Курсовая работа: Феноменология нормативных кризисов пожилого возраста

Содержание

Глава 1. Психологические теории старения
.1 Феноменология старения
.2 Возрастные задачи старости
Глава 2. Нормативные кризисы
.1 Протекание нормативного кризиса
.2 Особенности протекания нормативного кризиса пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Феноменология нормативных кризисов пожилого возраста':


КУРСОВАЯ РАБОТА
«Феноменология нормативных кризисов пожилого возраста»
Содержание
Глава 1. Психологические теории старения
.1 Феноменология старения
.2 Возрастные задачи старости
Глава 2. Нормативные кризисы
.1 Протекание нормативного кризиса
.2 Особенности протекания нормативного кризиса пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Наш мир - это потеря близких людей, безответная любовь, надвигающаяся старость. Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остаётся небольшой запас сил и времени, например, к концу периода жизни). Для человека преклонного возраста оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности. Бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что утрачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям. Внутреннее сопротивление это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека после выхода на пенсию реально прожить в среднем еще 15-20 лет вполне естественно.
Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности? Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни.
Актуальность темы в том, что в последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. В 1997 году вышел новый журнал «Психология зрелости и старения», в котором находят отражение социально-психологические, медико-социальные и возрастно-психологические проблемы людей зрелого, пожилого и преклонного возраста. Период этот недостаточно охвачен научными исследованиями.
Объектом исследования: данной работы являются психологические аспекты старения. Предметом исследования: нормативные кризисы старения.
Цель: изучить феноменологию нормативных кризисов пожилого возраста. Выделяем задачи исследования:
теоретически изучить феноменологию нормативного кризиса пожилого возраста.
выявить особенности протекание нормативного кризиса пожилого возраста.
определить возможности оказания психологической помощи в кризисе старения пожилого возраста.
Период старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.
Старость это - заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограничении физических возможностей.
Наша задача - детально исследовать поздний период, людей и помочь им сделать его респектабельным этапом, укрепляющим в обществе высшие ценности.
Глава 1. Психологические теории старения
.1 Феноменология старения
Старение связано с изменениями, происходящими на всех уровнях организации живой материи - молекулярном, субклеточном, клеточном, системном, целостного организма. Закономерные возрастные изменения организма называются гомеорезом. Определение гомеореза позволяет прогнозировать темп старения - естественный, ускоренный или замедленный.
Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения.
Старение - генетически запрограммированный процесс, закономерной реализации программы, заложенной в генетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения.
Старение - результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Это многопричинный процесс, вызываемый различными факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни.
А. Комфорт [10;5] еще более 30 лет назад подчеркивал, что ни одна из выдвинутых гипотез не в состоянии объяснить старение.
Поиски процессов, которые можно было бы считать специфическими для наступления старости, были основными направлениями исследований, со времени ее зарождения как науки. В настоящее время существует более 200 различных теорий, которые пытались объяснить разнообразные изменения, происходящие на разных уровнях - от целостного организма, его систем и органов до уровня клеток и молекул.
Большинство известных теорий старения сегодня имеют лишь историческое значение.
Исходной позицией приверженцев, так называемых теорий изнашивания, является идентификация механических изменений в организме в результате инволюции и атрофии как основных причин старения. Считалось, что в процессе своей деятельности во времени и пространстве любая система подвергается изнашиванию и постепенно приближается к гибели.
Сторонники теорий изнашивания доказывали, что все индивиды в популяции имеют приблизительно одинаковую продолжительность жизни, но ее фактическая граница определяется темпом изнашивания, при этом продолжительность жизни зависит от средней величины израсходованной энергии на килограмм веса индивида.
Другая группа ученых связывала старение с израсходованием «жизненной» материи в клетках, которую условно обозначали «Х-энергия». Наиболее яркий приверженец данной теории - M. Бергер называл эту энергию «энтелехией». По его мнению, с течением времени характер и количество «энтелехии» изменяется, энергия жизни исчерпывается, а зародыш старения через биоморфоз в тканях приводит организм к смерти. Сторонники этой теории старения полагают, что каждый организм получает в наследство определенное количество «жизненного фермента», который со временем истрачивается, что приближает организм к смерти.
Математическая модель старения и старости позволила исследовать старение не как функцию определенных жизненных факторов или нарушение биологических механизмов, а как закономерные, математически измеримые явления, протекающие с постепенным возрастанием болезненности и вероятности смерти.
А.А Богомолец[4;6] выдвинул теорию старческой дисгармонии физиологических отправлений организма. Он особо подчеркивал роль соединительной ткани в процессе старения: «Организм имеет возраст своей соединительной ткани».
Большая группа теорий объясняла старение изменениями в составе и структуре коллоидных растворов в клетках. Ученые, разработавшие эти теории, считали, что жизнь представляет собой постоянно изменяющееся состояние клеточных коллоидов и при нарушении данного процесса клетка стареет и умирает. Поэтому старение и смерть клетки неизбежны, а ее размножение считалось единственным биологическим способом омоложения.
- Еще в конце XIX столетия Ч. Бухард выдвинул положение: «Каждый организм есть лаборатория для токсинов». Сторонники этого направления считают, что старение представляет собой процесс самоинтоксикации в результате нарастающего уровня токсинов в клетке. Установлено, что некоторые микроорганизмы прекращают свой рост и умирают значительно раньше в случае затруднительного выделения токсических продуктов их обмена.
Интоксикационная теория получила значительное развитие в трудах И.И. Мечникова. Он установил, что скопление токсинов индола и р-креозола в кишечном тракте ведет к старческому склерозу в тканях, гнилостная ферментация в толстом кишечнике вызывает самоотравление организма и, как результат, старение и смерть.
Теории «дисгармонии и внутренних противоречий» объясняли, старение нарушением в, координации функций и трофики начиная с уровня клетки и до уровня целого организма. У высокоорганизованных систем функции их отдельных частей подчинены требованиям целого организма, и чем сложнее эти зависимости, тем больше вероятность дисгармонии. Своеобразную разновидность теорий дисгармонии представляет концепция внутренних противоречий, согласно которой старение является результатом нарушения возможности восстановления клетки.
Существуют концепции, которые объясняют старение воздействием биофизических факторов на генетический аппарат клетки и накоплением радиоактивных веществ. Высокая концентрация радиоактивных элементов нарушает обменные процессы и вызывает процессы старения в клетке. В эксперименте установлено, что животные, подвергшиеся интенсивному облучению, стареют быстрее и имеют меньшую продолжительность жизни.
В условиях целостного организма старение клеток является сложной совокупностью их собственных возрастных изменений и регуляторных влияний всей внутренней среды организма.
Феноменология старости (циклы жизни организмов, популяций; уменьшение функций; ухудшение качества; пассивность) проявляя ее характеристики и роль в процессе качественного необратимого роста. Действительно, механизм старения позволяет избавляться от эволюционных отходов и использовать их для улучшения характеристик системы.
Старость, ее восприятие человеком как периода жизни, несущего новое миросозерцание и мироощущение - все это издавна занимало умы человечества. Перед каждым человеком в старости встают вопросы о смысле и образе дальнейшей жизни, о выработке собственного отношения к старости, собственной установки: как быть старым.
Положение пожилого человека в обществе в основном определяется состоянием его здоровья, физической активностью. Приспособление к новому положению в старости, предполагаемые приемы адаптации и реабилитации, направленные на улучшение этого приспособления, связаны в первую очередь с физическими возможностями старика.
Неблагополучие, недомогание, болезненные ощущения составляют содержание старческого существования. Старость отражается в сознании пожилого человека как преимущественный физический недуг, и очень скоро проблемы, тревожащие пожилого человека, начинают приводить к тому, что его физическое состояние ухудшается.
Отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни в позднем возрасте. В дальнейшем, по мере старения, отношение к собственному физическому состоянию бывает разным. У пожилых, особенно в глубокой старости, можно наблюдать снижение уровня подобных переживаний, у них появляется терпимое или безразличное отношение к своим физическим недугам. Близка к этому и динамика отношения к собственной смерти. Хорошее здоровье, умеренный характер возрастных изменений, сохранение деятельного образа жизни, наличие семьи, материального достатка, так же как и прошлые заслуги, награды и звания, не являются залогом осознания старости как интересного, полноценного периода жизни. И при наличии всего перечисленного человек в старости может считать себя ущербным, обделенным, больным, убогим и несчастным. Принятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.
Представление о жизни в старости как жизни полноценной в значительной степени определяется установившимся к этому времени характером деятельности старого человека.
В основе стремления к занятости в старости лежит врожденная человеческая потребность целенаправленной деятельности. Однако старость - это время, когда занятость выбирается не в силу внешних потребностей, определяемых коллективным образом жизни, а сугубо личными интересами и стремлениями, важным из которых оказывается стремление привести все в какой-то логически-смысловой порядок, найти ответ на вопросы, которые ранее отодвигались самим характером повседневности. Подобное стремление может принимать в старости различные формы
Однако обратимся к ключевому положению Сомерсета Моэма - он пишет: «Спросите меня, в чем смысл или польза такого подведения итогов, и я должен буду ответить, что ни пользы, ни смысла в этом нет. Это то, что противопоставляется бессмысленности жизни, то, что делается для развлечения и чтобы удовлетворить то, что ощущалось как органическая потребность».
Органическая потребность решить вопрос о смысле своей жизни и формах собственной деятельности на стадии, когда она уже не приносит ничего нового в ощущениях - естественная потребность пожилого человека. Он следует ей сознательно или бессознательно на основе личного опыта.
Однако личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются ». В этом отношении интересные наблюдения над долгожителями, проведенные Р.Яцемирской. Она показала, что «характерологические черты и особенности личности прослеживаются на протяжении всей долгой жизни и практически остаются неизменными и на самом последнем этапе онтогенеза - в период долголетия. Характер личностного реагирования сохраняется до конца жизни и, по существу, не подвергается изменениям под влияниям возрастного фактора вплоть до долголетия». М. Цицерон в своем трактате «О старости» писал: «Но старики, скажут мне, ворчливы, беспокойны, раздражительны и трудны в общежитии, а если приглядеться к ним, то и скупы. Это недостатки характера, а не старости».
Поведение человека перед лицом старости в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь. В этом смысле очень важно, что человек несет в себе, какова система его жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя его личности. Поэтому справедливо звучат слова A.Шопенгауэра: «То, что человек имеет в себе, никогда так ему не пригодится, так как в старости».
К. Юнг[23;11] считает непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Он предостерегает от заблуждения, «что вторая половина жизни должна направляться принципами первой половины».
Из этих неправильных установок и предпосылок, мешающих «вписаться» в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Выделяют следующие варианты:
а)регрессия, т.е. возвращение к прошлым формам поведения, проявляющаяся в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья. Смирившись со своей участью, они ищут поддержки, внимания, опеки у окружающих;
б)бегство, или изменение места жительства, как форма освобождения в трудной ситуации;
в)добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;
г)стремление вызвать к себе интерес у окружающих;
д)попытка включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания.
В других случаях поведение определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость, что выражается в манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досуга. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными. В этих случаях мнимые и подлинные недомогания становятся доминирующими и составляют содержание всей повседневной жизни человека. Угнетенность собственным состоянием делает существование пожилого человека тягостным и обременительным.
Как избежать этих нежелательных отношений со своим возрастом? Как сделать старость приятной и приспособить в широком смысле «свою биологию к жизни, а не жизнь к своей биологии» - все это и является целью психологической перестройки, которая ждет человека в старости. Потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются в старости, как утверждает К. Юнг[23;12], «долгом и необходимостью».
Тот факт что, в конечном счете, все традиционные ценности человека связаны со старением, делает особо важным, чтобы старость в умах человечества сохранила образ достойный, добрый и счастливый. Об этом же говорит К. Юнг: «Человек определенно не перешагнул бы семидесяти, восьмидесятилетний рубеж, если бы такое долголетие не имело значения для него как биологического вида.
психологический старение кризис пожилой
1.2 Возрастные задачи старости
Начнем с определения возрастных границ данного периода жизни. Прежде всего, отметим, что можно говорить только лишь о выделении условных границ, поскольку скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Тем более что восприятие собственного возраста самим человеком может существенно отличаться от календарного. Кроме того, процесс старения связан не только с биологическими изменениями, но и во многом с социально-культурными условиями. Поэтому при определении возрастных границ старости следует, на наш взгляд, основываться на качественном изменении социальной ситуации и социальных ролей человека.
За условные границы старости будем принимать 55 - 65 лет, т.е. возраст ухода на пенсию. Хотя, безусловно, выход на пенсию, как и возраст, не может быть единственным маркером данного периода, поскольку иначе к какой возрастной группе следует относить работающих людей 80 - 90 лет?
Следует отметить, что некоторыми авторами выделяется пожилой возраст, который в одних случаях включается в старость, в других - рассматривается как ей предшествующий. Признавая разумность выделения в старости периода, называемого пожилым, мы полагаем деление старости на периоды невозможным.
Однако, как отмечала М.В. Ермолаева[8;13] старость играет специфическую роль в системе жизненного цикла человека. Только с позиции старости, по ее мнению, можно понять и объяснить жизнь данного человека как целое, ее смысл и ценность для предшествующих и последующих поколений. Действительно, только в старости можно увидеть, был ли человек по-настоящему счастлив или несчастлив, сумел ли он воспитать детей, оставил ли после себя какой-нибудь след, выполнил ли свою жизненную задачу и отношение человека к старости во многом является критерием его нравственности. Конфуций полагал, что отношение людей к старости составляет основу человеколюбия; без которого немыслимо идеальное общество. Поэтому необходимость заботы о старших, пожилых людях, особенно о родителях проходит красной нитью через все его рассуждения. Возможно, именно сейчас пришло время для появления новой концепции осознания старости, основанной не на вынесенном из прошлого образа слабости тела и ума, а на возможностях современного общества. И основой этой концепции должно стать рассмотрение старости как периода развития со своими специфическими для старости задачами.
Как утверждает В.Франкл[18;14], «задача, которую человек должен исполнить в жизни, принципиально существует всегда и никогда не является невыполнимой». Понятно, что выполнение жизненной задачи переплетается с разрешением специфических задач...

Похожие материалы:

Реферат: БЕЗБОЛЕВАЯ ИШЕМИЯ МИОКАРДА У БОЛЬНЫХ ИБС ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа: Психосоциальные проблемы людей пожилого и старческого возраста и пути и способы их решения

Курсовая работа: Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Курсовая работа: Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Реферат: ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА