обрела особую актуальность среди молодежи. Помимо этого, чрезвычайно острой в последнее время также стала проблема зависимого или аддиктивного поведения молодых людей, которая связанна с употреблением различных психоактивных препаратов или веществ, которые зачастую приводят к психической и/или физической зависимости от них.

Дата добавления на сайт: 22 сентября 2024


Скачать работу 'Феномен зависимости как фактор риска развития человека':


Феномен зависимости как фактор риска развития человека
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соблюдения здорового образа жизни на сегодняшний день обрела особую актуальность среди молодежи. Помимо этого, чрезвычайно острой в последнее время также стала проблема зависимого или аддиктивного поведения молодых людей, которая связанна с употреблением различных психоактивных препаратов или веществ, которые зачастую приводят к психической и/или физической зависимости от них.
Взрослая часть населения - родители, педагоги - неспособны оказать психологическую поддержку юношам и девушкам, а также оказать на них результативное действие в воспитательном плане из-за элементарного отсутствия необходимых знаний о ЗОЖ и наличия действенных стратегий по поведению с аддиктивной личностью.
Стремительно продолжающийся рост процента детей и подростков с признаками аддиктивного поведения и высокая социальная значимость проблемы дает право характеризовать изучение данного вопроса как одного из главных среди современной психолого-педагогической литературы.
Наша молодежь - это наше будущее, будущее нашей великой страны, поэтому, тема данной курсовой работы имеет особую актуальность. И поэтому в данной работе феномен зависимости как фактор риска развития человека будет рассматриваться именно с точки зрения той социальной группы, в рамках которой человек наиболее подвержен аддикции, а его дальнейшее благополучное развитие находится под угрозой. Важно между тем уточнить возрастную категорию молодых людей, которые будут являться объектом данного исследования. Нас прежде всего должен интересовать период ранней юности, который В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), с обретением готовности вести самостоятельную жизнь. «Юность - завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [15]. Данная социальная группа сегодня составляет примерно треть всего населения не только России, но и всей земли, и от ее развития зависит и дальнейшее развитие главных сфер общества, таких как политика, экономика, культура, социум. По изложенным ранее фактам можно смело говорить о чрезвычайной актуальности проблемы зависимости, поскольку от ее разрешения зависит дальнейшее благополучие нашего общества.
Проблема предупреждения и дальнейшего преодоления употребления психоактивных веществ на сегодняшний день привлекла большое количество специалистов ряда наук. Под их руководством разрабатываются теоретические предпосылки для дальнейшей выработки проектов по профилактике зависимого (аддиктивного) поведения, особенно среди молодых людей возраста ранней юности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения.
Цель: выявить склонность к разного рода зависимости у представителей периода развития ранней юности (17-21 год), провести анализ исследования.
Объектом нашего исследования является зависимое поведение человека в возрасте ранней юности.
Предметом исследования является особенности зависимого поведения у молодежи в образовательной среде.
В соответствии с целью, объектом и предметом перед исследованием ставятся следующие задачи:
.Изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую проблему зависимого поведения.
.Определить психологическое содержание понятия «зависимость», установить связь с понятием «аддиктивность».
.Провести исследование на выявление склонности к зависимому (аддиктивному) поведению.
.Составить описание и интерпретацию результатов эмпирического иссследования.
Методы исследования: анализ литературы по данной теме педагогического, психологического и социологического характера; метод опроса ("Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай) (опросник RAFFT) [14]); тестирование (тест на аддикцию «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей по Лозовой Г.В» (Приложение №1)), а также методы статистической обработки данных эмпирических исследований.
Структура работы: введение, теоретическая и практическая части, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЗАВИСИМОСТИ
.1.Характеристика феномена зависимости. Понятие аддикции
Перед тем, как дать полную характеристику феномену зависимости, следует выявить связь понятий «зависимость» и «аддикция», выяснить, являются ли они синонимами, и как с ними соотносится аддиктивное поведение.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «пристрастие» определяется как сильная склонность, влечение к чему-либо [1]. В современной психологической литературе термин «пристрастие» используется как синоним зависимости [2]. При этом на Западе людей с пристрастием к чему-либо называют «аддиктами» (англ. Addict - заядлый любитель, зависимый, наркоман). Однако термин «аддиктивное поведение» ввели В.Миллер и M. Ландри, которые понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость [3]. Таким образом, авторы данного термина рассматривали аддиктивное поведение как начальную стадию формирования зависимости, но не отождествляли ее с самой зависимостью. Аддиктивное поведение, по их мнению, является предвестником зависимости. [4].
