Контрольная работа: Феномены зрительных ощущений

Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов. Эти точки контакта нейронов называются синапсами, через синапсы информация от одного нейрона передается другим. Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Феномены зрительных ощущений':


Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Контрольная
По дисциплине: Психология
На тему: Феномены зрительных ощущений
Выполнил: Т.В. Приходько
Группа: ФБТ-41
Вариант: № 11
Новосибирск, 2014 г
Введение
Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов. Эти точки контакта нейронов называются синапсами, через синапсы информация от одного нейрона передается другим. Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов. Эти точки контакта нейронов называются синапсами, через синапсы информация от одного нейрона передается другим. Ощущения, которые мы испытываем посредством органов чувств, - это наш важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле. Любые ограничения этого потока - для человека тяжкое испытание. Ведь даже если слух и зрение в порядке, но их обладатель сидит в глухом темном карцере, первейший источник страдания в том, что для этих чувств практически нет объекта приложения, вся жизнь - где-то там, за стенами. У детей, из-за глухоты и слепоты с раннего детства ограниченных в получении информации, происходят задержки психического развития. Если с ними не заниматься в раннем возрасте и не обучать специальным приёмам, компенсирующим эти дефекты за счёт осязания, их психическое развитие станет невозможным. Ощущения, возникающие как реакция нервной системы на раздражитель, обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов - анализаторов. Каждый состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; афферентных, или чувствительных, нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; и собственно нервных центров - отделов мозга, в которых и происходит переработка нервных импульсов. Однако не всегда ощущения человека дают ему верное представление об окружающей его действительности, существуют, так сказать, «ложные» сенсорные феномены, искажающие исходные раздражения или возникающие при отсутствии какого бы то ни было раздражения вообще. Практикующие врачи на них часто не обращают внимание, квалифицируют как странность или аномалию.
А исследователи, интересующиеся высшей нервной деятельностью, напротив, недавно стали проявлять к ним повышенное внимание: тщательное их изучение позволяет получить новые представления о функционировании мозга человека.
1. Зрительные ощущения
Раздражитель - электромагнитные волны высокой частоты - через прозрачную роговицу, белковую оболочку, сосудистую оболочку, радужку и хрусталик воздействует на сетчатку глаза. Последняя представляет собой совокупность нервных клеток (фоторецепторов) двух типов: колбочек и палочек. Собственно ощущение цвета и формы предметов обеспечивается работой колбочек. Палочки же (более чувствительные элементы) реагируют лишь на параметры яркости света (черное - белое). Так, при достаточно высокой освещенности объектов, когда имеется возможность их рассмотреть, основная нагрузка ложится на колбочки. При сумеречной освещенности объектов инициатива переходит к палочкам, и человек помучает ощущение «серого» мира (как говорят, ночью все кошки серые).
В чувствительных клетках сетчатки световая энергия преобразуется в энергию нервных импульсов. Эти сигналы по волокнам зрительного нерва и через структуры среднего и промежуточного мозга передаются в затылочную область коры головного мозга. Здесь расположена зрительная сенсорная кора. Через средний мозг зрительная система взаимодействует с другими сенсорными системами и моторикой. Эти связи обеспечивают различные зрачковые рефлексы.
Считают, что через зрение человек получает около 90% всей информации. Глаза - это окна психики. В онтогенезе человека они первыми прекращают свой рост (где-то в семилетнем возрасте).
Зрительные ощущения - это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой.
Ощущениям того или иного цвета соответствуют волны различной длины.
Различают ахроматические (черный, белый, серый) и хроматические цвета (зеленый, синий и др.). Человеческий глаз различает до 300 оттенков ахроматического цвета и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях.
Установлено, что ахроматические цвета принадлежат тем объектам, которые равномерно отражают волны различной длины. Хроматические появляются у тех объектов, которые отражают лишь волны определенной длины, а остальные поглощают. В этой связи недалеки от истины рассуждения тех, кто говорит, что окружающий нас материальный мир бесцветен. Собственно, цвет предмета обусловлен теми составляющими волнового спектра, которые этот предмет отражает, поглощает или пропускает через себя. Если человек ощущает синий цвет предмета, то это значит, что данный предмет отражает только волны синего цвета.
В настоящее время существует две теории цветового зрения: трехцветовая и двухцветовая. Согласно трехцветовой теории, зрение обладает тремя типами рецепторов: красноощущающих, зеленоощущающих и фиолетовоощущающих. Световой раздражитель, той или иной длины волны одновременно воздействует на все эти рецепторы, но в различной степени. Это и создает все известные хроматические и нега. При одинаковой степени возбуждения всех рецепторов возникает ощущение белого цвета.
Сторонники двухцветовой теории говорят о наличии в зрении только двух типов рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией: один тип реагирует на красный или зеленый цвет, другой - на синий или желтый. Все зависит от сбалансированности светового раздражителя. Например, если обе пары цветов представлены в раздражителе в одииа-КОВОЙ мере, то объект будет представляться человеку бесцветным, ахроматическим.
Попытки «примирить» данные теории привели к созданию компромиссной двухстадийной теории. Суть ее в следующем. Рецепторы красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетовоощущающего типов служат источником информации для рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией. Эти структуры как бы образуют две стадии работы механизма и цветового зрения.
Идея двухстадийности появилась с открытием цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе. Активность этих клеток зависит от диапазона длин волн, в котором работает в текущий момент зрительная система. Например, скорость возбуждения некоторых нейронов увеличивается при раздражении сетчатки глаза синим цветом и уменьшается при реакции на желтый цвет.
Процессы зрительных ощущений характеризуются чувствительностью (порогами ощущений), остротой зрения, латентным периодом зрительной реакции, критической частотой мелькания, инерцией зрения.
Чувствительность глаза к волнам различной длины различна.
Самыми «ощущаемыми» субъективно кажутся зеленый и желтый цвета. Цветовая чувствительность подвержена суточным колебаниям: максимум приходится на 13.00 - 15.00 ч, минимум - на 23.00 - 3.00 ч.
Острота зрения (пространственный порог зрения) характеризует способность глаза различать мелкие детали объектов. Это то минимальное расстояние между двумя объектами, с которого данные объекты не сливаются в один. Этот параметр может изменяться у человека в течение суток. Так, при нормальной освещенности аудитории острота зрения увеличивается в течение первой пары занятий, а затем начинает снижаться до 80% от максимального уровня.
Латентный период зрительной реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Этот параметр зависит от интенсивности сигнала, его значимости, возраста индивида. В среднем латентный период равен 160-240 мс.
Критическая частота мелькания (КЧМ) - минимальная частота дискретно появляющихся световых сигналов («проблесков»), при которой возникает ощущение их слитности. Этот параметр определяется яркостью сигнала, размером источника света и аго конфигурацией. Обычно КЧМ равна 15-25 Гц.
Инерция зрения характеризуется тем, что зрительные ощущения не прекращаются с прекращением действия светового раздражителя. Если имеется необходимость в реагировании человека на дискретно появляющиеся сигналы, то период их следования должен быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2-0,5 с.
Следует отметить важность микродвижений глаз для процессов возникновения зрительных ощущений. Если стабилизировать положение какого-то объекта на сетчатке глаза, то уже после 2-3 с человек перестанет видеть этот объект. И все же основную информацию глаз получает во время фиксации, т.е. во время относительно неподвижного положения глаза, ориентированного на объект.
Вот тогда говорят о так называемом боковом зрении. В условиях хорошей дневной видимости пред-Мвты и их части отражаются на сетчатке лучше, если человек смотрит на них прямо. Это связано с тем, что н.юбражения предмета проецируются в центр сетчатки, где расположены преимущественно колбочки. При сумеречном освещении на эти предметы лучше смотреть несколько искоса. Дело в том, что к периферии сетчатки увеличивается количество палочек, обеспечивающих зрительные ощущения при слабом свете. В этих условиях наиболее чувствительная область к свету смещена на 10-12 градусов относительно центра.
Качество зрительных ощущений обеспечивает мало осознаваемая процедура моргания глаз каждые 5-8 с (в спокойном психическом состоянии человека). В момент закрытия век начинают работу специальные железы, выделяющие влагу и поддерживающие поверхность оболочки глаза во влажном состоянии. При волнении частота морганий увеличивается.
Существует гипотеза, что система зрения человека не всегда была парной. Предполагают, что человек обладал третьим глазом, расположенным на затылке. В доказательство приводят, во-первых, наличие маленького отверстия в черепе (а ведь природа ничего лишнего, бесполезного не создает) и, во-вторых, проявляющуюся иногда способность человека чувствовать упорно сверлящий чужой взгляд сзади.
. Восприятие цвета
сенсорный мозг цвет зрительный
Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Работать с цветом нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.
Еще со школы мы знаем считалочку "Каждый охотник желает знать...", в которой закодированы цвета, составляющие радугу. Так называемый спектр, семь основных цветов, получается путем преломления светового луча, проходящего сквозь стеклянную призму. Между крайними цветами спектра - вишнево-красным и фиолетово-синим - располагаются красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, голубовато-синий, синий, сине-фиолетовый. Такие цвета называются спектральными. Цвет предметов определяется по тому, какие цветные лучи отражаются их поверхностью, а какие - поглощаются. Некоторые поверхности больше отражают красные лучи, а поглощают зеленые. Такие поверхности мы воспринимаем как красные. Зеленые же предметы, наоборот, больше поглощают красные лучи спектра, а зеленые отражают и т. д. Черные и серые поверхности поглощают почти все лучи спектра.
Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом. Если смешать два крайних цвета в спектре: вишнево-красный и сине-фиолетовый, получится промежуточный цвет - пурпурный. Добавив его в спектр, можно замкнуть в кольцо весь цветовой ряд и тем самым получить так называемый цветовой круг. В нем располагаются все основные цвета и те, которые молено получить смешиванием цветов друг с другом. Последовательность цветов в любом цветовом круге всегда одинакова.
