Квалификационная работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Изучение проблемы самооценка детей в психологии
1.1. Понятие и виды самооценки…..……………………………………….5
1.2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте…………14
1.3. Факторы формирования самооценки младших школьников..………17
1.4 Развитие самооценки детей младшего школьного возраста как педагогический компонент………………………………………………..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки в младшем школьном возрасте……………………………30
2.1. Постановка проблемы и организация работы………………………...30
2.2. Исследование самооценки детей младшего школьного возраста.…..32
2.3. Коррекционно-развивающая программа с детьми младшего возраста по развитию адекватной самооценки…………………………………..…..38
2.4.Эффективность коррекционно-развивающая программа с детьми младшего возраста по развитию адекватной самооценки………………..40
Заключение…………………………….…………………………………..46
Список литературы.......................................................................................48
Дата добавления на сайт: 15 июня 2024
Скачать работу 'ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА':
министерство
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии
Кафедра Педагогики и психологии детства
Направление: «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика»
Выпускная квалификационная работа бакалавра на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила:
Остоева Екатерина Леонидовна
студентка 752 группы
заочного отделения
Научный руководитель:
Семенова Наталья Александровна,
старший преподаватель
данные завед.кафедрыотметка о допуске
Петрозаводск 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Изучение проблемы самооценка детей в психологии
1.1. Понятие и виды самооценки…..……………………………………….5
1.2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте…………14
1.3. Факторы формирования самооценки младших школьников..………17
1.4 Развитие самооценки детей младшего школьного возраста как педагогический компонент………………………………………………..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки в младшем школьном возрасте……………………………30
2.1. Постановка проблемы и организация работы………………………...30
2.2. Исследование самооценки детей младшего школьного возраста.…..32
2.3. Коррекционно-развивающая программа с детьми младшего возраста по развитию адекватной самооценки…………………………………..…..38
2.4.Эффективность коррекционно-развивающая программа с детьми младшего возраста по развитию адекватной самооценки………………..40
Заключение…………………………….…………………………………..46
Список литературы.......................................................................................48
Введение
Младший школьный возраст проходит на протяжении от шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок начинает понимать самого себя, мотивы и потребности в отношениях между людьми, в этот период очень важно заложить основы для адекватного оценивания себя.
Успех учебной деятельности ребенка зависит от уровня самооценки [20,199].
Большую роль для детей играет также и их оценивание взрослыми и сверстниками. Им важна положительная оценка, признанная всеми. В начальной школе оценка к самому себе формируется под влияние педагога. Самооценка – процесс становления личности школьника под влиянием учебной деятельности. Отсюда важно наблюдать за становлением самооценки детей психологу и педагогу. [19,78]
«Правильное формирование самооценки – самый важный фактор развития и становления личности ребенка, поэтому педагог должен овладеть необходимым материалом, который относится к психологии самооценки» - писала Л.И. Божович.
Хорошее оценивание себя у личности формируется не только из-за оценки окружающих, но и от собственной деятельности и оценки ее результатов.
Аффективные переживания могут появляться тогда, когда ребенок не может дать оценку своей деятельности и оценка со стороны окружающих меняется в сторону отрицания.
Божович Л.И. утверждала, что: «отрицательные качества возникают из-за потребностей ребенка уйти от тяжелых эмоциональных переживаний, которые связаны с утратой уверенности в себе». [21,113]
В отечественной педагогике и психологии многие ученые: Н.А. Батурин, Л.И. Божович, Е.А. Залучинова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин исследовали становление самооценки на разных этапах взросления.
«Рассмотрение самооценки проходит в рамках исследования Я-концепции, которая описывается как основа самосознания, уровень индивидуального развития, личностного аспекта, органично введенный в процесс самопознания» - считали Б.Г. Ананьев, Л.В. Бороздина, И.С. Кон, В.Н. Куницина.
В трудах Липкиной А.И., Божович Л.И. и Е.И. Савонько рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки.
