Диссертация: ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)
Актуальность исследования. В настоящий момент заметно видно внимание науки к проблемам семьи, это понимается, как метаморфоза социальной обстановки в российском социуме-рождаемость снижается, прогрессирует количество разводов, ухудшается материальный уровень семьи, отмечено падение физического и психического состояния здоровья детей и родителей.
Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024
Скачать работу 'ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)':
Министерство образования РФ
Федеральное агентство по образованию
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)
Оглавление
Введение
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как определенная категория, в свете психолого-педагогического подхода
.1 Особенности лиц с нарушением слуха
1.2 Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с нарушением слуха
.3 Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
Глава 2. Теория и методология в аспекте изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (дети с нарушением слуха)
2.1 Родительское отношение как психолого-педагогический феномен
.2 Особенности восприятия родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и влияние их межличностных отношений на внутрисемейный климат
.3 Родительский фактор в процессе формирования личности у детей с нарушением слуха
Глава 3. Анализ и исследование проблем в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (дети с нарушением слуха)
.1 Методология и методики исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха
.2 Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха
.3 Результаты апробации программы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. В настоящий момент заметно видно внимание науки к проблемам семьи, это понимается, как метаморфоза социальной обстановки в российском социуме-рождаемость снижается, прогрессирует количество разводов, ухудшается материальный уровень семьи, отмечено падение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На главный план выдвигаются проблемы, переживаемые семьями на данном этапе, огромное значение обретает задача радикальной перемены семейных отношений, сопряженных с появлением в семье ребенка, который имеет некие нарушения в психическом (сенсорном, моторном, интеллектуальном) развитии.
Огромный интерес к проблемам указанных семей сопряжен с переосмыслением значения роли семьи для прогресса социума, в общем. В процессе функционирования семьи наблюдается происходящая социализация подрастающего поколения, формирование юных членов общества. Семейный образ жизни, специфика функционирования семейной системы есть та среда воспитания, дающая ребенку жизненно важный минимум общения, без коего он не сможет стать полноправным человеком и личностью.
Необходимо особенно отметить воспитательное действие семьи на детей с ОВЗ. Для подобной категории детей семьи подчас оказываются одним центром воспитания. Конкретно на членов семьи ложится большая часть ответственности за прогресс личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Тема детей с ОВЗ практически все время умалчивалась, как таковая. Политика государства в отношении к детям с ОВЗ и семье, в которой он воспитывается, имела такое направление, как отторжение члена общества с проблемами в здоровье как неполноценного, ненужного ни семье, ни обществу, ни государству; изоляция человека с отклонениями от семьи, общества (родителям предлагалось поместить своего ребенка в закрытые специализированные учреждения). Процесс демократизации общества, начавшиеся в РФ в девяностые годы 20 века, сформировали почву для метаморфозы отношения социума к людям, имеющим нарушения в развитии, и к семье, в коих они воспитываются. Правительство РФ приняло ряд законов, дающих почву инвалидам равные с людьми, имеющими нормальное здоровье одинаковые права. Изменение нормативно-правовой базы в смысле лиц с ОВЗ разрешает вести речь о том, что инвалиды в РФ занимают все большее центральное положение. Мало кто знает то, что только льготы и денежная поддержка семей, имеющих больного малыша, еще пока на низком уровне.
Нет колебаний, что семья с ребенком, страдающим ОВЗ, - это семья с, как заведено, особым психическим положением. И действительно, данные семьи имеют специальные, по отношению с семьей здоровых малышей, глубочайшие педагогические, экономические, социальные и психологические, педагогические трудности.
Родители переносят большие внутренние переживания, сопряженные с рождением малыша с особыми потребностями в образовательном процессе. Необходимо подчеркнуть то, что неизменное стрессовое состояние, в коем находятся родители, не дает им выбрать, как всем известно, адекватные приемы и способы воспитания малыша, и приспособиться к метаморфозам, возникающим в семье.
Цель исследования: Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, где как бы воспитываются малыши с ОВЗ.
Задачи:
. Произвести анализ научной психологической и педагогической литературы по дилемме детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с ОВЗ.
. Изучение роли семьи в воспитании и развитии малыша.
. Произвести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, где также воспитываются малыши с ОВЗ.
. Произвести анализ результатов исследования.
Объект исследования: Отношения в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
Предмет исследования: Индивидуальности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Опираясь на цель исследования, можно представить логически вытекающую гипотезу - предположительно разнообразные стили воспитания в семьях по-разному влияют на процесс формирования главных свойств личности детей с нарушением слуха:
демократический стиль домашнего воспитания благоприятно влияет на формирование личности малыша с нарушением слуха;
либеральный и неуравновешенный, в общем, то, стили не могут также оказывать положительного влияния на формирования личности ребенка с нарушением слуха;
авторитарный стиль может, мягко говоря, оказать негативное влияние на процесс формирования личности ребенка с нарушением слуха.
Теоретико-методологическая основа исследования: Труды и работы кандидата психологических наук Масловой, Юлии Александровны, Абакумовой И.Б., Ефименко В.Н., Крутелевой Л.Ю., Абрамовой Г.С., Абульхановой-Славской К.А., Агафонова A.O., Алексеева A.JÍ., Юлина Б. А., Ананьева Б.Г., Андреевой Г.М., Асмолова А.Г., Брагуся Б.С., Зейгарника Б.В., Петровскогго В.А, Субботского Е.Б., Хараша А.У., Цвегковой Л.С., Бажина Е.Ф., Эгкинда А.М., Батингера О.Х., Белинской Е.Л., Белинского B., Богдановой Т.Г., Голеневой Е.В., Боровиковой В.И., Боскиса Р.М., Братченко С., Вайзера Г.А., Василкжа Ф.Е., Вийтара Э.А.,
А также работы зарубежных теоретиков и практиков в области педагогики и психологии - Adler A., Bugental J.F.T., Kleiner R., Kelly G.A., Phenix P., Rogers C.R., Vernon, M, & Andrews, J.F.
И, конечно Интернет источники.
Методы исследования.
В качестве методов исследования применялись теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический подсчёт полученных результатов.
Констатирующий эксперимент был осуществлен при помощи методик: «Тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин», «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), методики PARI опросник родительских установок и опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе филиала ГБОУС(К)О «Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Калининграда, с сентября 2014 по май 2015 год. в исследовании участвовали дети младшего школьного возраста - ученики 1-х, 2-х и 3-х классов и их родители. Средний возраст детей составил 8 лет, родителей 37,4 года.
Общая выборочная совокупность составила 174 человека (60 детей и 114 взрослых: отцы - 54 человека и матери - 60 человек).
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты можно использовать для составления рекомендаций родителям в организации их взаимодействия с детьми.
Оптимизированная диагностическая процедура по выявлению проблемных зон семейной системы позволяет превентивно организовать дифференцированную психокоррекционную работу с «особой» семьей, своевременно актуализировать ее психологические ресурсы для поддержания устойчивости структурно-функциональных характеристик.
Этапы исследования. На первом этапе (2014 г.) проводилось пилотажное исследование, разрабатывалась программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
На втором этапе (2014-2015 гг.) изучалась проблема коррекции детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
На третьем этапе (2015 г.) осуществлялись обобщения и систематизация результатов исследования и литературное оформление диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались методической обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлением, рассмотрением в динамике; использованием комплекса методов исследования, определенными позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижений целей исследования.
Положения и выводы исследования проверялись в процессе опытно-экспериментальной работы, анализ результатов которой показал их положительную динамику.
Научная новизна исследования:
.Разработан и апробирован диагностический комплекс, позволяющий изучить детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
.Получены новые данные о влиянии отношений детей с ОВХ и их родителей на личностное и психосоматическое ребенка. Ребенок, в силу несформированности адаптационных механизмов и психологических защит реагирует на ситуацию, травмирующую его психику рядом отклонений.
.Выяснены новые данные в области психологических особенностей в сфере детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
.Предложена специальная программа психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ (нарушение слуха).
Данная программа дает своевременную дифференцированную помощь в преодолении нарушений эмоционально-личностного развития детей и гармонизации детско-родительских отношений в зависимости от выявляемых нарушений и индивидуальных особенностей.
Теоретическая значимость исследования:
.Разработан целостный подход и конкретные рекомендации к диагностированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (нарушение слуха).
.Представлены в более широком аспекте и уточнены представления о психологических составляющих, имеющих влияние на формирование нарушения отношений в детско-родительских отношениях и дисгармоничный вид воспитания, нарушения личностно - эмоционального развития и социальной адаптированности ребенка с ОВЗ (нарушение слуха).
.Представлены типологические характеристики особенностей в детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (нарушение слуха).
.В научный оборот внедрены новые данные экспериментов, раскрывающих нюансы дисгармоничных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, выявлена статистически значимая корреляция между неблагоприятными аспектами детско-родительских отношений и наличием у ребенка нарушения слуха.
.Разработана модель, имеющая научное обоснование в сфере психолого-педагогической помощи для детей с нарушением слуха включающей несущая в себе три связанных между собой модуля: диагностический, консультативный и психокоррекционный, а также получили формулировку основные принципы, задачи, этапы и особенности организации психолого-педагогической помощи семьям.
Практическая значимость исследования:
.Сформирована и апробирована специальная психоррекционная программа по сопровождению детей с ОВЗ (нарушения слуха), выяснены неблагоприятные аспекты воспитания в семье, учтены при разработке материалов практики в сфере гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (нарушения слуха).
.Данные полученные путем данного исследования могут найти применение в работе педагогов и психологов медицинских работников в сфере оказания помощи указанной категории, в центрах реабилитации, интернатах, а также в системе повышения квалификации психологов, при создании соответствующих методических разработок и программ для профессиональной подготовки студентов.
Положения, выносимые на защиту.
.Для всех категорий детей с различными психофизическими нарушениями характерны коммуникативные проблемы;
.Роль семьи - центральный аспект в формировании личности ребенка с ОВЗ (нарушение слуха);
.Необходимость психолого-педагогического сопровождения семей с детьми ОВЗ (нарушение слуха);
.В качестве эмпирической базы с ОВЗ выступает комплекс психологических факторов, которые обуславливают нарушения личностного и психопатического развития ребенка;
. На уровне семьи - выявление и проработка психотравмирующих событий историй семьи, осмысление особенностей семейных отношений и их коррекция;
.Формирование у детей с ОВЗ (нарушение слуха) адекватной самооценки;
.Для успешной социализации ребенка с ОВЗ в современных образовательных учреждениях необходимо особое педагогическое сопровождение, которое направлено на развитие и совершенствование коммуникативной деятельности;
.Эффективность коммуникации зависит от сформированности коммуникативной компетентности, в частности, от умений вступать в общение, поддерживать его, адекватно воспринимать информацию и адекватно на нее реагировать.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных педагогических чтениях, на конференциях, на семинарах для педагогов и психологов.
Структура работы
Данная работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и список приложений.
родитель слух здоровье психолог
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как определенная категория, в свете психолого-педагогического подхода
.1 Особенности лиц с нарушением слуха
Для начала давайте рассмотрим, какие именно непосредственно существуют психические особенности людей с нарушением слуха. Хотелось бы совершить краткий экскурс в русле отечественных и зарубежных подходов к исследованию психологии глухих и слабослышащих.
Исследования психологических особенностей глухих и слабослышащих и в отечественной, и в зарубежной психологии базируется на достаточно основательной и длительной истории. В двадцатые годы 20 - ого в. в области проблемам сурдопсихологии работал Л.С. Выготский, под влиянием идей указанного ученого наука делает прогрессивнейший шаг вперед. Его труды взывали к выявлению потенциальных возможностей детей с нарушением слуха и нахождению наиболее приемлемых путей развития.
Как считал Л.С. Выготский [52 Маслова], глухота дает определение отличной от слышащего социальную ситуацию формирования личности ребенка, обуславливающие принципиально другие сроки выявления психологических новообразований и все же не отменяет той последовательности, какая присуща для нормального развития личности. Высказанная точка зрения стала стимулирующим фактором для проведения разных психологических экспериментов с целью выявления компенсаторных возможностей слабослышащих детей.
Параллельно в Соединенных Штатах Америки были проведены исследования, которые посвящены анализу сравнения умственного и психофизического развития слабослышащих и глухих детей. Данные эксперименты были направлены на установление интеллектуального уровня.
Не смотря на то, что в двадцатые - сороковые годы 20 - ого в. люди с нарушением слуха показывают некоторый набор навыков и умений, индивидуальные особенности и академические достижения, а в тридцатые годы исследователь США - Е. Долл изучал уровень социально - трудовой адаптации, межличностные отношения и коммуникативные навыки, все же еще господствовала догма об интеллектуальном уровне лиц с нарушением слуха.
В тридцатые - сороковые годы нашими исследователями (Л.В Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф) в основе изучались процессы познания глухих и слабослышащих детей при помощи анализа сравнения с нормально слышащими либо умственно отсталыми сверстниками. И это давало шанс выявления особенностей каждой из категорий.
В пятидесятые и шестидесятые года рамки сурдопсихологии разрастаются под веяниями деятельностного подхода Рубенштейна С.Л., говорящего о важности изучения психики через деятельность, исследований восприятия и двигательных навыков А.П. Гозовой, уяснения закономерностей освоения грамматического строя языка Ж.И. Шифа и специфики запоминания и воспроизведения слов В.Г. Петровой, трудов по изучению наглядного мышления Н.В. Яшковой и общей игровой деятельности Г.Л. Выготской.
Ученые зарубежья в указанное время сформировали представления о главных важных отличиях в психике глухих, таких как мало развитое абстрактное мышление, конкретика мышления, которые ведут к специфике поведения и личности глухих в общем (Майклбаст, Бруттон). Кроме этого, в пятидесятых годах 20 - ого в. уже идут размышления об оказании психологической помощи людям с нарушенным слухом.
C начала семидесятых и до окончания восьмидесятых российская сурдопсихология прогрессировала в различных направлениях. К примеру, базовые положения теории деятельности А.Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, идеи В.В. Давыдова о структуре учебной деятельности, создавшие теоретическую базу для изучения специфики психического развития глухих детей.
Исследования М.М. Нудельмана, который занимался исследованием особенностей развития у глухих детей воссоздающего и творческого воображения, работал над методиками целенаправленного исследования воображения. Данные методики в будущем составили базу для учебного пособия «Особенности психического развития глухого ребенка» (1975), совместный труд с В.А. Синяком.
Большую роль имеют исследования Т.В. Розановой, которая уделявшей огромное внимание исследованию специфики восприятия, словесной и образной видам памяти, словесно-логического и наглядно-образного мышления у слабослышащих детей, к тому же сферы эмоций, самооценки, уровня привязанностей и межличностных отношений. В купе все это предоставило возможность раскрытия не только своеобразия психического развития детей с нарушениями слуха, но и увидеть потенциал возможностей развития юного поколения. Это бы и позволило сконструировать более приемлемое обучение.
Центральным этапом в прогрессировании российской сурдопсихологии является смена взглядов на понятие «глухоты». В.А. Паленый говорит о некотором сдвиге интересов в область культурной разницы между людьми с нарушением слуха и людьми с нормальным слухом. Культура слабослышащих и глухих и сейчас является объектом исследования многих ученых: социологов, историков, анропологов и пр. Возьмем, к примеру, появление заграницей программы образования: «Deaf Studies» («изучение проблем глухоты и...
Похожие материалы:
Квалификационная работа: Формирование позитивных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, с использованием комплекса психотерапевтических средствРеферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха
Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр
Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