Реферат: Гендерные особенности преодоления трудных жизненных ситуаций подростками

На рубеже XX - XXI веков в структура социально-психологического знания начинает трансформироваться. Трансляция европейского образа жизни в совокупности с традиционной российской спецификой привели к обострению всех противоречий, существующих в обществе, чем обусловили возникновение целого ряда новых научных направлений, отражающие практические запросы общества.

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Гендерные особенности преодоления трудных жизненных ситуаций подростками':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Теоретические основания изучения гендерных особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций подростками
.1Междисциплинарный анализ понятия «трудная жизненная ситуация»
.2Виды и причины трудных жизненных ситуаций
.Диагностико-аналитическое исследование преодоления трудных жизненных ситуаций подростками
.1Возможности преодоления трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте
.2Гендерные особенности преодоления трудных жизненных ситуаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А АНКЕТА
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XX - XXI веков в структура социально-психологического знания начинает трансформироваться. Трансляция европейского образа жизни в совокупности с традиционной российской спецификой привели к обострению всех противоречий, существующих в обществе, чем обусловили возникновение целого ряда новых научных направлений, отражающие практические запросы общества.
Именно таким направлением становится психология социальных ситуаций. Интерес к данной области знании в нашей стране России понятен, так как психология социальных ситуаций, ориентирована не только на изучение видов различных социальных ситуаций, особенностей поведения человека в них, механизмов восприятия и осознания ситуации, влияния ситуации на человека, но и на поиск возможностей их конструктивного разрешения. Все вышесказанное позволяет максимально приблизить социально-психологическое знание к онтологической действительности.
Трудная жизненная ситуация как раз относится к проблемным социальным ситуациям и характеризуется рядом специфических маркеров: возникновением новой системой требований к субъекту, выходящей за пределы привычной социализации, чем обусловливается потребность его адаптации к ситуативной ресоциализации; требованием создания новых алгоритмов социального поведения; нарушением повседневной деятельности (учебной, игровой и др.); разрушением круга привычного общения; оказанием стрессового давления на организм и психику в целом. Все перечисленные факторы оказывает сильное воздействие на личности человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Под давление начинает изменяться мировоззренческая система, смысложизненная ориентация, система ценностей, отношение к религии, государству, семье, близким людям и т.д. В такой ситуации у человека объективируется потребность в получении помощи, но не такой, которую можно свести к конкретным материальным мерам. Помощь требуется на другом уровне - необходимо развить и/или сформировать у него такую социально-психологическую компетентность, которая подведет его к преодолению трудной жизненной ситуации.
В отечественной науке, начиная со времен Л.С. Выготского,
Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова активно развивается ситуационный подход, сосредоточенный на анализе социального бытия как системы дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций. В современном научном поле работают такие исследователи как: Л.И. Анцицыферова, Н.В. Гришина, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Коржова, А.В. Филиппов и т.д.
Однако ряд проблем остается нераскрытым. Так, например, можно утверждать, что современная психология социальной ситуации не в полной мере проработала методологические основ социально-психологического изучения ситуаций. Отсутствует понятийная четкость концепта «трудная жизненная ситуация». Чаще всего в самом подходе к определению понятия детерминирует феноменологический пласт.
Кроме того, обширный эмпирический материал, на который опирается сама ситуативная психология, был собран в рамках зарубежной, в частности, американской социальной психологии. Начиная с трудов К. Левина, научные работы в данной сфере знания, были посвящены изучению социальных ситуаций стабильно-сложившегося американского общества (М. Аргайл, Дж. Грахам, Л. Росс, Р. Нисбетт, Д. Магнуссон и др.).
Сегодня становится понятным, что вероятность использования этих данных в рамках некритичного заимствования чужого опыта социально-психологического сопровождения групп людей и/или индивидов, попавших в определенные жизненные ситуации, в условиях нашей страны вызывает сомнение.
Исходя и вышесказанного, проблемой представленного исследования видятся противоречия социально-психологической природы, а именно: наличием глубокого анализа социального бытия как системы дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций и недостаточным исследованием индивидуальной и гендерной детерминации в сфере управления трудной жизненной ситуацией.
Объект исследования: трудная жизненная ситуация как социально-психологического феномена.
Предмет исследования: гендерные особенности совладания с трудной жизненной ситуацией в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы допускаем, что гендерная специфика подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию обусловленная психологией развития будет отражаться способах совладания с нею, а именно: мальчики, как более способные к расширению социальных контактов, будут искать новые пути решения проблемы, а девочки, как приверженцы традиционных форм и методов поведения, будут решать проблему совладания внутри комфортного социума.
