Курсовая работа: Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является - общение. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста считают, что огромное значение для подростков занимает именно общение со сверстниками.
Дата добавления на сайт: 02 октября 2024
Скачать работу 'Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии':
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является - общение. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста считают, что огромное значение для подростков занимает именно общение со сверстниками. О значении общения со сверстниками много писал в своих работах Л.С. Выготский, он считал, что для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности.
Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля, а так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Межличностные отношения подростка со сверстниками могут протекать стихийно или организованно. Проблемы межличностных отношений в своих работах рассматривали А.А. Бодалев, Т.Д. Драгунова, Я.Л. Коломинский и др.
В настоящее время значительно возрастает количество детей, испытывающих трудности межличностного общения в гетерогенных группах, то есть в классах, состоящих из детей разного уровня развития, разного пола, возраста, национальности, разного отношения к учебной и иным видам деятельности. На помощь этим детям приходят методы арт- терапии, которые используются с целью диагностики, коррекции и развития ребенка. В арт-терапии широко используются рисование, музыка, лепка, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются межличностные конфликты.
Актуальность данной проблемы помогла сформулировать тему исследования: «Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии».
Цель исследования: разработать программу формирования благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии и доказать ее эффективность.
Объект исследования: формирование межличностных отношений в гетерогенных группах подростков.
Предмет исследования: формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии.
В соответствии с данной целью решались следующие задачи:
-рассмотреть сущность понятия «благоприятные межличностные отношения подростков»;
-подобрать методы для изучения межличностных отношений в гетерогенных группах подростков;
-разработать и апробировать программу для формирования благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии;
-проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: специально разработанная программа является эффективным условием формирования благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии.
Реализация поставленной цели и задач осуществлялась с использованием следующих методов: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (социометрия), статистическая обработка данных (U-критерий Манна-Уитни, Т - критерий Вилкоксона).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии и в дальнейшем ее использовании в работе с детьми подросткового возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений и рекомендаций для педагогов.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГЕТЕРОГЕННЫХ ГРУППАХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1 Сущность понятия «благоприятные межличностные отношения подростков»
Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. Д.Б. Эльконин выделяет границы подросткового возраста 11-15 лет [35]. В данный период существенно расширяется объем деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне духовного становления.
Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. В.А. Сухомлинский писал, что это словно второе рождение «и глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы все качественно иное» [34]. Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает усиливается, а часто и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями. В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступает дисгармония в координации движения, неуклюжесть, угловатость, которая со временем проходит. Резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который они пытаются скрыть комплексуя или наоборот ведя себя вызывающе. Так же у подростков возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В связи с этим для подростков характерны перепады сердечного и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Эмоциональный фон в подростковом возрасте становится нервным и нестабильным. Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает процесс полового созревания, зависящий от эндокринных изменений в организме. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания [18].
В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Подросток остро переживает все изъяны внешности - действительные и мнимые. На образ физического «Я» оказывает огромное влияние темп полового созревания. Девочки с ранним физическим развитием более уверены в себе и спокойны. Более физически развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности. Одновременно с внешними проявлениями взрослости у подростков появляется чувство взрослости - отношение к себе как к взрослому. По определению Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [18].
Проявляется чувство взрослости в желании подростка, чтобы все относились к нему как к взрослому. Не редко подростки идут на конфликты с родителями, учителями, отстаивая свою позицию. Так же чувство взрослости проявляется в самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Затем у подростков формируется «Я - концепция», которая характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Переживания, связанные с отношением к себе, своей личности у подростков отрицательные. Чаще они дают о себе негативную характеристику, выделяя лишь одно качество, которое им нравится. Они пытаются анализировать, сравнивать себя с другими и это позволяет построить гораздо сложное представление о себе. К концу подросткового возраста складывается развитое самосознание. Происходит переход от оценки, заимствованной у взрослых к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самореализации, самовоспитанию, формированию положительных качеств и преодолению отрицательных [2].
Восприятие у подростков становится содержательным, увеличивается объем воспринимаемого. Оно становится плановым, последовательным, преднамеренным и всесторонним. Подросток может ставить цель - воспринимать те стороны предмета, которые необходимы для приобретения определенных знаний. Восприятие подростка отличаеться тонкостью, глубиной в одних случаях, а в других оно может поражать своей поверхностностью и случайностью. Это происходит потому, что процесс восприятия находится на стадии становления в подростковом возрасте [18].
В подростковом возрасте происходят значительные сдвиги в мыслительной деятельности, учебные предметы стимулируют у него развитие абстрактного мышления. Постепенно под влиянием школьной программы развивается аналитико-синтетическая деятельность. Подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом. Учатся обосновывать, доказывать, делать широкие обобщения. Важной особенностью мыслительной деятельности подростка является большая роль конкретно-образных компонентов. Также характерно для подростка развитие самостоятельности, критичности мышления. Он стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения. Склонен к спорам и возражениям [2].
У подростков наблюдается рост произвольной памяти, улучшается продуктивность памяти. Произвольное запоминание связано с осознанием цели - запомнить. Внимание играет огромную роль в их жизни. Иногда интересный материал настолько захватывает подростка, что он может с увлечением работать достаточно длительное время.
Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно- личностное общение. Именно общение со сверстниками особенно важно и нужно для подростков. Отношения со сверстниками в подростковом возрасте являются более содержательными, многообразными и сложными. Подростки стремятся «найти свое место», быть принятыми и признанными. Для них важно быть членом той группы, которая соответствуют их возрастным особенностям. Если подросток состоит в такой группе, то это повышает его уверенность в себе и дает возможности самоутверждения. Так же в подростковом возрасте происходит установление различных по степени близости отношений, это к примеру товарищ, приятель, друг. Появляется потребность в поиске близкого друга. Т.В. Драгунова считает так по этому поводу: «Общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения. Предметом этой деятельности является другой человек - товарищ-сверстник как человек. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой, - в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним» [9, с. 31].
Подросток вступает в личные отношения, которые основываются на чувстве симпатии и антипатии, общности интересов и взглядов. Личные отношения оказывают большое влияние, как на каждого подростка, так и на группу в целом. Они влияют на развитие личности, учебу, поведение, а так же являются главным фактором эмоционального благополучия группы. Подросток привлекает к себе внимание сверстников, вызывает симпатию как прямыми способами, так и путём нарушения правил, требований. Внешне они стремятся не отличаться от сверстников, одеваться и вести себя так, как остальные члены группы. Если в отношениях со сверстниками подросток заинтересован, то чаще всего отношения со взрослыми у него отходят на второй план. Он часто идет на конфликты с учителями, родителями [22].
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте ребенок на первый план ставит отношения со сверстниками, именно поэтому межличностные отношения оказывают большое влияние на формирование коллектива.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально- психологического климата в коллективе. В отличие от общественных и деловых отношений межличностные отношения называют психологическими, так как они несут эмоциональную содержательность. Развитие межличностных отношений обуславливается такими особенностями обучающихся как, пол, возраст, национальность, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми [26].
Межличностные отношения включают в себя три компонента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный компонент включает в себя осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с партнером. Аффективный компонент - ведущий, который выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных к нейтральным и негативным и наоборот. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, которые свидетельствуют о готовности к сближению и совместной деятельности. Нейтральное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии. Негативные отношения проявляются в виде различных форм отрицательных эмоций и состояний, что говорит об отсутствии готовности к сближению. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если один из партнеров нравится другому, то поведение будет доброжелательным. Если же партнер не симпатичен, то и общение будет затруднено. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости [26].
Выделяют следующие виды межличностных отношений:
1.Производственные отношения - происходят между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных,, бытовых проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Подразделяются отношения:
а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали - между руководителем одного производственного отделения с рядовыми сотрудниками другого.
2.Бытовые отношения - складываются в быту и на отдыхе.
3.Формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в реальных документах.
4.Неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые складываются между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях, антипатиях, взаимных оценках, авторитете и др. [19].
Этапы развития межличностных отношений:
1.Этап знакомства - возникновение взаимного контакта, восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обуславливает и характер взаимоотношений между друг другом.
2.Этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональных уровнях.
3.Товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, доверие.
4.Дружеские отношения - общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность.
Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (дружеские - товарищеские - приятельские - прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий [1].
Главным механизмом развития межличностных отношений является эмпатия. Н.Н. Обозов считает, что эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня. Основной формой проявления эмпатии является симпатия. Симпатия может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью). Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях, когда он особо в ней нуждается [26].
На развитие межличностных отношений оказывают влияние условия развития межличностных отношений (город, сельская местность), конкретные ситуации в которых люди общаются. В основном это виды совместной деятельности (работа, учеба, отдых), характер ситуации (обычная, экстренная), этническая среда, материальные ресурсы и т.д.Межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах, например больница, поезд [1].
Благоприятные межличностные отношения включают в себя: взаимопомощь и поддержку. Для таких отношений характерны просьбы.
Благоприятные межличностные отношения подростков заключается в установлении со сверстниками теплых, содержательных, приносящих удовольствие отношений. Подростки именно в межличностных отношениях утверждают свои возможности, стараются быть принятыми и признанными, добиваются успехов, развивают в себе качества, которые нравятся окружающим. В системе благоприятных межличностных отношений подросток реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Важнейшим звеном в системе таких отношений является активность личности. Главной задачей является зависимость от совместной деятельности со сверстниками.
Для того чтобы межличностные отношения несли в себе благоприятный характер, подросток стремится занять определенный статус в группе или классном коллективе. Из пренебрегаемого подросток стремится перейти в предпочитаемые, иногда нарушая нормы и ценности общества, обращая таким образом внимание сверстников на себя.
Критерии, определяющие социометрический статус подростка сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте стоит влияние на сверстников, на втором месте - нравственные качества, дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность, на последнем месте стремление командовать.
Для благоприятных межличностных отношений подростков характерны следующие характеристики личности: честность и готовность помочь в трудную минут, доброта.
Положение принципиального равенства в межличностных отношениях подростков делает эту сферу отношений особенно привлекательной. В благоприятных межличностных отношениях подростков сверстник выступает не только как образец, но и как помощник и участник его деятельности.
Если отношения протекают стихийно, основываются на конфликтах и несут в себе негативные переживания, то такие отношения называются...
Похожие материалы:
Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВКонтрольная работа: Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы
Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков
Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта
Курсовая работа: Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков