Курсовая работа: ФОРМЫ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности в современной психологии
.1 Понятие агрессивности в современной психологии
.2 Теории агрессивности
.3 Психологическая характеристика подросткового возраста и девиантного поведения
Глава 2. Результаты исследования агрессивности
.1 Методика изучения форм агрессивности при девиантном поведении
.2 Сравнительный анализ форм агрессивности у нормальных и девиантных подростков
Список литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'ФОРМЫ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ':


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ТАНКА
Кафедра Возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
ФОРМЫ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Выполнил:
Куратник Юлия Викторовна
Минск 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности в современной психологии
.1 Понятие агрессивности в современной психологии
.2 Теории агрессивности
.3 Психологическая характеристика подросткового возраста и девиантного поведения
Глава 2. Результаты исследования агрессивности
.1 Методика изучения форм агрессивности при девиантном поведении
.2 Сравнительный анализ форм агрессивности у нормальных и девиантных подростков
Список литературы
Приложения
Введение
В межличностном контакте мы проводим большую часть своей жизни, именно общество задает социальные нормы поведения, относительно которых и происходит деление людей на добропорядочных и тех, кто эти нормы не соблюдает. Любые изменения в жизни общества, будь-то дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, отрицательно влияют на людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие, что в свою очередь может привести общество к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения, которое наблюдается среди лиц различных социальных и демографических групп.
Особенно трудно в такой период приходится подросткам. Они входят в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически-нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения. Тревожным симптомом является рост числа девиантных подростков. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних: участие в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничество с криминальным миром, проституция и сутенерство. Так как агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, то изучение ее динамики на протяжении этого возраста имеет большое значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности, важно для разработки стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Цель данной работы - выявление особенностей и сравнение форм агрессивности у детей подросткового возраста с нормальным и девиантным поведением.
Объект исследования - поведение подростков.
Предмет - формы агрессивности при девиантном поведении.
В соответствии с целью исследования были определены следующие исследовательские задачи:
провести теоретический анализ проблемы агрессивности;
охарактеризовать особенности подросткового возраста и девиантного поведения, причины агрессивности подростков и их типологию;
провести эксперимент с учащимися 9-х и 8-х классов;
обработать полученные результаты;
выявить особенности и различия агрессивности у подростков.
Организация и методы исследования: исследование проводилось на учащихся 8-9 классов ГУО «Телеханская СОШ». Выбор методов определялся задачами исследования. В работе применялась стандартизированная психодиагностическая методика: для выявления особенностей агрессивности - опросник Басса-Дарки.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности в современной психологии
.1 Понятие агрессивности в современной психологии
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни личности и общества. На всем протяжении развития человечества она играла важную роль в выживании его представителей. Первым охотникам приходилось иногда проявлять жестокость, убивая животных или других людей, которые вступали с ними в конкуренцию за пищу, брачного партнера или территорию. Вся последующая история цивилизаций отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Существуют культуры, которые сумели создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов, подобных встречающимся до сих пор у племен на берегах Амазонки или островов в Океании. Этнологи обнаруживают даже общества, которым агрессивность, по-видимому, неведома.
Что же такое агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации? Прежде чем начинать работу с агрессивными детьми, необходимо чтобы у психолога, понятия агрессивность, агрессия стали "рабочими". Это нужно для того, чтобы идентифицировать обнаруженные факты поведения и отнести их именно к агрессивности и в последующем оказать квалифицированную помощь, а также уметь объяснить родителям и педагогам отличие агрессии от каких-то ситуативных, негативных проявлений и переживаний ребенка, "защитить" его от приклеивания ярлыка "агрессивный". В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
В психолого-педагогической и специальной литературе используются также термины агрессивность и агрессивное поведение. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс и подобные состояния. Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень, в основе которого буквально происходит от adgradi - gradus, что означает "шаг", а ad - "на", т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".
Агрессия:
любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба;
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт;
любое поведение, содержащее угрозу или ущерб другим;
действие, включающее в себя намерение обиды или оскорбления;
попытка нанесения другим телесных и физических повреждений;
любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или на причинение вреда живому существу, не желающему подобного обращения.
осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Существуют разные определения агрессивности. В настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессивность - относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. Это термин часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками - такими как расовые или этнические предрассудки. Все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, но их наличие не является непременным показателем агрессивного поведения. Агрессия включает и намерения, целью которых является достижение негативных последствий. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то обходимого и даже отказ в любви и нежности, могут быть названы агрессивными.
Агрессивные действия выступают:
в качестве средства достижения значимой цели;
как способ психологической разрядки, замещения собственной блокированной потребности и переключения деятельности;
как самоцель, удовлетворяющая потребности в самореализации и самоутверждении;
как один из способов решения проблем, возникающих в фрустрирующих ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватные ситуации.
Агрессивное влечение наряду с либидинальным, любовным является неотъемлемой и необходимой частью жизни влечений, а соответственно всей психической жизни. Когда человек рождается, эти влечения еще не разделены, разделение с последующим новым их смешением происходит постепенно. Любовь нуждается в некоторой агрессивности, без нее невозможно ни завоевать объект любви, ни достичь полноценного удовлетворения. Агрессивность необходима для самосохранения, овладения знаниями, познания мира. Если агрессивные влечения излишне подавляются, то практически любая активность человека в большей или меньшей степени блокируется. Агрессивность связана с мощными мотивационными и энергетическими ресурсами и импульсами, поэтому термин "агрессивный" стал нередко употребляться и с позитивной коннотацией в отношении ряда специфических форм поведения, требующих высокой активности и настойчивости при преодолении преград и достижений поставленной цели (например, "агрессивный игрок" в спорте, "агрессивный маркетинг" в предпринимательстве и т.п.). А может рассматриваться как кратковременное эмоциональное состояние, которое выражается в гневе, злости, действиях против других людей при достижении цели или удовлетворении потребностей. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Причинами агрессивности могут выступать неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению, если затронуты честь, достоинство человека. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на социальные нормы, правила и т.п. Важнейшие культурно-социальные нормы - социальная ответственность и нормы воздействия на акты агрессии. Для овладения данными нормами важная роль принадлежит таким переменным как истолкование намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия и др. Для формирования самоконтроля над агрессивностью и ее сдерживания большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, которые лежат в основе способности к пониманию других людей, к сопереживанию им, формированию представлений о другом человеке как уникальной личности.
В последние годы выделяют самостоятельную акцентуацию характера по криминогенному типу, под которым понимается определенный тип развития, школьника, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей. Поведение отличается безумной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточенности и агрессивности. Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий (дихотомия - последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т.д.), имеющих различные основания: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - косвенная, доброкачественная - злокачественная. Вариантом дихотомий является выделение агрессии инструментальной и враждебной. Инструментальная агрессия - агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо иной цели или реализации различных желаний и потребностей личности. Враждебная агрессия - агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.
Что касается природы агрессивности, то ее истоки находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности - гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обуславливает готовность человека к агрессивным действиям.
.2 Теории агрессивности
агрессивность подростковый девиантный враждебность
Существуют основные концепции проявления агрессивности. Это - теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения, мотивационная. В них нашли отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.
Согласно теории влечения накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности. Психологи, которые придерживаются данного направления, считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.). К представителям теорий влечения следует отнести Мак-Дугалла. В его перечне 12 основных инстинктов мы находим «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева.
Фрустрационная теория Дж. Долларда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Основное положение теории: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а движущей силой развития человеческой личности является фрустрация. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические, моральные, духовные препятствия. Вся жизнь заключается в борьбе с ними. Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма (у подростков); в виде проявлений садизма и мазохизма; в виде гнева. X. Хекхаузен уточнял, что не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации и не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии. Аналогичного мнения придерживается и К. Левин, считая агрессию лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию. А.В. Александрова, отмечала, что агрессия не проявляется, если человек успевает найти конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышена пороговая величина уровня напряжения. В противном случае продолжающее усиливаться напряжение может вывести человека из состояния душевного равновесия. Считая агрессию деструктивным и вредным последствием фрустрации (так как препятствие иногда требует более тонких методов, чем атака в лоб), А.В. Александрова склонна приписывать ей адаптивные функции. К. Роджерс связывал агрессивность с уровнем развития самоактуализации, которая в свою очередь связана с адекватностью самооценки человека. Он считал, что агрессивность является одной из психологических защит индивида, к которым вынужден прибегать индивид с целью сохранения положительной самооценки. В. Франкл так же, как и К. Роджерс, не рассматривает агрессивность как формирующее личностное качество и ограничивается подходом к агрессии как к защитному механизму.
Психологи-неофрейдисты, приписывая агрессивности защитный реактивный характер, тем не менее, склонны рассматривать ее как приобретенное личностное качество. Во фрустрационной теории агрессия понимается как различные модальности и формы поведения, а агрессивность - как приобретенное личностное качество. Теория фрустрации в современном виде рассматривает агрессию лишь как один из способов выхода из ситуации фрустрации. В то же время принимается во внимание, что агрессия - следствие многих факторов. Наиболее влиятельными представителями такой концепции являются Л. Берковиц и А. Бандура. Л. Берковиц вначале придерживался мнения о «жесткой» взаимосвязи агрессии и фрустрации, но в дальнейшем он отказался от утверждения, что фрустрация всегда ведет к агрессии, и ввел дополнительные промежуточные переменные - побуждение и направленность агрессии. Таким образом, отказываясь от врожденного пускового раздражителя как необходимого условия перехода от гнева к агрессии, Л. Берковитц допускает, что побуждение к агрессии может быть вызвано привлекательными последствиями агрессивных действий, а сама агрессия может выступать в виде инструмента действия. Так, в качестве звеньев, связывающих фрустрацию и агрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когда достижение целей блокируется извне) и, во-вторых, готовность действовать агрессивно, что существенно зависит от ситуации, от «пусковых раздражителей», которые связываются с источником фрустрации. Например: Саша (3 года) в песочнице отбирает у другого ребенка игрушку, ребенок плачет, вцепившись в игрушку. Тогда Саша с яростью бьет его по голове машинкой, входя в азарт и впадая в состояние аффекта. Воспитатель берет Сашу за руку и сажает на скамейку. Мальчик, выражая протест, слезает со скамейки и снова бежит к песочнице - воспитатель пытается его остановить. Саша начинает бить его ногами, входит в состояние еще большего аффекта и проявляет агрессию.
Согласно теории социального научения А. Бандуры, схему анализа агрессивного поведения можно представить следующим образом. Агрессия приобретается через биологические факторы (гормоны, особенности нервной системы), научение (непосредственный опыт, наблюдение) и провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки, фрустрация), побудительными мотивами (деньги, восхищение), инструкциями (приказы),...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