Большинство же зарубежных исследователей считают аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения. При этом понимание аддикции В. Миллером и M. Ландри близко к пониманию аддикции отечественного исследователя С. А. Кулакова, который объясняет аддиктивное поведение как некое нарушение поведения в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости [5]. Вместе с этим другой отечественный исследователь В. Д. Менделевич в структуре аддикции выделяет два компонента: привычку и эмоциональную зависимость. Первый компонент - привычка - обозначает
стереотипную деятельность по реализации зависимого поведения. Она обеспечивает техническую сторону зависимости. Это ритуал, определенная последовательность действий, для осуществления взаимодействия с объектом зависимости. Второй компонент - эмоциональная привязанность, она проявляется в одушевлении объекта зависимости. Эмоциональный компонент обеспечивает субъект-субъектные отношения, придает им личностный характер. [6].
Таким образом, проводя анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, мы заметим, что понятия «зависимость» и «аддикция» у западных психологов синонимичны, в то время как определенная доля советских и российских психологов выступает за разграничение этих понятий. В данной курсовой работе мы примем мнение большинства, и в дальнейшем будем рассматривать характеристику феномена зависимости, соотнося зависимость и аддикцию как понятия, близкие друг другу по значению. Объясняя свою точку зрения, схожую, подчеркиваем, с большинством исследователей данного вопроса, мы оттолкнемся от мнения авторов монографии Ахмадеевой и Галяутдиновой, которые, выступая за разграничение двух понятий, требуют обратить внимание на значение слова addiction в англо-русском словаре, после чего делают вывод на основе первых значений слова, что аддикция - это лишь пагубная привычка, сильное пристрастие, не связанное с психической и физической зависимостью. Вместе с тем авторы монографии считают более близким синонимом зависимости другое английское слово dependence, первое значение которого в словаре как раз дублирует отечественное понятие. Однако, с точки зрения лингвистики, это не совсем корректное утверждение. Зависимое поведение соотносится с такими терминами, как алкоголизм, наркомания, психотропные вещества, игромания. Но в английском языке существует четкое разграничение употребления слов dependence и addiction. Выражение depend on (зависеть от) используется для образования таких более абстрактных значений, таких как «зависеть от погоды, обстоятельств, денег, размера», в то время как обозначение человека, страдающего любовной зависимостью или наркозависимостью, англичане используют выражение addicted to (зависим от): addicted to love, addicted to drugs. Выражение зависеть от чего-либо в данном случае также приписывает поведению человека психическую и даже физическую зависимость. Вместе тем, даже если рассматривать аддиктивное поведение как форму поведения, предшествующую зависимости, нам следует изучать феномен зависимости последовательно, с момента его зарождения, а именно с понятий аддикции, аддиктивной личности и ее критериев.
Понятие аддиктивности истолковывается в нескольких значениях, а именно в рамках химической зависимости или в контексте дивиантного поведения. В первом варианте зависимое аддиктивное поведение будет деструктивным, связанным с употреблением различных химических веществ для достижения изменения состояния психики человека. Такая модель деструктивного поведения переживается человеком как непреодолимое влечение к объекту своей зависимости. В рамках этого поведения происходит постепенное изменение в психике, которое приводит к разруению личность человека и его организма.
В контексте дивиантного поведения аддиктивность имеет связь со злоупотреблением различных веществ, а также других предметов аддикции для адаптации или саморегуляции. В качестве вида дивиантного поведения зависимое поведение имеет ряд подвидов, которые классифицируются по объекту аддикции. В теории любые формы активности, такие как трудовая деятельность, физические упражнения, секс, или такие объекты как химические вещества, деньги, еда будут являться подвидами аддиктивного поведения.
Но перед перечислением различных подвидов аддикции в рамках дивиантного поведения важно выделить основные критерии зависимого поведения:
•Выбор агента зависимости является произвольным и зависит от ситуации. Агентом может стать любой источник, способный вытеснить из сознания человека неудовлетворенность жизнью, чувство одиночества, постоянные неудачи и др.
•Аддиктивное поведение это прежде всего попытка уйти от реальных проблем, избежать стресса, и оно имеет социально-психологическую обусловленность, то есть человек использует опыт своего окружения и советы близких в решении своих.
•Сознание зачастую ограничивается на одном агенте зависимости.
•Зависимое поведение способствует снижению мотивации и личностного потенциала в личностном и проффесональном развитии.
•Сила воли и самостоятельность в принятии решений и оценке проблем снижается.
•В соответствии в социальными и/или этническими ценностями определяется нормативность-ненормативность агентов аддикции.
•Аддиктивность проявляется в форме устойчивых стереотипов, трудно корректируемых пагубных привычек, пристрастий, требующих психотерапевтического вмешательства.
•Зависимость преимущественно формируется на основе переживания отрицательных эмоций, которые зачастую приводят к депрессии - эмоциональная боль, беспомощность, одиночество и др.
•Аддикция часто подавляет естественные потребности человека в еде, сне, движении и др.
•Зависимое поведение циклично.
•Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но оно закономерно приводит к личностным изменениям и к социальной дезаптации.
•Степень тяжести аддикции разная - от практически нормального поведения до психической и физической зависимости.
•Объект зависимости обычно выбирается человеком в соответствии со специфическим действием объекта на организм человека.
Теперь можно выделить виды зависимостей, среди которых:
.Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная, алкогольная зависимости).
.Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия).
.Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).
.Сексуальная зависимость (фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, садомазохизм и др.)
Как уже было сказано выше, аддиктивное поведение - это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко, Донских, 1988) [8; 289]. Далее, по указанным ранее критериям, мы можем привести типичные признаки личности, имеющей зависимость, а также пронаблюдать механизм формирования этой зависимости.
Так, аддиктивной личности претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью. Предсказуемость собственной судьбы становится раздражающим моментом для такой личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (Петровский, 1992), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности [6; 35].
По мнению Э. Берна (Bern, 1988), у человека существует шесть видов «голода»: I) голод по сенсорной стимуляции; 2) голод по признанию; 3) голод по контакту и физическому поглаживанию; 4) сексуальный голод; 5) структурный голод, или голод по структурированию времени;6) голод по инцидентам.
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. При этом объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности со стороны близких и окружающих формируют у зависимых личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях - условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Кроме того, стремление обманывать окружающих вытекает из желания аддикта скрыть свой «комплекс неполноценности».
В. Д. Менделевич считал, что базисная характеристика аддиктивной личности - зависимость [6; 36]. Вместе с этим ключевая особенность поведения аддиктивной личности - стремление к
уходу от реальности, страх перед обыденной, скучной жизнью, со своими обязательствами и регламентом. Уход от реальности совершается в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек фокусируется на узкой сфере деятельности, игнорируя все остальные. Выделяют четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии» [9]. «Бегство в тело» предполагает замещение привычной обыденной жизни, направленной на семью, карьеру или досуг, изменение иерархии ценностей. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями, сексуальными взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, при котором человек превращается в трудоголика, уделяя работе непомерно большое количество времени и сил.
Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество». В этом случае общение становится либо единственным способом удовлетворения потребностей, либо это же общение сводится к минимуму. В рамках такого ухода от реальности как «бегство в фантазии». появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. Употребление алкоголя и злоупотребление им, а также табаком или наркотическими веществами можно рассматривать как сочетанное бегство - «в тело» (поиск новых ощущений), «в контакты» и «в фантазии» [6; 36-37].
Рассмотрев понятие аддикции, его связь с понятием «зависимости», выявив критерии аддиктивного поведения, мы можем говорить о нем как о форме девиантного поведения, способного к деструкции личности, а также об уязвимости перед этим явлением многих групп населения, а особенно молодежи.
Мы также рассмотрели понятие аддиктивной личности и виды зависимостей, которые на сегодняшний день выделяют исследователи данной проблемы. На основе этого материала можно сделать вывод о том, что проблема борьбы с зависимым поведением, особенно среди юношей и девушек в возрасте 17-21 года, является чрезвычайно серьезной и требует обращения к профилактическим мерам.
.2 Профилактика зависимого поведения
Профилактика - это направленная на предупреждение наркомании, алкоголизма и табакокурения работа (по воспитанию и просвещению) с населением (детьми, родителями, педагогами), включающая действия со стороны местной власти, прессы и всего общества, необходимые для того, чтобы дети, подростки и молодёжь не начали принимать наркотики, употреблять алкоголь и курить, чтобы их ближайшее окружение (родители, близкие и педагоги) не провоцировали на это [10].
Всемирная организация здравоохранения классифицирует профилактику по трём этапам:
. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ организовывается прежде всего с целью предупреждения употребления этих веществ лицами, прежде их не употреблявшими. Этот этап носит преимущественно социальный и наиболее массовый характер. Первичная профилактика стремится к уменьшению числа лиц, которые могут подвергнуться заболеванию, ее усилия также направлены на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.
. Вторичная профилактика зависимости носит уже избирательный характер. Она ориентируется на лица,...

Похожие материалы:

Реферат: Курение как фактор риска развития заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы

Реферат: Задержка психического развития как фактор риска в подростковой среде

Квалификационная работа: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска

Курсовая работа: Лидерство как феномен группового развития

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека