Курсовая работа: Формирование нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками
Актуальность исследования. Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, что обуславливает социальные запросы, предъявляемые образовательным учреждениям и потребность в приобщении детей к системе нравственных ценностей.
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Формирование нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками
.1 Особенности формирования нравственных качеств у дошкольников
1.2 Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств личности дошкольников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками
.1 Изучение уровня сформированности нравственных норм и правил поведения дошкольников
.2 Процесс формирования нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, что обуславливает социальные запросы, предъявляемые образовательным учреждениям и потребность в приобщении детей к системе нравственных ценностей. Современное образование основывается на личностно-ориентированном подходе (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), что предполагает создание условий для развития личности. Задача образования в данном случае состоит в создании новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Нравственные качества формируются ещё в дошкольном возрасте.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает особую значимость по причине бездуховности общества, обусловленной отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, что ведёт к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед опасностью моральной деградации.
Формирование нравственных качеств личности дошкольника является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Однако педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которые стоят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Вопросы формирования нравственных качеств личности дошкольника рассматривают Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверкович и др. Ученые отмечают, что в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. В дошкольном возрасте общение со сверстниками является одним из средств формирования нравственных качеств. Это обусловлено особенностями общения на данном возрастном этапе. Особенностями общения дошкольников со сверстниками являются большое разнообразие коммуникативных действия (спор, требования, беседа, обман, жалость, навязывание воли и пр.), яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью), нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над ответными (Е.О. Смирнова).
Вместе с тем, проявляется противоречие между наличием достаточной теоретико-практической базы по формированию нравственных качеств дошкольников и необоснованностью влияния общения со сверстниками в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольника. Следовательно, проблема исследования состоит в научном и эмпирическом обосновании влияния общения со сверстниками в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольника.
Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками».
Цель исследования - определение специфики формирования нравственных качеств личности дошкольника в процессе общения со сверстниками.
Объект исследования - общение дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования - формирование нравственных качеств дошкольников посредством общения со сверстниками.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование нравственных качеств дошкольников в общении со сверстниками будет эффективнее, если:
Выявлены особенности формирования нравственных качеств у дошкольников;
определена роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств личности дошкольников;
описаны уровни нравственной воспитанности дошкольников;
обоснован процесс формирования нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить ряд задач:
. Выявить особенности формирования нравственных качеств дошкольников;
. Определить роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств личности дошкольников;
. Изучить уровни нравственной воспитанности дошкольников;
. Обосновать особенности процесса формирования нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, СА. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, ТА. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г/ Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.; принципы психологии (принцип развития, принципы единства сознания и деятельности); подходы: (аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно-деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения; системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности).
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств дошкольников и возрастной психологии, моделирование.
Экспериментальные: диагностический эксперимент, формирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы педагогами системы дошкольного образования в процессе формирования нравственных качеств дошкольников и организации их взаимодействия со сверстниками.
База исследования: МКДОУ «Староиванцовский детский сад» Палласовского района Волгоградской области/
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками
1.1 Особенности формирования нравственных качеств у дошкольников
Нравственность в энциклопедическом словаре определяется как термин, синонимичный понятию «мораль», реже - «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз. Этимологически восходит к слову «нрав» (характер ). Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» проводил Г.В.Ф. Гегель в «Философии права», где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали. Мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя. Нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - «в себе и для себя сущие законы и учреждения» [Ивин, 2004, С. 158].
В Толковом словаре С.И. Ожегова нравственность определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [Ожегов, 1992].
Следовательно, нравственность представляет собой внутренние качества человека, нормы, правила поведения, которыми он руководствуется.
Нравственные качества определяются как чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т.д. Нравственные чувства подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями, включают единство рационального и эмоционального и формируются под влиянием социального окружения, путем усвоения личностью общественно принятых норм и правил. Нравственные чувства регулируют отношения между людьми на основе оценки, осознания нравственных ценностей. Они обладают широким диапазоном форм выражения и участвуют во всех нравственных реакциях и проявлениях личности [Анцупов, 2009].
Как было отмечено во введение, наиболее синзетивным периодом для формирования нравственных качеств является дошкольный возраст. Формирование нравственных качеств осуществляется в процессе нравственного воспитания, понимаемого как совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка (Р.И. Деревянко, В.С. Мухина, С.Л. Рубиншетйн и др.).
По мнению И.Ф. Харламова формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение [Штольц, 1986, С. 253].
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [Алябьева, 2003]. По определению В.С. Мухиной, главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [Мухина, 1999, С.154].
В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей [Виноградова, 1989].
С.В. Петерина отмечает, что специфика дошкольного возраста состоит в повышенной восприимчивости к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности [Петерина, 1986].
В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных качеств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать [Ядэшко, 1978].
К содержанию нравственных качеств, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым.
Сформированные нравственные качества служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определяется программами воспитания в детском саду. Но, не зависимо от программы, в условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляется формирование таких нравственных качеств, как: любовь к Родине, уважение к труду, интернационализм, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, волевые черты характера и положительные моральные качеств личности [В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин].
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова отмечают, что механизм формирования нравственных качеств в ходе нравственного воспитания выражается в формуле знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество [Козлова, 2001, С. 238]. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности
Понятие нравственных качеств тесно связано с понятиями нравственного поведения и нравственной привычки. Нравственное поведение предполагает формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. А нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата [Лихачев, 1992, С. 102].
В дошкольном возрасте, а особенно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. У дошкольников возникает пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции - довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности [Штольц, 1986].
В дошкольном возрасте у детей формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной [там же, С. 118].
В.С. Мухина отмечает, что расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [Мухина, 1999].
Н.С. Немов утверждает, что важнейшую роль в формировании нравственных качеств дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения [Немов, 1994, С. 338-339].
В формировании нравственных качеств дошкольников существенную роль, по мнению А.М. Виноградовой, играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества [Виноградова, 1989, С. 115-118].
Вместе с тем, у дошкольников может проявляться неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.
В поведении дошкольников могут проявляться непосредственность, импульсивность, ситуативность. Очень часто под влиянием...
Похожие материалы:
Реферат: Формирование личности студентаКурсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности
Курсовая работа: Формирование личности преступника в семье
Реферат: Духовно-нравственное формирование личности младших школьников
Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха