Курсовая работа: Физиологические основы памяти
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ ДАННОЙ СИСТЕМЫ
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ
ВИДЫ ПАМЯТИ
ОТКЛОНЕНИЯ
ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ
МЕТОДИКИ УЛУЧШЕНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления на сайт: 22 сентября 2024
Скачать работу 'Физиологические основы памяти':
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"МАТИ” - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Кафедра "Промышленная экология и безопасность производства"
Курсовая работа
по теме
"Физиологические основы памяти"
Студент: Аврора В.Б.
Москва 2013
Оглавление
Введение
Раздел 1 Строение и функции основных органов данной системы
Раздел 2. Функционирование и регуляция
Виды памяти
Отклонения
Патология памяти
Методики улучшения запоминания информации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение - одно из удивительных свойств нашего мозга. Недаром И.М. Сеченов называл память "едва ли не самым важным чудом животной и особенно человеческой организации".
Установлено, что начиная с XX в. за каждые 50 лет уровень психологического развития человека повышается примерно в 2 раза по сравнению с предыдущим 50-летием. При этом ни внешне, ни анатомически, ни физиологически человек совершенно не меняется. Это происходит за счет того, что люди научились сохранять и передавать из поколения в поколение накопленные ими знания и умения. Они изобрели языки, знаковые системы, средства записи и хранения информации и продолжают их активно совершенствовать в наше время. Тем самым люди улучшили свою родовую память, и она в свою очередь сыграла важную роль в ускорении их психологического развития. Однако того, что человеку дано с рождения, явно недостаточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы минимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Даже составляя весьма незначительную часть знаний и умений, которыми на данный момент времени располагает все человечество, индивидуально необходимые знания и умения все же достаточно велики по объему и достаточно трудны по содержанию, чтобы вновь родившийся на свет человек мог их самостоятельно освоить. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь.
Практически с рождения человек начинает приобретать новый жизненный опыт. Примерно с годовалого возраста, а иногда и раньше человека начинают систематически чему-то обучать. Постепенно, с возрастом этот процесс интенсифицируется и становится наиболее активным в школьные годы, а также когда человек получает профессиональное образование. Период обязательного и активного обучения у современных людей занимает от 10-12 до 15-20 лет. Но и на этом обучение не заканчивается. В иных, быть может, менее активных и менее организованных, формах оно продолжается дальше, нередко в течение всей жизни человека. Понятно, что без хорошей памяти обучаться чему-либо практически невозможно. В этом состоит одна из главных функций памяти человека, если бы человек не обладал мощной, быстродействующей памятью, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким - это совершенно справедливое утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства. [1]
В данной работе я попытаюсь разобраться в механизмах, протекающих в мозге, при запоминании, при работе с полученной информацией и прочих аспектах. Также рассмотрим основные отклонения от нормы, заболевания, связанные с памятью, методики лечения и улучшения её состояния, влияние окружающего мира на её работоспособность.
память мозг патология запоминание
Раздел 1. Строение и функции основных органов данной системы
Из всех других познавательных процессов память человека представлена в структурах его мозга наиболее широко. С памятью связаны кора головного мозга, подкорка, мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющих различные виды памяти (с ними подробнее мы ознакомимся дальше). Самую длительную по времени сохранения в ней информации память человека, способную хранить и передавать информацию по наследству, без обучения, называют генетической. Она связана со структурами и процессами, которые происходят в генах. Они, как известно, включают в себя два основных вида молекул, ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту) и РНК (рибонуклеиновую кислоту). В молекулах РНК закодирована, вероятно, самая прочная и неизменяемая генетическая память человека, определяющая его анатомо-физиологическое устройство, врожденные виды поведения и врожденные психологические явления. С молекулами ДНК связана долговременная память человека.
Установлено: когда человек что-либо запоминает прочно и надолго, в структуре молекул ДНК происходят биохимические процессы, с помощью которых эта информация кодируется и сохраняется в долговременной памяти человека. Кодировка осуществляется последовательностью расположения в молекуле оснований аминокислот.
Еще несколько физиологических теорий, которые объясняют механизм действия долговременной памяти человека, связывают запоминание, сохранение и воспроизведение информации с процессами, происходящими в отдельных биологических клетках, из которых состоит живой организм. Нейронная теория памяти связывает память с нейронами - клетками, из которых состоит нервная система. В каждом нейроне имеются три основные части: тело нейрона, его короткие отростки (дендриты) и самый длинный из отростков, по которому проводятся нервные импульсы от тела нейрона к другим нервным клеткам (аксон). Согласно нейронной теории памяти, когда человек что-то надолго запоминает, в теле нейрона образуются новые сложные биохимические соединения, в которых кодируется и сохраняется запоминаемая информация.
Аналогичная гипотеза касается других биологических клеток, из которых наряду с нейронами состоит нервная система человека, - так называемых глиальных клеток. Предполагают, что они также участвуют в работе механизма долговременной памяти, что при запоминании и сохранении информации в них также происходят процессы, способствующие запоминанию и сохранению информации. Важную роль в физиологическом обеспечении работы памяти играют места контактов нервных клеток друг с другом в головном мозге. Они называются синапсами. Если проводимость нервных импульсов через синапсы является достаточно хорошей, то память человека, включая процессы запоминания и припоминания, работает нормально. Если проводимость синапсов плохая, то и эти процессы идут с затруднениями. В свою очередь проводимость синапсов зависит от многих причин: от молодости организма (в молодости она выше, а к старости ухудшается); от физического состояния организма в данный момент времени (в здоровом организме проводимость синапсов выше, в больном ниже); от психологического состояния человека (если человек бодр, находится в хорошем настроении, то проводимость синапсов лучше, чем когда он усталый или находится в плохом настроении). С помощью механизма синапсической передачи нервных импульсов можно физиологически объяснить процессы запоминания, трудности припоминания. Если синапсический механизм передачи нервных импульсов работает хорошо, то как запоминание, так и припоминание информации осуществляется легко; если этот механизм работает плохо, то как запоминание новой информации, так и припоминание известной информации будут затруднены. Еще одна интересная физиологическая теория касается механизма, обеспечивающего работу кратковременной памяти человека, то есть памяти, которая способна сохранять информацию в течение 20 - 30 с. Физиологический процесс, связанный с данным видом памяти, представлен в гипотезе так называемых реверберационных кругов. Эта гипотеза предполагает следующее. Когда человек запоминает что-либо для решения задачи с целью, потом сразу забыть то, что он запомнил, в коре головного мозга образуются замкнутые цепи нейронов, по которым в некоторое время в закодированном виде, в форме специфических сочетаний и последовательностей нервных импульсов циркулирует (реверберирует) соответствующая информация. [2]
В головном мозге можно выделить по крайней мере три больших блока, из которых:
один обеспечивает тонус коры и регуляцию общих состояний возбудимости;
второй является блоком приема, переработки и хранения поступающей информации;
третий - блоком формирования программ, регуляции и контроля поведения.
Уже этот факт говорит о неодинаковом участии отдельных образований большого мозга в процессах памяти.
Мы знаем также, что нейрофизиологическая характеристика отдельных нейронов, входящих в разные системы мозга, неодинакова. Если в проекционных системах зрительной, слуховой и кожно-кинестетической зон коры подавляющее число рецепторных клеток являются модально-специфическими и реагируют на узкоизбирательные признаки раздражителей, то имеются и другие области (к которым, например, относится гиппокамп, хвостатое тело), которые по преимуществу состоят из нейронов, не имеющих модально-специфического характера и реагирующих только на изменение возбуждения. Естественно, что эти факты дают основание предположить:
1) гиппокамп и связанные с ним образования (миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела) играют особую роль в фиксации и сохранении следов памяти;
2) нейроны, входящие в их состав, являются аппаратом, приспособленным для хранения следов возбуждений, сличения их с новыми раздражениями, и призваны либо активировать разряды (если новое возбуждение отличается от старого), либо тормозить их.
Приведенные факты заставляют думать, что указанные системы являются аппаратом, обеспечивающим не только ориентировочный рефлекс, но и аппаратом, несущим функцию фиксации и сличения следов, играющих существенную роль в процессах памяти.
Вот почему, как показали наблюдения, двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, и больные с таким поражением начинают проявлять картину той невозможности фиксировать доходящие до них раздражения, которая известна в клинике под названием "корсаковского синдрома". Эти факты были установлены многими исследователями (Б. Милнер, Сковилл, В. Пенфилд) на операциях и имеют большое теоретическое значение.
Очень важные данные были получены в специальных опытах, проведенных канадским нейропсихологом Б. Милнер. Больному с односторонним поражением гиппокампа вводилось в сонную артерию второго полушария снотворное вещество (амитал натрий); это вело к краткому (на несколько минут) выключению функций коры второго полушария и приводило к тому, что на короткий отрезок времени оба гиппокампа выключались из работы.
Результатом такого вмешательства было временное выключение памяти и невозможность какой бы то ни было фиксации следов, которая продолжалась несколько ми-пут и затем исчезала.
Легко видеть, какое значение для понимания роли гиппокампа в фиксации и сохранении следов памяти имеют эти исследования.
Не меньшее значение для понимания той роли, которую в процессах памяти играет гиппокамп и связанные с ним образования, имеют и клинические наблюдения, показывающие, что поражения в этих областях мозга, тесно связанные с ретикулярной формацией, приводят не только к общему снижению тонуса коры, но и к значительному нарушению возможности запечатлевать и хранить следы текущего опыта. Такие нарушения наблюдались в клинике при любом поражении, блокирующем нормальное движение по так называемому гиппокампо-таламо-мамиллярному кругу ("кругу Пейпеца"), который включает в свой состав гиппокамп, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела и миндалину. Прекращение нормальной циркуляции возбуждения по этому кругу нарушало нормальную работу ретикулярной формации и приводило к грубым расстройствам памяти.
Все это не означает, что и другие отделы большого мозга и, в частности, мозговой коры не принимают участия в процессах памяти. Существенное, однако, заключается в том, что поражение затылочных или височных зон коры может приводить к выпадению возможности закреплять следы модально-специфических (зрительных, слуховых) раздражений, но никогда не приводит к общему нарушению следов памяти.
Это означает, что память является сложным по своей нервной основе процессом и в обеспечении памяти принимают участие разные системы мозга, каждая из которых играет свою собственную роль и вносит свой специфический вклад в осуществление мнестической деятельности. [3]
Раздел 2. Функционирование и регуляция
Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют "следы" в нем, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее.
Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются" или: угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается. Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую основу памяти.
О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека какие-то "следы", говорят современные опыты, проводимые нейрохирургами. При раздражении отдельных участков мозга электрическим током у больного иногда возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал.
Быстрота образования в коре полушарий связей, сохранение их зависит от способности мозга реагировать на раздражения и сохранять "следы" прежних возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы здесь большую роль играет характер деятельности человека, его упражнения, тренировки.
Активная умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга способствует тому, что новые ассоциации возникают легче. Этим объясняется, что специалисты, хорошо знающие какую-либо область знаний, легко и прочно усваивают новые сведения в данной научной отрасли.
Школьник тоже лучше запоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже пройдено.
Память включает следующие психические процессы: запоминание, сохранение усвоенного, узнавание и воспроизведение.
Процессы памяти начинаются с запоминания, т.е. установления связей между предметами и явлениями. Физиологической основой запоминания являются временные нервные связи в коре больших полушарий.
Большинство из того, что хранит наша память, запомнилось нами непроизвольно. Это результат так называемого непроизвольного запоминания. Особенно хорошо запоминается то, что вызывает интерес или связано с чувствами человека. Если подросток интересуется автомобилями, он легко, без всякого специального заучивания усваивает названия частей машины, устройство и назначение их и т.п. Точно так же какие-нибудь события в жизни, вызвавшие в нас радостные или печальные переживания, прочно сохраняются в памяти.
Но жизнь и деятельность человека требуют и так называемого произвольного запоминания, когда приходится заставлять себя запоминать. Изучение основ наук в школе, подготовка к работе по той или иной профессии обычно требуют произвольного запоминания. Без него нельзя приобрести необходимые знания и овладеть навыками и умениями.
Запоминание бывает смысловое и механическое.
При смысловом запоминании большое значение имеют процессы мышления. Здесь человек обычно старается понять то, что требуется запомнить, установить связь нового материала со старым, неизвестного - с тем, что уже знакомо. Так, запоминая доказательство теоремы, не следует заниматься бессмысленным повторением того, что написано в учебнике, а надо прежде всего постараться понять, о чем там говорится, сообразить, на каких прежде изучавшихся математических положениях основано доказательство. Лишь после этого следует повторить его, чтобы лучше усвоить.
Механическое запоминание состоит только в повторениях, причем повторения проводятся нередко без понимания усваиваемого материала. Это ведет к тому, что трудный, неясный материал ученик просто зазубривает. Такое запоминание обычно дается с большим трудом, требует много времени, а усвоенное быстро забывается.
Но иногда приходится прибегать и к механическому запоминанию. Так, повторив несколько раз, мы запоминаем номер телефона или адрес знакомого, а также иностранные слова, трудные термины и т.п. Однако и здесь целесообразно как-то связать запоминаемое с тем, что уже знакомо, осмыслить усвоение, так как смысловое запоминание более продуктивно, чем механическое.
Произвольное запоминание, которое осуществляется систематически для приобретения определенных знаний, называется заучиванием. Оно является важной частью учебной работы школьника.
Из того, что мы запомнили, только сравнительно небольшая часть сохраняется в памяти долго, иногда в течение всей жизни. Большинство же усвоенного постепенно забывается, так как отсутствуют подкрепления тех раздражений, которые ранее имели место. Поэтому, чтобы сохранить в памяти усвоенное, надо повторять его.
Материал, хорошо понятый, сохраняется в памяти значительно лучше, чем тот, который усвоен дословно, но без полного понимания.
В процессе сохранения иногда наблюдается своеобразное явление: заучиваемый материал лучше вспоминается не сразу, а спустя некоторое время (день, два или более). Усвоенный материал за это время как бы закрепился в коре мозга, и восстановить его стало легче. Это явление отчасти объясняется утомлением соответствующих корковых клеток. Лишь спустя некоторое время оно исчезает, в коре мозга вновь могут возникнуть необходимые возбуждения, появиться соответствующие нервные связи.
Если после усвоения учебного материала предложить школьникам запомнить что-то другое, но сходное с предыдущим (например, после литературы ученик будет заниматься историей), то запоминание похожего материала будет затруднено. Активная последующая деятельность, вызывающая сильное возбуждение, также может вызвать полное или частичное забывание материала. Это объясняется тем, что последующая деятельность как бы стирает те "следы" в коре, которые остались в результате запоминания.
Хорошо сохраняется в памяти тот материал, который был усвоен среди дня, а затем повторен перед сном и утром после пробуждения. Это объясняется тем, что во время сна не бывает сильных впечатлений, которые могут вытеснить, стереть в памяти усвоенное.
Мы говорим о необходимости прочно и долго сохранять в памяти усвоенное. Но это не значит, что забывание имеет только отрицательное значение в жизни человека. Если бы мы никогда ничего не забывали, то наш мозг оказался бы перегруженным ненужной информацией, которая только затрудняла бы образование...
Похожие материалы:
Реферат: Физиологические и биохимические основы адаптацииРеферат: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Реферат: Физиологические основы здорового образа жизни
Реферат: Анатомо-физиологические основы жизненно важных функций организма
Реферат: Внимание и его физиологические основы