Формирование оценки к самому себе является одной из главных тем в психологии. Существует ряд причин, влияющих на формирование оценки к самому себе, обусловленных стилем общения в семье, в школе, общением со сверстниками и взрослыми. В начальной школе ребенок является наиболее ранимым, что определяется необходимостью исследования процесса становления оценки к самому себе и общего эмоционального развития ребенка, также важно осуществлять в данный период и формирование его внутреннего «Я».
В связи свыше сказанным целью работы является изучение влияния специально разработанной программы на формирование адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Влияние специально разработанной программы на формирование адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования: самооценка, младший школьный возраст.
Выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Разработать и апробировать программу по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста
Выявить эффективность программы по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Предполагается, что реализация специально разработанной программы будет способствовать формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Изучение проблемы самооценки детей младшего школьного возраста в детской психологии
Понятие и виды самооценки
В процессе становления личности в обществе человек осваивает появившиеся неизученные виды деятельности. В конечном итоге каждая личность выделяет особо важные для себя виды разной деятельности, акцентирует свое проявление на выбранном виде, соподчиняя ему все остальные занятия. В ходе социализации увеличиваются и расширяются коммуникативные связи, происходит развитие в личности образа «Я».
Самооценка в советской психологии изучалась во взаимосвязи изменений и усовершенствования самосознания. Оценку человека как самого себя рассматривали в общей теории и методологии. Ананьевым Б.Г., Леонтьевым А.Н., Рубинштейном С.Л. изучено становление самосознания с рассмотрением более обобщенных трудностей развития личности. [3,28]
«Самооценка – это знание индивида о самом себе и соотношение к себе в их цельности. Самооценка - распознавание ребенком собственных поступков, умений, качеств, мотивов и целей своей манеры действий, осознанное и оценочное к ним отношения. Немалый смысл в усовершенствовании человека имеет умение личности оценить свои силы и ресурсы, умение без помощи других людей ставить перед собой любую цель, соотнесение их с внешними условиями, стремления, правилами окружающей среды».
В психологии отмечают три зоны, в которых осуществляется развитие личности: самосознание, общение, деятельность.
С детства идет усовершенствование самосознание и в начальной школе начинают складываться первые впечатления о себе. Рубинштейн С.Л., Скаткин М.Н., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н. работали над развитием и усовершенствование самосознания и рассматривали вопрос самооценки личности ребенка.
В публикациях А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Е.А. Серебряковой, В.А. Горбачевой рассматриваются узкие вопросы, включающие особенности самооценок, их взаимозависимости от отношения окружающих к данной личности.
«Самооценка – элемент самосознания, включающий в ряд со знаниями о самом себе, оценки о человеке, нравственных качествах и поступках, своих способностей».
«Самооценка - это необходимый элемент развития самосознания, т.е. осознание личностью самого себя, умственных способностей, своих физических сил, мотивов и целей своей манеры действий, поступков, отношения к другим людям и самому себе, своего направления к окружающим,». [5,324]
Самооценка - неизменный спутник нашего «Я». Её проявление не столько в том, что личность думает или говорит о себе, сколько в его отношении к победам других. С помощью оценивания себя происходит коррекция манеры действия личности.
Адекватное оценивания личности себя является ключевой для психического здоровья. Если личность, особенно ребенок думает, что он бездарность, несимпатичен и бесполезен, он начинает вести себя соответствующе этому оцениванию.
Самооценку осуществляет личность. Становление личности происходит в результате общения с окружающими и совместной работы. Именно они дают человеку несколько важных сигналов для манеры себя держать.
Справедливое отношение к себе составляет стержень адекватной самооценки. В окружении всегда будут люди, более яркие личности: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, личности, которым сопутствует удача или популярность. И точно также всегда найдутся те, кто имеет низкие способности. [3,30]
Утверждается, что важным средством саморегуляции является оценка к самому себе. В процессе деятельности формирование самооценки и представляется поэтапно.
Оценивая себя, личность отражает понимание своих ресурсов в будущей деятельности (это прогностическая оценка).
Три признака: ожидаемая оценка, оценка личностью группы, самооценка - входят в конструкцию личности, и человек независимо от этого объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в социуме, триумфа или утраты своих свершений, с позиции по направлению к себе и к другим. Он должен считаться с людьми даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. Возникает внутренний механизм, перенесенный в себя, в человеческую личность социальных контактов, ориентации и ценностей, который называется интериоризация. В результате данного механизма индивид сверяется, вступая в общение, активно действует. Эта оценка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам образа действия, определяемым этими индикаторами. [22,327]
Не маловажен и момент сравнения: оценив себя, индивид, не замечая сравнения с другими, учитывает не только свой собственный триумф, но и всю социальную ситуацию в целом. На самооценку личности вообще больше влияют также ее частные характеристики и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок много до бесконечности. Нельзя рассуждать о человеке, не зная ценности его личной жизни, какие сферы деятельности являются для него главными, его качеств. В образовательном учреждении нет ни одного учащегося, который не хотел бы признания. Умение себя уважать напрямую зависит от самооценки.
Критерии самооценки неопределенны. Индивид дает себе оценку двумя способами:
1.Анализ уровня своих притязаний с беспристрастными результатами своей деятельности.
2. Делая анализ себя, и сопоставляя с разными личностями.
Оценивание себя взаимосвязано с уровнем притязаний индивида.
«Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую личность ставит перед собой». [18,413]
Сложнее достигнуть уровня притязаний, если он высокий. Победа и поражение в любой деятельности ощутимо влияет на оценку личности своих ресурсов в этом виде деятельности: неудача, как правило, уменьшает притязания, а удача увеличивает их.
«Уровень притязаний - уровень образа «Я», проявляющийся в уровне трудности цели, которую личность ставит перед собой. Выводя формулу психолога Джемса, показывает зависимость самооценки человека от его притязаний». [5,244]
Самооценка = Достижения
Притязания
Она показывает, что стремление к повышению оценивания себя может проходить двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы достигнуть максимальных достижений, или снизить их, чтобы избежать поражения. В случае победы уровень притязаний обычно повышается, личность проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - снижается.
Уровень притязаний в локальной деятельности может быть определен довольно достоверно. Уровень притязаний - тот уровень, которого человек обязуется достигнуть. На степень притязаний оказывает влияние динамика побед и поражений на протяжении жизни, динамичность триумфа и поражения в локальной активности. Уровень притязаний может быть адекватным, когда личность избирает цели, которые реальны, чтобы их достигнуть, которые соответствуют её умениям, способностям, ресурсам, либо неадекватно завышенным, заниженным. Адекватнее уровень притязаний зависит от адекватности самооценки. [5,237]
Заниженный уровень притязаний, когда личность делает выбор на слишком простые, невесомые цели (хотя он мог бы достигнуть значительно более высоких целей), возможен при низком оценивании себя (не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), при высоком оценивании себя личность знает о своих ресурсах, но цели выбирает простые, чтобы «не перетрудиться», «не выскакивать», выставляя своеобразное «социальное остроумие». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, непостижимые цели, объективно может приводить к разочарованию, безысходности, к частому поражению. В юношеском возрасте часто выдвигают нереалистические притязания, завышенные, переоценивают свои ресурсы, а в итоге эта необъяснимая уверенность в себе часто нервирует окружение людей, вызывает ссоры, провалы, разочарования. [2,213]
Разница между решительным в себе человеком и нерешительным в особенности заметно в тот момент, когда нужно идти уверенным шагом вперед. Решительный человек концентрирует перед собой поставленную задачу, продумывает шаги. Нерешительный умудряется вспомнить все свои несчастья и трудности вместе взятые, провалы. Отсюда следует, что только путем многочисленных проб и совершение промахов человеком постигается мера своих реальных ресурсов.
Нерешительность в себе имеет и плюсы в том, что она заставляет людей развиваться, всегда совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом. Трудности начинаются, когда сомнения разрастаются до значительных габаритов, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разъединить крепкую цепь.
Существует важная психологическая особенность, которая влияет на успех человека, - это требования, предъявляемые к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе завышенные требования, в большей мере старается одержать победу, чем тот, чьи требования к себе средние. [7,236]
Очень много для достижения побед значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Доказано, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае поражения переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них почти не развиты.
Психологи утверждают, что уровень своих притязаний личность устанавливает между слишком трудными и слишком простыми заданиями и целями - так, чтобы сохранить на достигнутой высоте свою самооценку. Усовершенствование уровня притязаний определяется не только радостью победы или поражения, но и, прежде всего, учетом и оценкой произошедших достижений и неудач. Между этим в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, присваивание себе исключительности, непохожести на окружающих. [1,35]
Из выше написанного значит, что структурным звеном в самосознании наравне с образом «Я» и уровнями притязаний является оценивание самого себя. Большую миссию в развитии личности играет оценивание личности самой себя.
Составляющими оценивания личности как самой себя являются: когнитивная и эмоциональная, неразрывно функционирующие. Когнитивная отражает знания личности о себе различной степени развития и обобщенности, эмоциональная - отношение к себе, накопленные знания "аффект на себя". Понимание себя личность получает в социальном отношении, и они неизбежно проявляются в эмоциях. Формирование каждого из элементов имеет свою специфику, однако качественное различие данных элементов придает их дифференцированный едино внутренний характер. Отмечается, что оценивание личности себя самой работает в нескольких видах - общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [8,212]
Качественные характеристики основаны на психологических диагностиках ученых, которые разделили общую и локальную самооценки. Общая самооценка на разных ступенях развития определяется различной широтой психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности.
Интегрированность индивидуальных самооценок проявляется, как система определенности и динамичности.
Конкретные самооценки определяются спецификой отражаемого в них содержания, уровнем значимости для личности, мерой обобщенности и свободности от внешних оценок. Показатели имеют вид оппозиций: самооценка понимается как адекватная - неадекватная, высокая - низкая, стабильная - динамичная, реальная - демонстрируемая, осознаваемая - неосознаваемая, точная - неточная, уверенная - неуверенная и т.п. [8, 218].
В период начальной школы фиксируются весь спектр самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. При этом с переходом в другой класс отмечается рост умения правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время уменьшается тенденция переоценивать себя. Устойчивая завышенная самооценка наблюдается очень редко. Отсюда следует, что самооценка учащегося начальной школы имеет динамику и имеет тенденцию к устойчивости постепенного перехода во внутреннюю позицию личности, определяется мотивом действий, влияет на формирование некоторых свойств личности.
Учащиеся, имеющие адекватную самооценку активны, находчивы, бодры, легко идут на контакт. Они умеют шутить. Обычно они с интересом и без помощи других ищут промахи в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своим уровнем возможности. После победы в решениях заданий делают выбор на такую же или более трудную, после поражения проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу начальной школы определяются все более обоснованными и менее категоричными. Дети с адекватной самооценкой неотступны в покорении цели, легко контактируют, быстро переключаются с одной деятельности на другую, стремятся к сотрудничеству, оказывают помощь, кому она нужна.
Основная характерная черта, которая у них сформировывается – это стремление к победе. Именно поэтому после победы, даже небольшой, они без помощи других выбирают себе задание на уровень выше. Эти дети, стремящиеся к достижениям, уверены в себе, в своих ресурсах. Все это является основой для развития личностной полноценности и компетентности. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятный эмоциональный фон, стимулирующая деятельность, вселяет уверенность в постижении заранее отмеченных целей.
Дети, имеющие высокую адекватную самооценку: активны, устремлены к постижению вершин в каждом виде деятельности. Дети характеризуются максимально самостоятельными. У них есть уверенность, в том, что они самостоятельно, собственными усилиями добьются высот, по натуре...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностьюДипломная работа: Психодиагностика и психокоррекция стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта
Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста