Курсовая работа: ФИЛЬМЫ УЖАСОВ И НАСИЛИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ

Множество талантливых писателей, художников, кинематографистов настоящего и прошлого посвятили свои произведения человеческим страхам. В этих произведениях исповедуется в определенной мере религия деструктивных чувств, рассматривается переживание человеком ужаса, страха как уникальная возможность для расширения спектра эмоций, обогащения воображения, испытания силы духа на прочность и даже закалки характера человека.

Дата добавления на сайт: 22 сентября 2024


Скачать работу 'ФИЛЬМЫ УЖАСОВ И НАСИЛИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ':


Курсовая работа
ФИЛЬМЫ УЖАСОВ И НАСИЛИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Что представляют собой фильмы ужасов и насилия
.1 Фильмы ужасов и насилия. Основные понятия
1.2 Характерные черты фильмов ужасов и насилия
.3 Почему зрители любят фильмы ужасов и фильмы, содержащие сцены насилия?
ГЛАВА II. Эмоциональные состояния, вызываемые просмотром фильмов ужасов и насилия. Влияние на психику человека
.1 Страхи и фобии
.2 Влияние фильмов ужасов на психику
.3 Как фильмы в стиле horror (ужасы) влияют на детей?
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Множество талантливых писателей, художников, кинематографистов настоящего и прошлого посвятили свои произведения человеческим страхам. В этих произведениях исповедуется в определенной мере религия деструктивных чувств, рассматривается переживание человеком ужаса, страха как уникальная возможность для расширения спектра эмоций, обогащения воображения, испытания силы духа на прочность и даже закалки характера человека.
В современном мире телевизор и компьютер с выходом в интернет стали непременными атрибутами каждой семьи, а наши дети проводят возле них большую часть своего свободного времени, в результате, многие мамы и папы начали задаваться вопросом: можно ли ребенку смотреть фильмы ужасов и картины, содержащие сцены насилия? Многие общественные организации опубликовали прогноз того, какое поколение появится под влиянием современных информационных технологий и кинематографа, того что ждет в будущем человечество в целом. В своей курсовой работе я попытаюсь определить, какое влияние могут оказать такие фильмы на еще не сформировавшуюся психику ребенка.
Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния фильмов ужасов и насилия на психику детей.
Объект: фильмы ужасов и насилия и детская психика.
Предмет: влияние фильмов ужасов и насилия на детскую психику.
Гипотеза: фильмы ужасов и насилия негативно влияют на психику и эмоциональное состояние детей и подростков, так как в этот период происходит формирование личности и мировоззрения.
Задачи:
Дать определение фильмам ужасов и насилия, а также выделись их основные особенности;
Выявить причины проявления интереса людей к данному жанру;
Дать определение и описать эмоциональные состояния, вызываемые просмотром фильмов ужасов и насилия (страхи и фобии);
Определить влияние фильмов ужасов и насилия на психику человека и в частности на психику детей.
ГЛАВА I. Что представляют собой фильмы ужасов и насилия
.1 Фильмы ужасов и насилия. Основные понятия
Фильм ужасов (разг. ужа́стик, хо́ррор; англ. horror film, horror movie) - жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного - так называемый эффект «саспенс » (от англ. suspense - неопределённость). Однако насчёт именования жанра существуют другие мнения. Так, известный в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, ибо условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.
.2 Характерные черты фильмов ужасов и насилия
Основополагающим признаком фильмов ужасов и насилия является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т. д. Данный эмоциональный элемент может развиваться как на фоне каких-то фантастических, так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений действия человека, проявления действия природы, стихии, демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови и т. д.
Как и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добра со злом, где это процесс выражает схема «палач - жертва», где в качестве палача может выступать чудовище (монстр) или иная потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д.). Однако во многих фильмах такая грань становится расплывчатой, и не всегда удаётся определить такую схему, а порой она и вовсе отсутствует, сюжет как бы констатирует факт и не пытается выразить и определить указанную схему. Кроме того, для некоторых подобных фильмов, в которых так или иначе выражается принцип борьбы добра со злом, не всегда победа принадлежит добру.
В начале века неотъемлемой чертой фильма ужасов считалось наличие монстра, сверхъестественного существа. Но в сороковые годы возникает концепция фильма ужасов без монстра. Вместе с тем мы знаем множество фильмов, где есть монстр - вампир, призрак, - при этом не являющихся хоррорами. Фильм «Призрак любви» Дина Ризи - это не фильм ужасов, равно как и фильм «Привидение» - классическая мелодрама. У фильма ужасов нет не только собственной формулы, но даже собственных сюжетных моделей. Он, как правило, заимствует их у мелодрамы или детектива.
.3 Почему зрители любят фильмы ужасов и фильмы содержащие сцены насилия?
Во-первых, фильмы ужасов и картины, содержащие сцены насилия, как ни крути - эмоциональное кино. Они вызывают страх, а страх - это стресс, а стресс - это адреналин и эмоции. Если человеку не хватает в жизни адреналина, то он вполне может восполнять его недостаток посредством просмотра фильмов ужасов.
Во-вторых, ситуации, вызывающие страх, автоматически привлекают наше внимание. Фильмы ужасов и насилия от начала и до конца состоят именно из таких ситуаций. Так что, в каком-то смысле, смотреть фильмы ужасов - это примерно то же самое, что смотреть прямые репортажи с места катастрофы. Людям это может быть просто очень интересно. Они увлечены, а это - такая увлеченность, по нынешним временам, дорого стоит. Ведь увлечься, пережить заинтересованность, находясь в таком потоке информации, в котором живет современный человек, не так-то просто. А интерес - это положительная эмоция, даже если она связана с негативным содержанием - предметом интереса. Так что страсть к фильмам ужасов, основанная на одном только таком «интересе», вполне понятна и объяснима.
В-третьих, фильмы ужасов и насилия, как правило, наполнены страхами, которые человек часто испытывает в своей жизни. В фильме, правда, они даны в утрированной, заостренной форме. Проживание подобных страхов в ситуации безопасности (в собственной квартире) может оказаться для некоторых людей приятным времяпрепровождением.
В-четвертых, просмотр фильмов ужасов может быть для человека способом разрядки его подсознательных агрессивных влечений. Зритель, самим фактом просмотра кинофильма, заставляет героя ленты переживать тот ужас, который тот испытывает благодаря фантазиям сценаристов и режиссеров.
Наконец, в-пятых, есть среди нас люди, которые смотрят фильмы ужасов как, своего рода, комедии. Как правило, такие зрители, сами не зная об этом, имеют искаженное, сниженное чувство боли. Чувство боли - это такое же чувство, как зрение или слух. Люди от рождения могут быть слабовидящими или слабослышащими, а могут иметь измененное чувство боли, сниженное. И когда другому человеку больно или страшно, такой человек не испытывает страха или неловкости, наоборот, ему забавно, как «эмоционально» реагирует другой человек. Таких зрителей, разумеется, не много.
Понятно, что если люди смотрят фильмы ужасов и фильмы, содержащие сцены насилия, то им почему-то они нравятся. А значит, они - эти фильмы, оказывают определенное воздействие на психику человека, которое заставляет выбрать их среди прочих.
ГЛАВА II. Эмоциональные состояния, вызываемые просмотром фильмов ужасов и насилия. Влияние на психику человека
.1 Страхи и фобии
При просмотре фильмов, содержащих сцены насилии, а также фильмов ужасов, у зрителя возникает чувство страха, которое может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое состояние человека. В данной главе своей курсовой работы я хотела бы поподробнее рассмотреть понятие «страх» и «фобия».
Страх - негативная эмоция, возникающая при угрозе жизни, здоровья или социальных установок. Слово фобия происходит от греческого «фобос» - страх. Т.е страхи и фобии это одно и тоже. Но, с точки психологии, фобии - это страхи навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению конкретного содержания, охватывающее человека в определенной обстановке. Фобии могут сопровождаться вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, обильный пот, дрожь и т.п.). Т.е. если страх приходит часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то он называется фобия. Реакция на объект фобии, как, впрочем, и любой страх, имеет свойство запоминаться организмам, и в последующем воспроизводиться, а также она имеет свойство прогрессировать, и переходить на смежные (близкие) предметы и ситуации. Таким образом, если страх не ограничивать и не бороться с ним, могут возникнуть фобии, а если не разбираться с тем, почему они возникают, и не бороться с ними фобии углубляются, закрепляются.
В принципе, существует такая точка зрения, что если есть страх, то есть чего бояться. Но почему именно этот страх появляется у конкретного человека? Определенные страхи появляются примерно в одном и том же возрасте у всех, а будет «награжден» человек определенным страхом или нет, зависит от самой личности, социального окружения, воспитания, генов и т.д.
Страхи и фобии изучаются представителями различных наук: биологами и медиками, психологами, философами и теологами, и даже лингвистами (которые изучают особенности речи при переживании этой эмоции), и каждый по-своему представляет этот феномен. Поэтому существует столько определений страха, и теорий как от него избавиться.
Любой человек испытывает и знает это переживание. Функционально он необходим для благополучного биологического и социального существования индивида. Он защищает его от бессмысленного риска. Но любое существо, испытывающее эту эмоцию, предпринимает меры для преодоления негативного воздействия источника страха. Страх провоцирует выброс адреналина в кровь, что ведет к усилению работы мышц, улучшает работу рецепторов. Но в тоже время он может оказывать влияние на способность думать рационально, может вызвать агрессию, панику, ступор. Слишком частый просмотр фильмов ужасов, может негативно сказаться на здоровье человека, так как постоянный страх (стресс) подавляет иммунную систему организма, что может привести к ухудшению здоровья.
Возникновение любого страха, в том числе и при просмотре кинофильма, - это «работа» инстинкта самосохранения. А потом уже на это накладываются и другие характеристики. На появление и протекание эмоции страха влияет также психология и физиология человека. От психологических и физиологических особенностей личности зависит то, как будет протекать реакция на опасность. Физиология и психология тесно связаны. От генетики зависит акцентуация, темперамент, которые влияют на характер, течение эмоций также зависит от воспитания. Психологи отмечают, что существует положительное, так и отрицательное действие страха на организм. Эмоция страха, в психологии является негативно окрашенной. Негативные эмоции - это эмоции, которые появляются на основе негативного настоя, и негативного восприятия мира.
Страх может быть рациональный, оправданный и иррациональный (невротический). В некоторых ситуациях эта эмоция - вполне нормальное явление, которое может даже спасти жизнь, остерегая нас от опасных шагов. Он предупреждает об опасности, например, от падения со скалы, укуса змеи, автомобильной аварии. Реальный страх является реакцией на действительно существующую внешнюю опасность, он сигнализирует об опасности, целесообразен и реализует инстинкт самосохранения.
В других случаях, страх может начаться без видимой причины, например при просмотре фильмов ужасов и насилия. Ситуации, в которых человек может оказаться, и могут не нести опасность и не угрожают жизни, но даже думая о них человеческий организм реагирует так, будто он находиться на краю пропасти. В любом случае организм наш действует одинаково.
Развитие чувства страха (эмоции) и рационального и иррационального происходит одинаково. Оно устанавливается по двум нейронными путям, которые, должны функционировать одновременно. В нейронах происходят процессы обработки информации, именно с их помощью формируются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения. Первый путь, отвечает за вырабатывание важнейших эмоций, реакция по этому пути происходит быстро, позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но этому сопутствует большое количество ошибок, он нередко бывает ложной тревогой. Этот путь (подкорковый, короткий, низкий) является эмоциональным стимулом, он отражается в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра и вызывает эмоциональный ответ. По второму пути, реакция идет медленнее, но более точно. Он позволяет вернее оценить обстоятельства и ответить на опасность точнее. Чувство страха, вызванное первым путем, блокируется вторым, он оценивает признаки опасности как реальные или не реальные. По второму пути (корковому, длинному, высокому) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, поднимается в сенсорные отделы коры головного мозга, а потом из них устремляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
Страх это базовая основная эмоция наравне с радостью, печалью, гневом. Базовыми они являются потому, что представляют собой основу для других эмоциональных состояниях, а сами при этом не могут быть сведены к еще более фундаментальным эмоциям. Страх-это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой.
Страхи и фобии часто делят на 5 основных видов:
)свободный страх,
) тесно связанный с определенным объектом или ситуацией,
) страхи пространств
) страхи живых существ
)социальные страхи.
Признаками этой эмоции являются спазмы, синдром ватных конечностей (особенно ног), сдавленность в груди, сухость во рту, тошнота, дрожь во всем теле, беспокойство, головокружение, повышение кровяного давления, ускоренный пульс и дыхание, холодный пот и т.д.. Надо знать, что организм фиксирует (запоминает) реакцию на страх, а потом позднее в нужный момент ее вспоминает и воспроизводит снова. Но в любом случае страх - это состояние сознания, которое можно контролировать.
Страхи и фобии часто связаны с культурой, в частности с религией. Страх и религия всегда были тесно связаны, большинство ученых, которые исследуют первобытные культуры, считают, что страх был самой важной из причин появления религии. Древние люди, испытывая опасности окружающего их мира, и видя гром, молнии, диких зверей, и др., боялись их и пытались оградиться. Они обладали развитым воображением, и начали считать, что это какие-то сверхъестественные существа насылают на них напасти. Кроме того страх всегда использовался представителями всех религий для подчинения общества своим правилам и манипуляции ими. Использует религия его и сегодня.
2.2 Влияние фильмов ужасов на психику
Естественно, что фильмы ужасов, влияют на психику человека. Но как влияют? Фильмы ужасов, и другие жанры, использующие страх, призваны нас пугать. Вызывать спрятанные глубоко в подсознании страхи, они эффектно концентрируются на запретных желаниях, страхе, тревоге, темной стороне человеческой личности, войной, голодом. Фильмы ужасов обращаются к первобытной природе человека: первобытным страхам: ранимость, страх пред другой личностью, обществом, или отделением от него, потерей самоидентификации, страхами пред смертью, противоположным полом. Т.е самые примитивные стороны, которые одновременно и привлекают и отталкивают нас. Интересно, что часто подростки, берут примеры из таких фильмов, например в Китае, были запрещены фильмы: «Дневники смерти», «Звонок», и «Звонок 2», поскольку возросло количество насилия, и подростки копировали поведение персонажей из фильма. В России, тоже был случай, когда группа подростков, заманила девушку в лес, а потом убила и выпила кровь, насмотревшись фильмов о вампирах. Но надо сказать, что кроме фильмов ужасов, существуют и другие причины такого поведения детей. Проблемы в социализации, отсутствие внимания со стороны родителей и учителей, государства, и др. ведь фильмы не могут полностью заменить воспитание.
Конечно, самая главная эмоция при просмотре фильмов ужасов и насилия, это страх. Страх негативная эмоция, и влияние страха на организм человека, изучено довольно хорошо. Сильный страх и постоянный (но, именно сильный), запускает программу самоуничтожения организма). В 2009 В РБК daily обнародовали результаты эксперимента, проведенного Биохимиками из Вашингтона. В этом исследовании обнаружилось, что просмотр фильмов со сценами насилия, на людей влияет довольно сильно. И влияет не только на психологическую составляющую, но и на физиологическую, впрочем, как и любая опасность. Нескольким добровольцам предложили просмотреть 3 фильма: мелодраму, документальный фильм, и боевик. После каждого сеанса у добровольцев, был взят анализ крови. Согласно результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияла на состав крови, а боевик, заставил кровь «вскипеть». У людей резко повысилось количество гормонов и антител в крови. Антитела должны бороться с опасностью, но так как человек, не отвлекался и смотрел фильм дальше, и не реагировал на проявления своего организма, то антитела начинали искать угрозу внутри организма и бороться с ним. Обычно выводы таких исследований распространяют и на фильмы ужасов. В принципе, это логично, поскольку, проявления страха, в любом случае одинаковы, но логично лишь отчасти, поскольку специализированных исследований, направленных именно на фильмы ужасов, не так уж и много. К тому же фильмы ужасов, бывают и психологические, т.е. без насилия, или с минимальным его количеством.
Психологами замечено, что любители фильмов ужасов более агрессивны. Агрессивность - свойство личности, заключающиеся в готовности использовать насильственные методы в реализации целей, и готовность к этому. Но агрессия любителей ужастиков, как ни странно первичная. Вторичная агрессия развита, наоборот меньше. Те. их труднее довести до белого коления, или вывести из себя. При просмотре фильмов ужасов люди переживают вместе с героями фильмов, эмоции страха, ужаса, тревоги, и имеют возможность преодолевать их, справиться со страхом т.е. ситуация просмотра фильма создает более-менее комфортные условия, для зрителя. События, показанные на экране, не могут причинить реального вреда, и зритель находиться в условиях полной безопасности, и осознает это. Т.е он может совладать с угрозой, и...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Влияние фильмов ужасов на психику подростков

Курсовая работа: Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности и несдержанности

Реферат: Влияние информатизации на психику человека

Курсовая работа: Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Курсовая работа: Влияние жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов на их личностный адаптационный потенциал