Цветовой круг условно делят на две части: в одну входят все красные, желтые и зеленые цвета, а в другую - сине-зеленые, синие и фиолетовые. Цвета первой группы называются теплыми, второй - холодными. Кроме того, все цвета, кроме черного и серого, называются хроматическими, а черный и серый - ахро-матическими. В дальнейшем мы будем использовать эти термины в работе над цветовым решением интерьера.
Важный аспект в восприятии цвета - освещение.
Кроме того, на восприятие цвета влияет наше психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции. Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания.
Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Ученые и дизайнеры давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находящегося в одном помещении.
Если в жилом доме несколько комнат, их лучше оформить в различной цветовой гамме. Например, если дети досаждают вам своим неумеренным темпераментом, то попробуйте стены их комнаты выкрасить (оклеить) в розовый цвет. В таком помещении ребенок быстро успокоится, и необходимость в воспитательных мерах отпадет сама собой. Аппетит ребенка улучшится в желто-оранжевой кухне.
Синий цвет уменьшит мускульное напряжение и расслабит, даст возможность полноценно отдохнуть, а зеленый снимет зрительное напряжение и поможет собраться мыслями. Красный же цвет, наоборот, возбуждает и стимулирует мозг, он эффективен при меланхолии, но в ограниченных количествах. Красными могут быть детали, но ни в коем случае не стены целиком. Только в спортзале допустимо использование в большом количестве красного цвета. Фиолетовые цвета подойдут для кабинета, где необходима сосредоточенность, кроме того, этот цвет благоприятно действует на клетки нашего мозга и способствует раскрытию способностей.
Характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм.
Красный цвет - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении.
Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит.
Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.
Зеленый цвет успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень.
Голубой цвет - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.
Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.
Фиолетовый (пурпурный) цвет благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани.
Нежно-розовый цвет оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребенка.
Индивидуальный аспект восприятия цвета.
Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или, наоборот, раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойствами характера.
Например:
эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет.
спокойные, уравновешенные - зеленый.
синий цвет предпочитают в чем-то разочарованные, расстроенные люди.
коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять.
фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях.
импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.
Зная реакцию того или иного человека на отдельные цвета и цветосочетания, можно заранее предусмотреть воздействие колористического строя интерьера.
Ассоциативный ряд.
Каждый цвет несет в себе некую информацию. По цвету можно определить состояние предмета. Например, если яблоко красное - значит, оно созрело, если зеленое - нет.
Цветовая характеристика передает состояние природы, человека, его чувств:
Добавляя красный цвет, символизирующий поток жизненной силы, в интерьер помещения, мы утверждаем себя в этой жизни, привлекаем внимание к себе.
Желтый - цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства - создает ощущение тепла и укрепляет надежду.
Синий и голубой - цвета воды и неба - вызывают ощущение прохлады и отдохновения, поэтому их нельзя использовать в холодных местах и кухнях.
Оранжевый, находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах.
Зеленый вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой.
При восприятии фиолетового (пурпурного) цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, это цвет мудрости и царственности.
Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке - цвет траура, а в Европе - торжества, праздника.
Каждый человек индивидуален, и поэтому готового рецепта по сочетанию и применению цвета нет. В каждом случае нужно находить особые нюансы, руководствуясь общепринятыми положениями.
Иллюзорность цвета.
Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, можно заметить такую особенность: он воспринимается как цилиндрическая поверхность, в средней части которой (красные цвета) возникает иллюзия рельефа поверхности. Боковые части спектра воспринимаются глубже. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, рельефные, красные - уменьшения.
В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат - теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета. Этот прием довольно часто используют в своей практике архитекторы и дизайнеры. Вообще выделение насыщенным цветом одной поверхности в комнате - довольно интересный профессиональный ход. Таким образом можно добиться необычной трансформации (иллюзорной, конечно) пространства комнаты. Например, изменить до неузнаваемости привычное помещение, сделав его не только красивым, но и комфортным для проживания. Иногда, наоборот, используют один и тот же цвет для стен и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

Реферат: Психофизиологические механизмы ощущений

Реферат: Препараты для лечения патологий зрительных органов

Реферат: Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Нервно-физиологический механизм чувств

Реферат: Роль ощущений в жизнедеятельности человека