Цель: выявить особенности преодоления трудных жизненных ситуаций подростками женского и мужского пола.
Задачи исследования.
.Провести междисциплинарный анализ понятия «трудная жизненная ситуация».
2. Уточнить виды и причины трудных жизненных ситуаций.
3.Рассмотреть возможности преодоления трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте.
4.Выявить гендерные особенности преодоления трудных жизненных ситуаций.
Методы получения данных: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме; систематизация и обобщение опыта исследования гендерных особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций подростками; анкетирование, сравнительный анализ результатов авторского исследования.
Методики исследования:
) анкетирование;
) сравнительный анализ.
В качестве опытно-экспериментальной базы была выбрана МБОУ СОШ № 25 ст. Платнировская. В исследовании участвовали подростки 12 лет, учащиеся шестого класса в количестве 41 человек. Из них 25 девочек и15 мальчиков.
Методологические и теоретические основания исследования заложены такими российскими учеными как: Л.С. Выготский, Л.И. Анциферова,
Ю.Н. Емельянов, Т.М. Дридзе и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
1)Теоретической определенности понятия «трудная жизненная ситуация»;
2) Систематизации причин трудных жизненных ситуаций;
3)Определении возможности преодоления трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в определении гендерных особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций подростками.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Содержит 2 таблицы и 1 рисунок.
1. Теоретические основания изучения гендерных особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций подростками
.1 Междисциплинпрный анализ понятия «трудная жизненная ситуация»
В современной отечественной науке, традиционно, порядок социальной проблемы рассматривается посредством понятия социальной ситуации. Социальные ситуации формируются в результате интеграции свойств социальной среды и личности, которая, в свою очередь, фиксирует эти свойства и оригинально их интерпретирует.
В связи с этим, уместно различать типы социальных ситуаций, их отражение на поведении человека, равно как и механизмы их восприятия личностью, влияние социальных ситуаций на социум в целом, чтобы иметь возможность находить лучшие пути перспективного социального движения.
В нашей стране исследованием социальных ситуаций с позиции ситуационного подхода занимались такие ученые как: Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, Ю.Н. Емельянов, Т.М. Дридзе, И.Г Кузина и др.
Говоря о социальных ситуациях ученые различали: исторические, социокультурные и жизненные ситуации. Для нашей работы наибольшую ценность имеют жизненные ситуации, которые рассматриваются в рамках теории социальной работы как совокупность «значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла» [11, 12].
Рассматривая жизненные ситуации, исследователи говорят об устоявшихся (нормальных) и о трудные (проблемных) ситуациях. Проблемные возникают в том случае, если расстраивается устоявшийся порядок жизни человека, вследствие чего решение очередной проблемы становится апокрифичным, так как не укладывается в привычную схему поведения. Источник жизненной трудности наблюдается как в личных действиях индивида, так и в воздействии окружающей среды.
Трудная жизненная ситуация − социальное понятие и, соответственно, имеет смысл воспринимать это понятие именно в этих рамках.
«Трудная жизненная ситуация − ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» [1].
Трудная ситуация всегда характеризуется рассогласование между тем, желаниями человека, и его способностями, оказавшись в данных условиях и обладая имеющимися у него собственными возможностями. Такое несоответствие препятствует достижению заявленных требований, что влечет за собой развитие негативных эмоций. Именно эти эмоции и степень их выраженности являются индикатором трудности возникающей у человека ситуации [25, с. 186].
В период роста, человек, постигая и изучая окружающий мир, но, еще не владея достаточным опытом, обязательно будет встречаться с чем-то новым, незнакомым, непредвиденным для себя. Это потребует от него проверки собственных потенциалов и способностей, что далеко не всегда может закончиться благополучно и потому может стать причиной разочарований. Отметим, что всякая трудная ситуация ведет к искажению привычной деятельности, устоявшихся отношений, стимулирует отрицательные эмоции и волнения, вызывает дискомфорт, что при установленных обстоятельствах может иметь отрицательные последствия для развития личности [29, с. 79].
Трудные жизненные ситуации, под воздействием которых формируются способы поведения и вырабатывается отношение к возникающим затруднениям, обладают различным характером. Так, концепция трудной ситуации продолжает развиваться в ключе представлений К. Левина о психологической ситуации как о системе взаимодействия личности и ее социального окружения.
То есть, трудные ситуации складываются в результате дисбаланса в системе отношений личности и ее социального окружения или возможного несоответствия между целями, которые человек ставит перед собой и возможностями их реализации. Для изучения данного феномена разработано несколько систематизаций категории «трудные жизненные ситуации». Существует классификация, отражающая степень участия человека:
трудные жизненные ситуации;
трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;
трудные ситуации, связанные с социальным воздействием [34].
И отражающая типы трудностей:
по интенсивности,
по величине потери или угрозы,
по длительности (хронические, краткосрочные),
по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые),
по уровню влияния [28].
Сложившиеся таким образом ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и потенциальным возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, угнетают его активность.
1.2 Виды и причины трудных жизненных ситуаций
Среди российских исследователей, занимающихся проблемой трудных жизненных ситуаций, можно отметить Ф.Е. Василюка. Драматическая ситуация, по его мнению, в самом общем виде должна определяться как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). В связи с этим, он вводит синонимичное понятие - «критическая ситуация» [13, с. 45].
Он определяет четыре базовых понятия, при помощи которых возможно описать и изучить критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Ф.Е. Василюк в своей работе исходил из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым мы будем характеризовать основные типы критических ситуаций и отличать их друг от друга.
Первая критическая ситуация, о которой пойдет речь - стресс.
Неопределенность категориальных начал и определений более всего отразилась на понятии стресса. Первоначально, стресс обозначался как неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома. В настоящее время данный концепт относят ко всему, что угодно.
По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс». Подобные метаморфозы конкретно-научного понятия в универсальный принцип широко известны из истории психологии. Так они достаточно подробно описаны Л. С. Выготским закономерности этого процесса, что состояние, в котором сейчас находится анализируемое понятие, наверное, можно было бы предсказать в самом начале «стрессового бума» [15].
Действительно, в современных трудах по психологии, в той или иной мере посвященных стрессу, предпринимаются попытки, ограничить рамки самого понятия, направив его в русло традиционной психологической проблематике и терминологии.
Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами [22].
Опираясь на исследования С. Сэллсоа, Дж. Эверилл определяет, что в основе стрессовой ситуации лежит утрата контроля, т.е. дефицит реактивного ответа адекватного содержания на определенную ситуацию, при значимости для индивида последствий отказа от реагирования.
П. Фресс, рассматривая эмоциональную сферу, предлагает изучать стресс как специфическую форму эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации».
Изучая феномен психического стресса Ю.С. Савенко называет его состоянием, «… в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» [13].
Проанализировав специальную литературу, посвященную попыткам дать универсальное определение понятию стресса, согласимся с мнением Ф. Е. Василюка, который утверждает, что не нужно зацикливаться на некой специфичности ситуаций, стимулирующей развитие стресса. Для отдельной личности любое требование среды может вызвать стресс, если оно внутренне оценивается как угрожающее и/или нарушает адаптацию, контроль, сокращает возможности самоактуализации.
Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря, у существа, нормальный жизненный мир которого «легок» и «прост», т.е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.
Полную реализацию такого предположительного существования, когда блага даны прямо и непосредственно. и вся жизнь сведена к непосредственной витальности, можно усмотреть, да и то с известными оговорками, только в пребывании плода в чреве матери, однако частично оно присуще всякой жизни, проявляясь в виде. установки на здесь-и-теперь удовлетворение, или в том, что З. Фрейд называл «принципом удовольствия» [34].
Разумеется, что осуществление такой установки постоянно нарушается повседневными, совершенно не агрессивными требованиями действительности. Если такие нарушения или прорывы классифицировать как критическую ситуацию (стресс), можно прийти к такому ее понятию, в котором несомненным станет совмещение идей «экстремальности» и «неспецифичности».
При рассмотренных теоретико-социальных условиях вполне отчетливо, просматривается определение стресса критического события и перманентного жизненного состояния. Итак, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, можно обозначить термином «витальность», понимая под ним неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.
Следующая ситуация − фрустрация. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что обязательными признаками фрустрирующей ситуации является наличие яркой мотивированности достижения цели (удовлетворить потребность) и препятствия, преграждающего путь к этому достижению.
В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру как по характеру мотивов, так и по характеру «барьеров». К классификациям первого порядка можно отнести различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), заявленное А. Маслоу. Фрустрация данных мотивов носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений [56, с. 348].
Барьеры, препятствующие движению индивида к цели, могут быть физического свойства (стены исправительных колоний), биологического свойства (заболевание, старение), психологического свойства (боязнь, интеллектуальная несостоятельность) и социокультурного характера (установки, правила, законы).
Согласимся с мнением Т. Дембо, который производит деление барьеров на внешние и внутренние. Такую систему она использовала для описания своих экспериментов. Под внутренними барьерами подразумевались те, которые препятствуют достижению цели, а под внешними - те, которые не давали участникам эксперимента выйти из ситуации.
Уточняя позицию Т. Дембо, отечественный исследователь К. Левин, внешние барьеры рассматривал как возможности взрослых людей к управлению поведением ребенка. При этом он различил «физически-вещественные» (стены,...

Похожие материалы:

Реферат: Гендерные особенности коммуникации в Интернете (на примере сайтов знакомств)

Реферат: Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте

Дипломная работа: Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Реферат: Гендерные особенности в системе управления