Курсовая работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Австрийской писательнице Марии фон Эбнер-Эшенбах принадлежат слова: «Мы недооцениваем то, что имеем, и переоцениваем то, чем мы являемся». Из этих слов справедливо полагать, что оценка насущного и нашего «Я» и понимается под самооценкой. Что такое самооценка, каковы её критерии и виды, возможности и закономерности формирования? На эти вопросы мы попытаемся дать ответ в курсовой работе.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Студент гр. Б 4102
Пересыпкина Адель Константиновна
Руководитель: канд. филос. наук, доцент
Е.А. Романова
г. Владивосток 2014

Введение
Австрийской писательнице Марии фон Эбнер-Эшенбах принадлежат слова: «Мы недооцениваем то, что имеем, и переоцениваем то, чем мы являемся». Из этих слов справедливо полагать, что оценка насущного и нашего «Я» и понимается под самооценкой. Что такое самооценка, каковы её критерии и виды, возможности и закономерности формирования? На эти вопросы мы попытаемся дать ответ в курсовой работе.
Сначала определим, что такое самооценка. Суть термина заключена в самом слове - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но неужели мы можем приписать себе любое качество и позиционировать себя таковыми в обществе?
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Известны ключевые виды самооценки: заниженная, адекватная, завышенная. В ходе исследований этих видов были выделены два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие в достижении боятся претерпеть неудачу. В первом случае это такой тип людей, который, приступая к деятельности, нацелен на достижение успеха, во втором случае это такой тип, мысли которого сосредоточены в негативном русле - возможности неудачи, порицание, наказание за недостигнутый положительный результат. И та и другая тенденция обозначаются как мотивация достижения.
Знания в области самооценки имеют свою ценность. Ускоренный темп развития, постоянно претерпевающие изменения отрасли бытия, быстрый темп жизни оказывают прямое влияние на наше мироощущение и мировоззрение. Следовательно, исследование самопонимания представляют огромную роль, ведь от уровня самооценивания зависит наша счастливая жизнь.
Цель исследования: определить закономерности формирования самооценки в онтогенезе психики индивида.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:
. На основе изучения литературы по теме исследования выявить понятие, структуру, функции и виды самооценки.
. Изучить основные направления исследований самооценки в зарубежной психологии.
. Изучить основные направления исследований самооценки в отечественной психологии.
. Рассмотреть особенности формирования и динамики самооценки в индивидуальном развитии.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: закономерности формирования самооценки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы.

Глава 1.Теоретический обзор изучения самооценки в психологии
1.1 Направления в исследовании самооценки: западная психология
Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Наиболее полная разработка теоретических аспектов самооценки нашла в трудах зарубежных психологов - Э. Берна, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида,
К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Эриксона. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
Уильям Джемс, автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я - чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах - в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.
Зигмунд Фрейд первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция «Оно», в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция «Я» - это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» является той частью «Оно», которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от «Оно», «Я» руководствуется принципом реальности. Инстанция «Сверх-Я» представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. «Сверх-Я» выступает как носитель «Я-идеала», с которым «Я» соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура «Я» обеспечивает уравновешенность «Оно» и «Сверх-Я».
Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З.Фрейда - Карен Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения.
Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Эрик Берн, он делил всех людей на :
А)принцев
Б) лягушек
Принцами он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели и успешно их достигать.
Лягушками - людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха. Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются принцами, и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в лягушек. Это говорит о большом влиянии общества на самопонимание.
Идеал Я в концепции Берна определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Эрик Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э.Эриксон рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении Эриксона «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.
Гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как «Я-образ», «Я-система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является Карл Роджерс видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали.
Абрахам Маслоу исходит из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самоактуализации, которую он определяет, как желание стать всем, чем возможно; это - потребность в реализации своего потенциала.
Однако, эта потребность - в самореализации - является высшей потребностью, и возможна только после удовлетворения иных, более низкого уровня. Это потребности физиологического характера, в безопасности, далее в любви и уважении. Собственно, притязание на признание (если приравнивать к нему потребность в любви и уважении), занимает промежуточное положение в иерархии, хотя и не последнее. Получается, что самоактуализирующийся человек не столь нуждается в любви и уважении со стороны других. Феномены самоактуализации и самореализации относятся к другому аспекту самосознания, нежели самоодобрение (самоуважение) и ближе к самоосознанию себя как личности и субъекта деятельности.
М.Л. Раусте фон Врихт в лонгитюдном исследовании демонстрирует, что от 11 до 18 лет отношение к образу «Я» мало изменяются с возрастом и почти не зависят от характера социального окружения. Например, по отношению к образу «Я» есть лишь одна четкая разница: молодые люди, живущие в сельской местности, заметно ниже оценивают свой интеллект, чем те, которые живут в столице. Из частных характеристик самооценки можно отметить, что у тех, кто в свободное время занимается культурной деятельностью, особенно высока самооценка интеллекта, у занимающихся спортом - привлекательности. У мальчиков, пассивно проводящих свое свободное время, образы «Я» вообще менее положительны. Иная картина наблюдается у девушек. У них культурные интересы связаны прежде всего с высокой оценкой собственной инициативности и лидерства. Социальные интересы у девушек связаны с высокой самооценкой привлекательности и непринужденности
О. Клэпп, рассматривая возможность всеобщего утверждения своего Я, согласно своим представлениям, говорит о возможности полной анархии.
Кто-то может вернуться на лоно природы, но возможно и преступление. Проблема приобретает иной аспект. Иногда проблема идентичности решается «от обратного» - с кем не надо идентифицироваться. Не надо с символическими моделями, предоставляемыми средствами массовой информации. При этом, как полагает Л.Шнейдерман, те чувства, цели, ценности и т.д., которые мы не считаем своими, отчуждаем от себя, внедряются через идентификацию с другими людьми, даже символами. Л. Шнейдерман, как и О. Клэпп, предупреждает о «идентификации с агрессором», принятии демонического в себе. При этом сегодня люди принимают свои деструктивные импульсы без чувства вины, умеют избежать мучительной борьбы между самоконтролем и самоутверждением. Но он все же предлагает, хотя и гипотетическое, но конструктивное решение - признавать события, которые вызывают в нем сильный эмоциональный отклик, отличать их от «умеренных» эмоционально. Первые могут быть показателем соотнесенности с концепцией Я.
В качестве «стержня» личной идентичности Л. Мак-Фолл предлагает набор принципов, которые делают нас теми, кто мы есть. Они не могут быть сведены к иным ценностям, поскольку являются самыми фундаментальными из всех; они определяют, что мы принимает в расчет в поступках. Хотя, как признается, эти принципы не обязательно должны быть моральными по своей природе, и сознательный аморализм также должен считаться равноценным принципом. Принципы могут быть самыми разнообразными. Это и правда для Томаса Мора, и преданность семье для Антигоны. Это то, за что человек готов умереть. (Довольно интересный подход к исследованию личностного «Я».) Наоборот, стержню противоречит все то, с чем потом будет трудно жить.
Из оригинальных гипотез относительно индикаторов личностного Я можно привести работу Х.Фингаретте, который предполагает, что самозабвение может быть показателем автономного функционирования личностного Я. Иначе говоря, в деятельности с самозабвением выражается сущность человека; здесь не человек не может принимать себя в расчет, наоборот, именно его сущность в субъективном самозабвении действует наиболее эффективно.
1.2 Направления в исследовании самооценки: отечественная психология
Принятие себя, по определению С.Л.Братченко и М.Р.Мироновой, означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.
По мнению Д.А.Леонтьева, самопринятие является частью более широкого понятия - самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых, следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во-вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Иная трактовка структуры самоотношения предлагается В.Ф. Сафи-ным. Исходя из концепции целостной самооценки (а не соотношения) субъекта, он выделяет целый ряд аспектов, среди которых особенно выделяется самоуважение. Этот вид самооценки - результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его «значимыми другими».
Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если «я-образы» больше когнитивные образования, то самоуважение - целостное эмоционально-ценностное отношение. Хотя В.Ф.Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально-когнитивно-ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй - самооценкой сферы мотивационно- потребностных сил, третий - самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств (физических, психофизиологических, характерологических).
Осознание своей значимости для ближайшего окружения может включаться как элемент самоуважения, но может и не совпадать с ним. Поэтому можно предположить, что самоуважение - это отношение к своей значимости для других, исходя из своего идеала, которое обеспечивает самоутверждение и удовлетворенность субъекта самим собой. Получается, что самоудовлетворенность результат глобального, целостного самоотношения, включающего в себя «я-образы» - всякие формы самооценок, обобщающие самооценивание. (Как предполагает И.И.Чеснокова, здесь наибольшую роль играет не столько ситуативный приспособительный образ самого себя (хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека), сколько то истинное отношение к себе, когда он в наибольшей степени является самим собой, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольшей степени является самим собой.)
Стоит отметить, что иной механизм самоуважения предлагает В.М. Раева, согласно которой самоуважение эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. Иными словами, самоуважение не зависит от мнения референтной группы, от достоинств и недостатков, а только от совпадения желаемого и достигнутого. Исходя из этого, можно сказать, что высокое самоуважение будет у человека, ставящего реальные цели, но низкое - у человека с «Наполеоновскими планами», но не достигшими всего. С этим трудно согласиться.
В.В. Столин практически не употребляет терминов самоуважение и самоудовлетворенность. В структуре самоотношения предлагается как минимум три типа отношений: к себе, к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих позволяет выделить уровни самоприятия субъекта. У наиболее развитой личности предполагается симпатия и уважение к себе и другому, и ожидание взаимной симпатии. В менее развитом варианте к другому уважения нет, ожидается враждебность. Далее, сознательное отсутствие уважения к себе, антипатия к другому, ожидается презрение. Наконец, бессознательное неприятие себя может сочетаться с преувеличенным пиететом к другому.
Э.А. Орлова приводит механизм формирования самоидентификации при взаимодействии таких значимых для этого процесса личностных характеристик, как самоуважение и самооценка.
Личность может испытывать самоуважение, когда проявляет конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам, и когда эта конформность вознаграждается. Самоуважение - это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций личности. В отличие от самоуважения самооценка переживается и формируется, когда личность нарушает ожидания других, проявляет способность к дистанцированию и автономии по отношению к другим и к их требованиям, а не конформность или причастность к ним. Самоуважение проверяется консенсусом; самооценка потенций - конфронтацией. Такая самооценка переживается, когда личность может реализовать свои намерения вопреки сопротивлению других. Проверка в конфронтации обостряет ощущение личностных границ, индивидуальной специфичности, выдвигает на передний план личностную идентичность.
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский используют термин образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего.
Т.А. Никулина и Н.Е. Харламенкова, однако, используя термин самоутверждение как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванным этим стремлением поведением, получили данные противоречащие результатам, полученным на выборках из других культур. В работе исследовались механизмы «защиты Я». Отрицание считается «женским» механизмом, а проекция - «мужским», но это не совсем подтвердилось. Хотя половозрастные различия все же были обнаружены.
По определению Д.А.Леонтьева,...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

Реферат: Черепно-мозговые и огнестрельные ранения головы и их последствия для психики человека

Реферат: Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера

Реферат: Формирование самооценки детей дошкольного возраста